Таин­ство брака
Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́ же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.
25.09.2022

Брак есть таин­ство, в кото­ром жених и неве­ста пред свя­щен­ни­ком и Цер­ко­вью дают сво­бод­ное обе­ща­ние о вза­им­ной их супру­же­ской вер­но­сти, и союз их бла­го­слов­ля­ет­ся, во образ сою­за Хри­ста с Цер­ко­вью, и испра­ши­ва­ет­ся им бла­го­дать чисто­го еди­но­ду­шия к бла­го­сло­вен­но­му рож­де­нию и хри­сти­ан­ско­му вос­пи­та­нию детей (Кате­хи­зис)

Уста­нов­ле­ние брака

Брак есть началь­ный союз, из кото­ро­го обра­зу­ет­ся союз семей­ный, род­ствен­ный, народ­ный и граж­дан­ский. Поэто­му важ­ность и зна­че­ние бра­ка может быть рас­смат­ри­ва­е­мо с раз­ных сто­рон. Во всей сво­ей свя­то­сти и высо­те брак явля­ет­ся в нед­рах Пра­во­слав­ной Церк­ви, где он есть таин­ство, кото­ро­го нача­ло — в бла­го­сло­ве­нии бра­ка пер­во­здан­ной четы, а пол­но­та в христианстве.

Брак пер­во­на­чаль­но уста­нов­лен Самим Богом еще в раю чрез сотво­ре­ние жены в помощь мужу и чрез бла­го­сло­ве­ние, пре­по­дан­ное им Богом. Отсю­да в Вет­хом Заве­те повсю­ду выра­жа­ет­ся воз­зре­ние на брак как на дело, бла­го­слов­ля­е­мое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак сло­ва Божия отра­жен и в пер­вых трех молит­вах в после­до­ва­нии венчания.

В хри­сти­ан­стве брак дости­га­ет всей пол­но­ты совер­шен­ства и дей­стви­тель­но­го зна­че­ния таин­ства. Пер­во­на­чаль­но освя­щен­ный Богом, он полу­ча­ет новое под­твер­жде­ние и посвя­ще­ние в таин­ство от Иису­са Хри­ста (Мф. 19, 5 — 6) и ста­но­вит­ся обра­зом таин­ствен­но­го сою­за Хри­ста с Цер­ко­вью, поче­му и назы­ва­ет­ся тай­ной вели­кой (Еф. 5, 32). Соглас­но со сло­вом Божи­им учи­ли о бра­ке и древ­ней­шие писа­те­ли и отцы Церк­ви (Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Тер­тул­ли­ан, свт. Иоанн Зла­то­уст, блж. Авгу­стин, свт. Амвро­сий Медио­лан­ский и др.).

Цель и смысл таин­ства брака

Брак, по хри­сти­ан­ско­му взгля­ду, есть вели­кая тай­на еди­не­ния двух душ, в обра­зе еди­не­ния Хри­ста с Цер­ко­вью (см. Апо­стол, чита­е­мый на вен­ча­нии — Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мыс­ли свя­то­го Кипри­а­на Кар­фа­ген­ско­го, полу­ча­ют пол­но­ту и цель­ность сво­е­го бытия в духов­но-нрав­ствен­ном и физи­че­ском еди­не­нии и вза­им­ном вос­пол­не­нии одно­го лич­но­стью дру­го­го, что дости­га­ет­ся в хри­сти­ан­ском браке.

Вза­им­ные обя­зан­но­сти мужа и жены ука­за­ны в Свящ. Писа­нии: муж дол­жен любить жену, как Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь; а со сто­ро­ны жены долж­но быть пови­но­ве­ние мужу, как Цер­ковь пови­ну­ет­ся Хри­сту (Еф. 5, 22 — 26).

Что­бы быть достой­ным отоб­ра­же­ни­ем таин­ствен­но­го сою­за Иису­са Хри­ста с Цер­ко­вью, соеди­ня­ю­щи­е­ся в супру­же­стве долж­ны все низ­шее в сво­ей при­ро­де под­чи­нить выс­ше­му, физи­че­скую сто­ро­ну поста­вить в зави­си­мость от духовно-нравственной.

Нрав­ствен­ная связь, союз люб­ви и внут­рен­нее един­ство меж­ду супру­га­ми при этих усло­ви­ях явля­ют­ся настоль­ко креп­ки­ми, что их не может осла­бить самая смерть. С этой точ­ки зре­ния может быть при­зна­но нрав­ствен­ное досто­ин­ство толь­ко за пер­вым браком. 

Вто­рой брак — «удер­жа­ние от блу­да», сви­де­тель о невоз­дер­жа­нии чув­ствен­но­сти, «не побеж­да­е­мой духом, как сле­ду­ет истин­но­му хри­сти­а­ни­ну, по край­ней мере после удо­вле­тво­ре­ния чув­ствен­ной потреб­но­сти в пер­вом бра­ке». Поэто­му совесть хри­сти­а­ни­на нуж­да­ет­ся в очи­ще­нии епи­ти­ми­ей, какою и было в древ­но­сти отлу­че­ние вто­ро­брач­ных от Св. Таин на год.

Вто­ро­жен­цев (т. е. овдо­вев­ших и всту­пив­ших во вто­рой брак) запре­ща­ет­ся, по апо­столь­ско­му пре­да­нию и цер­ков­ным кано­нам, изби­рать пастырями.

Церк­ви как про­явив­ших через вто­ро­бра­чие «невоз­дер­жа­ние чув­ствен­но­сти», кото­рое долж­но быть чуж­до лицам свя­щен­но­го сана. Еще более стро­го Цер­ковь смот­ре­ла на тре­тий брак (хотя и допус­ка­ла его как снис­хож­де­ние к чело­ве­че­ской немощи).

Как живой союз люб­ви и сер­деч­но­го рас­по­ло­же­ния по обра­зу сою­за Хри­ста с Цер­ко­вью, брак не может быть раз­ры­ва­ем ника­ки­ми непри­ят­но­стя­ми и слу­чай­но­стя­ми супру­же­ской жиз­ни, кро­ме смер­ти одно­го из супру­гов и вины пре­лю­бо­де­я­ния. Послед­нее по сво­е­му дей­ствию на брак рав­но­силь­но смер­ти и в самом корне раз­ру­ша­ет брач­ные узы. «Жена есть общ­ни­ца жиз­ни, соеди­ня­е­мой в одно тело из двух, и кто сно­ва раз­де­ля­ет одно тело на два, тот враг твор­че­ства Божия и про­тив­ник Его Промысла».

Брак в хри­сти­ан­стве име­ет в осно­ве чув­ство люб­ви и высо­ко­го вза­им­но­го ува­же­ния (без послед­не­го и не может быть любви).

Хри­сти­а­нис­кий брак — это домаш­няя Цер­ковь, пер­вая шко­ла люб­ви. Любовь, здесь вос­пи­тав­шись, долж­на потом вый­ти из кру­га семьи на всех. Эта любовь — одна из задач бра­ка, кото­рая и ука­зы­ва­ет­ся в молит­вах в самом чине вен­ча­ния: Цер­ковь молит­ся, что­бы Гос­подь подал бра­чу­ю­щим­ся жизнь мир­ную, еди­но­муд­рие, «еди­но­мыс­лие душ и телес», друг ко дру­гу любовь в сою­зе мира, испол­нил «домы их пше­ни­цы, вина и елея и вся­кия бла­го­сты­ни, да пре­по­да­ют и тре­бу­ю­щим» и, имея вся­кий доста­ток, изоби­лу­ют на вся­кое дело бла­гое и Богу бла­го­угод­ное, да «бла­го­уго­див­ше пред Богом воз­си­я­ют, яко све­ти­ла на небе­си, во Хри­сте Гос­по­де нашем».

Хри­сти­ан­ская семья, по уче­нию Васи­лия Вели­ко­го, долж­на быть шко­лою доб­ро­де­те­лей. Свя­зан­ные чув­ства­ми люб­ви, супру­ги долж­ны ока­зы­вать вза­им­ное доб­рое вли­я­ние, само­от­вер­жен­но сно­ся недо­стат­ки харак­те­ра друг друга.

Брак есть так­же шко­ла само­от­ре­че­ния, поэто­му мы слы­шим в чине вен­ча­ния сло­ва: «Свя­тии муче­ни­цы, иже доб­ре стра­дав­ше и вен­чав­ше­ся, моли­те­ся ко Гос­по­ду, поми­ло­ва­ти­ся душам нашим».

Здесь упо­ми­на­ют­ся муче­ни­ки, ибо хри­сти­ан­ство есть подвиг во всех сто­ро­нах хри­сти­ан­ской жиз­ни, и, в част­но­сти, брак нала­га­ет на людей настоль­ко высо­кие обя­зан­но­сти по отно­ше­нию к ним самим и по отно­ше­нию к их потом­ству, что их вен­цы в неко­то­ром смыс­ле при­рав­ни­ва­ют­ся к вен­цам мучеников.

Вен­цы брач­ные — это вери­ги подвиж­ни­че­ства, вен­цы побе­ды над чув­ствен­но­стью; при совер­ше­нии таин­ства пред бра­чу­ю­щи­ми­ся пола­га­ет­ся и свя­той крест, сим­вол само­от­ре­че­ния и слу­же­ния ближ­не­му и Богу, и при­зы­ва­ет­ся в пес­но­пе­нии вели­кий учи­тель люб­ви в Вет­хом Заве­те про­рок Исаия.

Хри­сти­ан­ство тре­бу­ет в бра­ке цело­муд­рия. Пре­бы­ва­ю­щим в бра­ке хри­сти­ан­ство пред­пи­сы­ва­ет жизнь чистую, непо­роч­ную, цело­муд­рен­ную. Это отра­же­но и в молит­вах чина венчания.

Цер­ковь молит Гос­по­да, Кото­рый есть «тай­на­го и чис­та­го бра­ка Свя­щен­но­дей­стви­тель и телес­но­го Зако­но­по­ло­жи­тель, нетле­ния Хра­ни­тель», подать бла­го­дать бра­чу­ю­щим­ся сохра­нить в бра­ке «цело­муд­рие», пока­зать «чест­ный их брак», соблю­сти «ложе их несквер­ное» и «непо­роч­ным сожи­тель­ство их», что­бы они достиг­ли «ста­ро­сти масти­тей», «чистым серд­цем дела­ю­ща запо­ве­ди» Божии.

Здесь Цер­ковь ука­зы­ва­ет на то, что мы назва­ли брач­ным цело­муд­ри­ем, ука­зы­ва­ет на необ­хо­ди­мость соблю­де­ния супру­же­ской вер­но­сти, на необ­хо­ди­мость борь­бы с выра­бо­тан­ной века­ми гре­хов­ной страст­но­стью, на отре­че­ние от преж­них язы­че­ских отно­ше­ний к сво­ей жене как пред­ме­ту насла­жде­ний и соб­ствен­но­сти. Борь­ба с гре­хом в бра­ке — воз­вы­шен­ней­ший тип хри­сти­ан­ско­го аске­ти­че­ско­го дела­ния. Это есть вели­кое дело, оздо­ров­ля­ю­щее самые источ­ни­ки жизни. 

Оно дела­ет брак подви­гом и лич­но­го, и (вслед­ствие наслед­ствен­но­сти) родо­во­го совер­шен­ство­ва­ния и по физи­че­ской, и по духов­ной сто­роне. Этот подвиг (аске­за) име­ет внеш­нее выра­же­ние в воз­дер­жа­нии супру­гов друг от дру­га в дни поста, а так­же в пери­од корм­ле­ния и беременности.

Свя­щен­ное Писа­ние и Цер­ковь в сво­их молит­вах чина вен­ча­ния ука­зы­ва­ют и на вто­рую основ­ную цель бра­ка — дето­рож­де­ние. Цер­ковь бла­го­слов­ля­ет брак как союз для целей дето­рож­де­ния и для хри­сти­ан­ско­го вос­пи­та­ния детей, испра­ши­вая в молит­вах «доб­ро­ча­дие» и о «чадех благодать».

В екте­ни­ях и молит­вах на обру­че­нии и вен­ча­нии Цер­ковь молит­ся о нис­по­сла­нии бра­чу­ю­щим­ся совер­шен­ной и мир­ной люб­ви, о сохра­не­нии их в непо­роч­ном житель­стве, о даро­ва­нии доб­ро­ча­дия в про­дол­же­ние чело­ве­че­ско­го рода и к вос­пол­не­нию Церкви.

В нази­да­ние ново­брач­ным поло­же­но в Боль­шом Треб­ни­ке (гл. 18) пре­крас­ное поуче­ние, в кото­ром все­сто­ронне отра­жен взгляд Церк­ви на брак как таин­ство (при­во­дим в рус­ском пере­во­де): «Бла­го­че­сти­вая и пра­во­вер­ная о Хри­сте Гос­по­де соче­тав­ша­я­ся двоица! 

Вели­кая нива Церк­ви Божи­ей есть тро­я­ка и тро­я­кою укра­ша­ет­ся жат­вой. Пер­вая часть этой нивы при­об­ре­та­ет­ся воз­лю­бив­ши­ми дев­ство; она при­но­сит в жит­ни­цу Гос­под­ню сто­крат­ные пло­ды доб­ро­де­те­лей. Вто­рая часть этой нивы, воз­де­лы­ва­е­мая хра­не­ни­ем вдов­ства — в шесть­де­сят крат. Тре­тья — бра­ком соче­тан­ных, — если они бла­го­че­сти­во в стра­хе Божи­ем житель­ству­ют, пло­до­тво­рит в тридцать.

Итак, чест­но супру­же­ство, зако­ном кото­ро­го вы ныне соче­та­лись, да живя вме­сте, вос­при­и­ме­те от Гос­по­да плод чре­ва в насле­дие рода ваше­го, в насле­дие рода чело­ве­че­ско­го, во сла­ву Твор­ца и Гос­по­да, в нераз­ре­ши­мый союз люб­ви и дру­же­ства, во вза­им­ную помощь и для предо­хра­не­ния себя от соблаз­на. Чест­но супру­же­ство, ибо Сам Гос­подь уста­но­вил его в раю, когда из реб­ра Ада­мо­ва сотво­рил Еву и дал ее в помощ­ни­цу ему. 

А в новой бла­го­да­ти Сам Хри­стос Гос­подь изво­лил спо­до­бить супру­же­ство вели­кой чести, когда не толь­ко Сво­им при­сут­стви­ем укра­сил брак в Кане Гали­лей­ской, но и воз­ве­ли­чил его пер­вым чудо­дей­стви­ем — пре­тво­ре­ния воды в вино. Гос­подь убла­жил дев­ство, изво­лив родить­ся пло­тию от Пре­чи­стой Девы; воз­дал честь вдов­ству, когда, во вре­мя при­не­се­ния Сво­е­го в храм, от Анны — вдо­ви­цы вось­ми­де­ся­ти­че­ты­рех­лет­ней при­нял испо­ве­да­ние и про­ре­че­ние; воз­ве­ли­чил и супру­же­ство при­сут­стви­ем Сво­им на браке.

Итак, бла­жен­ный, чест­ной и свя­той сан избра­ли вы для сво­е­го жития; толь­ко умей­те про­во­дить свя­тое и чест­ное житие. А оно будет тако­вым, если вы, живя в стра­хе Божи­ем, буде­те укло­нять­ся от вся­ко­го зла и пот­щи­тесь тво­рить бла­го; будет и бла­жен­но, если вза­им­но буде­те друг дру­гу воз­да­вать долж­ное. Ты, жених, хра­ни к супру­ге сво­ей вер­ность сожи­тия, любовь пра­вую и снис­хож­де­ние к жен­ским немощам. 

И ты, неве­ста, хра­ни к мужу сво­е­му все­гдаш­нюю так­же вер­ность в сожи­тии, любовь нели­це­мер­ную и послу­ша­ние ему как гла­ве сво­ей: ибо как Хри­стос есть гла­ва Церк­ви, так и муж — гла­ва жены. Оба же вме­сте долж­ны вы забо­тить­ся о доме сво­ем и все­гдаш­ни­ми тру­да­ми, и снаб­де­ни­ем домаш­них; оба при­леж­но и непре­стан­но являй­те друг дру­гу любовь непри­твор­ную и неиз­мен­ную, дабы союз ваш, кото­рый, по сло­вам ап. Пав­ла, есть вели­кая тай­на, вполне зна­ме­но­вал соеди­не­ние Хри­ста с Цер­ко­вью. Чистая и теп­лая любовь ваша да явля­ет чистую и теп­лую любовь Хри­сто­ву к Церкви. 

Ты, муж, как гла­ва, люби жену свою, как тело свое, как Хри­стос любит духов­ное тело Свое — Цер­ковь. Ты, жена, как тело, люби гла­ву свою — мужа, как Цер­ковь любит Хри­ста. И, таким обра­зом, с вами и в вас будет Хри­стос — Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пре­бы­ва­яй в люб­ви, в Боге пре­бы­ва­ет, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пре­бы­вая в вас, даст вам мир­ное сожи­тие, бла­го­ден­ствен­ное пре­бы­ва­ние, обиль­ное про­пи­та­ние для себя и домо­чад­цев, дару­ет Свое свя­тое бла­го­сло­ве­ние на все ваши тру­ды, на села, на дома и ско­ты ваши, что­бы все умно­жа­лось и сохра­ня­лось, даст вам видеть пло­ды чре­ва ваше­го — как мас­лич­ные лето­рас­лио­крест тра­пезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. 

Буди на вас бла­го­сло­ве­ние Гос­подне все­гда, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь».

Древ­ность бого­слу­же­ния брагосочетания

Бого­слу­же­ние при бра­ко­со­че­та­нии совер­ша­ет­ся издрев­ле. В хри­сти­ан­стве брак бла­го­слов­ля­ет­ся со вре­мен апо­сто­лов. Свя­той Игна­тий Бого­но­сец, уче­ник апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва, в пись­ме к Поли­кар­пу пишет: «Женя­щим­ся и пося­га­ю­щим над­ле­жит всту­пать в супру­же­ство с согла­сия епи­ско­па, дабы брак был о Гос­по­де, а не по стра­сти». Кли­мент Алек­сан­дрий­ский (II век) ука­зы­ва­ет, что толь­ко тот брак освя­ща­ет­ся, кото­рый совер­ша­ет­ся сло­вом молит­вы. Апо­ло­гет III века Тер­тул­ли­ан гово­рит: «Как изоб­ра­зить сча­стье бра­ка, одоб­ря­е­мо­го Цер­ко­вью, освя­ща­е­мо­го ее молит­ва­ми, бла­го­слов­ля­е­мо­го Богом?» Свя­тые Гри­го­рий Бого­слов, Иоанн Зла­то­уст, Амвро­сий Медио­лан­ский сви­де­тель­ству­ют о свя­щен­ни­че­ском бла­го­сло­ве­нии и молит­ве, кото­ры­ми освя­ща­лось вступ­ле­ние в брак. В 398 году IV Кар­фа­ген­ский Собор поста­но­вил, что­бы роди­те­ли или вме­сто них избран­ные пред­став­ля­ли жени­ха и неве­сту для благословения.

В насто­я­щее вре­мя в чино­по­сле­до­ва­ние бра­ка вхо­дит обру­че­ние и вен­ча­ние. В древ­но­сти обру­че­ние, пред­ше­ство­вав­шее брач­но­му обря­ду, было актом граж­дан­ским; он совер­шал­ся тор­же­ствен­но, в при­сут­ствии мно­гих (до 10-ти) сви­де­те­лей, кото­рые скреп­ля­ли брач­ный кон­тракт; послед­ний пред­став­лял собою офи­ци­аль­ный доку­мент, опре­де­ляв­ший вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду бра­чу­ю­щи­ми­ся. Обру­че­ние сопро­вож­да­лось обря­дом соеди­не­ния рук жени­ха и неве­сты, а жених дарил неве­сте коль­цо. Толь­ко в X — XI в. обру­че­ние нача­ло совер­шать­ся в церк­ви как обя­за­тель­ный цер­ков­ный обряд с соот­вет­ству­ю­щи­ми молитвословиями.

Чино­по­сле­до­ва­ние хри­сти­ан­ско­го бра­ка, осо­бен­но в обря­де обру­че­ния, обра­зо­ва­лось под вли­я­ни­ем еврей­ских брач­ных цере­мо­ний. И в молит­вах хри­сти­ан­ско­го бра­ка име­ют­ся мно­гие ссыл­ки на вет­хо­за­вет­ный еврей­ский обряд.

Чин само­го бра­ко­со­че­та­ния у хри­сти­ан в древ­но­сти совер­шал­ся чрез молит­ву, бла­го­сло­ве­ние и руко­воз­ло­же­ние епи­ско­па в церк­ви во вре­мя литур­гии. (Ср. сви­де­тель­ства Кли­мен­та Алек­сан­дрий­ско­го и Тер­тул­ли­а­на.) Сле­ды того, что чин бра­ко­со­че­та­ния совер­шал­ся во вре­мя литур­гии, мы видим в чине вен­ча­ния: воз­глас литур­гии «Бла­го­сло­вен­но Цар­ство», мир­ная екте­ния, чте­ние Апо­сто­ла и Еван­ге­лия, сугу­бая екте­ния, воз­глас: «И спо­до­би нас, Вла­ды­ко» и «Отче наш». В IV веке вве­де­но при­ме­не­ние на Восто­ке брач­ных вен­ков. (На Руси они были заме­не­ны дере­вян­ны­ми и метал­ли­че­ски­ми вен­ца­ми.) Отде­ле­ние чина вен­ча­ния от литур­гии про­изо­шло в XII — XIII в., и в насто­я­щее вре­мя оно обыч­но совер­ша­ет­ся после литургии.

В XVI в. чино­по­сле­до­ва­ние бра­ка на Руси достиг­ло пол­но­го раз­ви­тия и заклю­ча­ло в себе все то, что мы име­ем в нашем совре­мен­ном чине.

Древ­ней­ши­ми частя­ми после­до­ва­ния вен­ча­ния нуж­но при­знать нашу тре­тью молит­ву (пред воз­ло­же­ни­ем вен­цов) и 4‑ю (после Еван­ге­лия), пение 127-го псал­ма, при­об­ще­ние общей чаши вме­сто при­ча­ще­ния Свя­тых Даров и бла­го­сло­ве­ние бра­чу­ю­щих­ся во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Позд­ней­шее про­ис­хож­де­ние име­ют две пер­вые молит­вы, чте­ния из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия, две послед­ние молит­вы (6‑я и 7‑я) по сня­тии вен­цов и молит­ва на раз­ре­ше­ние вен­цов в 8‑й день.

Огла­ше­ние пред бра­ком и бла­го­сло­ве­ния родителей

Жених и неве­ста как чле­ны Пра­во­слав­ной Церк­ви, по древ­не­му обы­чаю, «да уме­ют (т. е. долж­ны знать) испо­ве­да­ние веры, сиречь: Верую во еди­на­го Бога, и Молит­ву Гос­под­ню, сие есть: Отче наш; (а так­же) Бого­ро­ди­це Дево и деся­то­сло­вие» (Корм­чая, 2, 50).

Предо­хра­няя от вступ­ле­ния в неза­кон­ный брак (по сте­пе­ни род­ства), Пра­во­слав­ная Цер­ковь вве­ла пред­ва­ри­тель­ное трое­крат­ное «огла­ше­ние» (в три бли­жай­шие вос­кре­се­ния), т. е. дела­ет извест­ным чле­нам при­хо­да наме­ре­ние лиц, жела­ю­щих всту­пить в брак.

Цер­ковь так­же вну­ша­ет всту­па­ю­щим в брак «пре­до­чи­стить», пред­на­пут­ство­вать себя на новое попри­ще жиз­ни подви­гом поста, молит­вы, пока­я­ния и при­ча­ще­ния Свя­тых Таин.

Пра­во­слав­ные роди­те­ли жени­ха и неве­сты, сохра­няя древ­ний бла­го­че­сти­вый похваль­ный обы­чай, «пред­ва­ри­тель­но бла­го­слов­ля­ют» их не толь­ко по чув­ству роди­тель­ской люб­ви, но и от лица Гос­по­да и свя­тых, — бла­го­слов­ля­ют свя­ты­ми ико­на­ми со зна­ме­ни­я­ми потреб­но­стей жиз­ни — хле­бом и солью. Нача­ло роди­тель­ско­го бла­го­сло­ве­ния детям, всту­па­ю­щим в брак, ука­за­но в сло­ве Божи­ем. Так, неко­гда Вафу­ил бла­го­сло­вил дочь свою Ревек­ку для супру­же­ства с Иса­а­ком (Быт. 24, 60), Рагу­ил дочь свою Сар­ру для супру­же­ства с Тови­ем (Тов. 7, 11 — 12).

Дни, в кото­рые не совер­ша­ет­ся венчание:

  • Нака­нуне сре­ды и пят­ни­цы в тече­ние все­го года.
  • Нака­нуне вос­крес­ных и празд­нич­ных дней (дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, празд­ни­ков с бде­ни­ем и поли­е­ле­ем и храмовых).
  • В Рож­де­ствен­ский пост и свят­ки: с 15 (28) нояб­ря по 6 (19) января.
  • От Неде­ли мясо­пуст­ной в тече­ние Вели­ко­го поста и Пас­халь­ной сед­ми­цы до Фоми­на воскресения.
  • В Пет­ров пост.
  • В Успен­ский пост.
  • Нака­нуне и в самые дни: Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи 29 авгу­ста (11 сен­тяб­ря) и Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня 14 (27) сентября. 

Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́ же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.

Про­рок Исайа

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму