Неде­ля 7‑я по Пасхе, свя­тых отцов 1‑го Все­лен­ско­го Собора
Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор.
05.11.2023

С IV века пре­кра­ти­лись пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан, но внут­ри самой Церк­ви воз­ник­ли ере­си, на борь­бу с кото­ры­ми Цер­ковь созы­ва­ла Все­лен­ские Собо­ры. Одной из опас­ней­ших ере­сей было ари­ан­ство. Арий, алек­сан­дрий­ский пре­сви­тер, был чело­ве­ком без­мер­ной гор­ды­ни и често­лю­бия. Он, отвер­гая Боже­ствен­ное досто­ин­ство Иису­са Хри­ста и Его равен­ство с Богом Отцом, лож­но учил, что Сын Божий не Еди­но­су­щен Отцу, а сотво­рен Отцом во вре­ме­ни. Помест­ный Собор, созван­ный по насто­я­нию Алек­сан­дрий­ско­го Пат­ри­ар­ха Алек­сандра, осу­дил лже­уче­ние Ария, но тот не поко­рил­ся и, напи­сав мно­гим епи­ско­пам пись­ма с жало­бой на опре­де­ле­ние Помест­но­го Собо­ра, рас­про­стра­нил свое лже­уче­ние по все­му Восто­ку, ибо полу­чил под­держ­ку в сво­ем заблуж­де­нии от неко­то­рых восточ­ных епи­ско­пов. Для рас­сле­до­ва­ния воз­ник­шей сму­ты свя­той рав­ноап­о­столь­ный импе­ра­тор Кон­стан­тин (память 21 мая) напра­вил епи­ско­па Осию Кор­дуб­ско­го и, полу­чив от него Удо­сто­ве­ре­ние, что ересь Ария направ­ле­на про­тив само­го основ­но­го дог­ма­та Хри­сто­вой Церк­ви, решил­ся созвать Все­лен­ский Собор. По при­гла­ше­нию свя­то­го Кон­стан­ти­на в город Никею в 325 году собра­лись 318 епи­ско­пов — пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских Церк­вей из раз­ных стран.

Если бы ересь Ария, воз­му­тив­шая тогда всю Цер­ковь и увлек­шая за собою вели­кое мно­же­ство и пас­ты­рей и пасо­мых, если бы эта ересь одо­ле­ла истин­ное уче­ние Хри­сто­во и сде­ла­лась гос­под­ству­ю­щей, то дав­но уже не суще­ство­ва­ло бы и самое хри­сти­ан­ство, и весь мир погру­зил­ся бы в преж­нюю тьму неве­рия и суеверий.

318 епи­ско­пов из раз­лич­ных угол­ков мира съе­ха­лись в Никею, при­го­род Кон­стан­ти­но­по­ля, для того, что­бы выра­зить истин­ное уче­ние о Хри­сте Спа­си­те­ле. Собор утвер­дил непре­лож­ную исти­ну– дог­мат: Сын Божий есть истин­ный Бог, рож­ден­ный от Бога Отца преж­де всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рож­ден, а не сотво­рен, и еди­но­су­щен с Богом Отцом. Это уче­ние крат­ко и ясно изло­же­но в пер­вых семи чле­нах Сим­во­ла веры.

А не при­ни­ма­ю­щих пра­во­слав­но­го уче­ния пре­да­ли ана­фе­ме, как и ере­ти­ка Ария. Вос­по­ми­ная подви­ги свя­тых отцов Никей­ско­го собо­ра, свя­тая Цер­ковь про­слав­ля­ет их за то, что они, все собрав­ше пас­тыр­ское искус­ство и ярость подвиг­ше пра­вед­ней­шую, отмсти­тель­но тяж­кия отг­на­ша и пагуб­ные вол­ки, пра­щею духа изверг­ше от цер­ков­но­го исполнения.

Сре­ди при­быв­ших епи­ско­пов было мно­го испо­вед­ни­ков, постра­дав­ших во вре­мя гоне­ний и носив­ших на телах сле­ды истя­за­ний. Участ­ни­ка­ми Собо­ра были так­же вели­кие све­тиль­ни­ки Церк­ви — свя­ти­тель Нико­лай, архи­епи­скоп Мир Ликий­ских (память 6 декаб­ря и 9 мая), свя­ти­тель Спи­ри­дон, епи­скоп Три­ми­фунт­ский (память 12 декаб­ря), и дру­гие, почи­та­е­мые Цер­ко­вью свя­тые отцы.

Еван­ге­лие от Иоан­на, кото­рое мы чита­ем сего­дня, напо­ми­на­ет нам сло­ва Спа­си­те­ля, ска­зан­ные Им перед крест­ной смер­тью: Иисус воз­вел очи Свои на небо и ска­зал: Отче! при­шел час, про­славь Сына Тво­е­го, да и Сын Твой про­сла­вит Тебя, так как Ты дал Ему власть над вся­кою пло­тью, да все­му, что Ты дал Ему, даст Он жизнь веч­ную. Сия же есть жизнь веч­ная, да зна­ют Тебя, еди­но­го истин­но­го Бога, и послан­но­го Тобою Иису­са Христа”.Господь пока­зы­ва­ет нам, что Он доб­ро­воль­но идет на крест. Ина­че, как бы Он стал молить­ся о том, что­бы это сбы­лось, и назы­ва­ет крест сла­вою не толь­ко для Себя, но и для Отца? Так и про­изо­шло. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил: До кре­ста даже иудеи не зна­ли Его: Исра­иль же,– ска­за­но,– Мене не позна (Ис. I,3); а после кре­ста при­тек­ла вся вселенная.

Твер­до содер­жа уче­ние Хри­сто­вой Церк­ви, как свет­лый све­тиль­ник во тьме мира сего, мы долж­ны идти по пути запо­ве­дей Гос­под­них, что­бы насле­до­вать нам место свет­лое, бла­жен­ное, жизнь веч­ную, Цар­ство Небес­ное, бла­го­да­тию и чело­ве­ко­лю­би­ем Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, чрез Кото­ро­го и с Кото­рым Отцу и Свя­то­му Духу сла­ва во веки веков.

Хри­стос воскресе!

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму