Свя­щен­но­му­че­ни­ки Алек­сандр Смир­нов и Фео­дор Реми­зов, Бала­ши­хин­ские чдтвв.
Отец Алек­сандр Смир­нов и отец Фео­дор Реми­зов были свя­щен­ни­ка­ми двух, рас­по­ло­жен­ных в полу­вер­сте друг от дру­га церк­вей села Выше­го­род Верей­ско­го уез­да Мос­ков­ской губер­нии. Эти пас­ты­ри жили и слу­жи­ли рядом, и пре­тер­петь муче­ни­че­скую кон­чи­ну им дове­лось вместе.…

Отец Алек­сандр Смир­нов и отец Фео­дор Реми­зов были свя­щен­ни­ка­ми двух, рас­по­ло­жен­ных в полу­вер­сте друг от дру­га церк­вей села Выше­го­род Верей­ско­го уез­да Мос­ков­ской губер­нии. Эти пас­ты­ри жили и слу­жи­ли рядом, и пре­тер­петь муче­ни­че­скую кон­чи­ну им дове­лось вместе.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр родил­ся в 1875 году в семье почет­но­го граж­да­ни­на Васи­лия Смир­но­ва. В 1898 году Алек­сандр Васи­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Духов­ную семи­на­рию и посту­пил зако­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в селе Кругли­но Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской губер­нии. В 1903 году он был руко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и стал слу­жить в Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви села Выше­го­род. Храм нахо­дил­ся в четыр­на­дца­ти вер­стах от горо­да Вереи и полу­вер­сте от Ризо­по­ло­жен­ской церк­ви. При при­хо­де были цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла в деревне Пано­во и зем­ская шко­ла в деревне Сот­ни­ко­во. В 1903 – 1904 годах отец Алек­сандр был зако­но­учи­те­лем в Сот­ни­ков­ской зем­ской шко­ле, а с 1904 года – зако­но­учи­те­лем и заве­ду­ю­щим Панов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. В фев­ра­ле 1911 года он был избран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го сове­та. За про­сто­ту в обра­ще­нии и мило­сер­дие отец Алек­сандр был любим сво­и­ми при­хо­жа­на­ми. Когда кому-нибудь из них тре­бо­ва­лась помощь, он ока­зы­вал ее про­сто и без сомне­ний. Неукос­ни­тель­но испол­нял цер­ков­ный устав, не допус­кая сокра­ще­ний или отступ­ле­ний в служ­бах, за что поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, кото­рых мно­го тогда жило в этом уез­де. Был наде­лен от Бога кра­си­вым и силь­ным голо­сом, так что свя­щен­но­на­ча­лие не раз хоте­ло пере­ве­сти его в Моск­ву в один из собор­ных храмов.

В 1918 году совет­ская власть изда­ла декрет об отде­ле­нии Церк­ви от госу­дар­ства. Декрет запре­щал любую фор­му про­по­ве­ди, что под­ра­зу­ме­ва­ло и ноше­ние свя­щен­ни­ком рясы вне хра­ма. Кое-где угро­за­ми при­нуж­да­ли свя­щен­ни­ков изме­нить свой облик и, быва­ло, за непод­чи­не­ние уби­ва­ли. Мест­ные вла­сти потре­бо­ва­ли и от отца Алек­сандра, что­бы он пере­стал ходить по селу в рясе и остриг воло­сы. После сове­та со сво­им стар­цем-свя­щен­ни­ком отец Алек­сандр ска­зал, что нико­гда не под­чи­нит­ся без­за­кон­но­му рас­по­ря­же­нию и не отка­жет­ся от обли­ка пра­во­слав­но­го пастыря.

Свя­щен­но­му­че­ник Фео­дор родил­ся в семье свя­щен­ни­ка Нико­лая Реми­зо­ва. Он был руко­по­ло­жен и слу­жил в дере­вян­ной Ризо­по­ло­жен­ской церк­ви, куда он при­шел на место сво­е­го бра­та. В хра­ме было два пре­сто­ла: один во имя Поло­же­ния ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, дру­гой – во имя бес­среб­ре­ни­ков и чудо­твор­цев Кос­мы и Дами­а­на. 14 нояб­ря 1918 года в селе отме­чал­ся пре­столь­ный празд­ник – память бес­среб­ре­ни­ков и чудо­твор­цев Кос­мы и Дами­а­на, на кото­рый съе­ха­лось духо­вен­ство и миряне со всей окру­ги. После литур­гии, молеб­на и общей тра­пезы свя­щен­ни­ки разъ­е­ха­лись по приходам.

В тот же день, бли­же к вече­ру, в рас­по­ло­жен­ную рядом с Выше­го­ро­дом дерев­ню въе­хал воору­жен­ный отряд латы­шей, при­е­хав­ших мстить за уби­то­го в этом рай­оне мили­ци­о­не­ра. Пять­де­сят всад­ни­ков наме­ре­ва­лись жесто­ко­стью каз­ней устра­шить кре­стьян. Одна­ко не толь­ко кре­стьян они соби­ра­лись каз­нить, но и всех свя­щен­ни­ков, кото­рых удаст­ся захва­тить. Каз­ни нача­лись сра­зу же. По пути повстре­чал­ся цер­ков­ный сто­рож – он был заруб­лен. Кре­стьяне, запо­до­зрен­ные в убий­стве мили­ци­о­не­ра, были без вся­ко­го суда каз­не­ны. После это­го нашли и аре­сто­ва­ли отца Алек­сандра и отца Федо­ра. Свя­щен­ни­кам объ­яви­ли, что они умрут.

– Тогда надо помо­лить­ся, – ска­зал отец Александр.

– Молись, – раз­ре­шил началь­ник отряда.

Свя­щен­ни­ки, пре­кло­нив коле­на, ста­ли молить­ся Богу. Полу­чив внут­рен­нее откро­ве­ние в молит­ве отец Алек­сандр сказал:

– Я готов. Теперь делай­те со мной, что хоти­те, но знай­те, что все вы вско­ре погибнете.

Толь­ко лишь он это ска­зал, как палач взмах­нул шаш­кой. Дол­го и мучи­тель­но уми­рал батюш­ка Александр.

После это­го пала­чи при­сту­пи­ли к отцу Фео­до­ру, кото­рый стал обли­чать их в жесто­ко­сти и убий­ствах. В ответ они нача­ли бить его по лицу, и когда он упал, палач два­жды выстре­лил в него. Отец Фео­дор был еще жив, его не ста­ли доби­вать: впе­чат­ле­ние от убий­ства без­вин­ных свя­щен­ни­ков было тако­во, что кара­те­ли спе­ши­ли поки­нуть ско­рей место каз­ни. Отец Федор про­жил еще ночь и умер на сле­ду­ю­щее утро.

Про­ро­че­ство отца Алек­сандра пере­да­ва­лось из уст в уста. Все испол­ни­лось в точ­но­сти. Через несколь­ко дней отряд кара­те­лей был уни­что­жен под селом Балабановым.

На тре­тий день состо­я­лось отпе­ва­ние и погре­бе­ние свя­щен­но­му­че­ни­ков. На похо­ро­ны собра­лось мно­же­ство наро­да. Сра­зу же после убий­ства вла­сти из бояз­ни перед наро­дом поспе­ши­ли при­знать свя­щен­ни­ков неви­нов­ны­ми и при­сла­ли на погре­бе­ние сво­их пред­ста­ви­те­лей, кото­рые шли сре­ди при­хо­жан с белым зна­ме­нем в знак неви­нов­но­сти мучеников.

На девя­тый день после кон­чи­ны отец Алек­сандр явил­ся во сне доче­ри Елене и пове­лел ей собрать остав­ши­е­ся на месте уби­е­ния косточ­ки голо­вы, ука­зав ей и само место. При­мер­но через год после кон­чи­ны он явил­ся сыну Алек­сан­дру, оде­тый в ризы осле­пи­тель­ной белизны.

Мощи свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фео­до­ра были обре­те­ны 8 октяб­ря 1986 года и с тех пор все, при­бе­гав­шие к молит­вен­ной помо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков, полу­ча­ли ее от сих ско­рых хода­та­ев и заступников.

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Алек­сандр и Фео­дор были про­слав­ле­ны в лике ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Архи­ерей­ском Собо­ре 2000 года.

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II и Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ше­го мит­ро­по­ли­та Коло­мен­ско­го и Кру­тиц­ко­го Юве­на­лия 20 сен­тяб­ря 2003 года мощи свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фео­до­ра были поме­ще­ны в хра­ме Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в горо­де Реуто­ве, где в 2001 году был освя­щен при­дел во имя Собо­ра Ново­му­че­ни­ков и Испо­вед­ни­ков Российских.

Память свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фео­до­ра совер­ша­ет­ся в день их муче­ни­че­ской кон­чи­ны 1 (14) нояб­ря, в день обре­те­ния их свя­тых мощей 25 сен­тяб­ря (8 октяб­ря), а так же в день празд­но­ва­ния Собо­ра ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Российских.

Тро­парь, глас 1

Бес­кров­ную Жерт­ву Богу при­но­ся­ще, /​пред­сто­я­ли есте пре­сто­лу зем­на­го хра­ма. /​Изли­яв­ше же кровь свою за Хри­ста, /​днесь пред­сто­и­те Небес­но­му Пре­сто­лу Царя Сла­вы, /​свя­тии свя­щен­но­му­че­ни­цы Алек­сан­дре и Фео­до­ре, /​/​моли­те­ся непре­стан­но спа­сти­ся душам нашим.

Кондак, глас 2

Пас­ты­рие Хри­сто­вы, Алек­сан­дре и Фео­до­ре, /​свя­щен­но­му­че­ник чуд­ная дво­и­це, /​муже­ственне веру пра­во­слав­ную пред мучи­те­ли испо­ве­до­вав­шии /​и кро­вию сво­ею зем­лю Рус­скую обаг­рив­шии, /​стра­да­ния ваша днесь бла­го­чест­но вос­хва­ля­ем /​и мощи ваша умиль­но лобы­за­ем, /​/​моли­те непре­стан­но о всех нас.

Вели­ча­ние

Вели­ча­ем вас, /​свя­тии свя­щен­но­му­че­ни­цы Алек­сан­дре и Фео­до­ре, /​и чтим чест­ная стра­да­ния ваша, /​яже за Хри­ста /​/​пре­тер­пе­ли есте.

Молит­ва

О, святи́и священному́ченицы Алекса́ндре и Фео́доре! К ва́м, я́ко к неоскудева́ющему исто́чнику благода́ти Бо́жией, мы́, недосто́йнии, прибега́ем. Вы́ бо тоя́ сподо́бистеся, адама́нты ве́ры су́ще. Еще́ же и стра́шныя ра́ны и хуле́ния зло́бная нечести́вых мучи́телей претерпе́вше, увере́ние о вен­це́ му́ченичестем от Го́спода прия́сте и терпе́нием ва́шим, дре́вним му́чеником подража́юще, мучи́телей удиви́сте. Я́ко па́стырие Бо́жии су́ще, ре́вностно слу́жбу в земны́х хра́мех соверша́вше и моли́твою ва́шею наро́д Бо́жий укрепля́вше, бу́дите и за на́с моли́твенницы, предстоя́ще ны́не пред Престо́лом Вседержи́теля. Вы́, поне́сше тяго­ту́ и зно́й дневны́й, не то́кмо сло́вом, но и де́лом бы́сте свиде́телие Пра́вды Бо́жия, утверди́те и на́с во и́стине Христо́вой, не поне́сших ни тяго­ты́ поноше́ний, ни зно́я гоне́ний, но да бу́дем, я́ко нае́мницы единонадеся́таго часа́, ча́ющии мзду́ прия́ти от Хри­ста́ во Ца́рствии Небе́снем. Испроси́те у Бо́га моли́твами ва́шими, святи́и страда́льцы Христо́ви, ве́ры правосла́вныя укрепле́ние, помысло́м на́шим освяще́ние, в доброде́телех преспе́яние; да да́рует О́н да́р благопотре́бен коему́ждо прося́щему предста́тельства ва́шего, да сподо́бит на́с и в ча́с кончи́ны на́шея о́ную тве́рдость ве́ры яви́ти, ку́ю же и ва́м даро­ва́, да со все́ми святы́ми сподо́бимся в Ца́рствии Небе́снем непосты́дно воспева́ти Его́ Пресвято́е И́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Бесср. и чуд­твв. Кос­ма и Дами­ан Асий­ские, и матерь их пре­по­доб­ная Фео­до­тия Мцц. Кири­е­ны и Иули­а­нии (305 – 311). Сщмчч. Иоан­на еп. и Иако­ва пре­св., в Пер­сии постра­дав­ших (ок. 345). Мч. Ерми­нин­гель­да, царе­ви­ча Готф­ско­го (586). Мчч. Кеса­рия, Дасия и с ними пяти (VII). Сщмч. Алек­сандра Смир­но­ва пре­св. (1918) Сщмч. Фео­до­ра Реми­зо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Алек­сандра Шалая пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Овеч­ки­на пре­св. (1937) Мц. Ели­са­ве­ты Самов­ской (1937). Мч. Пет­ра Игна­то­ва (1941).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму