9 янва­ря. Пре­по­доб­но­му­че­ник испо­вед­ник Фео­дор Начертанный
Пре­по­доб­ный Фео­дор испо­вед­ник и брат его испо­вед­ник Фео­фан Начер­тан­ные роди­лись в Иеру­са­ли­ме от роди­те­лей-хри­сти­ан. Стар­шим был Фео­дор. Он с ран­не­го дет­ства избе­гал дет­ских забав и любил посе­щать цер­ков­ные служ­бы. Вме­сте с млад­шим бра­том Фео­фа­ном (память 11…

Пре­по­доб­ный Фео­дор испо­вед­ник и брат его испо­вед­ник Фео­фан Начер­тан­ные роди­лись в Иеру­са­ли­ме от роди­те­лей-хри­сти­ан. Стар­шим был Фео­дор. Он с ран­не­го дет­ства избе­гал дет­ских забав и любил посе­щать цер­ков­ные служ­бы. Вме­сте с млад­шим бра­том Фео­фа­ном (память 11 октяб­ря) он был отдан на обу­че­ние пре­сви­те­ру в Лав­ре свя­то­го Сав­вы. Оба бра­та при­ня­ли ино­че­ство; свя­той Фео­дор был воз­ве­ден в сан пресвитера.

Когда импе­ра­тор-ико­но­бо­рец Лев V Армя­нин (813 – 820), изгнав бла­го­че­сти­во­го царя Миха­и­ла I Ран­га­ва (811 – 813), стал покро­ви­тель­ство­вать ико­но­бор­че­ской ере­си, Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский послал обо­их бра­тьев в Кон­стан­ти­но­поль для защи­ты Пра­во­сла­вия. При­быв в визан­тий­скую сто­ли­цу, свя­тые испо­вед­ни­ки сме­ло высту­па­ли в защи­ту ико­но­по­чи­та­ния. В сло­вес­ном состя­за­нии Лев V был посрам­лен. Он при­ка­зал нещад­но бить обо­их бра­тьев, а потом сослал их в зато­че­ние и стро­го запре­тил помо­гать им в чем-либо.

При сле­ду­ю­щих импе­ра­то­рах, Миха­и­ле II (820 – 829) и осо­бен­но при яром ико­но­бор­це Фео­фи­ле (829 – 842), обо­их бра­тьев вер­ну­ли из ссыл­ки и опять уго­ва­ри­ва­ли при­со­еди­нить­ся к ико­но­бор­че­ской ере­си, но они все так же твер­до и муже­ствен­но пре­тер­пе­ли все муче­ния и сно­ва были изгна­ны. Но немно­го спу­стя их вызва­ли опять. На этот раз их под­верг­ли жесто­ко­му изби­е­нию, и, нако­нец, над ними было совер­ше­но неви­дан­ное истя­за­ние. Рас­ка­лен­ны­ми игла­ми на их лица нанес­ли яко­бы позо­ря­щие их над­пи­си 12 сти­хо­твор­ных строк, в кото­рых о свя­тых испо­вед­ни­ках гово­ри­лось как о “сосу­дах суе­вер­но­го заблуж­де­ния”. Отсю­да утвер­див­ше­е­ся за свя­ты­ми бра­тья­ми наиме­но­ва­ние Начертанных.

Перед пыт­кой свя­то­го Фео­до­ра город­ской епарх про­сил один лишь раз при­ча­стить­ся вме­сте с ико­но­бор­ца­ми, – за это им обе­ща­ли сво­бо­ду. Но свя­той муче­ник отве­тил: “Это все рав­но, как бы вы ска­за­ли: “Мы толь­ко отру­бим тебе голо­ву, а потом иди, куда хочешь”.

После пыт­ки свя­тых бра­тьев зато­чи­ли в местеч­ке Апа­мее, где свя­той Фео­дор скон­чал­ся ок. 840 года. Свя­той Фео­фан дожил до окон­ча­ния ико­но­бор­че­ской ере­си и скон­чал­ся в сане епи­ско­па Никейского.

Пре­по­доб­ный Фео­фан был авто­ром мно­гих сочи­не­ний в защи­ту Православия.

Мощи пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Фео­до­ра были пере­не­се­ны в Хал­ки­дон, где от них совер­ша­лись исцеления.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и чисто­ты́, /​вселе́нныя свети́льниче, /​мона́шествующих Богодохнове́нное удобре́ние, /​Фео́доре прему́дре, /​уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная; /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Уста́ был еси́ де́рзости, /​горды́ню мучи́телеву велему́дренно посрами́в терпе́нием страда́ний твои́х, /​уязвля́емь бо быв в лице́, Фео́доре, за Христо́ву ико́ну всечестну́ю, /​извести́л же еси́ чти́ти и сла́вити вся, /​/​про­ся́ нам ве́лию ми́лость.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Фео­до­ре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му­че­ни­ку испо­вед­ни­ку Фео­до­ру Начертанному

О свя­щен­ная гла­во, пре­по­добне отче, преб­ла­женне авво Фео­до­ре, не забу­ди убо­гих тво­их до кон­ца, но поми­най нас все­гда во свя­тых и бла­го­при­ят­ных молит­вах к Богу: помя­ни ста­до твое, еже сам упасл еси, и не забу­ди посе­ща­ти чад тво­их моли за ны, отче свя­щен­ный, за дети твоя духов­ныя, яко име­яй дерз­но­ве­ние к Небес­но­му Царю: не пре­мол­чи за ны ко Гос­по­ду, и не пре­зри нас, верою и любо­вию чту­щих тя: поми­най нас недо­стой­ных у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва, и не пре­стай моля­ся о нас ко Хри­сту Богу, ибо дана тебе бысть бла­го­дать за ны моли­ти­ся. Не мним бо тя суща мерт­ва: аще бо телом и пре­ста­вил­ся еси от нас, но и по смер­ти жив сый пре­бы­ва­е­ши, не отсту­пай от нас духом, сохра­няя нас от стрел вра­жи­их и вся­кия пре­ле­сти бесов­ския и коз­ней диа­воль­ских, пас­ты­рю наш доб­рый. Аще бо и мощей тво­их рака пред очи­ма наши­ма види­ма есть все­гда, но свя­тая твоя душа со ангель­ски­ми воин­ст­вы, со без­п­лот­ны­ми лики, с небес­ны­ми сила­ми, у пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва пред­сто­я­щи, достой­но весе­лит­ся, веду­ще убо тя воис­ти­ну и по смер­ти жива суща, тебе при­па­да­ем и тебе молим­ся: моли­ся о нас Все­силь­но­му Богу, о поль­зе душ наших, и испро­си нам вре­мя на пока­я­ние, да невоз­бран­но прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горь­ких, бесов воз­душ­ных кня­зей и от веч­ныя муки да изба­вим­ся, и Небес­на­го Цар­ствия наслед­ни­цы да будем со все­ми пра­вед­ны­ми, от века уго­див­ши­ми Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту: Ему же подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние, со Без­на­чаль­ным Его Отцем, и с Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Его Духом, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Прп. Фео­до­ра Начер­тан­но­го, исп. (ок. 840) Прп. Фера­пон­та Бело­е­зер­ско­го, Можай­ско­го (обрет. мощей, 1514). Свт. Фео­до­ра, архи­еп. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (ок. 686). Прп. Вони­фа­тия Фео­фа­нов­ско­го, Киев­ско­го (1871). Сщмч. Тихо­на, архи­еп. Воро­неж­ско­го (1919). Мц. Анто­ни­ны Брян­ских (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму