Таин­ство Крещения
«Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. 
Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос 
от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем».  (Рим.зач. 91-е). Мы крестились «в смерть Господню».
25.09.2022

Дог­ма­ти­ко-нрав­ствен­ное зна­че­ние таинств Кре­ще­ния и Миропомазания.

По бла­го­му Сво­е­му Про­мыс­лу о чело­ве­ке Гос­подь так устро­ил, что мы ста­но­вим­ся при­част­ны­ми совер­шен­но­му Им спа­се­нию не бук­валь­ным повто­ре­ни­ем Его Кре­ста, Его крест­ной смер­ти, а иным путем, путем кре­ще­ния в Его смерть, не нару­шая есте­ствен­но­го тече­ния нашей жиз­ни на зем­ле, но вме­сте с тем пола­гая осно­вы новой жиз­ни во Хри­сте («во Хри­ста обле­ко­хом­ся»), ново­му бытию («паки­бы­тие»).

Как же это совер­ша­ет­ся? Каж­до­му из нас по зако­ну при­ро­ды в опре­де­лен­ное вре­мя пред­ле­жит смерть, и, жела­ем мы того или не жела­ем, — она все­гда и непре­мен­но людей насти­га­ет. Но уме­реть есте­ствен­ной смер­тью еще не зна­чит стать при­част­ным спа­си­тель­ной смер­ти и вос­кре­се­нию Гос­по­да Спа­си­те­ля. Боже­ствен­ной бла­го­стью и пре­муд­ро­стью, по снис­хож­де­нию к «нище­те наше­го есте­ства», в таин­стве Кре­ще­ния дан нам некий спо­соб под­ра­жа­ния Нача­ло­по­лож­ни­ку наше­го спа­се­ния Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, «при­во­дя в дей­ствие, что Им преж­де было совер­ше­но» (свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский), т. е. спа­си­тель­ные смерть и вос­кре­се­ние. При­ви­ва­ясь Хри­сту верою, мы с Ним, «доб­ро­воль­но умер­шим за нас, уми­ра­ем иным обра­зом, а имен­но: погре­ба­ясь в таин­ствен­ной воде чрез кре­ще­ние, ибо «спо­гре­бо­хом­ся Ему, — гово­рит Писа­ние, — кре­ще­ни­ем в смерть» (Рим. 6, 4), чтоб вслед за упо­доб­ле­ни­ем смер­ти после­до­ва­ло и упо­доб­ле­ние воскресению».

свя­ти­тель Гри­го­рий Нисский

Все умер­шие име­ют свое место — зем­лю, в кото­рой погре­ба­ют­ся. Зем­ля же име­ет бли­жай­шей к себе сти­хи­ей воду. И так как смерть Спа­си­те­ля сопро­вож­да­лась погре­бе­ни­ем в зем­лю, то и наше под­ра­жа­ние смер­ти Хри­сто­вой изоб­ра­жа­ет­ся в бли­жай­шей к зем­ле сти­хии — воде. Мы, будучи по есте­ству тела в еди­не­нии с нашим Нача­ло­вож­дем Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, имея в виду чрез смерть Гос­под­ню очи­стить­ся от гре­ха, достиг­нуть вос­ста­ния к жиз­ни, что дела­ем? Мы вме­сто зем­ли нали­ва­ем воду и, трое­крат­но погру­жа­ясь в этой сти­хии (во имя Свя­той Тро­и­цы), «под­ра­жа­ем бла­го­да­ти воскресения».

свя­ти­тель Гри­го­рий Нисский

В молит­ве на освя­ще­ние воды при кре­ще­нии гово­рит­ся, что чело­век в этом таин­стве отла­га­ет вет­хо­го чело­ве­ка, обле­ка­ет­ся в ново­го, «обнов­ля­е­ма­го по обра­зу Создав­ша­го его: да быв срас­лен подо­бию смер­ти (Хри­сто­вой) кре­ще­ни­ем, общ­ник и вос­кре­се­ния будет и, сохра­нив дар Свя­та­го… Духа и воз­рас­тив залог бла­го­да­ти, при­и­мет почесть гор­ня­го зва­ния и сопри­чтет­ся пер­во­рож­ден­ным, напи­сан­ным на небе­си в Бозе и Гос­по­де нашем Иису­се Христе».

Таким обра­зом, усво­е­ние нами смер­ти и вос­кре­се­ния Хри­сто­вых в кре­ще­нии — име­ет глав­ным обра­зом дей­ствие в онто­ло­ги­че­ском смыс­ле (т. е. изме­ня­ет все бытие чело­ве­ка, все его есте­ство), а не толь­ко нрав­ствен­ное и сим­во­ли­че­ское (как учат про­те­стан­ты, сек­тан­ты): в чело­ве­ке про­ис­хо­дит совер­ша­е­мое бла­го­да­тию Божи­ей изме­не­ние во всем его суще­стве и бытии. В молит­ве 1‑й и 2‑й на 8‑й день после кре­ще­ния гово­рит­ся, что кре­щен­но­му «водою и Духом» дана жизнь вто­ро­го рож­де­ния и про­ще­ние гре­хов («избав­ле­ние гре­хов свя­тым кре­ще­ни­ем рабу Тво­е­му даро­ва­вый, и жизнь паки рож­де­ния ему пода­вый», «паки роди­вый раба Тво­е­го ново­про­све­щен­на­го водою и Духом»); теперь он нахо­дит­ся в таком тес­ном един­стве со Хри­стом, что назы­ва­ет­ся «оде­я­вый­ся во Хри­ста и Бога нашего».

Для чего же за кре­ще­ни­ем сле­ду­ет миропомазание?

«В обра­зе умерщ­вле­ния, — гово­рит Гри­го­рий Нис­ский, — пред­став­ля­е­мом посред­ством воды, про­из­во­дит­ся уни­что­же­ние при­ме­шав­ше­го­ся поро­ка, прав­да, не совер­шен­ное уни­что­же­ние, но неко­то­рое пре­се­че­ние непре­рыв­но­сти зла, при сте­че­нии двух посо­бий к истреб­ле­нию зло­го: пока­я­ния согре­шив­ше­го и под­ра­жа­ния смер­ти (Гос­по­да), — кото­ры­ми чело­век отре­ша­ет­ся несколь­ко от сою­за со злом, пока­я­ни­ем будучи при­ве­ден в нена­ви­де­ние поро­ка и в отчуж­де­ние от него, а смер­тью про­из­во­дя уни­что­же­ние зла».

Порок теперь как бы гнез­дит­ся на пери­фе­рии. Борь­ба с ним будет всю жизнь. И вот во вто­ром таин­стве, таин­стве Миро­по­ма­за­ния, — «живо­тво­ря­щем пома­за­нии», — кре­щен­ный полу­ча­ет «Боже­ствен­ное освя­ще­ние», дары Свя­то­го Духа, воз­ра­ща­ю­щие и укреп­ля­ю­щие в жиз­ни духов­ной: бла­го­да­тью Свя­то­го Духа пода­ет­ся кре­щен­но­му «утвер­жде­ние в вере», избав­ле­ние от коз­ней «лука­во­го» (диа­во­ла), соблю­де­ние души «в чисто­те и прав­де» и бла­го­уго­жде­нии Богу, что­бы быть «сыном и наслед­ни­ком Небес­но­го Цар­ствия». В молит­ве на измо­ве­ние на 8‑й день Цер­ковь молит­ся о ново­про­све­щен­ном, что­бы Гос­подь через бла­го­дать таин­ства миро­по­ма­за­ния спо­до­бил его пре­быть непо­бе­ди­мым подвиж­ни­ком в борь­бе с гре­хом и вра­гом-диа­во­лом, пока­зал его и нас до кон­ца побе­ди­те­ля­ми в подви­ге и увен­чал Сво­им нетлен­ным венцом.

Литур­ги­че­ская сто­ро­на таин­ства Кре­ще­ния. Опре­де­ле­ние таин­ства. Кре­ще­ние есть таин­ство, в кото­ром кре­ща­е­мый, после пред­ва­ри­тель­но­го настав­ле­ния в исти­нах хри­сти­ан­ской веры и испо­ве­да­ния их, при трое­крат­ном погру­же­нии в воду с про­из­не­се­ни­ем слов: «Кре­ща­ет­ся раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа. Аминь», — очи­ща­ет­ся от гре­хов и воз­рож­да­ет­ся для жиз­ни духов­ной, благодатной.

Исто­рия чино­по­сле­до­ва­ния таин­ства. Таин­ство Кре­ще­ния, как и все дру­гие таин­ства, уста­нов­ле­но Иису­сом Хри­стом, неза­дол­го пред Его воз­не­се­ни­ем на небо. Гос­подь дал запо­ведь апо­сто­лам сна­ча­ла научать людей вере, а потом кре­стить их во имя Свя­той Тро­и­цы (Мф. 18, 19). На осно­ва­нии дан­ных Иису­сом Хри­стом настав­ле­ний апо­сто­лы опре­де­ли­ли чин и поря­док кре­ще­ния и пере­да­ли это сво­им пре­ем­ни­кам. В век апо­столь­ский и мужей апостольских(I — II век) кре­ще­ние отли­ча­лось про­сто­тою и неслож­но­стью и состо­я­ло: из настав­ле­ния в вере Хри­сто­вой, или огла­ше­ния, пока­я­ния, или отре­че­ния от преж­них заблуж­де­ний и гре­хов и откры­то­го испо­ве­да­ния веры во Хри­ста и само­го кре­ще­ния чрез погру­же­ние в воду с про­из­не­се­ни­ем слов «во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа».

В кон­це II века и в III веке в чин кре­ще­ния вве­ден был ряд новых дей­ствий. Под­го­тов­ка ко кре­ще­нию и испы­та­ние (огла­ше­ние) совер­ша­лись в более про­дол­жи­тель­ный срок вре­ме­ни (от несколь­ких дней до несколь­ких лет), вви­ду гоне­ний и осто­рож­но­сти в при­ня­тии новых чле­нов, что­бы не при­нять сла­бых в вере, кото­рые во вре­мя гоне­ний мог­ли бы отречь­ся от Хри­ста или пре­да­вать хри­сти­ан языч­ни­кам. В III веке были вве­де­ны пред кре­ще­ни­ем закли­на­ния, отре­че­ние от сата­ны, соче­та­ние Хри­сту, после это­го пома­за­ние все­го тела еле­ем; пред огру­же­ни­ем кре­ща­е­мо­го в воду было освя­ще­ние воды. После кре­ще­ния ново­про­све­щен­но­го обла­ча­ли в белые одеж­ды и наде­ва­ли венец (на Запа­де) и крест.

Вос­пол­не­ние чина кре­ще­ния, начав­ше­е­ся во II веке, зна­чи­тель­но уси­лив­ше­е­ся в III веке, про­дол­жа­лось и в эпо­ху IV и V веков, хотя и не в такой сте­пе­ни, как преж­де. В это вре­мя литур­ги­че­ская сто­ро­на достиг­ла наи­бо­лее пол­но­го раз­ви­тия и оформ­ле­ния. В IV — VIII вв. состав­ле­ны мно­гие молит­вы, кото­рые и теперь суще­ству­ют в чине огла­ше­ния, освя­ще­ния воды и крещения.

Кре­ще­ние совер­ша­лось пре­иму­ще­ствен­но в опре­де­лен­ные дни, осо­бен­но в празд­ни­ки Пас­хи, Пяти­де­сят­ни­цы, Бого­яв­ле­ния, а так­же в дни памя­ти апо­сто­лов, муче­ни­ков и в хра­мо­вые празд­ни­ки. Этот обы­чай суще­ство­вал уже в III‑м веке, но в IV веке полу­чил осо­бен­ное аспространение.

О древ­но­сти всех обря­дов и дей­ствий огла­ше­ния и кре­ще­ния сви­де­тель­ству­ют древ­ней­шие пись­мен­ные памят­ни­ки: Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, Пра­ви­ла свя­тых апо­сто­лов (49 и 50 пр.) и собо­ров (Вто­рой Все­лен­ский Собор, 7 пр.; Трулль­ский, 95 пр.), писа­ния отцов и учи­те­лей Церк­ви (Тер­тул­ли­а­на, Кирил­ла Иеру­са­лим­ско­го — 2 тай­но­вед­че­ское сло­во; Гри­го­рия Бого­сло­ва — Сло­во о кре­ще­нии, Васи­лия Вели­ко­го, Иоан­на Зла­то­уста — Огла­си­тель­ное сло­во и дру­гих), древ­не­гре­че­ские Треб­ни­ки, начи­ная с VII — VIII вв. и проч.

При­ме­ча­ние о восприемниках.

Вос­при­ем­ни­ки долж­ны быть как при Кре­ще­нии взрос­лых, так и мла­ден­цев. По Уста­ву пола­га­ет­ся для кре­ща­е­мо­го один вос­при­ем­ник того же пола, что и кре­ща­е­мый. В обы­чае же при­ня­то иметь двух вос­при­ем­ни­ков (муж­ско­го и жен­ско­го пола).

Вос­при­ем­ни­ка­ми долж­ны быть лица пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния. Лица непра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния (като­ли­ки, англи­кане и др.) могут допус­кать­ся быть вос­при­ем­ни­ка­ми толь­ко в виде исклю­че­ния; при Кре­ще­нии они долж­ны про­из­не­сти пра­во­слав­ный Сим­вол веры.

Вос­при­ем­ни­ка­ми могут быть лица, достиг­шие 15 лет.

Не могут быть вос­при­ем­ни­ка­ми роди­те­ли сво­их детей, монахи.

В слу­чае край­но­сти доз­во­ля­ет­ся совер­шать Кре­ще­ние и без вос­при­ем­ни­ков; в этом слу­чае сам совер­ши­тель таин­ства явля­ет­ся восприемником.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму