9 октяб­ря. Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Богослов
После Успе­ния Божи­ей Мате­ри апо­стол Иоанн, по выпав­ше­му ему жре­бию, напра­вил­ся в Ефес и дру­гие Мало­азий­ские горо­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с собой сво­е­го уче­ни­ка Прохора. Апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь сопро­вож­да­лась…

После Успе­ния Божи­ей Мате­ри апо­стол Иоанн, по выпав­ше­му ему жре­бию, напра­вил­ся в Ефес и дру­гие Мало­азий­ские горо­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с собой сво­е­го уче­ни­ка Прохора.

Апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь сопро­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми и вели­ки­ми чуде­са­ми, так что чис­ло уве­ро­вав­ших уве­ли­чи­ва­лось с каж­дым днем. В это вре­мя нача­лось гоне­ние на хри­сти­ан импе­ра­то­ра Неро­на (56 – 68). Апо­сто­ла Иоан­на отве­ли на суд в Рим. За испо­ве­да­ние веры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь сохра­нил Сво­е­го избран­ни­ка. Апо­стол выпил пред­ло­жен­ную ему чашу со смер­тель­ным ядом и остал­ся живым, затем вышел невре­ди­мым из кот­ла с кипя­щим мас­лом, в кото­рый был бро­шен по при­ка­за­нию мучи­те­ля. После это­го апо­сто­ла Иоан­на сосла­ли в зато­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пути сле­до­ва­ния к месту ссыл­ки апо­стол Иоанн совер­шил мно­го чудес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, сопро­вож­дав­ша­я­ся чуде­са­ми, при­влек­ла к нему всех жите­лей ост­ро­ва, кото­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он изгнал мно­го­чис­лен­ных бесов из идоль­ских капищ и исце­лил вели­кое мно­же­ство боль­ных. Волх­вы раз­лич­ны­ми бесов­ски­ми нава­жде­ни­я­ми ока­зы­ва­ли боль­шое сопро­тив­ле­ние про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. Осо­бен­но устра­шал всех над­мен­ный волхв Кинопс, похва­ляв­ший­ся тем, что дове­дет до гибе­ли апо­сто­ла. Но вели­кий Иоанн – Сын Гро­мов, как име­но­вал его Сам Гос­подь, силой дей­ству­ю­щей через него бла­го­да­ти Божи­ей раз­ру­шил все ухищ­ре­ния бесов­ские, на кото­рые наде­ял­ся Кинопс, и гор­дый волхв бес­слав­но погиб в мор­ской пучине.

Апо­стол Иоанн уда­лил­ся со сво­им уче­ни­ком Про­хо­ром на пустын­ную гору, где нало­жил на себя трех­днев­ный пост. Во вре­мя молит­вы апо­сто­ла гора зако­ле­ба­лась, загре­мел гром. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю. Апо­стол Иоанн под­нял его и при­ка­зал запи­сы­вать то, что он будет гово­рить. “Аз есмь Аль­фа и Оме­га, нача­ток и конец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый Все­дер­жи­тель” (Откр. 1, 8), – воз­ве­щал Дух Божий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 года была напи­са­на Кни­га Откро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны судеб Церк­ви и кон­ца мира.

После дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн полу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою дея­тель­ность, поучая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лжеучений.

Око­ло 95 года апо­стол Иоанн напи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие. Он при­зы­вал всех хри­сти­ан любить Гос­по­да и друг дру­га и этим испол­нить запо­ве­ди Христовы.

Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он посто­ян­но учил, что без люб­ви чело­век не может при­бли­зить­ся к Богу. В трех Посла­ни­ях, напи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, гово­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Богу и ближним.

Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он намно­го пере­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным живым сви­де­те­лем зем­ных путей Спасителя.

Когда наста­ло вре­мя отше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Богу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с семью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и пове­лел при­го­то­вить для себя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную моги­лу, в кото­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, что­бы они засы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем цело­ва­ли сво­е­го люби­мо­го настав­ни­ка, но, не реша­ясь ослу­шать­ся, испол­ни­ли его пове­ле­ние. Они закры­ли лицо свя­то­го пла­том и зако­па­ли моги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к месту его погре­бе­ния и рас­ко­па­ли моги­лу, но ниче­го в ней не нашли.

Каж­дый год из моги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8‑го мая высту­пал тон­кий прах, кото­рый веру­ю­щие соби­ра­ли и исце­ли­лись им от болез­ней. Поэто­му Цер­ковь празд­ну­ет память свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва еще и 8 мая.

Гос­подь дал сво­е­му люби­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя “сынов гро­ма” – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной силе небес­но­го огня. Этим самым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, огнен­ный, жерт­вен­ный харак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком кото­рой был апо­стол Иоанн Бого­слов. Орел – сим­вол высо­ко­го даре­ния Бого­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бого­сло­ва. Наиме­но­ва­ние Бого­сло­ва Свя­тая Цер­ковь дала из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Судеб Божиих.

Тро­парь, глас 2

Апо́столе, Хри­сту́ Бо́гу возлю́бленне, /​уско­ри́ изба́вити лю́ди безотве́тны, /​прие́млет тя, припа́дающа, /​И́же па́дша на пе́рси прие́мый. /​Его́же моли́, Богосло́ве, /​и належа́щую мглу язы́ков разгна́ти, /​/​про­ся́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак, глас 2

Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто пове́сть? /​То́чиши бо чуде­са́, и излива́еши исцеле́ния, /​и мо́лишися о душа́х на́ших, /​/​я́ко Богосло́в и друг Христо́в.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​апо́столе Христо́в Иоанне Богосло́ве, /​и чтим боле́зни и тру­ды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ /​/​во благове́сти Христо́ве.

Молит­ва апо­сто­лу и еван­ге­ли­сту Иоан­ну Богослову

О вели́кий и всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умо­ли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний на́ших, ели́ка согреши́хом от ю́ности на́шея во всем житии́ на́шем де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми на́шими чу́вствы; во исхо́де же душ на́ших помо­зи́ нам, гре́шным, изба́витися от возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да твои́м ми́лостивным предста́тельством прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Тихо­на, патр. Мос­ков­ско­го и всея Руси (про­слав­ле­ние, 1989). Прп. Ефре­ма Пере­ком­ско­го, Нов­го­род­ско­го (1492). Мч. Нико­лая Гусе­ва (1937). Прав. Гедео­на, судии Изра­иль­ско­го (XII в. до Р. Х.). Блгв. кн. Нягу Баса­раб­ско­го (1521; румын.). Сщмч. Афа­на­сия Доку­ки­на пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Левит­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Роза­но­ва пре­св. (1937) Мч. Иоан­на Золо­то­ва (1937). Сщмч. Вла­ди­ми­ра Вят­ско­го пре­св. (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму