9 нояб­ря. Пре­по­доб­ный Нестор Летописец
Пре­по­доб­ный Нестор Лето­пи­сец родил­ся в 50‑х годах ХI века в Кие­ве. Юно­шей он при­шел к пре­по­доб­но­му Фео­до­сию и стал послушником. Постриг Пре­по­доб­но­го Несто­ра пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Фео­до­сия, игу­мен Сте­фан. При нем же он был посвя­щен во иеро­ди­а­ко­на.…

Пре­по­доб­ный Нестор Лето­пи­сец родил­ся в 50‑х годах ХI века в Кие­ве. Юно­шей он при­шел к пре­по­доб­но­му Фео­до­сию и стал послушником.

Постриг Пре­по­доб­но­го Несто­ра пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Фео­до­сия, игу­мен Сте­фан. При нем же он был посвя­щен во иеро­ди­а­ко­на. О его высо­кой духов­ной жиз­ни гово­рит то, что он в чис­ле дру­гих пре­по­доб­ных отцов участ­во­вал в изгна­нии беса из Ники­ты затвор­ни­ка (впо­след­ствии Нов­го­род­ско­го свя­ти­те­ля), пре­льщен­но­го в иудей­ское мудр­ство­ва­ние. Пре­по­доб­ный Нестор глу­бо­ко ценил истин­ное зна­ние, соеди­нен­ное со сми­ре­ни­ем и пока­я­ни­ем. “Вели­кая быва­ет поль­за от уче­ния книж­но­го, – гово­рил он, – кни­ги нака­зу­ют и учат нас пути к пока­я­нию, ибо от книж­ных слов обре­та­ем муд­рость и воздержание.

Глав­ным подви­гом жиз­ни пре­по­доб­но­го Несто­ра было состав­ле­ние к 1112 – 1113 годам “Пове­сти вре­мен­ных лет”. “Се пове­сти вре­мен­ных лет, отку­да есть пошла Рус­ская зем­ля, кто в Кие­ве нача пер­вее кня­жи­ти и отку­да Рус­ская зем­ля ста­ла есть” – так с пер­вых строк опре­де­лил цель сво­е­го тру­да пре­по­доб­ный Нестор. Необы­чай­но широ­кий круг источ­ни­ков (пред­ше­ству­ю­щие рус­ские лето­пис­ные сво­ды и ска­за­ния, мона­стыр­ские запи­си, визан­тий­ские хро­ни­ки Иоан­на Мала­лы и Геор­гия Амар­то­ла, раз­лич­ные исто­ри­че­ские сбор­ни­ки, рас­ска­зы стар­ца-бояри­на Яна Выша­ти­ча, тор­гов­цев, вои­нов, путе­ше­ствен­ни­ков), осмыс­лен­ных с еди­ной, стро­го цер­ков­ной точ­ки зре­ния, поз­во­лил пре­по­доб­но­му Несто­ру напи­сать исто­рию Руси как состав­ную часть все­мир­ной исто­рии, исто­рии спа­се­ния чело­ве­че­ско­го рода.

Инок-пат­ри­от изла­га­ет исто­рию Рус­ской Церк­ви в глав­ных момен­тах ее исто­ри­че­ско­го ста­нов­ле­ния. Он гово­рит о пер­вом упо­ми­на­нии рус­ско­го наро­да в цер­ков­ных источ­ни­ках – в 866 году, при свя­том пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском Фотии; повест­ву­ет о созда­нии сла­вян­ской гра­мо­ты свя­ты­ми рав­ноап­о­столь­ны­ми Кирил­лом и Мефо­ди­ем, о Кре­ще­нии свя­той рав­ноап­о­столь­ной Оль­ги в Кон­стан­ти­но­по­ле. Лето­пись пре­по­доб­но­го Несто­ра сохра­ни­ла нам рас­сказ о пер­вом пра­во­слав­ном хра­ме в Кие­ве (под 945 годом) об испо­вед­ни­че­ском подви­ге свя­тых варя­гов-муче­ни­ков (под 983 годом), о “испы­та­нии вер” свя­тым рав­ноап­о­столь­ным Вла­ди­ми­ром (986 год) и Кре­ще­нии Руси (988 год).

Пер­во­му рус­ско­му цер­ков­но­му исто­ри­ку обя­за­ны мы све­де­ни­я­ми о пер­вых мит­ро­по­ли­тах Рус­ской Церк­ви, о воз­ник­но­ве­нии Печер­ской оби­те­ли, о ее осно­ва­те­лях и подвиж­ни­ках. Вре­мя пре­по­доб­но­го Несто­ра было нелег­ким для Рус­ской зем­ли и Рус­ской Церк­ви. Русь тер­за­ли кня­же­ские меж­до­усо­би­цы, степ­ные кочев­ни­ки-полов­цы хищ­ны­ми набе­га­ми разо­ря­ли горо­да и села, уго­ня­ли в раб­ство рус­ских людей, сжи­га­ли хра­мы и оби­те­ли. Пре­по­доб­ный Нестор был оче­вид­цем раз­гро­ма Печер­ской оби­те­ли в 1096 году. В лето­пи­си дано бого­слов­ское осмыс­ле­ние оте­че­ствен­ной исто­рии. Духов­ная глу­би­на, исто­ри­че­ская вер­ность и пат­ри­о­тизм ” Пове­сти вре­мен­ных лет” ста­вят ее в ряд высо­чай­ших тво­ре­ний миро­вой письменности.

Пре­по­доб­ный Нестор скон­чал­ся око­ло 1114 года, заве­щав печер­ским ино­кам-лето­пис­цам про­дол­же­ние сво­е­го вели­ко­го тру­да. Его пре­ем­ни­ка­ми в лето­пи­са­нии ста­ли игу­мен Силь­вестр, при­дав­ший совре­мен­ный вид “Пове­сти вре­мен­ных лет”, игу­мен Мои­сей Выду­биц­кий, про­длив­ший ее до 1200 года, нако­нец, игу­мен Лав­рен­тий, напи­сав­ший в 1377 году древ­ней­ший из дошед­ших до нас спис­ков, сохра­нив­ших “Повесть” пре­по­доб­но­го Несто­ра (“Лав­рен­тьев­скую лето­пись”). Наслед­ни­ком агио­гра­фи­че­ской тра­ди­ции печер­ско­го подвиж­ни­ка стал свя­ти­тель Симон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский, спа­са­тель “Кие­во-Печер­ско­го Пате­ри­ка”. Рас­ска­зы­вая о собы­ти­ях, свя­зан­ных с жиз­нью свя­тых угод­ни­ков Божи­их, свя­ти­тель Симон неред­ко ссы­ла­ет­ся, сре­ди дру­гих источ­ни­ков, на Лето­пи­си пре­по­доб­но­го Нестора.

Пре­по­доб­ный Нестор погре­бен в Ближ­них пеще­рах пре­по­доб­но­го Анто­ния Печерского.

Тро­парь, глас 4

Вели́ких князе́й ру́сских дея́ния /​и преподо́бных оте́ц Пече́рских жития́ и чуде­са́ написа́вый, /​свое́ же, Богому́дре Не́сторе, мно́гих ти ра́ди доброде́телей и́мя /​напи́сано на Небе­си́ стяжа́вый, /​/​моли́ и нам написа́тися в Кни́ги Живо́тныя.

Кондак, глас 2

Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к /​и и́стинный жития́ того́ подража́тель, /​пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́, /​я́же с про́чиими святоле́пно прене́с, /​насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное, /​/​е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Го́сподеви моли́ся.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Не́сторе /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Несто­ра Солун­ско­го (ок. 306). Прп. Несто­ра, некниж­но­го, Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XIV). Блгв. кн. Андрея Смо­лен­ско­го в Пере­слав­ле-Залес­ском (обрет. мощей, 1539). Мцц. Капи­то­ли­ны и Еро­ти­иды (304). Мч. Мар­ка и иже с ним. Прмч. Сер­гия (Чер­ну­хи­на) игум. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму