Неде­ля 6‑я по Пасхе, о слепом
Иногда спрашивают: что такое хула на Святого Духа? В сегодняшнем Евангельском чтении описан этот страшный грех: фарисеи видят силу Божию - явленную в исцелении слепорожденного - и все равно упорно отрицают ее.
05.10.2023

В этот вос­крес­ный день вспо­ми­на­ет­ся даро­ва­ние Иису­сом Хри­стом зре­ния сле­по­рож­ден­но­му. Чудо исце­ле­ния сле­по­рож­ден­но­го весь­ма при­лич­но дням хри­сти­ан­ской Пяти­де­сят­ни­цы: подоб­но осталь­ным, вос­по­ми­на­е­мым свя­той Цер­ко­вью в этот пери­од собы­ти­ям, это чудо воз­ве­ща­ет о Боже­ствен­ной силе и сла­ве вос­крес­ше­го Гос­по­да (Иоан. 9:31 – 33,38).

Быть может, имен­но для нас, для наше­го поко­ле­ния осо­бен­но важ­но сего­дняш­нее повест­во­ва­ние об исце­ле­нии сле­по­рож­ден­но­го. Спа­си­тель, про­хо­дя мимо слеп­ца, извест­но­го все­му Иеру­са­ли­му, не спра­ши­вая его ни о чем, не спра­ши­вая даже о его вере, “мимо­идый” — исце­лил его. Сле­пой сде­лал­ся зря­чим, а сле­пые фари­сеи ста­ли пыта­ли его, кто же сотво­рил над ним это вели­кое бла­го, кото­рое они сами нико­гда не мог­ли и не смо­гут совершить.

Они ста­ли при­ди­рать­ся, обви­няя Спа­си­те­ля, что это вели­кое дело Божие сотво­ре­но в день Божий, в суб­бо­ту. Не нахо­дя ни одно­го сло­ва, что­бы про­ти­во­стать Истине, Кото­рая бли­ста­ла пред ними неви­дан­ным чудом, фари­сеи все же не удер­жа­лись и в зави­сти и зло­бе изверг­ли хулу на Бога и на Духа Святого.

Ино­гда спра­ши­ва­ют: что такое хула на Свя­то­го Духа? В сего­дняш­нем Еван­гель­ском чте­нии опи­сан этот страш­ный грех: фари­сеи видят силу Божию — явлен­ную в исце­ле­нии сле­по­рож­ден­но­го — и все рав­но упор­но отри­ца­ют ее. Они изде­ва­тель­ски при­зы­ва­ют: Воз­дай сла­ву Богу, мы зна­ем, что Чело­век тот (Кото­рый исце­лил тебя) греш­ник. А исце­лен­ный гово­рит: Греш­ни­ков Бог не слу­ша­ет, но кто чтит Бога и тво­рит волю Его, того слу­ша­ет. От века не слы­ша­но, что­бы кто отверз очи сле­по­рож­ден­но­му. Если бы Он не был от Бога, не мог бы тво­рить ниче­го. И тогда фари­сеи изгна­ли его вон, т. е. отлу­чи­ли от сина­го­ги, отлу­ча­ли от все­го обще­ства израильского.

В при­ме­ре сле­по­рож­ден­но­го, исце­лен­но­го Иису­сом Хри­стом, свя­тая Цер­ковь пред­став­ля­ет образ вся­ко­го греш­ни­ка, кото­рый есть сле­пец от рож­де­ния, пото­му что все согре­ши­ли и лише­ны сла­вы Божи­ей (Рим. 3:23), а даро­ва­ни­ем чудес­но­го све­та духов­ным и телес­ным очам слеп­ца поуча­ет, что про­све­ти­тель истин­ный один Гос­подь, и толь­ко во све­те Его мож­но узреть истин­ный и спа­си­тель­ный свет.

Мы все — поко­ле­ние сле­по­рож­ден­ных. Мы были рож­де­ны по боль­шей части сво­ей вне веры в Гос­по­да. Духов­ные очи наши по пла­ну, выно­шен­но­му еще издрев­ле, долж­ны были оста­вать­ся закры­ты­ми до самой нашей смер­ти. И мил­ли­о­ны, мил­ли­о­ны людей долж­ны были отой­ти в веч­ность, не познав ни Бога, ни сво­ей души, ни само­го духов­но­го мира. Было сде­ла­но все, что­бы мы, родив­ши­е­ся сле­по­рож­ден­ны­ми от сле­по­рож­ден­ных зача­стую роди­те­лей, оста­лись бы тако­вы­ми навсегда.

Но чудо Божие совер­ши­лось над нами. Гос­подь, не спра­ши­вая, веру­ем ли мы, не истя­зуя нас об этом, а, напро­тив, зная, что этой веры в нас нет, бре­ни­ем и скор­бя­ми пома­зал нас, как свя­тым миром, и мил­ли­о­ны, мил­ли­о­ны людей в нашей стране исце­ли­лись. Отверз­лись их духов­ные очи.

Наши совре­мен­ни­ки, исце­лен­ные сле­пые, как и этот сле­по­рож­ден­ный, были под­верг­ну­ты тяж­ким испы­та­ни­ям, допро­сам, изде­ва­тель­ствам от фари­се­ев века сего, и мно­гие из нас отлу­че­ны были от обще­ства сво­их дру­зей, близ­ких и род­ных. То, что про­изо­шло с еван­гель­ским сле­по­рож­ден­ным, про­изо­шло со мно­ги­ми из нас.

Но поче­му Спа­си­тель исце­лил имен­но его? Поче­му чудо Божие яви­лось имен­но над этим чело­ве­ком, а не над целою тол­пой таких же несчаст­ных, увеч­ных, боль­ных, кото­рые сто­ят рядом с ним?

Но все же, поче­му исце­ля­лись одни и не исце­ля­лись дру­гие? Поче­му Спа­си­тель, про­хо­дя мимо тол­пы убо­гих, нищих, инва­ли­дов, рас­слаб­лен­ных, выхва­ты­вал одно­го и исце­лял? Поче­му из мил­ли­о­нов и мил­ли­ар­дов сле­по­рож­ден­ных толь­ко малое ста­до ста­но­вит­ся зря­чи­ми духов­но, поче­му из сотен наро­дов, живу­щих в мире, толь­ко немно­гие испо­ве­ду­ют спа­си­тель­ную Пра­во­слав­ную веру?

По-чело­ве­че­ски ска­зать, это неспра­вед­ли­во. По-чело­ве­че­ски ска­зать — чем дру­гие сле­пые были хуже это­го слеп­ца? А дру­гие рас­слаб­лен­ные, лежа­щие при купе­ли Сило­ам­ской, хуже это­го рас­слаб­лен­но­го? И чем мы с вами (а каж­дый из нас зна­ет сам себе цену — очень невы­со­кую) луч­ше, чем мил­ли­о­ны наших бра­тьев и сестер в этом мире, кото­рые не про­све­ще­ны све­том веры?

Спа­си­тель и в дни Сво­ей зем­ной жиз­ни, ходя по зем­ле, избрал из мно­гих лишь тех кого Он изби­рал. И ныне про­ис­хо­дит то же самое. И сре­ди наро­дов в целом тоже Гос­подь изби­ра­ет толь­ко тех, кого Он избирает.

Так кто же нако­нец те, кого изби­ра­ет Спаситель?

Перед Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми, на Тай­ной вече­ре, Он гово­рит уче­ни­кам: Я избрал вас от мира”. А потом в Пер­во­свя­щен­ни­че­ской молит­ве обра­ща­ет­ся к Отцу: Отче Свя­тый! соблю­ди их во имя Твое, тех, кото­рых Ты Мне дал. Кто же они? Бога­тые и вели­кие люди? — Нет, конеч­но. Толь­ко одни нищие? — Тоже нет. Сре­ди избран­ных Богом были люди всех состо­я­ний. Или это были люди, бога­тые дру­гим — разу­мом и муд­ро­стью? — Ниче­го подоб­но­го. Были люди муд­рые, кото­рые при­зна­ва­ли свою немощь ума, и были люди совсем неуче­ные, а то и про­сто юро­ди­вые, кото­рым вдруг нис­по­сы­ла­лись осо­бые откро­ве­ния. А может быть, это были люди, бога­тые гре­ха­ми, пото­му что Гос­подь греш­ни­ков при­шел спа­сти? — Но мы зна­ем, что все греш­ны перед Богом. Или, может быть, это были люди, бога­тые верой? — Да, Гос­подь тре­бо­вал веры от людей. Но вот сле­по­рож­ден­но­го Он исце­лил без его веры. Рас­слаб­лен­но­го, кото­ро­го, рас­крыв кров­лю зда­ния, спу­сти­ли пред Ним, Он исце­лил лишь по вере при­нес­ших его. А еще мы зна­ем, что и бесы веру­ют и тре­пе­щут; Так кого же Гос­подь изби­ра­ет в насле­дие Себе?

Апо­стол гово­рит в одном из посла­ний: Теперь уже не я живу, но живет во мне Хри­стос. Вот кого изби­ра­ет Спа­си­тель: тех, кто может отверг­нуть себя и стать жили­щем Бога.

По неиз­ре­чен­но­му Боже­ствен­но­му смот­ре­нию изби­ра­ют­ся лишь такие люди. Пусть этот чело­век будет мало­душ­ным, как этот рас­слаб­лен­ный, две неде­ли назад пре­дав­ший Спа­си­те­ля, но и он мог ска­зать, хотя бы в какое-то вре­мя сво­ей жиз­ни, что вот, во мне живет Хри­стос. Он смог стать Его хра­мом. И Иуда какое-то вре­мя был хра­мом Божи­им! Но кто рас­тлит храм Божий, того рас­тлит Бог…

Теперь уже не я живу, но живет во мне Хри­стос. То же самое могут ска­зать и все, кого изби­ра­ет Бог. Упразд­ня­ет­ся вет­хий чело­век, и сози­да­ет­ся Хри­стос в человеке.

Но Хри­стос живет в чело­ве­ке совсем не умо­зри­тель­но, совсем не толь­ко в уме нашем. В уме Хри­стос у мно­гих веру­ю­щих людей: и у про­те­стан­тов, и у като­ли­ков, и про­сто у тех, кото­рые гово­рят: да, я верую во Хри­ста, но я вне Церк­ви. Есть те, кто мудр­ству­ет о Хри­сте, пре­да­ет­ся меч­та­тель­ствам о Нем, хочет о нем слы­шать, — но жиз­ни Хри­ста в них нет. Они вне Тела Хри­сто­ва, вне Хри­сто­вой Церк­ви. Поэто­му-то и выхо­дит, что мно­гие наро­ды, узнав­шие о Хри­сте, живут вне Его Тела, вне Его Божества.

Наше про­зре­ние в том и заклю­ча­ет­ся, что мы начи­на­ем видеть себя испол­нен­ны­ми гре­хов и спо­соб­ны­ми к любо­му злу и любо­му пре­да­тель­ству. Наше про­зре­ние — в том, что мы начи­на­ем видеть мир таким, как он есть — лежа­щим во зле. Наше про­зре­ние — в том, что мы начи­на­ем видеть и ценить в этом мире более все­го лишь вели­кое мило­сер­дие Божие к нам и ко все­му сле­по­му чело­ве­че­ству. А если мы все­го это­го не видим, зна­чит нам толь­ко кажет­ся, что мы про­зре­ли, а на самом деле мы оста­лись по-преж­не­му сле­пы, от чего изба­ви нас Господь!

хри­стос воскресе!

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму