9 октяб­ря. Свя­той муче­ник Нико­лай Гусев
Муче­ник Нико­лай родил­ся 9 декаб­ря 1919 года в горо­де Москве в семье куз­не­ца Ива­на Гусе­ва. Роди­те­лей сво­их Нико­лай не пом­нил, так как отец умер во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, а мать в 1920 году и маль­чик вос­пи­ты­вал­ся…

Муче­ник Нико­лай родил­ся 9 декаб­ря 1919 года в горо­де Москве в семье куз­не­ца Ива­на Гусе­ва. Роди­те­лей сво­их Нико­лай не пом­нил, так как отец умер во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, а мать в 1920 году и маль­чик вос­пи­ты­вал­ся у бабуш­ки; в 1926 году она скон­ча­лась, и из род­ствен­ни­ков у Нико­лая оста­лась толь­ко тет­ка в Москве, у кото­рой он вре­мя от вре­ме­ни и нахо­дил себе при­ют. Поте­ряв дом внеш­ний, он нашел свой дом в церк­ви; лишив­шись род­ствен­ни­ков кров­ных, он обрел боль­ших род­ствен­ни­ков во Хри­сте. В трид­ца­тых годах Нико­лай выстро­ил себе шалаш и вырыл зем­лян­ку в лесу непо­да­ле­ку от Реуто­ва, вбли­зи свя­тых источ­ни­ков у села Коси­но. Зара­ба­ты­вал он тем, что соби­рал и сда­вал утиль­сы­рье, а так­же соби­рал и про­да­вал гри­бы, и на эти сред­ства жил.

Впо­след­ствии, соби­рая мате­ри­ал для обви­не­ния Нико­лая, сле­до­ва­тель спро­сил одно­го из сви­де­те­лей, зна­ет ли он Колю, и кто он такой и чем зани­ма­ет­ся. Сви­де­тель отве­тил: «Да, Колю я знаю. Это Нико­лай Ива­но­вич Гусев, бла­жен­ный Нико­лай. Про­жи­вал он в шала­ше, кило­мет­рах в вось­ми от Коси­но в Николь­ском лесу. Зани­ма­ет­ся он исце­ле­ни­я­ми обра­ща­ю­щих­ся к нему веру­ю­щих, счи­та­ет себя за бла­жен­но­го и про­зор­ли­во­го. В шала­ше он име­ет ико­ны, лам­па­ды. Исце­ле­ния он про­во­дит путем выда­чи пузырь­ков с водой. Про­сла­вив­шись бла­жен­ным и про­зор­ли­вым, Гусев име­ет сре­ди веру­ю­щих боль­шой авто­ри­тет, в силу чего к нему нача­лось боль­шое палом­ни­че­ство веру­ю­щих с целью полу­че­ния исце­ле­ния. Кро­ме того, Гусев бла­го­устра­и­ва­ет новые свя­тые источ­ни­ки на свя­том озе­ре, кото­рых им на сего­дняш­ний день откры­то уже четы­ре. Всем необ­хо­ди­мым, пита­ни­ем и одеж­дой Гусев снаб­жал­ся цер­ков­ни­цей из села Коси­но. К Гусе­ву при­ез­жа­ют на исце­ле­ние из раз­ных мест».

Сотруд­ни­ки НКВД, устро­ив заса­ду в лесу непо­да­ле­ку от шала­ша, в кото­ром жил Нико­лай, 19 сен­тяб­ря 1937 года аре­сто­ва­ли его. Он был заклю­чен в Бутыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день допро­шен. Отве­чая на вопро­сы сле­до­ва­те­ля, Нико­лай ска­зал: «Пас­пор­та у меня нет, жить мне негде. Я решил постро­ить себе шалаш в лесу и там про­жи­вать. Шалаш стро­ил я один и сам. В этом шала­ше я пове­сил ико­ны и устро­ил пять лам­па­док. Мас­ло для лам­па­док я при­об­ре­тал в апте­ке. Сего­дня я про­хо­дил по лесу, воз­вра­ща­ясь из Реуто­ва в свой шалаш, и встре­тил­ся с неиз­вест­ной мне граж­дан­кой, кото­рая меня спро­си­ла, где я живу. Я ей пока­зал свой шалаш. Тогда эта жен­щи­на спро­си­ла, не страш­но ли мне одно­му жить в лесу. Я ей отве­тил, что не страш­но. И толь­ко хотел вой­ти в шалаш, как меня задер­жа­ли работ­ни­ки мили­ции и доста­ви­ли в отделение».

– Кто стро­ил шалаш в лесу Реутов­ско­го рай­о­на? – спро­сил следователь.

– Шалаш стро­ил я сре­ди лета для жилья, – отве­тил Николай.

Это был послед­ний вопрос крат­ко­го допро­са. Когда сле­до­ва­тель потре­бо­вал, что­бы Нико­лай рас­пи­сал­ся под про­то­ко­лом допро­са, тот кате­го­ри­че­ски от это­го отка­зал­ся. 8 октяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Нико­лая к рас­стре­лу. Нико­лай Ива­но­вич Гусев был рас­стре­лян 9 октяб­ря 1937 года и погре­бен в без­вест­ной общей моги­ле на поли­гоне Буто­во под Москвой.

Память свя­то­го муче­ни­ка Нико­лая Гусе­ва, свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет в Собо­ре ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Бала­ши­хин­ских в 1‑ю суб­бо­ту по Воз­дви­же­нии Кре­ста Господня.

Тро­парь, глас 2

Хри­ста всем серд­цем воз­лю­бив, /​жела­ния плот­ская отвергл еси /​и, пустын­на­го жития взыс­куя, /​яко стран­ник в кущи лес­ной все­лил­ся еси. /​Егда же приз­ва тя Бог к сла­ве жиз­ни вечныя,/ испо­ве­да­ние доб­рое пред гони­те­ли муже­ственне при­несл еси /​и венец сугуб дев­ства и муче­ни­че­ства от Гос­по­да при­ял еси. /​Тем­же, свя­тый муче­ни­че Нико­лае, /​моли Хри­ста Бога /​/​спа­сти­ся душам нашим.

Кондак, глас 6

Яко дре­во, насаж­ден­ное при исхо­ди­щих вод, /​доб­ро­де­тель­ми мно­ги­ми про­цвет, /​плод тер­пе­ния Хри­сту при­несл еси /​и, лютым мучи­те­лем пред­став, /​образ истин­на­го сми­ре­ния явил еси /​и веру Пра­во­слав­ную твер­до испо­ве­дал еси. /​Сего ради вос­хва­ля­ем тя, вопи­ю­ще: /​радуй­ся, свя­тый муче­ни­че Нико­лае, /​/​веси Косин­ския украшение.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпче святы́й Нико­лае, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

Молит­ва муче­ни­ку Нико­лаю Гусеву

О, пре­слав­ный и доб­ро­по­бед­ный муче­ни­че Хри­стов Нико­лае, истин­ный сыне Свя­тыя Церкве, веси Косин­ския укра­ше­ние и гра­да Реуто­ва похва­ло! Ты, во дни все­об­ща­го отступ­ле­ния от веры, Хри­ста не отвергл­ся еси и, Тому еди­но­му после­до­вав, в кущу пустын­ную все­лил­ся еси. Бла­го­да­тию же Духа Свя­та­го укреп­ля­емь, пре­ще­ний без­бож­ных не убо­ял­ся еси и веру Пра­во­слав­ную даже до кро­ве испо­ве­дал еси. Тем­же, вра­та­ми прав­ды в Цар­ство Небес­ное вшед, с ново­му­че­ни­ки Церкве Рус­ския во веки пре­бы­ва­е­ши. Ей, свя­тый муче­ни­че Нико­лае, моли­ся, да подаст нам Гос­подь запо­ве­ди Его живо­твор­ныя соблю­сти, веру истин­ную сохра­ни­ти и Цар­ствия Небес­на­го достиг­ну­ти, иде­же, раду­ю­ще­ся, про­слав­ля­ем Отца и Сына и Свя­та­го Духа во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. и ев. Иоан­на Бого­сло­ва (пре­став­ле­ние, нач. II). Свт. Тихо­на, патр. Мос­ков­ско­го и всея Руси (про­слав­ле­ние, 1989). Прп. Ефре­ма Пере­ком­ско­го, Нов­го­род­ско­го (1492). Мч. Нико­лая Гусе­ва (1937). Прав. Гедео­на, судии Изра­иль­ско­го (XII в. до Р. Х.). Блгв. кн. Нягу Баса­раб­ско­го (1521; румын.). Сщмч. Афа­на­сия Доку­ки­на пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Левит­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Роза­но­ва пре­св. (1937) Мч. Иоан­на Золо­то­ва (1937). Сщмч. Вла­ди­ми­ра Вят­ско­го пре­св. (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму