6‑я Сед­ми­ца Вели­ко­го поста – Цве­то­нос­ная (Вайи)
Это странное, на первый взгляд, название шестой Недели происходит от греческого слова «вайи». Так называют разлапистые широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город
03.18.2024

Это стран­ное, на пер­вый взгляд, назва­ние шестой Неде­ли про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го сло­ва «вайи». Так назы­ва­ют раз­ла­пи­стые широ­кие листья пальм, кото­ры­ми жите­ли Иеру­са­ли­ма усти­ла­ли доро­гу перед въез­жа­ю­щим в город Хри­стом за неде­лю до Его Рас­пя­тия. Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим — одно­вре­мен­но и радост­ный, и печаль­ный праздник. 

Радост­ный пото­му, что в этот день Хри­стос несо­мнен­но явил Себя людям как Мес­сия, Спа­си­тель мира, мно­гие века ожи­да­е­мый человечеством. 

А груст­ный этот празд­ник пото­му, что вход в Иеру­са­лим, по сути, стал нача­лом Крест­но­го пути Хри­ста. Изра­иль­ский народ не при­нял сво­е­го истин­но­го Царя, и боль­шин­ство тех, кто вос­тор­жен­но при­вет­ство­вал Спа­си­те­ля с вай­я­ми в руках, и кри­чал: «Осан­на Сыну Дави­до­ву!», уже через несколь­ко дней в остер­ве­не­нии будут вопить: «Рас­пни Его, распни!»

Пра­во­слав­ные хри­сти­ане на этот Празд­ник тоже при­хо­дят в храм с вет­вя­ми в руках. Прав­да, у нас в Рос­сии это не паль­мы, а веточ­ки вер­бы. Но суть это­го сим­во­ла — та же, что и две тыся­чи лет назад в Иеру­са­ли­ме: вет­вя­ми мы встре­ча­ем наше­го Гос­по­да, всту­па­ю­ще­го на Свой Крест­ный Путь. Толь­ко совре­мен­ные хри­сти­ане, в отли­чие от жите­лей древ­не­го Иеру­са­ли­ма, абсо­лют­но точ­но зна­ют, Кого они при­вет­ству­ют в этот день и что Ему пред­сто­ит вме­сто цар­ствен­ных почестей. 

Об этом пре­крас­но ска­зал в одной из про­по­ве­дей мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский: «Народ Изра­и­лев от Него ожи­дал, что, всту­пая в Иеру­са­лим, Он возь­мет в свои руки власть зем­ную; что Он ста­нет ожи­да­е­мым Мес­си­ей, Кото­рый осво­бо­дит Изра­иль­ский народ от вра­гов, что кон­че­на будет окку­па­ция, что побеж­де­ны будут про­тив­ни­ки, отмще­но будет всем… А вме­сто это­го Хри­стос всту­па­ет в Свя­щен­ный Град тихо, вос­хо­дя к Сво­ей смер­ти… Народ­ные вожди, кото­рые наде­я­лись на Него, пово­ра­чи­ва­ют весь народ про­тив Него; Он их во всем разо­ча­ро­вал: Он не ожи­да­е­мый, Он не тот, на кото­ро­го наде­я­лись. И Хри­стос идет к смерти…» 

В празд­ник Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим веру­ю­щие тоже, подоб­но еван­гель­ским иуде­ям, при­вет­ству­ют Спа­си­те­ля вай­я­ми. Но каж­дый, взяв­ший их в руки, дол­жен чест­но спро­сить себя, готов ли он при­нять Хри­ста не как могу­ще­ствен­но­го зем­но­го царя, а как Вла­ды­ку Цар­ства небес­но­го, Цар­ства жерт­вен­ной люб­ви и служения? 

Вот к чему при­зы­ва­ет Цер­ковь в эту радост­но-печаль­ную неде­лю с непри­выч­ным для рус­ско­го слу­ха названием.

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму