Таин­ство покаяния
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 4, 17)
25.09.2022

Для того, что­бы очи­стить тело от гря­зи, мы поль­зу­ем­ся водой и мылом. Нам тяже­ла нечи­сто­та телес­ная.
 Для того, что­бы очи­стить душу от духов­ной гря­зи, то есть осво­бо­дить её от тяже­сти и угры­зе­ний сове­сти, кото­рые воз­ни­ка­ют как резуль­тат совер­шен­ных гре­хов (непра­виль­ной жиз­ни), Хри­сти­ан­ская Цер­ковь пред­ла­га­ет ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ. Это духов­ная баня нашей духов­ной нечистоты.

Это таин­ство назы­ва­ют вто­рым крещением.

Пока­я­ние – это духов­ный труд, уси­лие согре­шив­ше­го чело­ве­ка, направ­лен­ное на то, что­бы вос­ста­но­вить связь с Богом, что­бы быть при­част­ни­ком Его Цар­ства. Пока­я­ние под­ра­зу­ме­ва­ет такое духов­ное дела­ние хри­сти­а­ни­на, в резуль­та­те кото­ро­го совер­шён­ный грех ста­но­вит­ся ему нена­вист­ным. Гос­подь гово­рит: «не хочу смер­ти греш­ни­ка» (Иез. 33; 11). А грех несет смерть не толь­ко телес­ную, но и, что гораз­до важ­нее – духов­ную: «сде­лан­ный грех рож­да­ет смерть» (Иак. 1; 15). Пока­ян­ное уси­лие чело­ве­ка при­ем­лет­ся Гос­по­дом как самая боль­шая жерт­ва, самое зна­чи­мое его каж­до­днев­ное дела­ние, ибо ска­за­но, что «быва­ет радость у Анге­лов Божи­их и об одном греш­ни­ке каю­щем­ся» (Лк. 15; 10). 

Чело­век скло­нен ко гре­ху. И если мы воз­дер­жи­ва­ем­ся в сло­ве и деле, то в помыш­ле­нии нам воз­дер­жи­вать­ся без помо­щи Божи­ей невоз­мож­но. Глу­би­ны мыс­лен­ной гря­зи без­дон­ны. Имен­но мыс­лен­ная нечи­сто­та тол­ка­ет нас на сквер­ные дела и сло­ва. Наши помыс­лы пол­но­стью откры­ты Гос­по­ду, свя­тым и анге­лам. Если мы не научим­ся чисто мыс­лить здесь, на зем­ле, то на небе­сах наша нечи­сто­та обна­ру­жит­ся пред всеми.

Мы посто­ян­но осуж­да­ем, забы­вая о том, что тво­ря­щий суд в той же мере стро­го­сти будет спро­шен за свои дела. Осуж­да­ю­щий «за гла­за» ближ­не­го сво­е­го есть ли у тебя сме­лость выска­зать свое недо­воль­ство «в гла­за» и обли­чить! Ока­жешь­ся ли ты прав? Хва­тит ли у тебя сил усто­ять перед подоб­ным испы­та­ни­ем, за кото­рые ты осу­дил? Не берешь ли ты чужие гре­хи на себя? Помни, осуж­да­ю­щий, Гос­подь оди­на­ко­во спро­сит с обо­их. С одно­го спро­сит за совер­шен­ный грех, а с дру­гой — за дер­зость взя­тых на себя пол­но­мо­чий суда. Дер­за­ю­щий судить — ты видишь толь­ко как пада­ет ближ­ний твой во гре­хе. Но ты не видишь, как пла­чет и сокру­ша­ет­ся в пока­я­нии его сердце.

Две­ри пока­я­ния откры­ты для всех, но успе­ем ли прой­ти ими.

Труд­нее все­го осо­зна­ет свою нечи­сто­ту чело­век гор­де­ли­вый. Тако­вые не видят сво­е­го гре­ха и пре­бы­ва­ют в посто­ян­ном само­обо­льще­нии и пре­воз­но­ше­нии ума. Они доволь­ны собой и ред­ко загля­ды­ва­ют в глу­би­ну сво­ей сове­сти. Но совесть труд­но обма­нуть. Это голос Само­го Бога, обли­ча­ю­щий нас.

Вся­ко­му живу­ще­му предо­став­ле­на сво­бо­да воли. Как рас­по­ря­дим­ся мы ею? Будут ли наши дела и наме­ре­ния при­бли­жать нас к Богу? Наши доб­рые дела — с чистым ли серд­цем и любо­вью тво­ри­ли мы их? Гос­подь все­гда видит серд­це твое, хри­сти­а­нин. Что там — сми­ре­ние или гор­де­ли­вое пре­воз­но­ше­ние, тер­пе­ние или раздражение?

Угод­ны ли наши дела Богу? Никто не зна­ет. Никто не зна­ет, каков будет окон­ча­тель­ный ответ. Никто не зна­ет, какой ангел при­дет за нами, что­бы про­ве­сти нас на Выс­ший Суд. Белые или чер­ные кры­лья будут за его спиной?

Помни, хри­сти­а­нин — раз­бой­ник, что висел рядом со Хри­стом на кре­сте, пока­ял­ся со сми­ре­ни­ем и вошел в рай вслед за Гос­по­дом. Гос­подь про­стил и при­нял его. Иуда же Иска­ри­от­ский был уче­ни­ком Хри­сто­вым, но пре­дал Учи­те­ля и, не рас­ка­яв­шись по гор­дыне сво­ей, пошел в ад. Пути Гос­под­ни неисповедимы.

Верь, хри­сти­а­нин, Гос­подь укреп­ля­ет вся­ко­го, при­хо­дя­ще­го к Нему с пока­я­ни­ем. Гос­подь помо­га­ет усто­ять от гре­ха и не повто­рять его.

Вели­ка иску­пи­тель­ная Жерт­ва за нас, греш­ни­ков. Тво­рец и Созда­тель послал Сына Сво­е­го воз­люб­лен­но­го Иису­са Хри­ста на доб­ро­воль­ные крест­ные муки, что­бы гре­хи мира были омы­ты стра­да­ни­я­ми Без­греш­но­го. Что­бы гре­хи каж­до­го из нас, при­хо­дя­ще­го в Цер­ковь Хри­сто­ву с пока­я­ни­ем омы­ва­лись во Свя­том Таин­стве При­ча­ще­ния Кро­вью Непо­роч­но­го Агн­ца. Помни хри­сти­а­нин, какой доро­гой ценой запла­че­но за твое спа­се­ние. И торо­пись. Без пока­я­ния нам не вой­ти в Небес­ные Обители.

Види­мая сто­ро­на таин­ства пока­я­ния заклю­ча­ет­ся в испо­ве­да­нии гре­хов, при­но­си­мом каю­щим­ся Богу в при­сут­ствии свя­щен­ни­ка, и в раз­ре­ше­нии гре­хов, совер­ша­е­мом Богом через священнослужителя.

Свя­щен­ни­ку дана власть от Бога «вязать и решить» наши гре­хи. «Про­щаю и раз­ре­шаю гре­хи твои…» — гово­рит батюш­ка при­хо­дя­ще­му на испо­ведь и пока­яв­ше­му­ся в грехах.

Вели­кое облег­че­ние полу­ча­ет вся­кий, кто спо­доб­ля­ет­ся омыть свои гре­хи в Таин­стве Пока­я­ния и очи­стить совесть. То, что про­стил зем­ной суд, про­ща­ет и небес­ный. Как нуж­но торо­пить­ся очи­стить душу от гре­ха, ибо никто не зна­ет, что уго­то­ва­но ему зав­тра и мно­го ли оста­лось зем­но­го пути. Успе­ем ли очи­стить­ся пока­я­ни­ем? Успе­ем ли осо­знать свою греховность?

Торо­пись, хри­сти­а­нин. Помни: «Ничто нечи­стое в Цар­ствие Небес­ное не входит».

Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства реани­ми­ро­ван­ных боль­ных, вер­нув­ших­ся «с того све­та» в наше вре­мя гово­рят о том, что всем нам при­дет­ся дать ответ за каж­дую мелочь. 

Боже, мило­стив буди ми греш­но­му!

Что такое исповедь?

Испо­ведь есть уст­ное при­зна­ние в гре­хах сво­их, кото­рые тяж­ко лежат на сове­сти. Пока­я­ние очи­ща­ет душу и дела­ет ее гото­вой к при­ня­тию Духа Свя­та­го, а испо­ведь толь­ко осво­бож­да­ет душу от грехов.

Полез­на ли, нуж­на ли испо­ведь?… Конеч­но полез­на и даже необ­хо­ди­ма, пото­му что нель­зя очи­стить посу­ду без того, что­бы не выбро­сить из нее преж­де всей нечи­сто­ты, — так точ­но нель­зя очи­стить душу свою от гре­хов без испо­ве­ди. Но ска­жи­те, доволь­но ли одной испо­ве­ди для полу­че­ния Духа Свя­та­го? Конеч­но нет, что­бы при­нять бла­го­вон­ный и дра­го­цен­ный баль­зам в осквер­нен­ную посу­ди­ну мало того, что­бы толь­ко опо­рож­нить ее, надоб­но вымыть ее водой и выжечь огнем. Так точ­но, что­бы полу­чить Духа Свя­та­го мало толь­ко испо­ве­дать­ся, или толь­ко рас­ска­зать гре­хи свои пред духов­ни­ком, но надоб­но при сем и омы­вать душу свою пока­я­ни­ем или сокру­ше­ни­ем и скор­бью души, и выжи­гать ее доб­ро­воль­ным тер­пе­ни­ем скор­бей. Итак, вот что зна­чит испо­ведь и покаяние!

В чем же заклю­ча­ет­ся истин­ная и пра­виль­ная испо­ведь?.. Когда мы жела­ем очи­стить свою совесть от гре­хов Таин­ством Пока­я­ния, то нам надобно:

  1. Преж­де все­го, веро­вать в Гос­по­да Иису­са Хри­ста и твер­до наде­ять­ся, что Он готов про­стить вся­кий грех, сколь бы он ни был велик, если толь­ко греш­ник рас­ка­ет­ся чисто­сер­деч­но; надоб­но верить и наде­ять­ся, что Бог вся­че­ски жела­ет и ищет наше­го обращения.
  2. Иметь сокру­шен­ное серд­це. Кто есть Бог? И кто мы? Бог есть все­мо­гу­щий Тво­рец неба и зем­ли, Он есть страш­ный и пра­во­суд­ный Судия, а мы? Мы — сла­бые и ничтож­ные смерт­ные: все люди, даже самые вели­кие люди, пред Богом менее, чем прах, и мы нико­гда себе пред­ста­вить не можем, сколь про­ти­вен Богу вся­кий грех, и сколь оскорб­ля­ет Его вся­кое без­за­ко­ние. И мы, ничтож­ные и сла­бые, мы бес­ко­неч­но обла­го­де­тель­ство­ван­ные Богом нашим, смерт­ные, дер­за­ем оскорб­лять Его — Все­бла­го­го?.. Сокру­шен­ное серд­це — вот при­ят­ней­шая для Бога жерт­ва! Жерт­ва Богу дух сокру­шен; серд­це сокру­шен­но и сми­рен­но (Пс. 50; 19), — вот при­но­ше­ние Богу дра­го­цен­ней­шее всех при­но­ше­ний и прикладов!
  3. Про­стить всем вра­гам сво­им и оскор­би­те­лям все то, что они нам сде­ла­ли вред­но­го и оскор­би­тель­но­го. Про­стить… Что зна­чит про­стить? Про­стить — зна­чит нико­гда не мстить, ни тай­но, ни явно; нико­гда не вспо­ми­нать, совсем забыть и сверх того полю­бить сво­е­го вра­га, как при­я­те­ля, как бра­та, как дру­га, защи­щать честь его и отда­вать ему во всем спра­вед­ли­вость. Вот что зна­чит про­стить. И кто не согла­сит­ся, что это очень тяж­ко? Так, тяж­кое дело про­щать оби­ды, но за это и велик тот, кто уме­ет про­щать оби­ды; поис­ти­не, велик и пред людь­ми и пред Богом. Но если долж­но про­щать вра­гам сво­им, то так­же необ­хо­ди­мо и про­сить про­ще­ния у тех, кого мы оби­де­ли; так, оскор­бил ли ты кого сло­вом, про­си про­ще­ния, при­ди и покло­нись в ноги, и ска­жи: “Про­сти меня”; оби­дел ли ты кого делом, поста­рай­ся ступ­ка­ми сво­и­ми перед ним загла­дить вину свою и воз­на­гра­дить ущерб его, и тогда будь уве­рен, что все гре­хи твои, сколь бы они ни были тяж­ки, будут про­ще­ны тебе.
  4. Без вся­кой утай­ки и чисто открыть гре­хи свои на испо­ве­ди свя­щен­ни­ку. “Для чего откры­вать гре­хи свои Тому, Кто зна­ет все наше сокро­вен­ное?” — гово­рят неко­то­рые. Конеч­но для того, что­бы тем при­не­сти повин­ную голо­ву. Конеч­но, Бог зна­ет все наши гре­хи; но Цер­ковь, име­ю­щая власть от Бога про­щать и раз­ре­шать гре­хи, не может знать их, и пото­му она без испо­ве­ди не может про­из­не­сти сво­е­го реше­ния. Тот, кто сер­деч­но созна­ет себя винов­ным пред Богом, тот готов сознать­ся в гре­хах сво­их хотя бы цело­му све­ту, лишь бы толь­ко на страш­ном Суде Хри­сто­вом они были сокры­ты от Анге­лов и свя­тых чело­ве­ков. Тот, кто ута­и­ва­ет гре­хи на испо­ве­ди, хотя и услы­шит от духов­ни­ка: “Про­щаю и раз­ре­шаю”, но Дух Свя­тый не про­стит и не раз­ре­шит его.
  5. Нако­нец, надоб­но поло­жить твер­дое наме­ре­ние впредь жить осто­рож­нее. Вот самая труд­ная обя­зан­ность!.. Но что же делать? Если хочешь быть в Цар­ствии Небес­ном, если хочешь, что­бы Бог про­стил тебе гре­хи твои, то пере­стань гре­шить; толь­ко под этим усло­ви­ем Цер­ковь раз­ре­ша­ет каю­ще­го­ся от гре­хов сто.

Слы­ши­те, бра­тия, Цер­ковь пове­ле­ва­ет после испо­ве­ди жить как мож­но осто­рож­нее и не воз­вра­щать­ся на преж­нюю гре­хов­ную жизнь, но начать жизнь новую и свя­тую. Итак, бра­тия мои, про­шу вас ради Бога, ради спа­се­ния ваше­го, поста­рай­тесь пере­ме­нить жизнь свою. И еще повто­ряю, что тот, кто совсем не име­ет ника­ко­го наме­ре­ния жить осто­рож­нее, тот не полу­чит про­ще­ния гре­хов сво­их от Бога. Аминь.

Инно­кен­тий, мит­ро­по­лит Московский

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму