4‑я Сед­ми­ца Вели­ко­го поста — память пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествечника
В Богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает всем христианам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника.
03.18.2024

В Бого­слу­же­нии чет­вер­той Неде­ли Вели­ко­го поста Цер­ковь пред­ла­га­ет всем хри­сти­а­нам высо­кий при­мер пост­ни­че­ской жиз­ни в лице пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка. Он родил­ся око­ло 570 года и был сыном свя­тых Ксе­но­фон­та и Марии. Всю свою жизнь пре­по­доб­ный про­вел в мона­сты­ре, рас­по­ло­жен­ном на Синай­ском полу­ост­ро­ве. Иоанн при­шел туда шест­на­дца­ти­лет­ним юно­шей и с тех пор нико­гда уже не поки­дал свя­тую гору, на кото­рой про­рок Мои­сей когда-то полу­чил от Бога Десять запо­ве­дей. Прой­дя все сту­пе­ни мона­ше­ско­го совер­шен­ство­ва­ния, Иоанн стал одним из самых почи­та­е­мых духов­ных настав­ни­ков мона­сты­ря. Но одна­жды недоб­ро­же­ла­те­ли поза­ви­до­ва­ли его сла­ве и ста­ли обви­нять его в болт­ли­во­сти и лжи. Иоанн не стал спо­рить со сво­и­ми обви­ни­те­ля­ми. Он про­сто замол­чал, и за целый год не про­из­нес ни одно­го сло­ва. Лишив­шись духов­но­го настав­ле­ния, его обви­ни­те­ли сами вынуж­де­ны были про­сить свя­то­го воз­об­но­вить пре­рван­ное их интри­га­ми общение.

Он укло­нял­ся от вся­ко­го рода осо­бен­ных подви­гов. Вку­шал он все, что доз­во­ля­лось по ино­че­ско­му обе­ту, но — уме­рен­но. Не про­во­дил ночей без сна, хотя спал не более того, сколь­ко необ­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния сил, что­бы непре­стан­ным бодр­ство­ва­ни­ем не погу­бить ума. Перед сном дол­го молил­ся; мно­го посвя­щал вре­ме­ни чте­нию душе­спа­си­тель­ных книг. Но если во внеш­ней жиз­ни прп.Иоанн дей­ство­вал во всем осто­рож­но, избе­гая край­но­стей, опас­ных для души, то во внут­рен­ней духов­ной жиз­ни он, «воз­го­ра­е­мый боже­ствен­ной любо­вью», не хотел знать гра­ниц. Осо­бен­но глу­бо­ко он был про­ник­нут чув­ством покаяния.

В 75-лет­нем воз­расте Иоанн про­тив сво­е­го жела­ния был воз­ве­ден в долж­ность началь­ни­ка Синай­ской оби­те­ли. Мона­сты­рем он управ­лял недол­го, все­го четы­ре года. Но имен­но в это вре­мя им была напи­са­на уди­ви­тель­ная кни­га — «Лестви­ца». Исто­рия ее созда­ния тако­ва. Одна­жды ино­ки мона­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го в двух днях пути от Синая, при­сла­ли Иоан­ну пись­мо с прось­бой соста­вить для них руко­вод­ство в духов­но-нрав­ствен­ной жиз­ни. В пись­ме они назы­ва­ли такое руко­вод­ство надеж­ной лест­ни­цей, по кото­рой им мож­но было бы без­опас­но вос­хо­дить от зем­ной жиз­ни к Небес­ным вра­там (духов­но­му совер­шен­ству). Иоан­ну понра­вил­ся этот образ. Отклик­нув­шись на прось­бу собра­тьев, он напи­сал кни­гу, кото­рую так и назвал — Лестви­ца. И хотя кни­га эта появи­лась 13 веков назад, ее до сих пор с огром­ным инте­ре­сом и поль­зой для себя чита­ет мно­же­ство хри­сти­ан во всем мире. При­чи­на такой попу­ляр­но­сти — уди­ви­тель­но про­стой и доход­чи­вый язык, кото­рым свя­той Иоанн сумел объ­яс­нить слож­ней­шие вопро­сы духов­ной жизни.

Вот лишь несколь­ко мыс­лей Иоан­на Лествич­ни­ка, кото­рые по-преж­не­му оста­ют­ся акту­аль­ны­ми для каж­до­го вни­ма­тель­но­го к себе человека:

«Тще­сла­вие выка­зы­ва­ет­ся при каж­дой доб­ро­де­те­ли. Когда, напри­мер, хра­ню пост — тще­слав­люсь, и когда, скры­вая пост от дру­гих, раз­ре­шаю на пищу, опять тще­слав­люсь — бла­го­ра­зу­ми­ем. Одев­шись в кра­си­вую одеж­ду, побеж­да­юсь любо­че­сти­ем, и, пере­одев­шись в худую, тще­слав­люсь. Гово­рить ли ста­ну? Попа­даю во власть тще­сла­вия. Мол­чать ли захо­чу? Опять пре­да­юсь ему. Куда ни повер­ни эту колюч­ку, она все­гда вста­нет шипом кверху»

«…Нико­гда не сты­дись того, кто перед тобою зло­сло­вит ближ­не­го, но луч­ше ска­жи ему: «Пере­стань, брат, я еже­днев­но падаю лютей­шие гре­хи и как я могу его осуж­дать?» Ты сде­ла­ешь таким обра­зом два добра и одним пла­сты­рем исце­лишь и себя и ближнего».

«…Зла и стра­стей по есте­ству нет в чело­ве­ке; ибо Бог не тво­рец стра­стей. Доб­ро­де­те­ли же мно­гие даро­вал Он нашей при­ро­де, из кото­рых извест­ны сле­ду­ю­щие: мило­сты­ня, ибо и языч­ни­ки мило­серд­ству­ют; любовь, ибо часто и бес­сло­вес­ные живот­ные про­ли­ва­ют сле­зы, когда их раз­лу­ча­ют; вера, ибо все мы от себя ее порож­да­ем; надеж­да, пото­му что мы и вза­ем берем, и вза­ем даем, и сеем, и пла­ва­ем, наде­ясь обо­га­тить­ся. Итак, если, как мы здесь пока­за­ли, любовь есть доб­ро­де­тель есте­ствен­ная нам, а она есть союз и испол­не­ние зако­на: то зна­чит, доб­ро­де­те­ли неда­ле­ки от наше­го есте­ства. Да посты­дят­ся же те, кото­рые пред­став­ля­ют свою немощь к испол­не­нию их».

«Лестви­ца» и по сей день оста­ет­ся одной из самых извест­ных и чита­е­мых книг у пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Поэто­му Цер­ковь чтит память ее авто­ра, назы­вая име­нем пре­по­доб­но­го Иоан­на чет­вер­тую Неде­лю Вели­ко­го поста.

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму