Неде­ля 5‑я по Пасхе, о самаряныне
Самарянка символизировала собой весь ветхозаветный народ: и еврейский, и языческий вместе, потому что самаряне, жившие в долине Саронской, происходили от смешения различных рас. Это была помесь израильтян с ассирийцами и другими народами, населявшими побережье Персидского залива.
04.05.2023

В 5‑ю неде­лю по Пасхе вспо­ми­на­ет­ся бесе­да Иису­са Хри­ста с жен­щи­ной сама­рян­ской. Это собы­тие, совер­шив­ше­е­ся во вре­мя еврей­ской Пяти­де­сят­ни­цы, вспо­ми­на­ет­ся в насто­я­щую неде­лю пото­му, что оно явля­ет­ся оче­вид­ным сви­де­тель­ством Боже­ствен­ной сла­вы вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, ибо после бесе­ды с Гос­по­дом сама­рян­ка и сограж­дане её, сама­ряне, убе­ди­лись, что бесе­до­вав­ший есть воис­ти­ну Спас мира Хри­стос (Иоан. 4:41 – 42).

В Сама­рии был коло­дец пат­ри­ар­ха Иако­ва, выко­пан­ный им на боль­шой глу­бине в камне, этот коло­дец был един­ствен­ным источ­ни­ком воды в той пустын­ной мест­но­сти. Кто был на Свя­той зем­ле, тот зна­ет, какая там каме­ни­стая поч­ва, и как ред­ко встре­ча­ет­ся мяг­кий грунт. Пред­ставь­те себе, сколь­ко нуж­но было при­ло­жить тру­да пат­ри­ар­ху Иако­ву, сколь­ко пота про­лить и мозо­лей нате­реть, что­бы выко­пать этот коло­дец! И он в конеч­ном ито­ге добрал­ся до воды, кото­рая нахо­ди­лась на боль­шой глу­бине, что про­об­ра­зо­ва­ло то, насколь­ко дале­ка была еще ново­за­вет­ная бла­го­дать, т.к. со вре­мен Авра­ама, Иса­а­ка и Иако­ва про­дли­лось 2 тыся­чи лет, 20 веков до встре­чи со Хри­стом. Насколь­ко глу­бок был этот пласт веков, настоль­ко тяже­ло и глу­бо­ко было копать этот коло­дец Иако­ву, про­би­ва­ясь сквозь неве­рие и заблуж­де­ния сво­е­го народа.

Изра­иль­ско­му наро­ду труд­но было идти ко Гос­по­ду в сосед­стве язы­че­ских наро­дов, ведь и сами изра­иль­тяне были несо­вер­шен­ны да еще тер­пе­ли соблазн от окру­жа­ю­щих их диких восточ­ных пле­мен. Вот уж дей­стви­тель­но, эти наро­ды и были кам­ни, кото­рые про­би­вал Иаков, копая коло­дец, т.е. при­го­тав­ли­вая про­ход к встре­че с Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, к Ново­за­вет­ной вере.

Гос­подь при­шел и этот коло­дец Вет­хо­за­вет­ную веру упразд­нил за нена­доб­но­стью, пото­му что Он Сам — Источ­ник бла­го­да­ти, как ска­зал об этом сама­ря­ныне, кото­рую встре­тил воз­ле колод­ца Иако­ва: «Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источ­ник воды теку­щия в живот веч­ный» (Ин. 4; 14).

Всем этим и вну­ша­ет­ся нам, что Гос­подь Сам все­гда идет навстре­чу ищу­щим свя­той исти­ны и бла­го­да­ти и спо­соб­ным к рас­ка­я­нию, мило­сти­во дает им дары Свои и устро­я­ет их спа­се­ние, а чрез них и спа­се­ние дру­гих. Кро­ме того, бла­го­вест­вуя нам в насто­я­щий вос­крес­ный день в Еван­гель­ском чте­нии изло­жен­ное Спа­си­те­лем в бесе­де с сама­рян­кой Его уче­ние о покло­не­нии Богу духом и исти­ной (Иоан. 4:23 – 24), св.ятая Цер­ковь учит нас, как мы долж­ны молить­ся Богу, что­бы наша молит­ва была угод­на Ему и спа­си­тель­на для нас.

Сама­рян­ка, соб­ствен­но, сим­во­ли­зи­ро­ва­ла собой весь вет­хо­за­вет­ный народ: и еврей­ский, и язы­че­ский вме­сте, пото­му что сама­ряне, жив­шие в долине Сарон­ской, про­ис­хо­ди­ли от сме­ше­ния раз­лич­ных рас. Это была помесь изра­иль­тян с асси­рий­ца­ми и дру­ги­ми наро­да­ми, насе­ляв­ши­ми побе­ре­жье Пер­сид­ско­го зали­ва. В 8 веке до Рож­де­ства Хри­сто­ва Гос­подь попу­стил изра­иль­тя­нам попасть в Вави­лон­ский плен на 70 лет за гре­хи и без­за­ко­ния, за отпа­де­ние от веры отцов. Бог про­сто так не нака­зы­ва­ет, вер­нее, это непра­виль­ное сло­во нака­зы­ва­ет;, Гос­подь ни о чем так не печет­ся и не блю­дет, как о том, что­бы огра­дить народ от без­бо­жия и от паде­ния чело­ве­че­ской души в руки сата­ны. Когда чело­век гне­ва­ет­ся или осуж­да­ет, тоже грех, но это пол­бе­ды, ведь согре­шив­ший при­дет и пока­ет­ся. А вот самое страш­ное, когда чело­век теря­ет истин­ную веру и поги­ба­ет, т.к., нахо­дясь в заблуж­де­нии, уже не осо­зна­ет сво­е­го паде­ния, и сам отвер­га­ет сред­ства ко спа­се­нию, у него нет ана­лоя с кре­стом и Еван­ге­ли­ем, к кото­ро­му мож­но при­пасть и раскаяться.

Сама­рян­ка оли­це­тво­ря­ла собой всех людей, живу­щих на зем­ле: и евре­ев, бого­из­бран­ный народ, кото­рые зна­ли Бога, хотя и не в Тро­и­це Суще­го, как об этом было откры­то толь­ко хри­сти­а­нам; и языч­ни­ков пер­сов, ливан­цев, сирий­цев и др., кото­рые засе­ли­ли тер­ри­то­рию пле­нен­ных изра­иль­тян и, сме­шав­шись с остат­ка­ми евре­ев, ста­ли назы­вать­ся сама­ря­на­ми. Сама­ряне из еврей­ской рели­гии при­ня­ли толь­ко Пяти­кни­жие Мои­сея, отверг­нув всех осталь­ных пророков.

Когда Спа­си­тель спро­сил сама­рян­ку о ее муже, она отве­ти­ла, что не заму­жем, пото­му что 5 мужей, кото­рых она име­ла, были неза­кон­ны­ми. В тол­ко­ва­нии ска­за­но, что 5 мужей жен­щи­ны про­об­ра­зо­ва­ли Пяти­кни­жие Мои­сея, кото­рое было не спа­си­тель­но. Этим Гос­подь Иисус Хри­стос пока­зал, что Вет­хий Завет был вне Еван­гель­ской бла­го­да­ти, и толь­ко Гос­подь — Истин­ный Муж, ибо все чело­ве­че­ские души обру­ча­ют­ся в жизнь Веч­ную и уне­ве­стив­ля­ют­ся Спа­си­те­лю. При вос­хож­де­нии на небо истин­но вер­ные в соеди­не­нии со Хри­стом про­об­ра­зу­ют брак. В Свя­щен­ном Писа­нии гово­рит­ся, что семья, брак — это домаш­няя цер­ковь. Так и душа со Хри­стом это уже Цер­ковь небес­ная, торжествующая.

Посмот­ри­те, как Гос­подь бла­го­ра­зум­но при­во­дил сама­рян­ку к вере! Он не ска­зал ей сра­зу: Оставь вед­ро и слу­шай Меня, Я Сын Божий», а посте­пен­но под­во­дил ее к тому, что она сама зада­ва­ла вопро­сы. С каж­дым вопро­сом она умуд­ря­лась, учи­лась, вос­хо­ди­ла от сту­пе­ни к сту­пе­ни и воз­вы­ша­лась духов­но. Бук­валь­но за какие-то часы раз­го­во­ра, пока апо­сто­лы ходи­ли за хле­бом, она ста­ла истин­ной хри­сти­ан­кой, рав­ноап­о­столь­ной, сама позна­ла Бога и побе­жа­ла в город, что­бы рас­ска­зать и при­ве­сти дру­гих ко Хри­сту. Гос­подь начал с нуля, посте­пен­но ее настав­лял, и когда она по вну­ше­нию Божию спро­си­ла: Еда Ты болий еси отца наше­го Иако­ва, иже даде нам сту­де­нец сей? (Ин. 4;12), то Гос­подь отве­тил: «Всяк пияй от воды сея вжаж­дет­ся паки; а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаж­де­ся во веки» (Ин. 4; 13, 14). Види­те, как Гос­подь вра­зум­лял, под­тя­ги­вал ее к позна­нию, что Он Сын Божий, и не Сам ей ска­зал об этом, а она доду­ма­лась, постиг­ла эту истину.

А как мы посту­па­ем, когда хотим при­ве­сти кого-нибудь к вере? Берем сра­зу за груд­ки, воло­ком тянем: Кай­ся, него­дяй, ты же пья­ни­ца, раз­бой­ник, а ну иди в цер­ковь!» Кто же так дела­ет?! Диа­лог Гос­по­да Иису­са Хри­ста с сама­рян­кой вот для нас при­мер, обра­зец хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди о спа­се­нии, что­бы при­во­дить людей к Богу и пока­я­нию. А если б Он ей ска­зал, как апо­сто­лам: А ну-ка, иди за Мной! И что вы дума­е­те, пошла бы она за Ним? Нет, она бы набра­ла воду, ска­зав: «Как ты сме­ешь со мной так раз­го­ва­ри­вать, иудей какой-то! Мы не обща­ем­ся с вами, и вер­ну­лась бы домой, а Он бы остал­ся сидеть у колод­ца. Не прав­да ли?

И еще обра­тим вни­ма­ние, что сама­рян­ка при­шла к колод­цу в пол­день, пото­му что она была, как мы ее назо­вем, мно­го­муж­няя, и ей стыд­но было пока­зать­ся на людях. Дело в том, что летом в Пале­стине страш­ная жара, и днем на восто­ке никто ниче­го не дела­ет, все спят и отды­ха­ют, все скры­ва­ют­ся от жары, а ночью выхо­дят на рабо­ту. А она с про­чи­ми ночью не ходи­ла, пото­му что сты­ди­лась, и при­шла за водой днем. Этот день про­об­ра­зо­вал насту­па­ю­щий день Хри­стов, Ново­за­вет­ную веру, песту­ном кото­рой был Вет­хий Завет. Так и сама­рян­ка через это раз­де­ле­ние ста­ла хри­сти­ан­кой, испо­вед­ни­цей Ново­за­вет­ной религии.

Вот такой смысл сего­дняш­не­го Еван­гель­ско­го чте­ния. В этой бесе­де с сама­рян­кой Гос­подь заме­нил Вет­хо­за­вет­ный Закон, дан­ный Мои­сею на Синай­ской горе, на Новый Закон, кото­рый чая­ли века и тыся­че­ле­тия все люди во гла­ве с бого­из­бран­ным изра­иль­ским наро­дом. А искуп­ле­ние Крест­ны­ми Стра­да­ни­я­ми Хри­сто­вы­ми и омы­тие Его Кро­вью люд­ских гре­хов было актом амни­стии рода чело­ве­че­ско­го. И Гос­подь Иисус Хри­стос Сво­им при­ше­стви­ем сме­нил этот источ­ник дру­гим, жиз­нен­но необ­хо­ди­мым. Если коло­дец пат­ри­ар­ха Иако­ва был в зем­ле, то ново­за­вет­ный коло­дец — свер­ху нас, с неба изли­ва­ет­ся вода, теку­щая в живот Веч­ный, та бла­го­дать, кото­рую нуж­но добы­вать верой и стя­жать в сво­ем серд­це. Вот какое чудо даро­вал нам Гос­подь: после этой вре­мен­ной жиз­ни — жизнь на небе!

Хри­стос воскресе!

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму