Таин­ство При­ча­ще­ния (Евха­ри­стия)
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин. 6, 36).
25.09.2022

В Таин­стве при­ча­ще­ния пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин под видом хле­ба и вина вку­ша­ет Самое Тело и Кровь Гос­по­да Иису­са Хри­ста и через это таин­ствен­но соеди­ня­ет­ся с Ним, дела­ясь при­част­ни­ком веч­ной жизни.

Таин­ство Св. При­ча­ще­ния уста­но­вил Сам Хри­стос во вре­мя Тай­ной Вече­ри, нака­нуне Сво­их стра­да­ний и смер­ти: взяв хлеб и бла­го­да­рив (Бога Отца — за все Его мило­сти), пре­ло­мил и подал уче­ни­кам, гово­ря: при­и­ми­те и яди­те, сие есть Тело Мое, кото­рое за вас пре­да­ет­ся. Так­же взяв чашу и бла­го­да­рив, подал им, гово­ря: пей­те из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Мно­гих изли­ва­во остав­ле­ние гре­хов (Мф. 26, 26 – 28; Мк. 14,- 22 – 24; Лк. 22, 19 – 24; Кор. И, 23 – 25). Уста­но­вив Таин­ство При­ча­ще­ния, Иисус Хри­стос запо­ве­дал уче­ни­кам совер­шать его все­гда: «Сие тво­ри­те в Мое поминание».

Неза­дол­го до того, в бесе­де с наро­дом, Спа­си­тель гово­рил: «Если не буде­те есть Пло­ти Сына Чело­ве­че­ско­го и пить Кровь Его, то не буде­те иметь в себе жиз­ни. Яду­щий Мою Плоть и пию­щий Мою Кровь име­ет жизнь веч­ную, и Я вос­кре­шу его в послед­ний день. Ибо Плоть Моя истин­но есть пища, и Кровь Моя истин­но есть питие. Иду­щий Мою Плоть и пию­щий Мою Кровь пре­бы­ва­ет во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53 – 56).

Таин­ство При­ча­ще­ния будет совер­шать­ся в Церк­ви Хри­сто­вой до скон­ча­ния века за Бого­слу­же­ни­ем, назы­ва­е­мым Литур­ги­ей, во вре­мя кото­рой хлеб и вино, силой и дей­стви­ем Свя­то­го Духа, пре­су­ществ­ля­ют­ся в истин­ное Тело и в истин­ную Кровь Хри­сто­вы. По-гре­че­ски это Таин­ство назы­ва­ет­ся «евха­ри­сти­ей», что зна­чит «бла­го­да­ре­ние». Пер­вые хри­сти­ане при­ча­ща­лись каж­дый вос­крес­ный день, но ныне не все име­ют такую чисто­ту жиз­ни. Одна­ко Св. Цер­ковь запо­ве­ду­ет при­ча­щать­ся каж­дый пост и никак не реже одно­го раза в год.

Как гото­вить­ся к Св. Причащению

«Если не буде­те есть Пло­ти Сына Чело­ве­че­ско­го и пить Кро­ви Его, то не буде­те иметь в себе жиз­ни» (Ин. 6,53).
 «Яду­щий Мою Плоть и пию­щий Мою Кровь во Мне пре­бы­ва­ет, и Я в нем» (Ин. 6, 36).

 Эти­ми сло­ва­ми Гос­подь ука­зал на совер­шен­ную необ­хо­ди­мость для всех хри­сти­ан уча­стия в таин­стве Евха­ри­стии. Евха­ри­стия есть по пре­иму­ще­ству таин­ство Церк­ви. В собра­нии веру­ю­щих, по молит­ве всей Церк­ви, епи­скоп или свя­щен­ник бла­го­слов­ля­ет пше­нич­ный хлеб и вино­град­ное вино, кото­рое силою Свя­та­го Духа ста­но­вят­ся Телом и Кро­вью Гос­по­да Иису­са Хри­ста и пред­на­зна­ча­ют­ся для после­ду­ю­ще­го при­ча­ще­ния веру­ю­щих в про­ще­ние их гре­хов, для Веч­ной Жиз­ни и соеди­не­ния их с Гос­по­дом и меж­ду собою в еди­ное тело Церк­ви. Освя­ще­ние Свя­тых Даров и при­ча­ще­ние явля­ют­ся еди­ным таин­ством Евха­ри­стии. Гос­подь про­лил Свою Кровь и при­нес Себя в жерт­ву по люб­ви к роду чело­ве­че­ско­му, и пото­му Тело и Кровь Его таят в себе всю силу этой жерт­вен­ной, объ­еди­ня­ю­щей любви. 

К Таин­ству Св. При­ча­ще­ния необ­хо­ди­мо себя под­го­то­вить гове­ни­ем — молит­вой, постом, сми­ре­ни­ем и пока­я­ни­ем. Без испо­ве­ди никто не может быть допу­щен к При­ча­стию, кро­ме слу­ча­ев смерт­ной опасности.

Жела­ю­щий достой­но при­ча­стить­ся дол­жен, по край­ней мере, за неде­лю начать гото­вить­ся к это­му: боль­ше и усерд­нее молить­ся дома, регу­ляр­но посе­щать Цер­ковь. В любом слу­чае надо быть на вечер­нем Бого­слу­же­нии нака­нуне дня при­ча­ще­ния. С молит­вой соеди­ня­ет­ся пост — воз­дер­жа­ние от ско­ром­ной пищи — мяса, моло­ка, мас­ла, яиц и вооб­ще уме­рен­ность в еде и питье.

Гото­вя­щий­ся к Св. При­ча­ще­нию дол­жен про­ник­нуть­ся созна­ни­ем сво­ей гре­хов­но­сти и беречь себя от зло­бы, осуж­де­ния и непо­треб­ных мыс­лей и раз­го­во­ров, отка­зать­ся от посе­ще­ния уве­се­ли­тель­ных мест. Луч­ше все­го про­во­дить вре­мя в чте­нии духов­ных книг. Перед испо­ве­дью нуж­но непре­мен­но при­ми­рить­ся как с обид­чи­ка­ми, так и с оби­жен­ны­ми, сми­рен­но испро­сив у всех про­ще­ния. Жела­ю­щий при­ча­стить­ся дол­жен прий­ти к свя­щен­ни­ку, совер­ша­ю­ще­му испо­ведь у ана­лоя, на кото­ром лежат Крест и Еван­ге­лие, и при­не­сти искрен­нее рас­ка­я­ние в соде­ян­ных гре­хах, не ута­и­вая ни одно­го из них. Видя чисто­сер­деч­ное рас­ка­я­ние, свя­щен­ник воз­ла­га­ет конец епи­тра­хи­ли на пре­кло­нен­ную голо­ву испо­вед­ни­ка и чита­ет раз­ре­ши­тель­ную молит­ву, про­щая ему гре­хи от име­ни Само­го Иису­са Хри­ста. Пра­виль­нее испо­ве­дать­ся нака­нуне с вече­ра, что­бы утро посвя­тить молит­вен­ной под­го­тов­ке к Св. При­ча­ще­нию. В край­нем слу­чае, мож­но испо­ве­дать­ся и утром, но — до нача­ла Боже­ствен­ной Литургии.

Испо­ве­дав­шись, необ­хо­ди­мо при­нять твер­дое реше­ние не повто­рять преж­них гре­хов. Есть доб­рый обы­чай — после испо­ве­ди и до Св. При­ча­ще­ния не есть, не пить и не курить. Без­услов­но запре­ща­ет­ся это после полу­но­чи. К воз­дер­жа­нию от пищи и питья надо при­учать и детей, с само­го ран­не­го возраста.

После пения «Отче наш» нуж­но при­бли­зить­ся к сту­пень­кам алта­ря и ожи­дать выно­са Св. Даров. При этом про­пу­сти­те впе­ред детей, кото­рые при­ча­ща­ют­ся пер­вы­ми. Под­хо­дя к Чаше, надо забла­го­вре­мен­но сде­лать зем­ной поклон, кре­сто­об­раз­но сло­жить руки на гру­ди и перед самой Чашей не кре­стить­ся, дабы неча­ян­но не толк­нуть ее. Внят­но про­из­не­сти свое хри­сти­ан­ское имя, широ­ко открыть рот, бла­го­го­вей­но при­нять Тело и Кровь Хри­сто­ву и тот­час про­гло­тить. При­няв Св. Тай­ны, не кре­стясь, поце­ло­вать низ Чаши и тот­час же отой­ти к сто­ли­ку с теп­ло­той, что­бы запить При­ча­стие. До окон­ча­ния Бого­слу­же­ния из церк­ви не ухо­дить, непре­мен­но выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы.

В день при­ча­ще­ния не пле­вать, не есть слиш­ком мно­го, не упи­вать­ся спирт­ны­ми и вооб­ще вести себя бла­го­при­стой­но, дабы «чест­но соблю­сти в себе Хри­ста при­я­то­го». Все это обя­за­тель­но и для детей с 7 лет. Для молит­вен­ной под­го­тов­ки к Св. При­ча­ще­нию суще­ству­ет осо­бое пра­ви­ло в более пол­ных молит­во­сло­вах. Оно состо­ит из чте­ния нака­нуне с вече­ра трех кано­нов — Пока­ян­но­го Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, Анге­лу Хра­ни­те­лю и молитв на сон гря­ду­щим, а утром — молитв утрен­них, кано­на и осо­бых молитв ко Св. Причащению.

Фотографии

Святой дня

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму