3‑я Сед­ми­ца Вели­ко­го поста — Кресто-поклонная
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное»,
03.18.2024

Как пут­ник, устав­ший от дол­гой доро­ги, отды­ха­ет под рас­ки­ди­стым дере­вом, так и пра­во­слав­ные хри­сти­ане, совер­шая духов­ное путе­ше­ствие в Небес­ный Иеру­са­лим – к Пасхе Гос­под­ней, нахо­дят в сере­дине пути «Дре­во крест­ное», что­бы под его сенью набрать­ся сил для даль­ней­ше­го пути. Или как перед при­хо­дом царя, воз­вра­ща­ю­ще­го­ся с побе­дой, вна­ча­ле шеству­ют его зна­ме­на и ски­пет­ры, так и Крест Гос­по­день пред­ва­ря­ет Хри­сто­ву побе­ду над смер­тью – Свет­лое Воскресение.

При сем покло­не­нии поет­ся песнь: Кре­сту Тво­е­му покла­ня­ем­ся, Вла­ды­ко, и Свя­тое Вос­кре­се­ние Твое славим.

Цер­ковь выстав­ля­ет, в сере­дине Четы­ре­де­сят­ни­цы, веру­ю­щим Крест для того, что­бы напо­ми­на­ни­ем о стра­да­ни­ях смер­ти Гос­под­ней вооду­ше­вить и укре­пить постя­щих­ся к про­дол­же­нию подви­га поста. Покло­не­ние Кре­сту про­дол­жа­ет­ся и на чет­вер­той неде­ле поста – до пят­ни­цы, и пото­му вся чет­вер­тая неде­ля назы­ва­ет­ся крестопоклонною.

«Крест – хра­ни­тель всей все­лен­ной, крест – кра­со­та церк­ви, крест – царей дер­жа­ва, крест – укреп­ле­ние веру­ю­щих, крест – анге­лов сла­ва и демо­нов язва». Так объ­яс­ня­ет одно из цер­ков­ных пес­но­пе­ний зна­че­ние кре­ста для все­го мира. «Тро­стию кре­ста, обмак­нув ее в крас­ные чер­ни­ла Тво­ей кро­ви, Ты, Гос­по­ди, по-цар­ски под­пи­сал нам про­ще­ние гре­хов» – гово­рит­ся в одной из сти­хир праздника.

О покло­не­нии Кресту

«Сло­во о кре­сте для поги­ба­ю­щих юрод­ство есть, а для нас, спа­са­е­мых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духов­ный судит о всем, а душев­ный чело­век не при­ни­ма­ет того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безу­мие для тех, кото­рые не при­ни­ма­ют с верой и не помыш­ля­ют о Бла­го­сти и Все­мо­гу­ще­стве Бога, но боже­ствен­ные дела иссле­ду­ют посред­ством чело­ве­че­ских и есте­ствен­ных рас­суж­де­ний, ибо все, что при­над­ле­жит Богу, выше есте­ства и разу­ма, и мыс­ли. И если кто-нибудь ста­нет взве­ши­вать: каким обра­зом Бог вывел все из небы­тия в бытие и ради чего, и если бы он захо­тел постиг­нуть это посред­ством есте­ствен­ных рас­суж­де­ний, то он не постиг­нет. Ибо это зна­ние душев­ное и бесов­ское. Если же кто, руко­вод­ству­ясь верой, при­мет во вни­ма­ние, что боже­ство – бла­гое и все­мо­гу­щее, и истин­ное и муд­рое, и пра­вед­ное, то он най­дет все глад­ким и ров­ным и путь – пря­мым. Ибо вне веры спа­стись невоз­мож­но, пото­му что все, как чело­ве­че­ское, так и духов­ное, осно­ва­но на вере. Ибо без веры ни зем­ле­де­лец не раз­ре­за­ет бороз­ды зем­ли, ни купец на малом дре­ве не вве­ря­ет сво­ей души бес­ну­ю­щей­ся без­дне моря; не про­ис­хо­дят ни бра­ки, ни что-либо иное в жиз­ни. Верою ура­зу­ме­ва­ем, что все при­ве­де­но из небы­тия в бытие могу­ще­ством Божи­им; верою пра­виль­но совер­ша­ем все дела как – боже­ские, так и чело­ве­че­ские. Вера, далее, есть нелю­бо­пыт­ству­ю­щее одоб­ре­ние.

Вся­кое, конеч­но, дея­ние и чудо­тво­ре­ние Хри­сто­во – весь­ма вели­ко и боже­ствен­но, и уди­ви­тель­но, но уди­ви­тель­нее все­го Чест­ной Его Крест. Ибо смерть нис­про­верг­ну­та, пра­ро­ди­тель­ский грех уни­что­жен, ад ограб­лен, даро­ва­но Вос­кре­се­ние, дана нам сила пре­зи­рать насто­я­щее и даже саму смерть, воз­вра­ще­но пер­во­на­чаль­ное бла­жен­ство, откры­ты вра­та рая, наше есте­ство село одес­ную Бога, мы сде­ла­лись чада­ми Божи­и­ми и наслед­ни­ка­ми не через дру­гое что, а через Крест Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Ибо все это устро­е­но через Крест: «все мы, кре­стив­ши­е­ся во имя Иису­са Хри­ста, – гово­рит апо­стол, – в смерть Его кре­сти­лись» (Гал. 3, 27). И далее: Хри­стос есть Божия сила и Божия пре­муд­рость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Хри­ста или Крест, одел нас в ипо­стас­ную Божию муд­рость и Силу. Сила же Божия есть сло­во крест­ное или пото­му, что через него откры­лось нам могу­ще­ство Божие, то есть побе­да над смер­тью, или пото­му, что подоб­но тому, как четы­ре кон­ца Кре­ста, соеди­ня­ясь в цен­тре, твер­до дер­жат­ся и высо­та, и глу­би­на, и дли­на, и широ­та, то есть вся види­мая и неви­ди­мая тварь.

Крест дан нам в каче­стве зна­ме­ния на челе, как Изра­и­лю – обре­за­ние. Ибо через него мы, вер­ные, раз­ли­ча­ем­ся от невер­ных и узна­ем­ся. Он – щит и ору­жие, и памят­ник побе­ды над диа­во­лом. Он – печать, для того, что­бы не кос­нул­ся нас Истреб­ля­ю­щий, как гово­рит Писа­ние (Исх. 12, 12, 29). Он – лежа­щих вос­ста­ние, сто­я­щих опо­ра, немощ­ных посох, пасо­мых жезл, воз­вра­ща­ю­щих­ся руко­вод­ство, пре­успе­ва­ю­щих путь к совер­шен­ству, души и тела спа­се­ние, откло­не­ние от вся­ких зол, вся­ких благ винов­ник, гре­ха истреб­ле­ние, росток вос­кре­се­ния, дре­во Жиз­ни Веч­ной.

Итак, само­му дре­ву, дра­го­цен­но­му по истине и досто­чти­мо­му, на кото­ром Хри­стос при­нес Само­го Себя в жерт­ву за нас, как освя­щен­но­му при­кос­но­ве­ни­ем и Свя­то­го Тела, и Свя­той Кро­ви, есте­ствен­но долж­но покла­нять­ся; подоб­ным обра­зом – и гвоз­дям, копью, одеж­дам и свя­тым Его жили­щам – яслям, вер­те­пу, Гол­го­фе, спа­си­тель­но­му живо­тво­ря­ще­му гро­бу, Сио­ну – гла­ве Церк­вей, и подоб­но­му, как гово­рит Бого­отец Давид: «Пой­дем к жили­щу Его, покло­ним­ся под­но­жию ног Его». А что он разу­ме­ет Крест, пока­зы­ва­ет то, что ска­за­но: «Стань, Гос­по­ди, на место покоя Тво­е­го» (Пс. 131, 7 – 8). Ибо за Кре­стом сле­ду­ет Вос­кре­се­ние. Ибо если вожде­лен­ны дом и ложе, и одеж­да тех, кото­рых мы любим, то насколь­ко более – то, что при­над­ле­жит Богу и Спа­си­те­лю, через посред­ство чего мы и спа­се­ны!

Покло­ня­ем­ся же мы и обра­зу Чест­но­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста, хотя бы он был сде­лан и из ино­го веще­ства; покло­ня­ем­ся, почи­тая не веще­ство (да не будет!), но образ, как сим­вол Хри­ста. Ибо Он, делая заве­ща­ние Сво­им уче­ни­кам, гово­рил: «тогда явит­ся зна­ме­ние Сына Чело­ве­че­ско­го на небе» (Мф.24, 30), разу­ме­ет­ся Крест. Поэто­му и Ангел вос­кре­се­ния гово­рил женам: «Иису­са ищи­те Наза­ря­ни­на, рас­пя­то­го» (1 Кор. 1, 23). Хотя мно­го хри­стов и иису­сов, но один – Рас­пя­тый. Он не ска­зал: «прон­зен­но­го копьем», но: «рас­пя­то­го». Поэто­му долж­но покло­нять­ся зна­ме­нию Хри­ста. Ибо где будет зна­ме­ние, там будет и Сам Он. Веще­ству же, из кото­ро­го состо­ит образ Кре­ста, хотя бы это было золо­то или дра­го­цен­ные кам­ни, после раз­ру­ше­ния обра­за, если бы такое слу­чи­лось, не долж­но покло­нять­ся. Итак, все­му тому, что посвя­ще­но Богу, мы покло­ня­ем­ся, отно­ся почте­ние к Нему Само­му.

Дре­во жиз­ни, насаж­ден­ное Богом в раю, пре­ды­зоб­ра­зи­ло этот Чест­ной Крест. Ибо так как смерть вошла через посред­ство дре­ва, то над­ле­жа­ло, что­бы через дре­во же были даро­ва­ны Жизнь и Вос­кре­се­ние. Пер­вый Иаков, покло­нив­шись на конец Жез­ла Иоси­фа посред­ством обра­за обо­зна­чил Крест, и, бла­го­сло­вив сво­их сыно­вей пере­мен­ны­ми рука­ми (Быт. 48, 14), он весь­ма ясно начер­тал зна­ме­ние Кре­ста. То же обо­зна­чи­ли жезл Мои­се­ев, кре­сто­об­раз­но пора­зив­ший море и спас­ший Изра­и­ля, а фара­о­на пото­пив­ший; руки, кре­сто­вид­но про­сти­ра­е­мые и обра­ща­ю­щие в бег­ство Ама­ли­ка; горь­кая вода, услаж­да­е­мая дре­вом, и ска­ла, раз­ры­ва­е­мая и изли­ва­ю­щая источ­ни­ки; жезл, при­об­ре­та­ю­щий Ааро­ну досто­ин­ство свя­щен­но­на­ча­лия; змий на дре­ве, воз­не­сен­ный в виде тро­фея, как буд­то бы он был умерщ­влен, когда дре­во исце­ля­ло тех, кото­рые с верой смот­ре­ли на мерт­во­го вра­га, подоб­но тому, как и Хри­стос Пло­тию, не знав­шей гре­ха, был при­гвож­ден за грех. Вели­кий Мои­сей гово­рит: уви­ди­те, что жизнь ваша будет висеть на дре­ве пред вами (Втор. 28, 66). Иса­ия: «вся­кий день про­сти­рал Я руки Мои к наро­ду непо­кор­но­му, ходив­ше­му путем недоб­рым, по сво­им помыш­ле­ни­ям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, покло­ня­ю­щи­е­ся ему (то есть Кре­сту), полу­чи­ли удел во Хри­сте, Кото­рый был распят!
Прп. Иоанн Дамас­кин, Точ­ное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры кн. 4

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму