День Свя­той Тро­и­цы. Пятидесятница.
Сей праздник установили апостолы. Он относится к двунадесятым переходящим праздникам. В этот день мы вспоминаем сошествие на апостолов Святого Духа, что произошло в воскресенье на 50-й день по Пасхе.
06.01.2023

ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ, БОЖЕ НАШ, СЛАВА ТЕБЕ!

Сей празд­ник уста­но­ви­ли апо­сто­лы. Он отно­сит­ся к дву­на­де­ся­тым пере­хо­дя­щим празд­ни­кам. В этот день мы вспо­ми­на­ем соше­ствие на апо­сто­лов Свя­то­го Духа, что про­изо­шло в вос­кре­се­нье на 50‑й день по Пасхе. Поэто­му празд­ник и назы­ва­ют Пяти­де­сят­ни­цей. В этот день была явле­на тай­на Свя­той Тро­и­цы, Еди­ной в трёх Лицах: Бога Отца Все­дер­жи­те­ля и Твор­ца, Бога Сына, Спа­си­те­ля от пора­бо­ще­ния диа­во­лу, и вот — Бога Духа Свя­то­го, Уте­ши­те­ля, сошед­ше­го на апо­сто­лов. Поэто­му этот празд­ник назы­ва­ет­ся Днём Свя­той Троицы.

После Соше­ствия Свя­то­го Духа апо­сто­лы внут­ренне пре­об­ра­зи­лись. Вспом­ним непо­ни­ма­ние уче­ни­ка­ми Гос­под­ни­ми слов сво­е­го Учи­те­ля, их отча­я­ние после Его крест­ной смер­ти, их сомне­ния в Его Вос­кре­се­нии. Теперь они ста­ли ины­ми — людь­ми креп­кой веры, неуто­ми­мы­ми про­по­вед­ни­ка­ми Сло­ва Божия, гото­вы­ми к любым испы­та­ни­ям и к мучи­тель­ной телес­ной смер­ти ради веры. Свя­той Дух дал апо­сто­лам бла­го­дать свя­щен­ства для устро­е­ния Церк­ви на зем­ле, силы и разум для про­по­ве­ди Сло­ва Божия по все­му миру и мно­же­ство дру­гих бла­го­дат­ных даров. В этот день по про­по­ве­ди апо­сто­лов к ним при­со­еди­ни­лось мно­же­ство иуде­ев. Этот день счи­та­ет­ся днём рож­де­ния Ново­за­вет­ной Церк­ви. Этим собы­ти­ем завер­ша­ет­ся дело спа­се­ния рода чело­ве­че­ско­го. “Чему быть бла­го­во­лил Бог-Отец, что испол­нил в Себе Сын Божий, — то при­сво­ить веру­ю­щим снис­шел ныне Дух Свя­той” (Еп. Фео­фан Вышен­ский). По пре­да­нию, на месте соше­ствия Свя­то­го Духа на апо­сто­лов устро­ен был пер­вый хри­сти­ан­ский храм, кото­рый был в 4 в. воз­об­нов­лён св. Еленой.

Апо­сто­лов слу­ша­ли люди, собрав­ши­е­ся в Иеру­са­ли­ме со все­го мира, гово­ря­щие на раз­ных язы­ках. Но все они пони­ма­ли апо­столь­скую про­по­ведь. Это чудо зна­ме­но­ва­ло рас­про­стра­не­ние апо­столь­ской про­по­ве­ди и Церк­ви по все­му миру. Само сло­во “Цер­ковь” озна­ча­ет “Собра­ние”. Так был ука­зан путь к еди­не­нию всех людей, пре­одо­ле­ния того непо­ни­ма­ния, кото­рое воз­ник­ло после вави­лон­ско­го сме­ше­ния язы­ков. Поэто­му мы поём в конда­ке празд­ни­ка (сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках даны для пояс­не­ния): “Когда сошёл Все­выш­ний и сме­шал язы­ки [в Вави­лон­ском стол­по­тво­ре­нии], то этим Он раз­де­лил наро­ды. Когда же Он раз­дал огнен­ные язы­ки [в день Пяти­де­сят­ни­цы], то всех при­звал к един­ству; и мы еди­но­глас­но сла­вим Все­свя­то­го Духа”.

Этим празд­ни­ком завер­ша­ет­ся важ­ней­шая часть года, начав­ша­я­ся Неде­лей мыта­ря и фари­сея — 120 дней! В тече­ние это­го вре­ме­ни мы шли через пока­я­ние, через Вели­кий пост, через тор­же­ство Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния — к это­му празд­ни­ку соше­ствия Духа Свя­то­го и рож­де­ния Церк­ви Хри­сто­вой. Нам ещё раз был пред­став­лен путь в Цар­ство Небес­ное, и наше дело — выбрать, пой­дём мы этим путём или нет.

Так же как Пас­ха при­шлась на вре­мя вет­хо­за­вет­ной Пас­хи, так и Пяти­де­сят­ни­ца при­шлась на вре­мя иудей­ской Пяти­де­сят­ни­цы. У иуде­ев оба эти празд­ни­ка отно­си­лись к основ­ным, имен­но поэто­му они и сте­ка­лись в Иеру­са­лим со все­го мира. В Вет­хом Заве­те Пас­ха была вос­по­ми­на­ни­ем исхо­да евре­ев из еги­пет­ско­го раб­ства, а Пяти­де­сят­ни­ца была памя­тью о даро­ва­нии Богом Мои­сею Зако­на — деся­ти запо­ве­дей на Синай­ской горе. Так и в Новом Заве­те Пас­ха ста­ла празд­но­ва­ни­ем смер­ти и Вос­кре­се­ния Хри­сто­вых, “исхо­да” людей из греш­но­го мира в Цар­ство Божие, а празд­ник Пяти­де­сят­ни­цы стал даро­ва­ни­ем “ново­го Зако­на” — бла­го­да­ти, “ибо закон дан чрез Мои­сея; бла­го­дать же и исти­на про­изо­шли чрез Иису­са Хри­ста” (Ин.1:17).

В этот день впер­вые после Пас­хи поёт­ся молит­ва Свя­то­му Духу “Царю Небес­ный”. А после литур­гии слу­жит­ся тор­же­ствен­ная Тро­иц­кая вечер­ня, во вре­мя кото­рой иерей чита­ет на коле­нях в цар­ских вра­тах, лицом к наро­ду три молит­вы, состав­лен­ные св. Васи­ли­ем Великим.

Пер­вая молит­ва — Богу Отцу. Мы испо­ве­ду­ем пред Отцем Небес­ным наши гре­хи и про­сим Его поми­ло­вать нас ради вели­кой жерт­вы сына Его, Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

Вто­рая — Гос­по­ду Иису­су Хри­сту о нас греш­ных, на зем­ле живу­щих. Мы про­сим Гос­по­да даро­вать нам Боже­ствен­на­го Духа.

Тре­тья — Гос­по­ду Иису­су Хри­сту об усоп­ших в вере наших бра­тьях, о кото­рых мы так­же моли­лись в канун празд­ни­ка, Тро­иц­кую роди­тель­скую суб­бо­ту. Мы про­сим Гос­по­да, сошед­ше­го во ад и сокру­шив­ша­го силу диа­во­ла, упо­ко­ить наших усоп­ших отцев и бра­тьев в месте свет­ле, в месте злачне, в месте покойне.

В 1‑й поне­дель­ник по Пяти­де­сят­ни­це празд­ну­ет­ся День Свя­та­го Духа — Духов День, кото­рый был уста­нов­лен Цер­ко­вью “ради вели­чия Пре­свя­та­го и Живо­тво­ря­ще­го Духа, яко един есть (от) Свя­тыя и Живо­на­чаль­ныя Тро­и­цы”, в про­ти­во­дей­ствие уче­нию ере­ти­ков, отвер­гав­ших Боже­ство Свя­то­го Духа и еди­но­сущ­ность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Свя­той Дух — Тре­тье Лицо (Ипо­стась) Свя­той Тро­и­цы, истин­ный Бог, еди­но­сущ­ный и рав­но­слав­ный Отцу и Сыну. Как и все Ипо­ста­си Свя­той Тро­и­цы, Свя­той Дух обла­да­ет свой­ства­ми при­су­щи­ми толь­ко Богу. Свя­той Дух рав­но­че­стен в Сво­ем досто­ин­стве Отцу и Сыну, еди­но­су­щен Им, обла­да­ет еди­ной с Ними Боже­ствен­ной сущ­но­стью (при­ро­дой). Как и всем Лицам Свя­той Тро­и­цы, Свя­то­му Духу воз­да­ёт­ся еди­ное и нераз­дель­ное покло­не­ние, т.е. покло­ня­ясь Свя­то­му Духу, хри­сти­ане покло­ня­ют­ся вме­сте с Ним Отцу и Сыну, посто­ян­но имея в виду Их общее Боже­ство. От Двух Дру­гих Лиц Свя­той Тро­и­цы Свя­то­го Духа отли­ча­ет ипо­стас­ное свой­ство, кото­рое заклю­ча­ет­ся в том, что Он пред­веч­но исхо­дит от Отца. Исхож­де­ние Свя­то­го Духа не име­ет ни нача­ла ни кон­ца, оно вне вре­ме­ни, ибо вне вре­ме­ни суще­ству­ет Сам Бог.

В силу Сво­е­го Боже­ствен­но­го вез­де­при­сут­ствия Свя­той Дух может пре­бы­вать и в уве­ро­вав­шем во Хри­ста чело­ве­ке, сооб­щая ему досе­ле неве­до­мое позна­ние Бога, при­об­щая его к пол­но­те все­б­ла­же­ной Боже­ствен­ной жиз­ни. Боже­ствен­ные дей­ствия в чело­ве­ке часто име­ну­ют­ся бла­го­да­тью Свя­то­го Духа, посколь­ку Свя­той Дух непо­сти­жи­мо все­ля­ет­ся в чело­ве­ка, оби­та­ет и пре­бы­ва­ет в нем. Вме­сте с тем, бла­го­дат­ные Боже­ствен­ные дей­ствия общи всем Лицам Свя­той Тро­и­цы и пре­бы­ва­ние Свя­то­го Духа в чело­ве­ке озна­ча­ет и сопре­бы­ва­ние с Ним Отца и Сына — Боже­ствен­но­го Ума и Боже­ствен­но­го Сло­ва, то есть всей Свя­той Троицы.

Тро­парь, глас 8

Бла­го­сло­вен еси, Хри­сте Боже наш, /​иже пре­муд­ры лов­цы явлей, /​нис­по­слав им Духа Свя­та­го, /​и теми улов­лей все­лен­ную, /​/​Чело­ве­ко­люб­че сла­ва Тебе.

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму