5‑я Сед­ми­ца Вели­ко­го поста — память пре­по­доб­ной Марии Египетской
История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост человек способен с Божией помощью вывести свою жизнь к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков.
03.18.2024

Иеру­са­лим гото­вил­ся к празд­ни­ку Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня. Мно­же­ство палом­ни­ков дви­га­лись по узким улоч­кам, что­бы при­ло­жить­ся к вели­чай­шей свя­тыне — най­ден­но­му цари­цей Еле­ной Кре­сту Спа­си­те­ля. Но даже в этой пест­ро­те обра­ща­ла на себя вни­ма­ние одна египтянка…

Исто­рия пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской, пожа­луй, самый яркий при­мер того, как через уси­лен­ный пост чело­век спо­со­бен с Божи­ей помо­щью выве­сти свою жизнь к све­ту даже из самых страш­ных и бес­про­свет­ных духов­ных тупиков.

Мария роди­лась в пятом веке в Егип­те и была, что назы­ва­ет­ся, «труд­ным ребен­ком». В 12 лет девоч­ка убе­жа­ла из дома и отпра­ви­лась на поис­ки при­клю­че­ний в Алек­сан­дрию — самый круп­ный город Импе­рии после Рима. Там все ее при­клю­че­ния очень ско­ро све­лись к обык­но­вен­но­му раз­вра­ту. Сем­на­дцать лет она про­ве­ла в непре­рыв­ных блуд­ных похож­де­ни­ях. Блуд не был для нее спо­со­бом зара­бот­ка: в нем несчаст­ная девуш­ка нахо­ди­ла един­ствен­ный и глав­ный смысл сво­е­го суще­ство­ва­ния. Со сво­их зна­ком­цев Мария не бра­ла ни денег, ни подар­ков, рас­су­див, что таким обра­зом она при­вле­чет к себе боль­ше мужчин.

Одна­жды она попа­ла на корабль, пере­во­зив­ший в Иеру­са­лим палом­ни­ков. Но совсем не для покло­не­ния хри­сти­ан­ским свя­ты­ням отпра­ви­лась Мария в это пла­ва­ние. Ее целью были моло­дые моря­ки, с кото­ры­ми она все путе­ше­ствие про­ве­ла в при­выч­ных заба­вах. При­быв в Иеру­са­лим, Мария и здесь про­дол­жа­ла раз­врат­ни­чать по сво­е­му обыкновению.

Но одна­жды, во вре­мя боль­шо­го празд­ни­ка, она из любо­пыт­ства реши­ла зай­ти в Иеру­са­лим­ский храм. И с ужа­сом обна­ру­жи­ла, что не может это­го сде­лать. Несколь­ко раз она пыта­лась вме­сте с тол­пой палом­ни­ков попасть внутрь хра­ма. И каж­дый раз, как толь­ко ее нога каса­лась поро­га, тол­па отбра­сы­ва­ла ее к стене, а все осталь­ные бес­пре­пят­ствен­но про­хо­ди­ли внутрь.

Марии ста­ло страш­но, и она заплакала.

В при­тво­ре хра­ма висе­ла ико­на Бого­ро­ди­цы. Мария нико­гда рань­ше не моли­лась, но теперь перед ико­ной она обра­ти­лась к Божи­ей Мате­ри и покля­лась изме­нить свою жизнь. После этой молит­вы она сно­ва попро­бо­ва­ла пере­сту­пить порог хра­ма — и теперь бла­го­по­луч­но про­шла внутрь вме­сте со все­ми. Покло­нив­шись хри­сти­ан­ским свя­ты­ням, Мария отпра­ви­лась к реке Иор­дан. Там, на бере­гу, в неболь­шой церк­ви Иоан­на Кре­сти­те­ля она при­ча­сти­лась Тела и Кро­ви Хри­сто­вых. А на сле­ду­ю­щий день пере­пра­ви­лась через реку и ушла в пусты­ню для того, что­бы уже нико­гда не воз­вра­щать­ся к людям.

Но даже там, вда­ли от при­выч­ных соблаз­нов боль­шо­го горо­да, Мария не нашла себе покоя. Муж­чи­ны, вино, раз­гуль­ная жизнь — все­го это­го в пустыне, конеч­но же, не было. Но куда мож­но было убе­жать от соб­ствен­но­го серд­ца, кото­рое пом­ни­ло все гре­хов­ные удо­воль­ствия преж­них лет и никак не хоте­ло от них отка­зы­вать­ся? Блуд­ные жела­ния тер­за­ли Марию и здесь. Бороть­ся с этой бедой было неве­ро­ят­но труд­но. И вся­кий раз, когда у Марии уже не оста­ва­лось сил про­ти­вить­ся стра­сти, ее спа­са­ла память о клят­ве перед ико­ной. Она пони­ма­ла, что Матерь Божия видит все ее поступ­ки и даже мыс­ли, обра­ща­лась в молит­ве к Бого­ро­ди­це и про­си­ла помо­щи в испол­не­нии сво­е­го обе­ща­ния. Спа­ла Мария на голой зем­ле. Пита­лась скуд­ной рас­ти­тель­но­стью пусты­ни. Но пол­но­стью изба­вить­ся от блуд­ной стра­сти она смог­ла лишь через сем­на­дцать лет такой напря­жен­ной борьбы.

После это­го она про­ве­ла в пустыне еще два деся­ти­ле­тия. Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны Мария впер­вые за все эти годы встре­ти­ла сре­ди пес­ков чело­ве­ка. Это был стран­ству­ю­щий монах Зоси­ма, кото­ро­му она и рас­ска­за­ла исто­рию сво­ей жиз­ни. К это­му вре­ме­ни Мария Еги­пет­ская достиг­ла уди­ви­тель­ных высот свя­то­сти. Зоси­ма видел, как она пере­хо­ди­ла реку по воде, а во вре­мя молит­вы отры­ва­лась от зем­ли и моли­лась, стоя на воздухе.

Что пора­жа­ет в её житии? Совер­шен­ное бес­стра­стие, с кото­рым она «отда­ёт» Богу при сви­де­тель­стве испо­ве­да­ю­ще­го её иерея свои гре­хи, сама её испо­ведь, обра­щён­ная и к нам. (Хри­сти­ане пер­вых веков кая­лись откры­то.) В ней нет ни малей­ше­го оттен­ка само­оправ­да­ния или, напро­тив, болез­нен­но­сти. Всё совер­шен­но, до кон­ца, «до дна» осо­знан­но, опла­ка­но и изжито…Она лишь сни­ма­ет с души про­шлые стра­сти, чуть не погу­бив­шие её, как «ветошь», кото­рая… дав­но не власт­на над ней.

При этом её пока­я­ние перед свя­щен­ни­ком, то есть по пра­ви­лам Церк­ви, не име­ет ниче­го обще­го с рав­но­ду­ши­ем. Она ещё раз глу­бо­ко пере­жи­ва­ет собы­тия почти полу­ве­ко­вой дав­но­сти. И пре­по­доб­ный Зоси­ма с тре­пе­том при­ни­мал испо­ведь… от святой.

И так, через сло­во Свмч. Сера­фи­ма (Чича­го­ва), житие преп. Марии откры­ва­ет­ся как устро­ен­ное Богом дело спа­се­ния чело­ве­ка, начав­ше­е­ся ещё до его обра­ще­ния, поми­мо его воли, через внешне каза­лось бы «слу­чай­ные», обсто­я­тель­ства, при­вед­шие заблу­див­шу­ю­ся душу к под­но­жию Кре­ста Господня.

Бого­слу­жеб­ное почи­та­ние Марии Египетской

Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние утре­ни чет­вер­га пятой сед­ми­цы вели­ко­го поста полу­чи­ло в наро­де назва­ние «Мари­и­но или Марьи­но сто­я­ние» (в неко­то­рых обла­стях Укра­и­ны носит назва­ние «Андре­ево сто­я­ние») по при­чине чте­ния за этой служ­бой жития пре­по­доб­ной Марии, кото­рое раз­де­ля­ет­ся пени­ем Вели­ко­го кано­на Андрея Крит­ско­го, к кон­цу каж­дой пес­ни кото­ро­го добав­ля­ют­ся тро­па­ри соот­вет­ству­ю­щей пес­ни кано­на прп. Марии Еги­пет­ской. Тро­па­ри кано­на пре­по­доб­ной добав­ля­ют­ся так­же к Пока­ян­но­му кано­ну Андрея Крит­ско­го в сре­ду и чет­верг пер­вой сед­ми­цы Вели­ко­го Поста. Соглас­но Уста­ву на каж­дый тро­парь кано­на поло­же­но совер­шать по три «мета­ния» — крест­ных зна­ме­ний с неболь­шим покло­не­ни­ем. Из-за это­го в преж­ние вре­ме­на мож­но было услы­шать «Идём на покло­ны». Так как канон Андрея Крит­ско­го чрез­вы­чай­но важен имен­но в каче­стве Пока­ян­но­го, то его соче­та­ние с чте­ни­ем жития пре­по­доб­ной Марии, (почи­та­е­мой цер­ко­вью как обра­зец истин­но­го пока­я­ния), явля­ет­ся для веру­ю­щих одним из эта­пов под­го­тов­ки к Страст­ной неделе.

Имя Мария в еврей­ском язы­ке озна­ча­ет — гос­по­жа, хозяй­ка. Всей сво­ей жиз­нью Мария Еги­пет­ская засви­де­тель­ство­ва­ла, что чело­век дей­стви­тель­но явля­ет­ся хозя­и­ном сво­ей судь­бы. Вот толь­ко рас­по­ря­дить­ся ею мож­но очень и очень по-раз­но­му. Но все же воз­мож­ность с Божи­ей помо­щью изме­нить себя к луч­ше­му оста­ет­ся у каж­до­го даже на самых запу­тан­ных житей­ских дорогах.

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму