Не в ябло­ках суть
Празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в рус­ской народ­ной тра­ди­ции име­ну­ют «Яблоч­ным Спа­сом». В храм в этот день для бла­го­сло­ве­ния, кото­рое оши­боч­но име­ну­ют освя­ще­ни­ем, несут ябло­ки, вино­град и дру­гие пло­ды. Это назва­ние никак не отра­жа­ет духов­но­го смыс­ла празд­ни­ка и…
17.08.2024

Празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в рус­ской народ­ной тра­ди­ции име­ну­ют «Яблоч­ным Спа­сом». В храм в этот день для бла­го­сло­ве­ния, кото­рое оши­боч­но име­ну­ют освя­ще­ни­ем, несут ябло­ки, вино­град и дру­гие пло­ды. Это назва­ние никак не отра­жа­ет духов­но­го смыс­ла празд­ни­ка и явля­ет­ся про­ек­ци­ей аграр­но­го кален­да­ря на кален­дарь цер­ков­ный. Неле­пость назва­ния заклю­че­на в непра­виль­ном исполь­зо­ва­нии сло­ва «Спас». Спас – это Спа­си­тель, сам празд­ник Пре­об­ра­же­ния – Гос­под­ский, и посвя­щен одно­му из собы­тий из зем­ной жиз­ни Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Необ­ду­ман­но назы­вая Пре­об­ра­же­ние Гос­подне Яблоч­ным Спа­сом, люди неволь­но име­ну­ют Гос­по­да «яблоч­ным Спа­си­те­лем». Зву­чит не про­сто неле­по, но и в опре­де­лен­ной мере кощун­ствен­но. Но, увы, так назы­ва­е­мый народ­ный кален­дарь пест­рит подоб­ны­ми назва­ни­я­ми. Толь­ко одних «Спа­сов» аж целых три – медо­вый, яблоч­ный, оре­хо­вый, а Успен­ский пост, на кото­рый при­хо­дит­ся два из трех «Спа­сов» и вовсе име­ну­ют «Спа­сов­кой».

Тра­ди­ция при­но­сить Богу часть от пло­дов сво­е­го тру­да ухо­дит сво­и­ми кор­ня­ми в глу­бо­кую древ­ность. Каин и Авель, сыно­вья Ада­ма, при­но­си­ли пер­вые дары Богу: «Авель пас­тырь овец, а Каин был зем­ле­де­лец. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни, Каин при­нес от пло­дов зем­ли дар Гос­по­ду, и Авель так­же при­нес от пер­во­род­ных ста­да сво­е­го и от тука их» (Быт.4:2 – 4).

Но сей­час видим сле­ду­ю­щую кар­ти­ну – при­но­сят­ся в храм пло­ды, свя­щен­ник чита­ет молит­ву, окроп­ля­ет их свя­той водой, и люди, собрав «освя­щен­ные» ябло­ки, несут их домой. При таком под­хо­де о посвя­ще­нии пер­вых пло­дов ново­го уро­жая Богу речи не идет, осо­бен­но если учесть то, что в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев пло­ды эти про­сто куп­ле­ны в мага­зине, а не выра­ще­ны теми, кто их при­нес. Веро­ят­но, при­чи­ной это­му, явля­ет­ся, с одной сто­ро­ны, пре­тер­пев­шая изме­не­ние с тече­ни­ем вре­ме­ни тра­ди­ция. А с дру­гой сто­ро­ны – обыч­ные быто­вые суе­ве­рия, одно из кото­рых гла­сит – нель­зя вку­шать ябло­ки до Пре­об­ра­же­ния. Посколь­ку све­жих яблок хочет­ся всем, то люди, вни­мая это­му утвер­жде­нию, несут в храм ябло­ки на «освя­ще­ние», осо­бо не заду­мы­ва­ясь о духов­ном смыс­ле празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, видя лишь прак­ти­че­скую сто­ро­ну. Поэто­му полу­чив­ший­ся пере­кос и име­ну­ют «яблоч­ным Спасом».

Допод­лин­но неиз­вест­но, поче­му празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня был уста­нов­лен на один из лет­них меся­цев. Ведь оно вряд ли про­ис­хо­ди­ло летом. Ана­лиз еван­гель­ских тек­стов пока­зы­ва­ет отчет­ли­вую после­до­ва­тель­ную связь Пре­об­ра­же­ния, Стра­стей и Воскресения.

По одной из вер­сий, лет­нее празд­но­ва­ние Пре­об­ра­же­ния было уста­нов­ле­но в 4 веке в Арме­нии, свя­тым Гри­го­ри­ем Про­све­ти­те­лем. Тут наи­бо­лее досто­вер­ной вер­си­ей уста­нов­ле­ния видит­ся про­ти­во­вес язы­че­ским тра­ди­ци­ям. Такой мис­си­о­нер­ский под­ход Церк­ви наблю­да­ет­ся и в неко­то­рых дру­гих цер­ков­ных празд­ни­ках и тра­ди­ци­ях, вытес­нив­ших собой язы­че­ские празднования.

Но воз­ни­ка­ет вопрос – при­чем тут ябло­ки? Тут, как раз, все очень про­сто. Гре­че­ская тра­ди­ция, при­шед­шая к нам с пра­во­сла­ви­ем, пред­пи­сы­ва­ет в этот день при­но­сить в храм пло­ды ново­го уро­жая вино­гра­да. Ведь имен­но из вино­гра­да дела­ет­ся вино, на кото­ром потом совер­ша­ет­ся Боже­ствен­ная литур­гия. В Рос­сии вино­град, конеч­но, рас­тет, но не вез­де. Зато к это­му вре­ме­ни поспе­ва­ет новый уро­жай яблок, оре­хов и меда. И бла­го­че­сти­вым нашим пред­кам, кото­рые выра­щи­ва­ли пло­ды и раз­во­ди­ли пчел, очень хоте­лось полу­чать бла­го­сло­ве­ние на свой труд. На три Гос­под­ских празд­ни­ка вме­сто вино­гра­да ста­ли освя­щать мед, ябло­ки и оре­хи. Так и появи­лись три «Спа­са» — медо­вый, яблоч­ный и оре­хо­вый. Аграр­ный кален­дарь был спро­еци­ро­ван на цер­ков­ный кален­дарь, оброс раз­ны­ми суе­ве­ри­я­ми и пре­вра­тил­ся в «народ­ный».

Пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну в эти дни сто­ит прий­ти в храм, в первую оче­редь, для того, что­бы раз­де­лить духов­ную радость со сво­и­ми бра­тья­ми и сест­ра­ми, и при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. А после поду­мать о бла­го­сло­ве­нии меда, яблок, вино­гра­да, оре­хов и дру­гих плодов.

И глав­ное – боль­ше нико­гда не назы­вать празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня «яблоч­ным Спа­сом», и дру­гие Гос­под­ские празд­ни­ки «оре­хо­вым Спа­сом» и «медо­вым Спасом».

Фотографии

Святой дня

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму