Рож­де­ствен­ский пост
Несколько тысячелетий человечество с надеждой ждало Спасителя. Однако большинство представляло Его земным царем и поэтому не заметило день Его Рождества. Спокойно спал Вифлеем, и только горстка пастухов услышала ангельское благовестие.
27.11.2023

Несколь­ко тыся­че­ле­тий чело­ве­че­ство с надеж­дой жда­ло Спа­си­те­ля. Одна­ко боль­шин­ство пред­став­ля­ло Его зем­ным царем и поэто­му не заме­ти­ло день Его Рож­де­ства. Спо­кой­но спал Виф­ле­ем, и толь­ко горст­ка пас­ту­хов услы­ша­ла ангель­ское бла­го­ве­стие. Эти люди пове­ри­ли, что Спа­си­тель может родить­ся не в цар­ском чер­то­ге, а в пеще­ре, где укры­ва­ют овец от непогоды.

Эти люди уви­де­ли Того, Кого ждал весь мир, пото­му что были чисты серд­цем. И в награ­ду за все им откры­лась тай­на Вопло­ще­ния Люб­ви. Как часто люди наде­ют­ся на то, что жизнь улуч­шит­ся бла­го­да­ря внеш­ним при­чи­нам. Они не подо­зре­ва­ют, что мрак повсе­днев­но­сти может осве­тить лишь любовь в их душах. Но, что­бы обре­сти ее, необ­хо­ди­мо очи­стить свое сердце.

Рож­де­ствен­ский пост уста­нов­лен для того, что­бы мы ко дню Рож­де­ства Хри­сто­ва очи­сти­ли себя пока­я­ни­ем, молит­вою и постом, что­бы с чистым серд­цем, душой и телом мог­ли бла­го­го­вей­но встре­тить явив­ше­го­ся в мир Сына Божия, и что­бы кро­ме обыч­ных даров и жертв при­не­сти ему чистое серд­це и жела­ние сле­до­вать его учению.

Дни поста выры­ва­ют чело­ве­ка из суе­ты буд­ней, тре­бу­ют от него чистой жиз­ни для Бога. Это – дру­гое, неот­мир­ное вре­мя. В Вет­хом Заве­те тре­бо­ва­лось при­не­сти в Храм деся­тую часть сво­их доходов.

Пост – это ново­за­вет­ная жерт­ва хри­сти­ан Богу.

Свя­тые отцы о Рож­де­ствен­ском посте

Пост — дар древ­ний, невет­ша­ю­щий, неста­ре­ю­щий, но непре­стан­но обнов­ля­е­мый и цве­ту­щий во всей кра­со­те. Сколь­ко отни­мешь у тела, столь­ко при­дашь душе. Пост посы­ла­ет молит­ву на небо, дела­ясь для нее как бы крыльями. 

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий:

Ты постишь­ся? Напи­тай голод­ных, напои жаж­ду­щих, посе­ти боль­ных, не забудь заклю­чен­ных. Утешь скор­бя­щих и пла­чу­щих; будь мило­сер­ден, кро­ток, добр, тих, дол­го­тер­пе­лив, незло­па­мя­тен, бла­го­го­ве­ен, исти­нен, бла­го­че­стив, что­бы Бог при­нял и пост твой и в изоби­лии даро­вал пло­ды пока­я­ния. Пост от мило­сты­ни заим­ству­ет свою твер­дость. Если ты постишь­ся без мило­сты­ни, то пост твой не есть пост, и такой чело­век хуже обжо­ры и пья­ни­цы, и при­том настоль­ко, насколь­ко жесто­кость хуже рос­ко­ше­ства. Пост и тело сохра­ня­ет здо­ро­вым: не отя­го­ща­ясь пищей, оно не при­ни­ма­ет болез­ней, но, ста­но­вясь лег­ким, укреп­ля­ет­ся для при­ня­тия даров. 

Свя­ти­тель Иоанн Златоуст

Пост Рож­де­ствен­ской Четы­ре­де­сят­ни­цы изоб­ра­жа­ет пост Мои­сея, кото­рый, постив­шись сорок дней и сорок ночей, полу­чил на камен­ных скри­жа­лях начер­та­ние сло­вес Божи­их. И мы, постясь сорок дней, созер­ца­ем и при­ем­лем живое Сло­во от Девы — начер­тан­ное не на кам­нях, но вопло­тив­ше­е­ся и родив­ше­е­ся, и при­об­ща­ем­ся Его Боже­ствен­ной плоти. 

Свя­ти­тель Симе­он, архи­епи­скоп Фессалоникийский

Неко­то­рые какое-то вре­мя постят­ся, а потом пре­да­ют­ся слад­ким куша­ньям. Дело в том, что мно­гие начи­на­ют пост свы­ше сво­ей силы и дру­гие суро­вые подви­ги, а потом осла­бе­ва­ют от неуме­рен­но­сти и неров­но­сти, и ищут слад­ких куша­ний и покоя для укреп­ле­ния тела. Так посту­пать то же зна­чит, что сози­дать, а потом опять разо­рять, так как тело чрез ску­дость от поста понуж­да­ет­ся к сла­сти и ищет уте­ше­ние, и сла­сти воз­жи­га­ют страсти.

Пре­по­доб­ный Паи­сий Величковский:

Мно­гие воз­дер­жи­ва­ют­ся от вина, мяса, рыбы, но язы­ком сво­им людей, подоб­ных себе, куса­ют – и какая им от того поль­за? Неко­то­рые часто не каса­ют­ся рука­ми пищи, но про­сти­ра­ют их на мздо­им­ство, хище­ние и гра­беж чужо­го добра – и какая им от того польза?

 Свя­ти­тель­Ти­хон Задонский:

Истин­ный и пря­мой пост – воз­дер­жа­ние от вся­ко­го зла. Если хочешь, хри­сти­а­нин, что­бы тебе пост поле­зен был, то, постясь телес­но, постись и душев­но, и постись все­гда. Как нала­га­ешь пост на чре­во свое, так нало­жи на злые мыс­ли свои и прихоти.

  • Да постит­ся ум твой от сует­ных помышлений.
  • Да постит­ся память от злопамятства.
  • Да постит­ся воля твоя от зло­го хотения.
  • Да постят­ся очи твои от худо­го виде­ния: отвра­ти очи твои, что­бы не видеть суеты.
  • Да постят­ся уши твои от сквер­ных песен и шеп­та­ний клеветнических.
  • Да постит­ся язык твой от кле­ве­ты, осуж­де­ния, кощун­ства, лжи, лести, сквер­но­сло­вия, и вся­ко­го празд­но­го и гни­ло­го слова.
  • Да постят­ся руки твои от бие­ния и хище­ния чужо­го добра.
  • Да постят­ся ноги твои от хож­де­ния на злое дело.

Укло­нись от зла и сотво­ри благо!

Вот хри­сти­ан­ский пост, кото­ро­го Бог от нас тре­бу­ет. Покай­ся, и, воз­дер­жи­ва­ясь от вся­ко­го зло­го сло­ва, дела и помыш­ле­ния, учись вся­кой доб­ро­де­те­ли, и будешь все­гда перед Богом поститься!

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму