Пре­по­ло­ве­ние Пятидесятницы
В этот день вспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.
03.26.2023

В сре­ду 4‑й сед­ми­цы по Пасхе празд­ну­ет­ся Пре­по­ло­ве­ние Пяти­де­сят­ни­цы, то есть — поло­ви­на вре­ме­ни от Пас­хи до Пяти­де­сят­ни­цы. В этот день вспо­ми­на­ет­ся то собы­тие из жиз­ни Спа­си­те­ля, когда Он в пре­по­ло­ве­ние празд­ни­ка Кущей учил в хра­ме о Сво­ем Боже­ствен­ном послан­ни­че­стве и таин­ствен­ной воде, под кото­рой пони­ма­ют­ся бла­го­дат­ное уче­ние Хри­сто­во и бла­го­дат­ные дары Свя­то­го Духа.

Пре­по­ло­ве­ние — малый гос­под­ский пра­во­слав­ный пере­хо­дя­щий празд­ник, отме­ча­е­мый через 25 дней после Свет­ло­го Вос­кре­се­ния. Наиме­но­ва­ние празд­ни­ка Пре­по­ло­ве­ни­ем Цер­ковь заим­ство­ва­ла из Еван­ге­лия, бла­го­вест­ву­ю­ще­го об Иису­се Хри­сте, что Он, во дни Сво­ей зем­ной жиз­ни, в тре­тий год Сво­ей Еван­гель­ской про­по­ве­ди, в пре­по­ло­ве­ние Вет­хо­за­вет­но­го празд­ни­ка Кущей, вошел в цер­ковь и учил (Ин. 7, 14 – 36).

Празд­ник Кущей был одним из трех вели­ких все­на­род­ных еврей­ских празд­ни­ков, в память пре­бы­ва­ния евре­ев в кущах (шала­шах) во вре­мя стран­ство­ва­ни­ях их по пустыне, и осо­бен­но в память пока­зан­ной Богом Мои­сею на горе кущи (Исх. 25, 40), по обра­зу кото­рой Мои­сей поста­вил ски­нию (Исх. 39, 43; 40,1). Празд­ник про­дол­жал­ся восемь дней, из кото­рых пер­вый и послед­ний были осо­бен­но свя­ты. Обря­дом вось­мо­го дня, состо­яв­шим в свя­зи с хри­сти­ан­ским празд­ни­ком пре­по­ло­ве­ния, был обряд тор­же­ствен­но­го воз­ли­я­ния воды. Воз­ли­я­ние воды было зна­ме­ни­ем воз­ли­я­ния Свя­то­го Духа.

В пре­по­ло­ве­ние празд­ни­ка Кущей Гос­подь вошел в храм Иеру­са­лим­ский и учил. От боже­ствен­но­го уче­ния Гос­по­да пре­по­ло­ве­ние ста­ло празд­ни­ком для Церк­ви Хри­сто­вой. Иудеи, слы­ша уче­ние, про­из­но­си­мое Гос­по­дом в празд­ник, «диви­лись, гово­ря: как Он зна­ет Писа­ния, не учив­шись? (Ин. 7, 15). «Мно­гие же из наро­да уве­ро­ва­ли в Него и гово­ри­ли: когда при­дет Хри­стос, неуже­ли сотво­рит боль­ше зна­ме­ний, неже­ли сколь­ко Сей сотво­рил? (Ин. 7, 31). Мно­гие гово­ри­ли» об Иису­се Хри­сте: Он точ­но про­рок» (Ин. 7, 40). Дру­гие гово­ри­ли: это Хри­стос (Ин. 7, 41).

Этим уче­ни­ем Гос­подь ясно пока­зал Себя Мес­си­ей, хода­та­ем Бога и людей, зако­но­да­те­лем и рав­ным Богу Отцу. Это уче­ние Иису­са Хри­ста, соот­вет­ствен­но поло­вине Пяти­де­сят­ни­цы, соеди­ня­ю­щей Пас­ху и празд­ник соше­ствия Свя­то­го Духа, пред­воз­ве­ща­ет и о при­бли­жа­ю­щем­ся вре­ме­ни соше­ствия Свя­то­го Духа, ибо в послед­ний день празд­ни­ка, во вре­мя кото­ро­го Гос­подь был в церк­ви и учил, Он Сам пред­воз­ве­стил о Свя­том Духе, Кото­ро­го име­ли при­нять веру­ю­щие в Иису­са Хри­ста» (Ин. 7, 37 – 39). Таким обра­зом, Пре­по­ло­ве­ние Пяти­де­сят­ни­цы есть явле­ние Боже­ствен­ной силы и муд­ро­сти Спа­си­те­ля, как Мес­сии, послав­ше­го Свя­то­го Духа.

День Пре­по­ло­ве­ния — это древ­ний хри­сти­ан­ский празд­ник. О нем упо­ми­на­ет в сво­их поуче­ни­ях свт. Иоанн Зла­то­уст. В V веке Ана­то­лий Кон­стан­ти­но­поль­ский, в VII — пре­по­доб­ный Андрей Крит­ский, в VIII св. Иоанн Дамас­кин, в IX — пре­по­доб­ный Фео­фан Испо­вед­ник вос­пе­ли пре­по­ло­ве­ние в духов­ных пес­нях, кото­ры­ми Цер­ковь ныне вос­хва­ля­ет Гос­по­да сре­ди Пре­по­ло­ве­ния Пятидесятницы.

Вспо­ми­ная в Неде­лю о рас­слаб­лен­ном освя­ще­ние воды от Анге­ла в купе­ли Сило­ам­ской, и осо­бен­но Боже­ствен­ное уче­ние Иису­са Хри­ста, про­из­не­сен­ное Им в Пяти­де­сят­ни­цу, кото­рое Гос­подь упо­доб­ля­ет воде, «пода­ю­щей греш­ни­ку, жаж­ду­ще­му спа­се­ния, жизнь и муд­рость, Цер­ковь в день Пре­по­ло­ве­ния после литур­гии совер­ша­ет малое водо­освя­ще­ние, про­ся Гос­по­да напо­ить жаж­ду­щие души вода­ми бла­го­че­стия, как Он воз­гла­сил, гово­ря: кто жаж­дет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37).

Пре­ло­ло­ве­ние свя­той Пяти­де­сят­ни­цы отно­сит­ся к древним хри­сти­ан­ским празд­ни­кам. Если нача­ло его нель­зя видеть в пра­ви­лах Апо­столь­ских (37 пр.) и собо­ра Антио­хий­ско­го (20 пр.) о собра­нии помест­ных собо­ров на чет­вер­той неде­ле Пяти­де­сят­ни­цы, то уже во вре­ме­на свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста он явля­ет­ся суще­ству­ю­щим и уста­нов­лен­ным свя­той Цер­ко­вью. В V в. Ана­то­дий Кон­стан­ти­но­поль­ский, в VII пр. Андрей Крит­ский, в VIII св. Иоанн Дамас­кин, в IX пр. Фео­фан Испо­вед­ник вос­пе­ли Пре­по­ло­ве­ние в духов­ных пес­нях, кото­ры­ми и теперь свя­тая Цер­ковь вос­хва­ля­ет Гос­по­да в этот празд­ник. Стоя меж­ду днем Пас­хи и днем Соше­ствия Свя­то­го Духа, празд­ник Пре­по­ло­ве­ния слу­жит свя­зью меж­ду эти­ми дву­мя вели­ки­ми хри­сти­ан­ски­ми тор­же­ства­ми: вме­сте с про­дол­жа­ю­щим­ся чество­ва­ни­ем пер­во­го из них в Пре­по­ло­ве­ние напо­ми­на­ет­ся и при­бли­же­ние празд­ни­ка Соше­ствия Свя­то­го Духа, а так­же и празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Про­све­тив­ше­ся бра­тие, взы­ва­ет к нам свя­тая Цер­ковь, вос­кре­се­ни­ем Спа­са Хри­ста, и достиг­ше пре­по­ло­ве­ния празд­ни­ка Вла­дыч­ня, пре­ис­крен­но сохра­ним запо­ве­ди Божия, да достой­ни будем и Воз­не­се­ние празд­но­ва­ти, и при­ше­ствие Свя­то­го Духа Боже­ствен­ных празд­ни­ков пре­по­ло­ве­ния достиг­ше, совер­шен­ною Боже­ствен­ною доб­ро­де­те­лию обу­чи­ти­ся пот­щим­ся, Богомудрии.

Хри­стос воскресе!

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму