Тропарь, глас 8
Многим известно столь любимое русскими людьми житие Алексия — человека Божия, ушедшего из знатной и богатой семьи в полную безвестность, чтобы спасать душу. На Руси было немало подобных ему. Один из них — святой благоверный князь Андрей Смоленский.
Переславцы сразу по кончине стали почитать блаженного князя, праздновать память его преставления, написали его образ, составили службу — канон и стихиры. Но уже к середине XVI века память о подвижнике стерлась, празднование прекратилось. Это забвение удручало преподобного Даниила Переславского, и он решил содействовать прославлению святого князя.
В 1540 году в последний год своей земной жизни, преподобный старец Даниил, устроитель Данилова монастыря в Переславле был в Москве. Объясняя царю Иоанну IV и преосвященному митрополиту о ветхостях Переславских храмов святого Предтечи Иоанна и святого Николая, преподобный Даниил известил их, что у ветхого храма святого Николая лежат в земле мощи святого князя Андрея Смоленского, которому в прежнее время, как он это верно знает, была служба со стихирами и каноном и образ его писан был на иконах; но почему ныне не отправляется памяти ему — не известно.
Преподобный Даниил просил дозволить ему с местным духовенством осмотреть гроб святого князя Андрея. Царь и первосвятитель дозволили ему это сделать. Преподобный Даниил немедленно возвратился в Переславль и возвестил местному духовенству царское повеление и святительское благословение на взыскание мощей святого князя Андрея: все обрадовались вести Даниила и хотели учинить звон, чтобы собрать народ. Тогда один из священников заметил: Если угодно будет Богу явить мощи раба своего, то без звону совершим молебное пение и изыдем на дело: тогда ясно уразумеем, будет ли оно угодно Богу и угоднику Его. Этот благоразумный совет был принят всеми. После молебна разобрали надгробный памятник и начали копать могилу. Народ собрался во множестве — и иные из духовных лиц пришли со свечами; все молили Господа об откровении благой воли Его.
Наконец обрели и святые мощи целыми и нетленными, положенные не в гробу, но обвитые берестовыми скалами и издававшие благоухание: волосы на главе его были длинные и русые, яко цвет цветяхуся; одежда его с медными пуговицами скутана была на одну сторону и оказалась целою с головы до ног. Крупицы бересты, осыпавшиеся при отгребании земли, многие недужные брали с верою — и исцелялись.
Преподобный Даниил немедленно послал священника Константина известить об обретении мощей митрополита и великого князя.
Из Москвы присланы были Чудовский архимандрит Иона, впоследствии Суздальский епископ, и Успенского собора протоиерей Гурий для поверки донесения и перенесения мощей в храм. Так же, как и в первый раз священнослужители прежде всего отпели молебен в соборной Преображенской церкви, и потом с церковным ходом при стечении множества народа пошли к церкви святителя Николая. И свидетельствовали мощи святого благоверного князя и пели над ними панихиду.
Вероятно, в это время принадлежавшие святому князю Андрею златая цепь, гривна и перстень взяты были к царю Иоанну Васильевичу Грозному на благословение царского дома. А царем Иоанном повелено за это выдать Никольской церкви жалованье.
Тропарь, глас 8
Блаже́нство Ева́нгельское возлюби́в, /Богому́дре кня́же Андре́е, /чистоту́ се́рдца де́вством почти́л еси́, /и суету́ ми́ра сего́ презр’ев, /устреми́лся еси́ зре́ти Бо́га, /И́же тя́ просла́ви чудесы́ во врачева́нии разли́чне стра́ждущих. /Сего́ ра́ди мо́лим тя́: /проси́ на́м у Христа́ Го́спода /от вся́ких ско́рбей избавле́ния //и получе́ния Ца́рствия Небе́снаго.
Кондак, глас 8
Насажде́н во дво́рех Госпо́дних, /свои́ми преподо́бными де́тельми /в дому́ свята́го Чудотво́рца Никола́я /кра́сно процве́л еси́, /ми́ра красоту́ и сла́ву сего́ света ни во что́ вмени́в, /Еди́наго Христа́ возлюби́л еси́; /сле́з твои́х тече́нием напая́ем, /уязви́лся еси жела́нием бу́дущих даро́в. /Те́мже зове́м ти́: /радуйся, свя́те кня́же Андре́е Смоле́нский, /гра́ду Переясла́влю похвало́ //и все́й Росси́йстей земли вели́кое утверждение.
Величание
Ублажа́ем тя́, /благове́рный вели́кий кня́же Андре́е, /и чти́м святу́ю па́мять твою́; /ты́ бо мо́лиши о на́с //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближ. пещ. (ок. 1114) Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальн. пещ. (XIV). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним. Прмч. Сергия (Чернухина) игум. (1942).