18.03 — 04.05 Вели­кий пост
Вели­кий пост это важ­ней­ший и самый древ­ний из мно­го­днев­ных постов, это вре­мя под­го­тов­ле­ния к глав­но­му пра­во­слав­но­му празд­ни­ку — Свет­ло­му Хри­сто­ву Воскресению.  Боль­шин­ство людей не сомне­ва­ют­ся в бла­го­твор­ном вли­я­нии поста на душу и тело чело­ве­ка. Смысл поста совсем не в…
15.03.2024
Прии́де пост, ма́ти целому́дрия, обличи́тель грехо́в, пропове́дник покая́ния, 
жи́тельство а́нгелов, и спасе́ние челове́ков, ве́рнии возопии́м: Бо́же, поми́луй нас.
На сти­ховне само­гла­сен, Гл.5

Вели­кий пост это важ­ней­ший и самый древ­ний из мно­го­днев­ных постов, это вре­мя под­го­тов­ле­ния к глав­но­му пра­во­слав­но­му празд­ни­ку — Свет­ло­му Хри­сто­ву Воскресению. 

Боль­шин­ство людей не сомне­ва­ют­ся в бла­го­твор­ном вли­я­нии поста на душу и тело чело­ве­ка. Смысл поста совсем не в том, что­бы поху­деть или телес­но под­ле­чить­ся. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник назы­ва­ет пост «кур­сом спа­си­тель­но­го вра­че­ва­ния душ, баней для омы­тия все­го вет­хо­го, невзрач­но­го, грязноватого.

Пост — это преж­де все­го духов­ное упраж­не­ние, это воз­мож­ность сорас­пять­ся со Хри­стом и в этом смыс­ле — наша малая жерт­ва Богу.

Цель поста — иско­ре­не­ние пагуб­ных про­яв­ле­ний души и стя­жа­ние доб­ро­де­те­лей, чему спо­соб­ству­ют молит­ва и частое посе­ще­ние бого­слу­же­ний в хра­ме, по пре­по­доб­но­му Иса­а­ку Сири­ну — «бодр­ство­ва­ние в служ­бе Божией».

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) по это­му пово­ду так­же отме­ча­ет: «Как на ниве, тща­тель­но обра­бо­тан­ной зем­ле­дель­че­ски­ми ору­ди­я­ми, но не засе­ян­ной полез­ны­ми семе­на­ми, с осо­бен­ною силою вырас­та­ют пле­ве­лы, так в серд­це постя­ще­го­ся, если он, удо­вле­тво­ря­ясь одним телес­ным подви­гом, не огра­дит ум подви­гом духов­ным, то есть молит­вою, густо и силь­но вырас­та­ют пле­ве­лы само­мне­ния и высокомудрия».

«Мно­гие хри­сти­ане… счи­та­ют гре­хом съесть, даже по немо­щи телес­ной, в пост­ный день что-либо ско­ром­ное и без зазре­ния сове­сти пре­зи­ра­ют и осуж­да­ют ближ­не­го, напри­мер зна­ко­мых, оби­жа­ют или обма­ны­ва­ют, обве­ши­ва­ют, обме­ри­ва­ют, пре­да­ют­ся плот­ской нечи­сто­те, — пишет свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. — О, лице­ме­рие, лице­ме­рие! О, непо­ни­ма­ние духа Хри­сто­ва, духа веры хри­сти­ан­ской! Не внут­рен­ней ли чисто­ты, не кро­то­сти ли и сми­ре­ния тре­бу­ет от нас преж­де все­го Гос­подь Бог наш?»

Подвиг поста ни во что вме­ня­ет­ся Гос­по­дом, если мы, как выра­жа­ет­ся свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, «не вку­ша­ем мяса, но поеда­ем бра­та сво­е­го», то есть не соблю­да­ем Гос­под­них запо­ве­дей о люб­ви, мило­сер­дии, само­от­вер­жен­ном слу­же­нии ближ­ним, сло­вом, все­го того, что спро­сит­ся с нас в день Страш­но­го суда (Мф. 25, 31 – 46).

«Кто огра­ни­чи­ва­ет пост одним оздер­жа­ни­ем от пищи, тот весь­ма бес­че­стит его, — настав­ля­ет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. — Не одни уста долж­ны постить­ся, — нет, пусть постят­ся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть уда­ле­ние от зла, обуз­да­ние язы­ка, отло­же­ние гне­ва, укро­ще­ние похо­тей, пре­кра­ще­ние кле­ве­ты, лжи и клят­во­пре­ступ­ле­ния… Ты постишь­ся? Напи­тай голод­ных, напои жаж­ду­щих, посе­ти боль­ных, не забудь заклю­чен­ных в тем­ни­це, пожа­лей изму­чен­ных, утешь скор­бя­щих и пла­чу­щих; будь мило­сер­ден, кро­ток, добр, тих, дол­го­тер­пе­лив, состра­да­те­лен, незло­па­мя­тен, бла­го­го­ве­ен и сте­пен, бла­го­че­стив, что­бы Бог при­нял и пост твой, и в изоби­лии даро­вал пло­ды покаяния».

Смысл поста — в совер­шен­ство­ва­нии люб­ви к Богу и ближ­ним, пото­му как имен­но на люб­ви осно­вы­ва­ет­ся вся­кая доб­ро­де­тель. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин гово­рит, что мы «не пола­га­ем надеж­ды на один пост, но, сохра­няя его, хотим достиг­нуть чрез него чисто­ты сер­деч­ной и апо­столь­ской люб­ви». Ничто — пост, ничто — подвиж­ни­че­ство при отсут­ствии люб­ви, пото­му как напи­са­но: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

Дру­гая край­ность — чрез­мер­ный пост, кото­рый дер­за­ют брать на себя непод­го­тов­лен­ные к тако­му подви­гу хри­сти­ане. Гово­ря об этом, свя­ти­тель Тихон, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси, пишет: 

«Нерас­су­ди­тель­ные люди рев­ну­ют посту и тру­дам свя­тых с непра­виль­ным разу­ме­ни­ем и наме­ре­ни­ем и дума­ют, что они про­хо­дят доб­ро­де­тель. Диа­вол же, сте­ре­гу­щий их как свою добы­чу, ввер­га­ет в них семя радост­но­го мне­ния о себе, от кото­ро­го зарож­да­ет­ся и вос­пи­ты­ва­ет­ся внут­рен­ний фари­сей и пре­да­ет тако­вых совер­шен­ной гордыне». 

Опас­ность подоб­но­го поста, соглас­но пре­по­доб­но­му авве Доро­фею, состо­ит в следующем: 

«Кто постит­ся по тще­сла­вию или счи­тая, что он совер­ша­ет доб­ро­де­тель, тот постит­ся нера­зум­но и пото­му начи­на­ет после уко­рять бра­та сво­е­го, счи­тая себя кем-то зна­чи­тель­ным. А кто разум­но постит­ся, тот не дума­ет, что он разум­но совер­ша­ет доб­рое дело, и не хочет, что­бы его хва­ли­ли, как постника».

Сам Спа­си­тель велел совер­шать доб­ро­де­те­ли втайне и скры­вать пост от окру­жа­ю­щих (Мф. 6, 16 – 18).

3 сед­ми­ца
5 сед­ми­ца
6 сед­ми­ца
Страст­ная седмица

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму