Для того, чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и мылом. Нам тяжела нечистота телесная.
Для того, чтобы очистить душу от духовной грязи, то есть освободить её от тяжести и угрызений совести, которые возникают как результат совершенных грехов (неправильной жизни), Христианская Церковь предлагает ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ. Это духовная баня нашей духовной нечистоты.
Это таинство называют вторым крещением.
Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Господь говорит: «не хочу смерти грешника» (Иез. 33; 11). А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1; 15). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15; 10).
Человек склонен ко греху. И если мы воздерживаемся в слове и деле, то в помышлении нам воздерживаться без помощи Божией невозможно. Глубины мысленной грязи бездонны. Именно мысленная нечистота толкает нас на скверные дела и слова. Наши помыслы полностью открыты Господу, святым и ангелам. Если мы не научимся чисто мыслить здесь, на земле, то на небесах наша нечистота обнаружится пред всеми.
Мы постоянно осуждаем, забывая о том, что творящий суд в той же мере строгости будет спрошен за свои дела. Осуждающий «за глаза» ближнего своего есть ли у тебя смелость высказать свое недовольство «в глаза» и обличить! Окажешься ли ты прав? Хватит ли у тебя сил устоять перед подобным испытанием, за которые ты осудил? Не берешь ли ты чужие грехи на себя? Помни, осуждающий, Господь одинаково спросит с обоих. С одного спросит за совершенный грех, а с другой — за дерзость взятых на себя полномочий суда. Дерзающий судить — ты видишь только как падает ближний твой во грехе. Но ты не видишь, как плачет и сокрушается в покаянии его сердце.
Двери покаяния открыты для всех, но успеем ли пройти ими.
Труднее всего осознает свою нечистоту человек горделивый. Таковые не видят своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и превозношении ума. Они довольны собой и редко заглядывают в глубину своей совести. Но совесть трудно обмануть. Это голос Самого Бога, обличающий нас.
Всякому живущему предоставлена свобода воли. Как распорядимся мы ею? Будут ли наши дела и намерения приближать нас к Богу? Наши добрые дела — с чистым ли сердцем и любовью творили мы их? Господь всегда видит сердце твое, христианин. Что там — смирение или горделивое превозношение, терпение или раздражение?
Угодны ли наши дела Богу? Никто не знает. Никто не знает, каков будет окончательный ответ. Никто не знает, какой ангел придет за нами, чтобы провести нас на Высший Суд. Белые или черные крылья будут за его спиной?
Помни, христианин — разбойник, что висел рядом со Христом на кресте, покаялся со смирением и вошел в рай вслед за Господом. Господь простил и принял его. Иуда же Искариотский был учеником Христовым, но предал Учителя и, не раскаявшись по гордыне своей, пошел в ад. Пути Господни неисповедимы.
Верь, христианин, Господь укрепляет всякого, приходящего к Нему с покаянием. Господь помогает устоять от греха и не повторять его.
Велика искупительная Жертва за нас, грешников. Творец и Создатель послал Сына Своего возлюбленного Иисуса Христа на добровольные крестные муки, чтобы грехи мира были омыты страданиями Безгрешного. Чтобы грехи каждого из нас, приходящего в Церковь Христову с покаянием омывались во Святом Таинстве Причащения Кровью Непорочного Агнца. Помни христианин, какой дорогой ценой заплачено за твое спасение. И торопись. Без покаяния нам не войти в Небесные Обители.
Видимая сторона таинства покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.
Священнику дана власть от Бога «вязать и решить» наши грехи. «Прощаю и разрешаю грехи твои…» — говорит батюшка приходящему на исповедь и покаявшемуся в грехах.
Великое облегчение получает всякий, кто сподобляется омыть свои грехи в Таинстве Покаяния и очистить совесть. То, что простил земной суд, прощает и небесный. Как нужно торопиться очистить душу от греха, ибо никто не знает, что уготовано ему завтра и много ли осталось земного пути. Успеем ли очиститься покаянием? Успеем ли осознать свою греховность?
Торопись, христианин. Помни: «Ничто нечистое в Царствие Небесное не входит».
Многочисленные свидетельства реанимированных больных, вернувшихся «с того света» в наше время говорят о том, что всем нам придется дать ответ за каждую мелочь.
Боже, милостив буди ми грешному!
Что такое исповедь?
Исповедь есть устное признание в грехах своих, которые тяжко лежат на совести. Покаяние очищает душу и делает ее готовой к принятию Духа Святаго, а исповедь только освобождает душу от грехов.
Полезна ли, нужна ли исповедь?… Конечно полезна и даже необходима, потому что нельзя очистить посуду без того, чтобы не выбросить из нее прежде всей нечистоты, — так точно нельзя очистить душу свою от грехов без исповеди. Но скажите, довольно ли одной исповеди для получения Духа Святаго? Конечно нет, чтобы принять благовонный и драгоценный бальзам в оскверненную посудину мало того, чтобы только опорожнить ее, надобно вымыть ее водой и выжечь огнем. Так точно, чтобы получить Духа Святаго мало только исповедаться, или только рассказать грехи свои пред духовником, но надобно при сем и омывать душу свою покаянием или сокрушением и скорбью души, и выжигать ее добровольным терпением скорбей. Итак, вот что значит исповедь и покаяние!
В чем же заключается истинная и правильная исповедь?.. Когда мы желаем очистить свою совесть от грехов Таинством Покаяния, то нам надобно:
- Прежде всего, веровать в Господа Иисуса Христа и твердо надеяться, что Он готов простить всякий грех, сколь бы он ни был велик, если только грешник раскается чистосердечно; надобно верить и надеяться, что Бог всячески желает и ищет нашего обращения.
- Иметь сокрушенное сердце. Кто есть Бог? И кто мы? Бог есть всемогущий Творец неба и земли, Он есть страшный и правосудный Судия, а мы? Мы — слабые и ничтожные смертные: все люди, даже самые великие люди, пред Богом менее, чем прах, и мы никогда себе представить не можем, сколь противен Богу всякий грех, и сколь оскорбляет Его всякое беззаконие. И мы, ничтожные и слабые, мы бесконечно облагодетельствованные Богом нашим, смертные, дерзаем оскорблять Его — Всеблагого?.. Сокрушенное сердце — вот приятнейшая для Бога жертва! Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно (Пс. 50; 19), — вот приношение Богу драгоценнейшее всех приношений и прикладов!
- Простить всем врагам своим и оскорбителям все то, что они нам сделали вредного и оскорбительного. Простить… Что значит простить? Простить — значит никогда не мстить, ни тайно, ни явно; никогда не вспоминать, совсем забыть и сверх того полюбить своего врага, как приятеля, как брата, как друга, защищать честь его и отдавать ему во всем справедливость. Вот что значит простить. И кто не согласится, что это очень тяжко? Так, тяжкое дело прощать обиды, но за это и велик тот, кто умеет прощать обиды; поистине, велик и пред людьми и пред Богом. Но если должно прощать врагам своим, то также необходимо и просить прощения у тех, кого мы обидели; так, оскорбил ли ты кого словом, проси прощения, приди и поклонись в ноги, и скажи: “Прости меня”; обидел ли ты кого делом, постарайся ступками своими перед ним загладить вину свою и вознаградить ущерб его, и тогда будь уверен, что все грехи твои, сколь бы они ни были тяжки, будут прощены тебе.
- Без всякой утайки и чисто открыть грехи свои на исповеди священнику. “Для чего открывать грехи свои Тому, Кто знает все наше сокровенное?” — говорят некоторые. Конечно для того, чтобы тем принести повинную голову. Конечно, Бог знает все наши грехи; но Церковь, имеющая власть от Бога прощать и разрешать грехи, не может знать их, и потому она без исповеди не может произнести своего решения. Тот, кто сердечно сознает себя виновным пред Богом, тот готов сознаться в грехах своих хотя бы целому свету, лишь бы только на страшном Суде Христовом они были сокрыты от Ангелов и святых человеков. Тот, кто утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: “Прощаю и разрешаю”, но Дух Святый не простит и не разрешит его.
- Наконец, надобно положить твердое намерение впредь жить осторожнее. Вот самая трудная обязанность!.. Но что же делать? Если хочешь быть в Царствии Небесном, если хочешь, чтобы Бог простил тебе грехи твои, то перестань грешить; только под этим условием Церковь разрешает кающегося от грехов сто.
Слышите, братия, Церковь повелевает после исповеди жить как можно осторожнее и не возвращаться на прежнюю греховную жизнь, но начать жизнь новую и святую. Итак, братия мои, прошу вас ради Бога, ради спасения вашего, постарайтесь переменить жизнь свою. И еще повторяю, что тот, кто совсем не имеет никакого намерения жить осторожнее, тот не получит прощения грехов своих от Бога. Аминь.
Иннокентий, митрополит Московский