1‑я Сед­ми­ца Вели­ко­го поста — Тор­же­ство Православия
Сей праздник был установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным.
03.16.2024

Сей празд­ник был уста­нов­лен в Гре­ции в IX в., в память окон­ча­тель­ной побе­ды над вра­га­ми пра­во­сла­вия — ико­но­бор­ца­ми. Уче­ние о почи­та­нии икон, осно­ван­ное на св. писа­нии и утвер­жден­ное обы­ча­ем пер­вых хри­сти­ан, до VIII в. оста­ва­лось непри­кос­но­вен­ным. Но ико­но­бор­че­ская ересь, появив­ша­я­ся в самой Гре­ции, рас­про­стра­ни­лась по мно­гим стра­нам. Цер­ковь Божия под­верг­лась гоне­нию, боль­ше­му чем от языч­ни­ков. Более 100 лет лились сле­зы и невин­ная кровь истин­но пра­во­слав­ных, кото­рые боро­лись за пра­во изоб­ра­жать на ико­нах Гос­по­да Наше­го Иису­са Хри­ста, Божию Матерь и свя­тых, а так­же молить­ся им перед ико­на­ми. Этих пра­во­слав­ных заклю­ча­ли в тем­ни­цы, под­вер­га­ли муче­ни­ям и каз­ням. Чест­ные ико­ны и мощи свя­тых сжигались.

После VII Все­лен­ско­го Собо­ра (787 г.), закре­пив­ше­го почи­та­ние икон, насту­пи­ло ослаб­ле­ние гоне­ний, но толь­ко в сере­дине IX в. были осво­бож­де­ны из тем­ниц и зато­че­ния ико­но­по­чи­та­те­ли и воз­вра­ще­ны на преж­ние долж­но­сти, а ико­но­бор­цам пред­ло­же­но было или оста­вить свое заблуж­де­ние, или пре­кра­тить цер­ков­ное слу­же­ние. Хри­сто­лю­би­вая цари­ца Фео­до­ра объ­яви­ла: “Кто не честву­ет изоб­ра­же­ния Гос­по­да наше­го, Пре­свя­той Его Мате­ри и всех свя­тых, да будет проклят!”

Избран­ный Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Мефо­дий, уста­но­вил тогда же осо­бое празд­нич­ное бого­слу­же­ние. Пра­во­сла­вие было тор­же­ствен­но вос­ста­нов­ле­но на служ­бе в Софий­ском собо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле в пер­вое вос­кре­се­нье Вели­ко­го поста, кото­рое при­шлось в 843 г. на 19 фев­ра­ля. Так появи­лось празд­но­ва­ние и осо­бый чин, назы­ва­е­мый Тор­же­ство Православия.

В XII и XIV вв. эта служ­ба была зна­чи­тель­но допол­не­на за счет вклю­че­ния дру­гих тек­стов, изоб­ра­жа­ю­щих глав­ные дог­ма­ты хри­сти­ан­ства. Эта служ­ба пред­став­ля­ет собой тор­же­ство церк­ви над все­ми когда-либо суще­ство­вав­ши­ми ере­ся­ми и рас­ко­ла­ми. В нем утвер­жда­ет­ся не толь­ко пра­во­слав­ное уче­ние об ико­но­по­чи­та­нии, но и все дог­ма­ты и поста­нов­ле­ния семи Все­лен­ских Собо­ров. Бла­го­слав­ля­ют­ся не толь­ко ико­но­по­чи­та­те­ли, но и все живу­щие и ото­шед­шие ко Гос­по­ду в вере и бла­го­че­стии отцев. Осо­бое место в этой служ­бе зани­ма­ет чин ана­фе­мат­ство­ва­ния. Ана­фе­ма* про­воз­гла­ша­ет­ся собор­но не толь­ко ико­но­бор­цам, но всем, кто совер­шил тяж­кие пре­гре­ше­ния перед Церковью.

В Рос­сии чин Пра­во­сла­вия вве­ден в XIV в. и состо­ял из гре­че­ско­го сино­ди­ка это­го чина с при­бав­ле­ни­ем сна­ча­ла имен “новых ере­ти­ков”, как напри­мер, Кас­си­а­на, архи­манд­ри­та Юрье­ва мона­сты­ря, и др., затем при­ба­ви­лись новые име­на: Сте­па­на Рази­на, Гри­го­рия Отре­пье­ва, про­то­по­па Авва­ку­ма, мно­гих рас­ко­ло­учи­те­лей и др.; всех ана­фе­мат­ство­ва­ний было 20, а имен до 4 тысяч. В кон­це XVIII в. чин Пра­во­сла­вия был исправ­лен и допол­нен мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским и С.-Петербургским Гав­ри­и­лом; из него исклю­че­ны были как мно­же­ство имен, кото­рым воз­гла­ша­лась веч­ная память, так и име­на мно­гих граж­дан­ских пре­ступ­ни­ков и рас­ко­ло­учи­те­лей. В таком виде чин Пра­во­сла­вия был напе­ча­тан в 1767 г. Чин Пра­во­сла­вия совер­шал­ся в кафед­раль­ных собо­рах после про­чте­ния часов или перед окон­ча­ни­ем Литур­гии на сере­дине хра­ма перед ико­на­ми Спа­си­те­ля и Божи­ей Мате­ри, воз­ле­жа­щи­ми на ана­лое. Чин был суще­ствен­но сокра­щен в 1801 г., в нем пере­чис­ля­лись толь­ко ере­си, без упо­ми­на­ния имен ери­ти­ков. Чин оста­вал­ся без пере­ра­бот­ки до 1869, когда из него были убра­ны име­на госу­дар­ствен­ных преступников.

Две­на­дцать анафематствований

  1. Отри­ца­ю­щим бытие Божие и утвер­жда­ю­щим, яко мир сей есть само­бы­тен и вся в нем без про­мыс­ла Божия и по слу­чаю быва­ет: анафема.
  2. Гла­го­лю­щим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его пра­вед­на, мило­сер­да, пре­муд­ра, все­ве­ду­ща и подоб­ная хуле­ния про­из­но­ся­щим: анафема.
  3. Дер­за­ю­щим гла­го­ла­ти, яко Сын Божий не еди­но­сущ­ный и не рав­но­чест­ный Отцу, також­де и Дух Свя­тый, и испо­ве­да­ю­щим Отца, и Сына, и Свя­то­го Духа не еди­но­го быти Бога: анафема.
  4. Безумне гла­го­лю­щим, яко не нуж­но быти ко спа­се­нию наше­му и ко очи­ще­нию гре­хов при­ше­ствие в мир Сына Божия во пло­ти, и Его воль­ное стра­да­ние, смерть и вос­кре­се­ние: анафема.
  5. Непри­ем­лю­щим бла­го­да­ти искуп­ле­ния Еван­ге­ли­ем про­по­ве­дан­но­го, яко един­ствен­но­го наше­го ко оправ­да­нию пред Богом сред­ства: анафема.
  6. Дер­за­ю­щим гла­го­ла­ти, яко Пре­чи­стая Дева Мария не бысть преж­де рож­де­ства, в рож­де­стве и по рож­де­стве Дева: анафема.
  7. Неве­ру­ю­щим, яко Дух Свя­тый умуд­ри про­ро­ков и апо­сто­лов и чрез них воз­ве­сти нам истин­ный путь к веч­но­му спа­се­нию, и утвер­ди сие чуде­са­ми, и ныне в серд­цах вер­ных и истин­ных хри­сти­ан оби­та­ет и настав­ля­ет их на вся­кую исти­ну: анафема.
  8. Отме­щу­щим бес­смер­тие души, кон­чи­ну века, суд буду­щий и воз­да­я­ние веч­ное за доб­ро­де­те­ли на небе­сех, а за гре­хи осуж­де­ние: анафема.
  9. Отме­щу­щим все Таин­ства Свя­тая, Цер­ко­вью Хри­сто­вою содер­жи­мая: анафема.
  10. Отвер­га­ю­щим собо­ры свя­тых Отец и их пре­да­ния, Боже­ствен­но­му Откро­ве­нию соглас­ная, и Пра­во­слав­но-Кафо­ли­че­скою Цер­ко­вью бла­го­чест­но хра­ни­мая: анафема.
  11. Помыш­ля­ю­щим, яко пра­во­слав­нии Госу­да­ри воз­во­дят­ся на пре­сто­лы не по особ­ли­во­му о них Божию бла­го­во­ле­нию и при пома­за­нии на цар­ство даро­ва­ния Духа Свя­та­го к про­хож­де­нию вели­ко­го сего зва­ния на них не изли­ва­ют­ся: и тако дер­за­ю­щим про­тив их на бунт и изме­ну: анафема.
  12. Руга­ю­щим и хуля­щим свя­тыя ико­ны, ихже Свя­тая Цер­ковь к вос­по­ми­на­нию дел Божи­их и угод­ни­ков Его, ради воз­буж­де­ния взи­ра­ю­щих на оныя ко бла­го­че­стию, и ко оных под­ра­жа­нию при­ем­лет, и гла­го­лю­щим оныя быти идо­лы: анафема.

В фев­ра­ле 1901 г. Св. Синод пре­дал ана­фе­ме Льва Тол­сто­го, как про­по­ве­ду­ю­ще­го: “нис­про­вер­же­ние всех дог­ма­тов Пра­во­слав­ной Церк­ви и самой сущ­но­сти веры христианской.”

После 1917 г. ана­фе­мат­сво­ва­ны: “тво­ря­щие без­за­ко­ния и гони­те­ли веры и Церк­ви Пра­во­слав­ной” (1918 г.), несколь­ко свя­щен­ни­ков “пуб­лич­но поху­лив­ших Имя Божие” (1959, 1960 гг.).

В тече­ние мно­гих деся­ти­ле­тий после рево­лю­ции 1917 г. чин ана­фе­мат­ство­ва­ния был запре­щен для собор­но­го про­воз­гла­ше­ния, и чин Пра­во­сла­вия вклю­чал толь­ко поми­но­ве­ние усопших.

В послед­ния деся­ти­ле­тия были осуж­де­ны те, кто про­лил невин­ную кровь ближ­них сво­их в 1993 г. Сло­ва отлу­че­ния были про­из­не­се­ны тем, кто раз­де­ля­ет уче­ния сект, “новых рели­ги­оз­ных дви­же­ний”, язы­че­ства, аст­ро­ло­гии и т.п. (1994 г.). Был отлу­чен от Церк­ви монах Фила­рет (Дени­сен­ко), кото­рый дерз­нул наиме­но­вать себя “пат­ри­ар­хом Киев­ским и всея Руси-Укра­и­ны” (1994 г.).

Архи­ерей­ский Собор 1997 г., после неод­но­крат­ных уве­ще­ва­ний и пре­ду­пре­жде­ний о бес­чин­ном ноше­нии иерей­ско­го кре­ста после лише­ния сана, поста­но­вил: “Отлу­чить Гле­ба Пав­ло­ви­ча Яку­ни­на от Церк­ви Хри­сто­вой. Да будет он ана­фе­ма пред всем наро­дом.” Пре­да­ние ана­фе­ме не явля­ет­ся про­кля­ти­ем, не явля­ет­ся актом бес­по­во­рот­но закры­ва­ю­щим путь к воз­вра­ще­нию в Цер­ковь и ко спа­се­нию. При пока­я­нии и доста­точ­ных осно­ва­ни­ях ана­фе­ма может быть сня­та. Может быть она сня­та и после смерти. 

Важ­ное зна­че­ние для Рус­ской Церк­ви име­ет отме­на ана­фе­мы ста­ро­об­ряд­цам в 1971 г.

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму