Ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы “Поча­ев­ская”

Исто­рия

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка. Од­на­жды один из них по­сле мо­лит­вы по­шёл к вер­шине го­ры и вдруг уви­дел Бо­го­ро­ди­цу, сто­я­щую на камне, слов­но объ­ятую пла­ме­нем. Он по­звал дру­го­го ино­ка, ко­то­рый был так­же удо­сто­ен со­зер­цать чу­дес­ное яв­ле­ние. Тре­тьим сви­де­те­лем ви­де­ния был пас­тух Иоанн Бо­сой. Уви­дев необыч­ный свет на го­ре, он под­нял­ся на неё и вме­сте с ино­ка­ми стал про­слав­лять Бо­га и Его Пре­чи­стую Матерь.

По­сле то­го, как яв­ле­ние ис­чез­ло, на камне, где сто­я­ла Бо­го­ро­ди­ца, остал­ся от­пе­ча­ток Её пра­вой сто­пы. От­пе­ча­ток этот со­хра­нил­ся до сих пор и все­гда на­пол­нен во­дой, ко­то­рую чу­дес­ным об­ра­зом ис­то­ча­ет ка­мень. Во­да в сто­пе не оску­де­ва­ет, несмот­ря на то, что мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки по­сто­ян­но на­пол­ня­ют ею свои со­су­ды для ис­це­ле­ния от недугов. 

Са­ма же По­ча­ев­ская ико­на Бо­жьей Ма­те­ри по­яви­лась в оби­те­ли сле­ду­ю­щим об­ра­зом. В 1559 го­ду мит­ро­по­лит Нео­фит из Кон­стан­ти­но­по­ля, про­ез­жая через Во­лынь, по­се­тил жив­шую в име­нии Ор­ля, неда­ле­ко от По­ча­е­ва, дво­рян­ку Ан­ну Гой­скую. В бла­го­сло­ве­ние он оста­вил ей при­ве­зён­ную из Кон­стан­ти­но­по­ля ико­ну Бо­го­ро­ди­цы. Вско­ре ста­ли за­ме­чать, что от По­ча­ев­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы ис­хо­дит си­я­ние. Ко­гда в 1597 го­ду пе­ред ико­ной ис­це­лил­ся брат Ан­ны Филипп, она пе­ре­да­ла об­раз ино­кам, по­се­лив­шим­ся на По­ча­ев­ской горе.

Через неко­то­рое вре­мя на ска­ле бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, став­шая ча­стью мо­на­стыр­ско­го ком­плек­са. За свою ис­то­рию По­ча­ев­ский мо­на­стырь пре­тер­пел нема­ло бед­ствий: при­тес­нял­ся лю­те­ра­на­ми, под­вер­гал­ся на­па­де­нию ту­рок, по­па­дал в ру­ки уни­а­тов, но бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри все невзго­ды бы­ли преодолены.

На спис­ках чу­до­твор­ной По­ча­ев­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ча­сто изо­бра­жа­ют ка­мень с от­пе­чат­ком сто­пы
Бо­жи­ей Матери.

Пре­столь­ный праздник

5 авгу­ста

Поча­ев­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1675). Мчч. Трофи́ма, Фео́фила и с ними 13-ти муче­ни­ков (284 – 305); прав. вои­на Фео́дора Уша­ко­ва (про­слав­ле­ние 2001). Сщмч. Аполлина́рия, епи­ско­па Равен­ний­ско­го (ок. 75). Сщмч. Миха­и­ла Тро­иц­ко­го, пре­сви­те­ра и мч. Андре́я Аргу­но­ва (1938). Ико­на Божи­ей Мате­ри: «Всех скор­бя­щих Радость» (с гро­ши­ка­ми) (1888).

21 сен­тяб­ря

Рож­де­ство Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии.

Прпп. Иоа́нна (1957) и Гео́ргия, в схи­ме Иоан­на (1962), испо­вед­ни­ков (Груз.). Икон Божи­ей Мате­ри: София – Пре­муд­рость Божия (Киев­ская); «Рож­де­ство Бого­ро­ди­цы» Сям­ская (1524); «Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы» Глин­ская (Пустын­но-Глин­ская) (XVI); «Рож­де­ство Бого­ро­ди­цы» Луки­а­нов­ская (XVI); «Рож­де­ство Бого­ро­ди­цы» Иса­а­ков­ская (1659); Холм­ская; «Зна́мение» Кур­ская-Корен­ная (1295); Поча­ев­ская (1559); Лес­нин­ская; Дом­ниц­кая (1696).

Тро­парь перед ико­ной Божи­ей Мате­ри «Поча­ев­ская»

Пpед свято́ю Твое́ю ико́ною, Влады́чице,/ моля́щиися исцеле́ний сподобля́ются,/ ве́pы и́стинныя позна́ние пpие́млют/ и ага́pянская наше́ствия отpажа́ют./ Те́мже и нам, к Тебе́ пpипа́дающим,/ гpехо́в оставле́ние испpоси́,/ по́мыслы благоче́стия сеpд­ца́ на́ша пpосвети́,/ и к Сы́ну Тво­е­му́ моли́тву вознеси́// о спасе́нии душ на́ших.

Помочь наше­му храму

Напи­сать пись­моПомощь хра­му