С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.
Если бы ересь Ария, возмутившая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, если бы эта ересь одолела истинное учение Христово и сделалась господствующей, то давно уже не существовало бы и самое христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.
318 епископов из различных уголков мира съехались в Никею, пригород Константинополя, для того, чтобы выразить истинное учение о Христе Спасителе. Собор утвердил непреложную истину– догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Это учение кратко и ясно изложено в первых семи членах Символа веры.
А не принимающих православного учения предали анафеме, как и еретика Ария. Воспоминая подвиги святых отцов Никейского собора, святая Церковь прославляет их за то, что они, все собравше пастырское искусство и ярость подвигше праведнейшую, отмстительно тяжкия отгнаша и пагубные волки, пращею духа извергше от церковного исполнения.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.
Евангелие от Иоанна, которое мы читаем сегодня, напоминает нам слова Спасителя, сказанные Им перед крестной смертью: Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”.Господь показывает нам, что Он добровольно идет на крест. Иначе, как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось, и называет крест славою не только для Себя, но и для Отца? Так и произошло. Святитель Иоанн Златоуст говорил: До креста даже иудеи не знали Его: Исраиль же,– сказано,– Мене не позна (Ис. I,3); а после креста притекла вся вселенная.
Твердо содержа учение Христовой Церкви, как светлый светильник во тьме мира сего, мы должны идти по пути заповедей Господних, чтобы наследовать нам место светлое, блаженное, жизнь вечную, Царство Небесное, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу и Святому Духу слава во веки веков.