Собор ново­мучеников и испо­вед­ни­ков Балашихинских

На восто­ке Мос­ков­ской обла­сти, неда­ле­ко от Моск­вы, нахо­дит­ся пре­крас­ный и кра­си­вый Бала­ши­хин­ский край. Уди­ви­тель­ной кра­со­ты леса и луга издав­на при­вле­ка­ли к себе людей, для кото­рых эта кра­со­та явля­лась зри­мым обра­зом Божье­го миро­здания. И конеч­но же не мог­ли прой­ти мимо это­го края те потря­се­ния, кото­рые испы­та­ла наша Цер­ковь в нача­ле XX-го века.

По мило­сти и про­мыс­лу Божье­му и Бала­ши­хин­ская зем­ля име­ет осо­бых молит­вен­ни­ков и хода­та­ев пред Пре­сто­лом Божи­ем в лице ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Балашихинских.

Собор ново­му­че­ни­ков Бала­ши­хин­ско­го бла­го­чи­ния по пра­ву воз­глав­ля­ет свя­ти­тель Тихон, Пат­ри­арх Московский.

3 авгу­ста 1919 года, когда в нашей стране уже вовсю раз­го­рел­ся костер гоне­ний на Цер­ковь, стра­на была объ­ята брато­убийст­вен­ной Граж­дан­ской вой­ной, он совер­шил литур­гию в Николь­ском хра­ме села Нико­ло-Архан­гель­ское, а затем моле­бен на Реутов­ской ману­фак­тур­ной фаб­ри­ке. Память об этом визи­те оста­лась навсе­гда, а молит­вен­ный подвиг свя­ти­те­ля-испо­вед­ни­ка при­нес через несколь­ко деся­ти­ле­тий свой спа­си­тель­ный плод.

Ныне в Под­мос­ко­вье воз­рож­да­ет­ся цер­ков­ная жизнь. Молит­ва­ми ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской да испол­нит Все­б­ла­гий Гос­подь про­ше­ния наша во бла­гое, даст всем нам доро­жить сво­ей при­част­но­стью к Церк­ви Хри­сто­вой, стя­жать любовь ко Хри­сту, кото­рая, по сви­де­тель­ству Пре­муд­ро­го Еккле­си­а­ста, креп­ка, как смерть, и пото­му и может ока­зать­ся силь­нее всех смер­тей, всех мучи­те­лей, всех испытаний.

По бла­го­слов­ле­нию пра­вя­ще­го архи­ерея Бала­ши­хин­ской епар­хии Нико­лая, епи­ско­па Бала­ши­хин­ско­го и Оре­хо­во-Зуев­ско­го, память ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Бала­ши­хин­ских совер­ша­ет­ся в 1‑ю суб­бо­ту по Воз­дви­же­нии Кре­ста Господня.

Свя­тии ново­му­че­ни­цы и испо­вед­ни­цы Бала­ши­хин­ские, моли­те Бога о нас!

Канон ново­му­че­ни­кам и испо­вед­ни­ком Балашихинским

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России

Свя­ти­тель Тихон, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея России

Васи­лий Ива­но­вич Бела­вин (буду­щий Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси) родил­ся 19 янва­ря 1865 года в селе Клин Торо­пец­ко­го уез­да Псков­ской губер­нии, в бла­го­че­сти­вой семье свя­щен­ни­ка с пат­ри­ар­халь­ным укла­дом. Дети помо­га­ли роди­те­лям по хозяй­ству, ходи­ли за ско­ти­ной, все уме­ли делать сво­и­ми руками.

В девять лет Васи­лий посту­па­ет в Торо­пец­кое Духов­ное учи­ли­ще, а в 1878 году, по окон­ча­нии, поки­да­ет роди­тель­ский дом, что­бы про­дол­жить обра­зо­ва­ние в Псков­ской семи­на­рии. Васи­лий был доб­ро­го нра­ва, скром­ный и при­вет­ли­вый, уче­ба дава­лась ему лег­ко, и он с радо­стью помо­гал одно­курс­ни­кам, кото­рые про­зва­ли его «архи­ере­ем».

Закон­чив семи­на­рию одним из луч­ших уче­ни­ков, Васи­лий успеш­но сдал экза­ме­ны в Петер­бург­скую Духов­ную ака­де­мию в 1884 году. И новое ува­жи­тель­ное про­зви­ще — Пат­ри­арх, полу­чен­ное им от ака­де­ми­че­ских дру­зей и ока­зав­ше­е­ся про­вид­че­ским, гово­рит об обра­зе его жиз­ни в то вре­мя. В 1888 году закон­чив ака­де­мию 23-лет­ним кан­ди­да­том бого­сло­вия, он воз­вра­ща­ет­ся в Псков и три года пре­по­да­ет в род­ной семинарии.

В 26 лет, после серьез­ных раз­ду­мий, он дела­ет пер­вый свой шаг за Гос­по­дом на крест, пре­кло­нив волю под три высо­ких мона­ше­ских обе­та — дев­ства, нище­ты и послу­ша­ния. 14 декаб­ря 1891 года он при­ни­ма­ет постриг с име­нем Тихон, в честь свя­ти­те­ля Тихо­на Задон­ско­го, на сле­ду­ю­щий день его руко­по­ла­га­ют в иеро­ди­а­ко­на, и вско­ре — в иеромонаха.

Свя­ти­тель Тихон, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея России

Как слез­но пла­чет новый Пат­ри­арх пред Гос­по­дом за свой народ, Цер­ковь Божию: «Гос­по­ди, сыны Рос­сий­ские оста­ви­ли Завет Твой, раз­ру­ши­ли жерт­вен­ни­ки Твои, стре­ля­ли по хра­мо­вым и Крем­лев­ским свя­ты­ням, изби­ва­ли свя­щен­ни­ков Тво­их…» Он при­зы­ва­ет рус­ских людей очи­стить серд­ца пока­я­ни­ем и молит­вой, вос­кре­сить «в годи­ну Вели­ко­го посе­ще­ния Божия в нынеш­нем подви­ге пра­во­слав­но­го рус­ско­го наро­да свет­лые неза­бвен­ные дела бла­го­че­сти­вых пред­ков”. Для подъ­ема в наро­де рели­ги­оз­но­го чув­ства, по его бла­го­сло­ве­нию устра­и­ва­лись гран­ди­оз­ные крест­ные ходы, в кото­рых неиз­мен­но при­ни­мал уча­стие Свя­тей­ший. Без­бо­яз­нен­но слу­жил он в хра­мах Моск­вы, Пет­ро­гра­да, Яро­слав­ля и дру­гих горо­дов, укреп­ляя духов­ную паству.

Когда под пред­ло­гом помо­щи голо­да­ю­щим была пред­при­ня­та попыт­ка раз­гро­ма Церк­ви, Пат­ри­арх Тихон, бла­го­сло­вив жерт­во­вать цер­ков­ные цен­но­сти, высту­пил про­тив пося­га­тельств на свя­ты­ни и народ­ное досто­я­ние. В резуль­та­те он был аре­сто­ван и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года нахо­дил­ся в зато­че­нии. Вла­сти не сло­ми­ли свя­ти­те­ля и были вынуж­де­ны выпу­стить его, одна­ко ста­ли сле­дить за каж­дым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декаб­ря 1923 года были пред­при­ня­ты попыт­ки убий­ства, при вто­ром поку­ше­нии муче­ни­че­ски погиб келей­ник Свя­тей­ше­го Яков Полозов.

Несмот­ря на гоне­ния, свя­ти­тель Тихон про­дол­жал при­ни­мать народ в Дон­ском мона­сты­ре, где он уеди­нен­но жил, и люди шли нескон­ча­е­мым пото­ком, при­ез­жая часто изда­ле­ка или пеш­ком пре­одо­ле­вая тыся­чи верст. Послед­ний мучи­тель­ный год сво­ей жиз­ни он, пре­сле­ду­е­мый и боль­ной, неиз­мен­но слу­жил по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням.

23 мар­та 1925 года он совер­шил послед­нюю Боже­ствен­ную литур­гию в церк­ви Боль­шо­го Воз­не­се­ния, а в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы почил о Гос­по­де с молит­вой на устах.

Священномученик Алексий Смирнов

Священно­­мученик Алек­сий Смирнов

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий родил­ся в 1870 году в селе Голу­бо­во Мос­ков­ской губер­нии в семье свя­щен­ни­ка Сер­гия Смир­но­ва. Окон­чил Мос­ков­скую Духов­ную семи­на­рию и в 1897 году был назна­чен пса­лом­щи­ком к мос­ков­ской Кре­сто­воз­дви­жен­ской церкви.

В 1908 году Алек­сей Сер­ге­е­вич был руко­по­ло­жен во диа­ко­на к церк­ви Нико­лы в Плот­ни­ках, а 9 мая 1927 года – во свя­щен­ни­ка к той же церк­ви. В 1931 году отец Алек­сий был назна­чен насто­я­те­лем это­го хра­ма и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, в 1932 году – насто­я­те­лем мос­ков­ской Вла­сьев­ской церк­ви, в 1934 году пере­ве­ден в Симео­но-Столп­ни­ков­скую цер­ковь, в том же году про­то­и­е­рей Алек­сий был награж­ден мит­рой и назна­чен насто­я­те­лем хра­ма Рож­де­ства Хри­сто­ва в селе Измай­ло­во, а в 1935 году – насто­я­те­лем Николь­ско-Архан­гель­ской церк­ви в селе Николь­ском Бала­ши­хин­ско­го рай­о­на. Здесь он про­слу­жил до 1937 года и затем был пере­ве­ден в храм Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в селе Коси­но Ухтом­ско­го района.

Священномученик Алексий Смирнов

15 мар­та 1938 года трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Сер­гия Лебе­де­ва, Сер­гия Цвет­ко­ва, Алек­сия Смир­но­ва и Димит­рия Гли­вен­ко к рас­стре­лу. 22 мар­та 1938 года про­то­и­е­реи Сер­гий Лебе­дев, Сер­гий Цвет­ков и Алек­сий Смир­нов и свя­щен­ник Димит­рий Гли­вен­ко были рас­стре­ля­ны и погре­бе­ны в без­вест­ной общей моги­ле на поли­гоне Буто­во под Москвой.

Священномученик Владимир Амбарцумов

Священно­мученик Вла­ди­мир Амбарцумов

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Амбар­цу­мов родил­ся 20 сен­тяб­ря 1892 года в горо­де Сара­то­ве. Его отец Амбар­цум Его­ро­вич Амбар­цу­мов вме­сте с Федо­ром Андре­еви­чем Pay был одним из осно­во­по­лож­ни­ков обу­че­ния и вос­пи­та­ния глу­хо­не­мых в Рос­сии. Овдо­вев, с тре­мя малень­ки­ми детьми он при­е­хал в немец­кую коло­нию Сареп­ту под Цари­цы­ном в поис­ках вос­пи­та­тель­ни­цы для оси­ро­тев­ших мла­ден­цев. В мест­ной кир­хе ему поре­ко­мен­до­ва­ли доб­ро­по­ря­доч­ную деви­цу из люте­ран­ской семьи Каро­ли­ну Кноблох.

Cемья Амбар­цу­мо­вых в кон­це 1890‑х годов пере­еха­ла в Моск­ву и посе­ли­лась на Шабо­лов­ке. Вла­ди­мир Амбар­цу­мо­вич посту­пил учить­ся в Мос­ков­ское Пет­ро­пав­лов­ское учи­ли­ще при Пет­ро­пав­лов­ской люте­ран­ской церк­ви, нахо­див­ше­е­ся в Пет­ро­ве­риг­ском пере­ул­ке. После окон­ча­ния учи­ли­ща для про­дол­же­ния обра­зо­ва­ния он пере­ехал в Бер­лин, где жили в то вре­мя бра­тья его мате­ри Каро­ли­ны Андреевны.

Одна­жды утром в июле 1914 года Вла­ди­мир Амбар­цу­мо­вич проснул­ся и почув­ство­вал с исклю­чи­тель­ной остро­той, что ему надо воз­вра­щать­ся в Рос­сию. Завер­шив в тече­ние дня все неот­лож­ные дела, он выехал из Бер­ли­на на одном из послед­них поез­дов, ухо­дя­щих в Рос­сию перед нача­лом Пер­вой миро­вой войны.

Священно­мученик Вла­ди­мир Амбарцумов

Глу­бо­кая внут­рен­няя сосре­до­то­чен­ность на пред­ме­тах веры, иска­ние прав­ды Божи­ей и истин­но­го ее испо­ве­да­ния при­ве­ли Вла­ди­ми­ра Амбар­цу­мо­ви­ча в нача­ле 1926 года, в воз­расте трид­ца­ти трех лет, к реши­тель­но­му пере­хо­ду в православие.

Став при­хо­жа­ни­ном Николь­ско­го хра­ма на Ильин­ке, он начал при­слу­жи­вать и читать в церк­ви, при­нял уча­стие в орга­ни­за­ции и осу­ществ­ле­нии боль­шо­го палом­ни­че­ства в Диве­е­во и Саров. По семей­но­му пре­да­нию, бла­жен­ная Мария Ива­нов­на Диве­ев­ская ска­за­ла ему, что он при­мет священство.

4 декаб­ря в кафед­раль­ном Пре­об­ра­жен­ском собо­ре он был руко­по­ло­жен епи­ско­пом Вик­то­ром во диа­ко­на, а 11 декаб­ря – во иерея и опре­де­лен на слу­же­ние к Геор­ги­ев­ской церк­ви горо­да Гла­зо­ва. 25 декаб­ря 1927 года отец Вла­ди­мир был пере­ме­щен на служ­бу в Мос­ков­скую епар­хию и назна­чен насто­я­те­лем мос­ков­ско­го Кня­зе-Вла­ди­мир­ско­го хра­ма в Ста­ро­сад­ском переулке.

В авгу­сте 1937 года нача­лись мас­со­вые аре­сты. В ночь с 8 на 9 сен­тяб­ря сотруд­ни­ки НКВД яви­лись в дом, где жил отец Вла­ди­мир со сво­ей семьей, и предъ­яви­ли ордер на обыск и арест. В керо­си­но­вой лам­пе, сто­яв­шей на шка­фу, был спря­тан анти­минс, кото­рый с осо­бен­ным тща­ни­ем иска­ли сле­до­ва­те­ли. Они раз­во­ра­чи­ва­ли и вни­ма­тель­но рас­смат­ри­ва­ли каж­дую шел­ко­вую тря­поч­ку, но анти­мин­са не обна­ру­жи­ли, ибо «яко оду­шев­лен­но­му Божию Киво­ту, да ника­ко­же кос­нет­ся рука скверных».

3 нояб­ря 1937 года трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла отца Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Амбар­цу­мов был рас­стре­лян 5 нояб­ря 1937 года и погре­бен в без­вест­ной общей моги­ле на поли­гоне Буто­во под Москвой.

Священномученик Василий Холмогоров

Священно­мученик Васи­лий Холмогоров

Васи­лий Ива­но­вич Хол­мо­го­ров (1875 г. — 16 янва­ря 1938 г.) — свя­ще­ник, сын свя­ще­ни­ка. Окон­чил Мос­ковскую духов­ную семи­на­рию по 2 раз­ря­ду в 1895 году и опре­ден в пса­лом­щи­ки к Успен­ской церк­ви, что на Дмит­ров­ке (Москва). В 1903 г . опре­де­лен во свя­щен­ни­ки села Марьи­на Дмитров­ского уез­да, в 1911 пере­ве­ден в Нико­ла­ев­скую цер­ковь в селе Николь­ском Пол­те­ве Бого­род­ско­го уез­да. Женат на Анне Алек­се­евне (1873-???). По состо­я­нию на 1913 год у них была одна дочь Серафима.

Свя­щен­но­му­че­ник Васи­лий родил­ся 25 янва­ря 1875 года в селе Андре­ев­ском Коло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской губер­нии в семье свя­щен­ни­ка Ива­на Васи­лье­ви­ча Хол­мо­го­ро­ва. Пер­во­на­чаль­ное обра­зование Васи­лий полу­чил в Коло­мен­ском духов­ном учи­ли­ще. В 1894 году он окон­чил Мос­ковскую Духов­ную семи­на­рию. В 1895 году Васи­лий Ива­но­вич был назна­чен пса­лом­щи­ком в Успен­ский собор в горо­де Дмит­ро­ве. В 1903 году он был рукопо­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Успен­ско­му хра­му в селе Моро­зо­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской губер­нии. 22 июня 1911 года отец Васи­лий был направ­лен слу­жить в Николь­ский храм в селе Пол­те­во Бого­родского уез­да (ныне Бала­ши­хин­ский рай­он) Мос­ков­ской губер­нии, где был заве­ду­ю­щим и зако­но­учи­те­лем Пол­тев­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы до ее закры­тия совет­ской вла­стью. В 1921 году отец Васи­лий был награж­ден наперс­ным кре­стом и через неко­то­рое вре­мя воз­ве­ден в сан протоиерея.

После закры­тия Николь­ско­го хра­ма вла­стя­ми в сере­дине 1930‑х годов, отец Васи­лий стал слу­жить в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в селе Ост­ров, входив­шем в 1920‑х годах в состав Подоль­ско­го уез­да (ныне Вид­нов­ский округ Мос­ков­ской епар­хии) Мос­ков­ской губер­нии. Пер­вая его служ­ба здесь состо­я­лась на празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в 1937 году. Бело­ка­мен­ный Пре­об­ра­жен­ский храм был выстро­ен во вто­рой поло­вине XVI века и при­над­ле­жал к чис­лу архи­тек­тур­ных памятников.

Священномученик Василий Холмогоров

25 нояб­ря 1937 года сотруд­ни­ки НКВД допро­си­ли дежур­ных сви­де­те­лей, жите­лей села Ост­ров, кото­рые пока­за­ли, что свя­щен­ник жало­вал­ся, что вот, мол, до чего дожи­ли, Божие место ока­за­лось запу­щен­ным, храм не ремон­ти­ру­ет­ся, чего рань­ше бы не было, а теперь и мате­ри­а­лов не доста­нешь для ремонта.

26 нояб­ря 1937 года отец Васи­лий был аре­сто­ван и заклю­чен в Таган­скую тюрь­му в горо­де Москве и через день допро­шен. На обви­не­ния сле­до­ва­те­ля свя­щен­ник кате­го­рич­но отве­тил, что контр­рево­люционной аги­та­ции он не вел и винов­ным себя не признает.

29 нояб­ря след­ствие было закон­че­но, и 1 декаб­ря 1937 года трой­ка при УНКВД по Мос­ков­ской обла­сти при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Васи­лий к деся­ти годам заклю­че­ния в испра­ви­тель­но-тру­до­вых лаге­рях. 9 янва­ря 1938 года он при­был в Сиб­Лаг в Новосибир­ской обла­сти и был направ­лен в одно из его отде­ле­ний, но совсем недол­гим было его здесь пребывание.

Про­то­и­е­рей Васи­лий Хол­мо­го­ров скон­чал­ся 16 янва­ря 1938 года в Сус­лов­ском отде­ле­нии Сиб­Ла­га и был погре­бен в без­вест­ной могиле.

Священномученик Феодор Ремизов

Священно­мученик Фео­дор Ремизов

Свя­щен­но­му­че­ник Фео­дор родил­ся в семье свя­щен­ни­ка Нико­лая Реми­зо­ва. Он был руко­положен во свя­щен­ни­ка в Ризоположен­ской церк­ви села Выше­го­род Верей­ско­го уез­да Мос­ков­ской губернии.

Дере­вян­ная цер­ковь была постро­е­на в 1791 году гра­фи­ней Ека­те­ри­ной Алек­сан­дров­ной Голо­ви­ной, урож­ден­ной Шува­ло­вой. В хра­ме было два пре­сто­ла: один во имя Поло­же­ния ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, дру­гой – во имя бес­среб­ре­ни­ков и чудо­твор­цев Кос­мы и Дамиана.

Домов для свя­щен­ни­ка и пса­лом­щи­ка не было, и они жили в наем­ных сырых и холод­ных кре­стьян­ских избуш­ках. Поме­ще­ния эти, как сооб­ща­ют об этом кли­ро­вые ведо­мо­сти, были ниже вся­кой кри­ти­ки, но «за неиме­ни­ем дру­гих сво­бод­ных при­хо­ди­лось при­чту с семей­ства­ми ютить­ся в таких».

До 1917 года в Ризо­по­ло­жен­ском хра­ме слу­жил брат отца Фео­до­ра, свя­щен­ник Алек­сандр Реми­зов. У них с женой Алек­сан­дрой Емелья­новной было шесте­ро детей; жить семье было негде, и отец Алек­сандр пере­вел­ся на дру­гой при­ход, а на его место при­шел слу­жить его брат, у кото­ро­го детей не было.

Священно­мученик Фео­дор Ремизов

14 нояб­ря 1918 года в селе отме­чал­ся пре­столь­ный празд­ник – память бес­среб­ре­ни­ков и чудо­твор­цев Кос­мы и Дами­а­на. Бли­же к вече­ру, в расположен­ную рядом с Выше­го­ро­дом дерев­ню Новая Бори­совка въе­хал воору­жен­ный отряд латы­шей. По пути им повстре­чал­ся цер­ков­ный сто­рож, и они зару­би­ли его.

Узнав, что отец Алек­сандр дома, они при­гла­си­ли его в сель­со­вет. “— Зачем я пой­ду? – пря­мо и про­сто отве­тил свя­щен­ник. – Я ни в чем перед вла­стью не вино­ват.” Вско­ре раз­дал­ся гром­кий стук в дверь и сра­зу же дом напол­нил­ся воору­жен­ны­ми латы­ша­ми. Они потре­бо­ва­ли, что­бы он шёл к начальнику.

На пути они встре­ти­ли иду­ще­го под кон­во­ем отца Фео­до­ра, и тогда свя­щен­ни­кам объ­яви­ли, что они будут сей­час казнены.

Палач взмах­нул шаш­кой и рас­сек ему голо­ву от пра­во­го вис­ка до теме­ни. Свя­щен­ник упал на коле­ни и под­нял руку для крест­но­го зна­ме­ния. После­до­вал вто­рой удар шаш­кой. Но свя­щен­ник был жив. Пала­чи выстре­ли­ли в голо­ву и в шею и два­жды про­ткну­ли живот шты­ком до спи­ны и еди­но­жды попе­рек от бока до бока.

После это­го пала­чи при­сту­пи­ли к отцу Фео­до­ру, кото­рый стал обли­чать их в жесто­ко­сти и убийст­вах. В ответ они нача­ли бить его по лицу, и когда он упал, палач два­жды выстре­лил в него. Одна пуля попа­ла в ухо, дру­гая – в пле­чо. Отец Фео­дор был еще жив, но они не ста­ли его доби­вать: тако­во было впе­чат­ле­ние от убий­ства без­вин­ных священ­ников, что кара­те­ли спе­ши­ли поки­нуть ско­рей место казни.

На сле­ду­ю­щий день рано утром один из мест­ных жите­лей при въез­де в Новую Бори­сов­ку услы­хал сто­ны. Он слез с лоша­ди и уви­дел лежа­ще­го на сне­гу отца Фео­до­ра. Непо­да­ле­ку обна­ру­жил тело отца Алек­сандра. Он объ­явил об этом кре­стья­нам, но когда они при­шли, отец Фео­дор уже скончался.

Священномученик Алексий Никольский

Священно­мученик Алек­сий Никольский

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий Николь­ский родил­ся 10 фев­ра­ля 1877 года в селе Гени­но Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской губер­нии в семье свя­щен­ни­ка Иоан­на Николь­ско­го, слу­жив­ше­го в хра­ме свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Бори­са и Гле­ба. Впо­след­ствии отец Иоанн был назна­чен в храм Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы в селе Лья­ло­во Мос­ков­ско­го уезда.

В 1892 году Алек­сей окон­чил Заи­ко­но­спас­ское духов­ное учи­ли­ще, в 1898 году – Вифан­скую Духов­ную семи­на­рию, а в 1902 году – Мос­ков­скую Духов­ную ака­де­мию. Алек­сей Ива­но­вич был руко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил до 1930 года, когда во вре­мя оче­ред­ных гоне­ний на Цер­ковь был аре­сто­ван по обви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной дея­тель­но­сти и при­го­во­рен к трем годам ссыл­ки. Вер­нув­шись из ссыл­ки, он стал слу­жить в хра­ме в селе Мало-Фомин­ское Весье­гон­ско­го рай­о­на Твер­ской области.

16 фев­ра­ля 1938 года отец Алек­сий был аре­сто­ван и заклю­чен в тюрь­му в горо­де Весье­гон­ске. На сле­ду­ю­щий день были допро­ше­ны два сви­де­те­ля-род­ствен­ни­ка, бри­га­ди­ры кол­хо­зов «Зна­мя тру­да» и «Новый путь». В нача­ле фев­ра­ля один из них похо­ро­нил жену, и по это­му слу­чаю они оба ока­за­лись в церкви. 

В этот день хоро­ни­ли еще двух ста­ри­ков. Бри­га­ди­ры пока­за­ли, что отец Алек­сий во вре­мя отпе­ва­ния ска­зал: «Вот эти два ста­ри­ка умер­ли как пра­во­слав­ные, они посе­ща­ли цер­ковь, при­ча­сти­лись и умер­ли по-Божьи, а эта раба Божия – храм не посе­ща­ла… При совет­ской вла­сти ста­ло мно­го уми­рать наро­да, люди ста­ли сла­бые, живут в недо­стат­ках, хра­мы не посе­ща­ют, а совет­ская власть над хра­ма­ми над­ру­га­ет­ся и раз­ру­ша­ет их, пра­во­слав­ных при­тес­ня­ют, моло­дежь совсем забы­ла церковь».

Священномученик Алексий Никольский
В этот же день был допро­шен и отец Алек­сий. На вопрос о том, кого он зна­ет из свя­щен­ни­ков, отец Алек­сий отве­тил, что зна­ет толь­ко одно­го свя­щен­ни­ка, с кото­рым был в ссыл­ке и кото­ро­му испол­ни­лось уже семь­де­сят лет и он в хра­ме не слу­жит. Сле­до­ва­тель потре­бо­вал от него, что­бы он рас­ска­зал о сво­ей анти­со­вет­ской дея­тель­но­сти, и напом­нил ему слу­чай, о кото­ром пове­да­ли свидетели.

Отец Алек­сий на это отве­тил: «В пер­вых чис­лах фев­ра­ля 1938 года мне при­шлось одно­вре­мен­но отпе­вать трех покой­ни­ков. Во вре­мя отпе­ва­ния я про­из­нес коро­тень­кую про­по­ведь, в кото­рой выра­зил веру­ю­щим свое удив­ле­ние, что в один день при­хо­дит­ся отпе­вать тро­их, рань­ше такие слу­чаи были ред­ки, и я при­звал к покор­но­сти воле Божьей кол­хоз­ни­ков. Анти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел».

22 фев­ра­ля 1938 года след­ствие было закон­че­но, и 6 мар­та трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сий Николь­ский был рас­стре­лян 8 мар­та 1938 года и погре­бен в без­вест­ной общей могиле.

Священномученик Александр Смирнов

Священно­мученик Алек­сандр Смирнов

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр родил­ся в 1875 году в семье почет­но­го граж­да­ни­на Васи­лия Смир­но­ва. В 1898 году Алек­сандр Васи­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Духов­ную семи­на­рию и посту­пил зако­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в селе Кругли­но Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской губернии.

В 1903 году он был руко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви села Выше­го­род Верей­ско­го уез­да. Храм был постро­ен в 1754 году тща­ни­ем гра­фа Алек­сандра Ива­но­ви­ча Шувалова.

В 1913 году ста­ра­ни­я­ми мест­но­го поме­щи­ка Шлип­пе при хра­ме был выстро­ен дом для пса­лом­щи­ка, а свя­щен­ник жил в поме­ще­нии, при­над­ле­жав­шем тому же поме­щи­ку, бес­плат­но. Храм нахо­дил­ся в четыр­на­дца­ти вер­стах от горо­да Вереи и полу­вер­сте от Ризо­по­ло­жен­ской церк­ви. У при­хо­да была цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла в деревне Пано­во и зем­ская шко­ла в деревне Сотниково.

В 1903 – 1904 годах отец Алек­сандр был зако­но­учи­те­лем в Сот­ни­ков­ской зем­ской шко­ле, а с 1904 года – зако­но­учи­те­лем и заве­ду­ю­щим Панов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой. В фев­ра­ле 1911 года он был избран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го совета.

Священно­мученик Алек­сандр Смирнов

За про­сто­ту в обра­ще­нии и мило­сер­дие отец Алек­сандр был любим сво­и­ми при­хо­жа­на­ми. Когда кому-нибудь из них тре­бо­ва­лась помощь, он ока­зы­вал ее про­сто и без сомне­ний. Неукос­ни­тель­но испол­нял цер­ков­ный устав, не допус­кая сокра­ще­ний или отступ­ле­ний в служ­бах, за что поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, кото­рых мно­го тогда жило в этом уез­де. Был наде­лен от Бога кра­си­вым и силь­ным голо­сом, так что цер­ков­ное началь­ство не раз хоте­ло пере­ве­сти его в Моск­ву в один из собор­ных храмов.

В 1918 году совет­ская власть изда­ла декрет об отде­ле­нии Церк­ви от госу­дар­ства, подоб­ный анти­хри­сти­ан­ским эдик­там язы­че­ских импе­ра­то­ров Рима, ста­вив­ших сво­ей целью уни­что­же­ние Церк­ви. Декрет совет­ской вла­сти запре­щал любую фор­му про­по­ве­ди, что под­ра­зу­ме­ва­ло даже и ноше­ние свя­щен­ни­ком рясы вне хра­ма. Кое-где угро­за­ми при­нуж­да­ли свя­щен­ни­ков изме­нить свой облик и, быва­ло, за непод­чи­не­ние убивали.

Мест­ные вла­сти потре­бо­ва­ли и от отца Алек­сандра, что­бы он пере­стал ходить по селу в рясе и остриг воло­сы. После сове­та со сво­им стар­цем-свя­щен­ни­ком отец Алек­сандр ска­зал, что нико­гда не под­чи­нит­ся без­за­кон­но­му рас­по­ря­же­нию и не отка­жет­ся от обли­ка пра­во­слав­но­го пастыря.

В Верей­ском рай­оне осо­бой жесто­ко­стью отли­чал­ся тогда мили­ци­о­нер Муже­ров. Воз­му­щен­ные его зло­дей­ства­ми кре­стьяне, не най­дя на него упра­вы у мест­ных началь­ни­ков, уби­ли его. В отмест­ку из Моск­вы был послан отряд кара­те­лей-латы­шей чис­лом в пять­де­сят всад­ни­ков, кото­рые долж­ны были жесто­ко­стью каз­ней устра­шить кре­стьян. Одна­ко не толь­ко кре­стьян они соби­ра­лись каз­нить, но и всех свя­щен­ни­ков, кото­рых удаст­ся захва­тить. И толь­ко отре­че­ние от Бога мог­ло спа­сти жизнь.

Священномученик Иоанн Державин

Священно­мученик Иоанн Державин

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Дер­жа­вин родил­ся 25 мая 1878 года в селе Онуф­ри­е­во Николь­ской воло­сти Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской губер­нии в семье пса­лом­щи­ка Нико­лая Дер­жа­ви­на. В 1894 году он окон­чил Коло­мен­ское Духов­ное учи­ли­ще, а в 1901 году – Мос­ков­скую Духов­ную семи­на­рию и был назна­чен учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы при Бого­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской церк­ви в селе Вихо­ре­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да, а с 1902 по 1904 год был учи­те­лем и зако­но­учи­те­лем в Горш­ков­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле Гус­лиц­ко­го окру­га Бого­род­ско­го уез­да. Женил­ся, впо­след­ствии у них с супру­гой Пела­ги­ей Пет­ров­ной роди­лось девять детей.

7 авгу­ста 1904 года епи­скоп Дмит­ров­ский, вика­рий Мос­ков­ской епар­хии Три­фон (Тур­ке­ста­нов) руко­по­ло­жил Ива­на Нико­ла­е­ви­ча в сан свя­щен­ни­ка к Николь­ской церк­ви в селе Милет Бого­род­ско­го уез­да. С это­го же вре­ме­ни он стал зако­но­учи­те­лем в Милет­ском зем­ском началь­ном учи­ли­ще. За бла­го­го­вей­ное испол­не­ние свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей и за усерд­ное про­по­ве­да­ние сло­ва Божия отец Иоанн в 1911 году был награж­ден набед­рен­ни­ком. В рапор­те бла­го­чин­но­го отме­ча­лось, что отец Иоанн Дер­жа­вин, «отли­ча­ясь крот­ким и доб­рым харак­те­ром, поль­зу­ет­ся ува­же­ни­ем и любо­вью сво­их прихожан».

ОГПУ 3 фев­ра­ля 1930 года аре­сто­ва­ло свя­щен­ни­ка, и он был заклю­чен в Бутыр­скую тюрь­му в Москве. На сле­ду­ю­щий день, отве­чая на вопро­сы сле­до­ва­те­ля, отец Иоанн ска­зал: «Ника­кой анти­со­вет­ской аги­та­ции нигде и нико­гда я не вел. Про­по­ве­ди я не про­из­но­шу уже око­ло года. Ранее про­из­но­сил про­по­ве­ди часто, но они носи­ли исклю­чи­тель­но рели­ги­оз­ный харак­тер, и ниче­го про­ти­во­со­вет­ско­го в них не было. В част­ных раз­го­во­рах от бесед на поли­ти­че­ские темы воз­дер­жи­ва­юсь. С при­хо­жа­на­ми имею обще­ние толь­ко по чисто цер­ков­ным делам».

На этом дело было закон­че­но. 22 мар­та 1930 года трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем годам ссыл­ки в Север­ный край и дана была реко­мен­да­ция на все хода­тай­ства о смяг­че­нии его уча­сти отве­чать отказом.

Священномученик Иоанн Державин
Вер­нув­шись из ссыл­ки, отец Иоанн был направ­лен слу­жить в храм в село Ильин­ское-Яры­ги­но Сычев­ско­го рай­о­на Смо­лен­ской обла­сти. 12 фев­ра­ля 1935 года он был назна­чен слу­жить в храм в село Ново-Алек­сан­дров­ка Шахов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской обла­сти, а 5 мар­та 1937 года в Тро­иц­кую цер­ковь в село Камен­ка Ногин­ско­го рай­о­на; жил он с семьей в селе Милет Реутов­ско­го рай­о­на. За само­от­вер­жен­ную и без­упреч­ную служ­бу отец Иоанн был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и награж­ден кре­стом с украшениями.

29 нояб­ря 1937 года он был аре­сто­ван и заклю­чен в тюрь­му в горо­де Ногин­ске. На свя­щен­ни­ка донес­ли, буд­то бы он гово­рил, что веру­ю­щие ста­ли забы­вать Бога и мало посе­ща­ют хра­мы, что совет­ская власть звер­ски пре­сле­ду­ет веру и веру­ю­щих, сажа­ет невин­ных людей в тюрь­мы, что свя­щен­ник при­зы­вал, стоя в цер­ков­ном дво­ре: «Пра­во­слав­ные, возь­ми­те себя в руки, вы поза­бы­ли веру и Бога, мало ходи­те в цер­ковь и боль­ше слу­ша­е­те этих анти­хри­стов-ком­му­ни­стов, пора вам взять­ся за ум».

Свя­щен­ни­ка обви­ни­ли в актив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной дея­тель­но­сти, но отец Иоанн не при­знал себя виновным.

– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в авгу­сте в огра­де церк­ви запу­ги­ва­ли веру­ю­щих контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­той с целью при­вле­че­ния к Церк­ви и созда­ния недо­воль­ства сре­ди веру­ю­щих совет­ской вла­стью. При­зна­е­те ли это? – спро­сил следователь.

– Нико­гда я веру­ю­щих с целью при­вле­че­ния к Церк­ви и созда­ния недо­воль­ства совет­ской вла­стью не запу­ги­вал, – отве­тил священник.

3 декаб­ря 1937 года трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла отца Иоан­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Иоанн Дер­жа­вин был рас­стре­лян 15 декаб­ря 1937 года и погре­бен в без­вест­ной могиле.

Мученик Николай Гусев

Муче­ник Нико­лай Гусев

Муче­ник Нико­лай Гусев родил­ся 9 декаб­ря 1919 года в горо­де Москве в семье куз­не­ца Ива­на Гусе­ва. Роди­те­лей сво­их Нико­лай не пом­нил, так как отец умер во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, а мать в 1920 году и маль­чик вос­пи­ты­вал­ся у бабуш­ки; в 1926 году она скон­ча­лась, и из род­ствен­ни­ков у Нико­лая оста­лась толь­ко тет­ка в Москве, у кото­рой он вре­мя от вре­ме­ни и нахо­дил себе приют.

Поте­ряв дом внеш­ний, он нашел свой дом в церк­ви; лишив­шись род­ствен­ни­ков кров­ных, он обрел боль­ших род­ствен­ни­ков во Хри­сте. В трид­ца­тых годах Нико­лай выстро­ил себе шалаш и вырыл зем­лян­ку в лесу непо­да­ле­ку от Реуто­ва, вбли­зи свя­тых источ­ни­ков у села Коси­но. Зара­ба­ты­вал он тем, что соби­рал и сда­вал утиль­сы­рье, а так­же соби­рал и про­да­вал гри­бы, и на эти сред­ства жил.

Муче­ник Нико­лай Гусев

Сотруд­ни­ки НКВД, устро­ив заса­ду в лесу непо­да­ле­ку от шала­ша, в кото­ром жил Нико­лай, 19 сен­тяб­ря 1937 года аре­сто­ва­ли его. Он был заклю­чен в Бутыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день допро­шен. Отве­чая на вопро­сы сле­до­ва­те­ля, Нико­лай ска­зал: «Пас­пор­та у меня нет, жить мне негде. Я решил постро­ить себе шалаш в лесу и там про­жи­вать. Шалаш стро­ил я один и сам. В этом шала­ше я пове­сил ико­ны и устро­ил пять лам­па­док. Мас­ло для лам­па­док я при­об­ре­тал в апте­ке. Сего­дня я про­хо­дил по лесу, воз­вра­ща­ясь из Реуто­ва в свой шалаш, и встре­тил­ся с неиз­вест­ной мне граж­дан­кой, кото­рая меня спро­си­ла, где я живу. Я ей пока­зал свой шалаш. Тогда эта жен­щи­на спро­си­ла, не страш­но ли мне одно­му жить в лесу. Я ей отве­тил, что не страш­но. И толь­ко хотел вой­ти в шалаш, как меня задер­жа­ли работ­ни­ки мили­ции и доста­ви­ли в отделение».

– Кто стро­ил шалаш в лесу Реутов­ско­го рай­о­на? – спро­сил следователь.

– Шалаш стро­ил я сре­ди лета для жилья, – отве­тил Николай.

Это был послед­ний вопрос крат­ко­го допро­са. Когда сле­до­ва­тель потре­бо­вал, что­бы Нико­лай рас­пи­сал­ся под про­то­ко­лом допро­са, тот кате­го­ри­че­ски от это­го отка­зал­ся. 8 октяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Нико­лая к рас­стре­лу. Нико­лай Ива­но­вич Гусев был рас­стре­лян 9 октяб­ря 1937 года и погре­бен в без­вест­ной общей моги­ле на поли­гоне Буто­во под Москвой.

Помочь наше­му храму

Напи­сать пись­моПомощь хра­му