4 декаб­ря Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Богородицы
Подоб­но всем вели­ким празд­ни­кам, Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы явля­ет­ся одним из эта­пов пути Домо­стро­и­тель­ства Божия, и сту­пе­нью пости­же­ния его чело­ве­че­ской душой. О собы­тии Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы мож­но гово­рить и как о сим­во­ле, пред­зна­ме­но­ва­нии, боже­ствен­ном…
29.11.2023

Подоб­но всем вели­ким празд­ни­кам, Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы явля­ет­ся одним из эта­пов пути Домо­стро­и­тель­ства Божия, и сту­пе­нью пости­же­ния его чело­ве­че­ской душой.

О собы­тии Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы мож­но гово­рить и как о сим­во­ле, пред­зна­ме­но­ва­нии, боже­ствен­ном намё­ке на вели­кое гря­ду­щее собы­тие Рож­де­ства Хри­сто­ва. Малень­кая девоч­ка Мария, удо­сто­и­лась вели­кой чести — вой­ти в ту часть Хра­ма, кото­рая назы­ва­лась у древ­них иуде­ев «Свя­тая свя­тых». Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы яви­лось при­го­тов­ле­ни­ем Марии к тому, что­бы дать жизнь Богу на Зем­ле, стать Его Матерью.

Иеру­са­лим­ский храм, вос­ста­нов­лен­ный после Вави­лон­ско­го пле­на, назы­ва­ли Вто­рым хра­мом. Он по раз­ме­рам и вели­ко­ле­пию усту­пал пер­во­му хра­му Соло­мо­на, и, что самое глав­ное, в нем не было Ков­че­га Заве­та, глав­ной свя­ты­ни иуде­ев, — она исчезла.

Про­ро­ки пред­ре­ка­ли это­му Вто­ро­му хра­му сла­ву бо́льшую, чем была у пер­во­го: «Вне­зап­но при­дет в Цер­ковь свою Гос­подь, Кото­ро­го вы ище­те, и Ангел Заве­та, кото­ро­го вы жде­те». Но шли годы, ниче­го не про­ис­хо­ди­ло, Свя­тая Свя­тых, место где неко­гда хра­нил­ся «Ков­чег Заве­та» пре­бы­ва­ло пустым.

То, что «Свя­тая Свя­тых» в это вре­мя не име­ло Ков­че­га Заве­та с его свя­щен­ны­ми при­над­леж­но­стя­ми, как бы сви­де­тель­ство­ва­ло об окон­ча­нии неко­е­го эта­па духов­ной исто­рии, оно пре­бы­ва­ло пустым в ожи­да­нии зна­ме­ний даль­ней­ших мисти­че­ских судеб чело­ве­че­ства. Девоч­ка Мария ста­ла Новым Киво­том Божи­им. И Ей было суж­де­но послу­жить делу Боже­ствен­но­го замысла.

В пусту­ю­щее Свя­тая Свя­тых хра­ма, глав­но­го свя­щен­но­го цен­тра рели­ги­оз­ной жиз­ни, вво­дит­ся Дева Мария и чело­век сам ста­но­вит­ся Божи­им хра­мом. Ее тело есть храм, Чисто­та ее души и ее вер­ность Богу — плод усерд­но­го стрем­ле­ния к свя­то­сти поко­ле­ний еврей­ских пра­вед­ни­ков до Нее, их ожи­да­ний спа­се­ния. Дева Мария ста­но­вит­ся источ­ни­ком спа­се­ния и соеди­не­ния людей с Богом.

Со дня Сво­е­го рож­де­ния Она была избран­ни­цей Божи­ей, таин­ни­цей и домом Боже­ствен­ной бла­го­да­ти. С само­го дет­ства Она носи­ла в Себе всю воз­мож­ность чело­ве­че­ско­го спа­се­ния и неис­чер­па­е­мое богат­ство бла­го­да­ти, кото­рое еще не было явле­но миру. И толь­ко пра­вед­ные Иоаким и Анна, для кото­рых рож­де­ние Пре­свя­той Девы было свя­за­но с испол­не­ни­ем их сокро­вен­ных чая­ний и горя­чих молитв, пред­чув­ство­ва­ли зна­че­ние Ново­рож­ден­ной для спа­се­ния человечества.

Но плот­ско­го рож­де­ния Пре­свя­той Девы было недо­ста­точ­но, что­бы стать Мате­рью Божи­ей, ибо пред­сто­я­щая Царю неба и зем­ли Она, “пре­воз­не­сен­ная пре­вы­ше всех тва­рей небес­ных и зем­ных”, была доче­рью чело­ве­че­ской, соесте­ствен­ной всем нам доче­рью Ада­мо­вой. Что­бы стать Мате­рью Сына Божия, Она долж­на была открыть сво­бод­но Свое серд­це бла­го­да­ти, доб­ро­воль­но вый­ти из мира гре­ха и смер­ти, отка­зать­ся от зем­ных при­вя­зан­но­стей и доб­ро­воль­но избрать для Себя чуж­дый созна­нию вет­хо­за­вет­но­го чело­ве­че­ства путь прис­но­дев­ства. Это как бы вто­рое духов­ное рож­де­ние Бого­ма­те­ри и вме­сте с тем явле­ние Ее миру, подоб­ное явле­нию после кре­ще­ния наро­ду Иису­са Хри­ста. Имен­но доб­ро­воль­ная отда­ча Себя Богу в боль­шей сте­пе­ни, чем плот­ское рож­де­ние, дает воз­мож­ность почув­ство­вать и осо­знать все­лен­ское зна­че­ние Богоматери.

Божия Матерь, будучи чистой жерт­вой Богу, — вели­кий при­мер для сле­ду­ю­щих по это­му пути, а так­же ско­рая Помощ­ни­ца и Молит­вен­ни­ца за них. Толь­ко молит­ва к Божи­ей Мате­ри, Ее помощь и пред­ста­тель­ство могут сохра­нить всех иду­щих по это­му пути от соблаз­нов и падений.

Она име­ну­ет­ся Оди­гит­ри­ей, то есть Путе­во­ди­тель­ни­цей. В день Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, вели­чая Ее, как “чест­ней­шую и слав­ней­шую гор­них воинств Деву, Пре­чи­стую Бого­ро­ди­цу”, мы, закан­чи­вая канон празд­ни­ка, обра­ща­ем­ся к Ней с молит­вой: “Под Твое бла­го­у­тро­бие при­бе­га­ю­щия вер­но и покла­ня­ю­щи­я­ся бла­го­чест­но Сыну Тво­е­му, Дево Бого­ро­ди­тель­ни­це, яко Богу и Гос­по­ду мира, моли­ся от тли и бед изба­ви­ти, и вся­че­ских искушений”.

Бого­слу­же­ние празд­ни­ка, содер­жа­ние пес­но­пе­ний не толь­ко вво­дят в живое созер­ца­ние Пре­чи­стой Девы в хра­ме, но и учат про­слав­лять Ее и горя­чо Ей молить­ся. Через Нее мы при­ми­ри­лись с Богом, и Ее молит­ва­ми спа­са­ем­ся. Она, испол­нен­ная бла­го­да­ти Духа, все­гда про­све­ща­ет моля­щих­ся Ей прис­но­сущ­ным Све­том, сооб­ща­ет им силу свя­то жить, успо­ка­и­ва­ет их, защи­ща­ет и покры­ва­ет от вся­ко­го зла.

Тро­парь празд­ни­ка, гл.4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние /​и челове́ков спасе́ния пропове́дание /​в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется /​и Хри­ста́ всем предвозвеща́ет. /​Той и мы велегла́сно возопии́м: /​/​ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму