Страст­ная Седмица
Среди седмиц Великого Поста Страстная занимает особое положение. Предыдущие шесть недель, или Четыредесятница, установлены в честь сорокадневного поста Спасителя. А вот Страстная седмица — уже в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.
03.18.2024

Сре­ди сед­миц Вели­ко­го Поста Страст­ная зани­ма­ет осо­бое поло­же­ние. Преды­ду­щие шесть недель, или Четы­ре­де­сят­ни­ца, уста­нов­ле­ны в честь соро­ка­днев­но­го поста Спа­си­те­ля. А вот Страст­ная сед­ми­ца — уже в вос­по­ми­на­ние послед­них дней зем­ной жиз­ни, стра­да­ний, смер­ти и погре­бе­ния Христа.

Само назва­ние этой неде­ли про­ис­хо­дит от сло­ва «страсть», то есть «стра­да­ние». Эта неде­ля — память о тех стра­да­ни­ях, кото­рые были при­чи­не­ны Иису­су Хри­сту людь­ми, ради спа­се­ния кото­рых Он явил­ся в мир. Один уче­ник — Иуда — пре­дал Его вра­гам, ищу­щим Его смер­ти. Дру­гой — Петр — три­жды отрек­ся от Него. Осталь­ные — раз­бе­жа­лись в ужа­се. Пилат отдал Его на рас­тер­за­ние пала­чам-биче­ва­те­лям, а после — при­ка­зал рас­пять, хотя совер­шен­но точ­но знал, что Хри­стос не был вино­вен в пре­ступ­ле­ни­ях, кото­рые Ему вме­ня­лись. Пер­во­свя­щен­ни­ки осу­ди­ли Его на мучи­тель­ную смерть, хотя им досто­вер­но было извест­но, что Он исце­лял без­на­деж­ных боль­ных и даже вос­кре­шал мерт­вых. Рим­ские сол­да­ты били Его, изде­ва­лись, пле­ва­ли Ему в лицо…

На голо­ву Спа­си­те­ля пала­чи наде­ли тер­но­вый венец в фор­ме шап­ки, похо­жей на мит­ру (сим­вол цар­ской вла­сти на Восто­ке). Когда леги­о­не­ры глу­ми­лись над Ним, от каж­до­го уда­ра пал­кой по «тер­но­вой мит­ре» ост­рые и креп­кие 4‑х сан­ти­мет­ро­вые шипы вон­за­лись все глуб­же, вызы­вая силь­ную боль и кровотечение…

Его били по лицу пал­кой тол­щи­ной око­ло 4,5 см. Спе­ци­а­ли­сты, иссле­ду­ю­щие Турин­скую пла­ща­ни­цу, кон­ста­ти­ро­ва­ли мно­го­чис­лен­ные повре­жде­ния: раз­би­тые бро­ви, порван­ное пра­вое веко, трав­ма носо­во­го хря­ща, щек, под­бо­род­ка; око­ло 30 про­ко­лов, сде­лан­ных шипами…

Потом Его при­ко­ва­ли к стол­бу и ста­ли изби­вать бичом. По сле­дам на Турин­ской пла­ща­ни­це выхо­дит, что Хри­сту было нане­се­но 98 уда­ров. Мно­гие при­го­во­рен­ные к такой экзе­ку­ции не выдер­жи­ва­ли ее и уми­ра­ли от боли еще до кон­ца биче­ва­ния. В рим­ский бич впле­та­лись метал­ли­че­ские шипы, ког­ти хищ­ных живот­ных, на кон­це при­вя­зы­вал­ся груз, что­бы хлыст луч­ше обви­вал тело. При уда­рах такой пле­тью чело­ве­че­ская плоть рва­лась на кус­ки… Но это был еще не конец, а толь­ко нача­ло стра­да­ний Спасителя.

Совре­мен­но­му чело­ве­ку труд­но даже пред­ста­вить, что же про­ис­хо­ди­ло на кре­сте с чело­ве­ком, при­го­во­рен­ным к смер­ти через рас­пя­тие. А про­ис­хо­ди­ло там вот что. Чело­ве­ка укла­ды­ва­ли на крест, лежа­щий на зем­ле. Огром­ные кова­ные гвоз­ди с зазуб­рен­ны­ми гра­ня­ми вби­ва­лись при­го­во­рён­но­му в запя­стья, чуть выше ладо­ней. Гвоз­ди заде­ва­ли сре­дин­ный нерв, при­чи­няя страш­ную боль. Затем гвоз­ди вго­ня­лись в сто­пы. После это­го крест с при­би­тым к нему чело­ве­ком под­ни­ма­ли и встав­ля­ли в спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ное отвер­стие в зем­ле. Пови­сая на руках, чело­век начи­нал зады­хать­ся, так как груд­ная клет­ка его ока­зы­ва­лась сдав­лен­ной под весом тела. Един­ствен­ным спо­со­бом глот­нуть воз­ду­ха было опе­реть­ся на гвоз­ди, при­би­ва­ю­щие ноги к кре­сту. Тогда чело­век мог выпря­мить­ся и сде­лать глу­бо­кий вдох. Но боль в про­би­тых сто­пах не поз­во­ля­ла дол­го нахо­дить­ся в таком поло­же­нии, и каз­ни­мый вновь пови­сал на сво­их руках, про­би­тых гвоз­дя­ми. И опять начи­нал задыхаться…

Хри­стос уми­рал на Кре­сте шесть часов. А вокруг хохо­та­ли и изде­ва­лись над Ним люди, ради кото­рых Он и пошел на эту ужас­ную смерть.

Таков смысл назва­ния Страст­ной сед­ми­цы — заклю­чи­тель­ной неде­ли Вели­ко­го Поста. Но стра­да­ния и смерть Хри­ста не были само­це­лью, они — лишь сред­ство исце­ле­ния чело­ве­че­ско­го рода, кото­рое Бог упо­тре­бил для наше­го спа­се­ния от раб­ства гре­ху и смер­ти. Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский в сво­ей про­по­ве­ди на послед­ний день Страст­ной сед­ми­цы гово­рил: «…Про­шли страш­ные страст­ные дни и часы; пло­тью, кото­рой стра­дал Хри­стос, Он теперь почил; душою, сия­ю­щей сла­вой Боже­ства, Он сошел во ад и тьму его рас­се­ял, и поло­жил конец той страш­ной бого­остав­лен­но­сти, кото­рую смерть пред­став­ля­ла собой до Его соше­ствия в ее нед­ра. Дей­стви­тель­но, мы нахо­дим­ся в тишине пре­бла­го­сло­вен­ной Суб­бо­ты, когда Гос­подь почил от тру­дов Своих.

И вся Все­лен­ная в тре­пе­те: ад погиб; мерт­вый — ни един во гро­бе; отде­лен­ность, без­на­деж­ная отде­лен­ность от Бога побеж­де­на тем, что Сам Бог при­шел в место послед­не­го отлу­че­ния. Анге­лы покло­ня­ют­ся Богу, вос­тор­же­ство­вав­ше­му над всем, что зем­ля созда­ла страш­но­го: над гре­хом, над злом, над смер­тью, над раз­лу­кой с Богом…

И вот мы тре­пет­но будем ждать того мгно­ве­ния, когда сего­дня ночью и до нас дой­дет эта побе­до­нос­ная весть, когда мы услы­шим на зем­ле то, что в пре­ис­под­ней гре­ме­ло, то, что в небе­са пожа­ром под­ня­лось, услы­шим это мы и уви­дим сия­ние Вос­крес­ше­го Христа».


*Во избе­жа­ние пута­ни­цы. Сло­во «неде­ля» в бого­слу­жеб­ном язы­ке обо­зна­ча­ет вос­крес­ный день, неде­ля же в нашем сего­дняш­нем пони­ма­нии назы­ва­ет­ся «сед­ми­цей». Каж­дая из шести сед­миц Вели­ко­го поста (в меся­це­сло­ве они обо­зна­ча­ют­ся поряд­ко­вы­ми номе­ра­ми — пер­вая, вто­рая и т. д.) завер­ша­ет­ся неде­лей, посвя­щен­ной тому или ино­му празд­ни­ку или свя­то­му. Вели­кий пост закан­чи­ва­ет­ся в пят­ни­цу шестой сед­ми­цы. Лаза­ре­ва суб­бо­та и Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (верб­ное вос­кре­се­нье, или неде­ля ваий) сто­ят особ­ня­ком и в Вели­кий пост не вхо­дят, хотя пост в эти дни, разу­ме­ет­ся, не отме­ня­ет­ся. Седь­мая пост­ная сед­ми­ца — Страст­ная — с бого­слу­жеб­ной точ­ки зре­ния так­же не вхо­дит в свя­тую Четы­ре­де­сят­ни­цу. Седь­мое вос­кре­се­нье — Пасха. 

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму