9 нояб­ря. Обре­те­ние мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Андрея Смо­лен­ско­го, Переславль-Залесского
Тро­парь, глас 8 Мно­гим извест­но столь люби­мое рус­ски­ми людь­ми житие Алек­сия — чело­ве­ка Божия, ушед­ше­го из знат­ной и бога­той семьи в пол­ную без­вест­ность, что­бы спа­сать душу. На Руси было нема­ло подоб­ных ему. Один из них — свя­той бла­го­вер­ный князь Андрей Смоленский.…

Тро­парь, глас 8

Мно­гим извест­но столь люби­мое рус­ски­ми людь­ми житие Алек­сия — чело­ве­ка Божия, ушед­ше­го из знат­ной и бога­той семьи в пол­ную без­вест­ность, что­бы спа­сать душу. На Руси было нема­ло подоб­ных ему. Один из них — свя­той бла­го­вер­ный князь Андрей Смоленский.

Пере­слав­цы сра­зу по кон­чине ста­ли почи­тать бла­жен­но­го кня­зя, празд­но­вать память его пре­став­ле­ния, напи­са­ли его образ, соста­ви­ли служ­бу — канон и сти­хи­ры. Но уже к сере­дине XVI века память о подвиж­ни­ке стер­лась, празд­но­ва­ние пре­кра­ти­лось. Это забве­ние удру­ча­ло пре­по­доб­но­го Дани­и­ла Пере­слав­ско­го, и он решил содей­ство­вать про­слав­ле­нию свя­то­го князя.

В 1540 году в послед­ний год сво­ей зем­ной жиз­ни, пре­по­доб­ный ста­рец Дани­ил, устро­и­тель Дани­ло­ва мона­сты­ря в Пере­слав­ле был в Москве. Объ­яс­няя царю Иоан­ну IV и прео­свя­щен­но­му мит­ро­по­ли­ту о вет­хо­стях Пере­слав­ских хра­мов свя­то­го Пред­те­чи Иоан­на и свя­то­го Нико­лая, пре­по­доб­ный Дани­ил изве­стил их, что у вет­хо­го хра­ма свя­то­го Нико­лая лежат в зем­ле мощи свя­то­го кня­зя Андрея Смо­лен­ско­го, кото­ро­му в преж­нее вре­мя, как он это вер­но зна­ет, была служ­ба со сти­хи­ра­ми и кано­ном и образ его писан был на ико­нах; но поче­му ныне не отправ­ля­ет­ся памя­ти ему — не известно.

Пре­по­доб­ный Дани­ил про­сил доз­во­лить ему с мест­ным духо­вен­ством осмот­реть гроб свя­то­го кня­зя Андрея. Царь и пер­во­свя­ти­тель доз­во­ли­ли ему это сде­лать. Пре­по­доб­ный Дани­ил немед­лен­но воз­вра­тил­ся в Пере­славль и воз­ве­стил мест­но­му духо­вен­ству цар­ское пове­ле­ние и свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние на взыс­ка­ние мощей свя­то­го кня­зя Андрея: все обра­до­ва­лись вести Дани­и­ла и хоте­ли учи­нить звон, что­бы собрать народ. Тогда один из свя­щен­ни­ков заме­тил: Если угод­но будет Богу явить мощи раба сво­е­го, то без зво­ну совер­шим молеб­ное пение и изы­дем на дело: тогда ясно ура­зу­ме­ем, будет ли оно угод­но Богу и угод­ни­ку Его. Этот бла­го­ра­зум­ный совет был при­нят все­ми. После молеб­на разо­бра­ли над­гроб­ный памят­ник и нача­ли копать моги­лу. Народ собрал­ся во мно­же­стве — и иные из духов­ных лиц при­шли со све­ча­ми; все моли­ли Гос­по­да об откро­ве­нии бла­гой воли Его.

Нако­нец обре­ли и свя­тые мощи целы­ми и нетлен­ны­ми, поло­жен­ные не в гро­бу, но обви­тые бере­сто­вы­ми ска­ла­ми и изда­вав­шие бла­го­уха­ние: воло­сы на гла­ве его были длин­ные и русые, яко цвет цве­тя­ху­ся; одеж­да его с мед­ны­ми пуго­ви­ца­ми ску­та­на была на одну сто­ро­ну и ока­за­лась целою с голо­вы до ног. Кру­пи­цы бере­сты, осы­пав­ши­е­ся при отгре­ба­нии зем­ли, мно­гие недуж­ные бра­ли с верою — и исцелялись.

Пре­по­доб­ный Дани­ил немед­лен­но послал свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на изве­стить об обре­те­нии мощей мит­ро­по­ли­та и вели­ко­го князя.

Из Моск­вы при­сла­ны были Чудов­ский архи­манд­рит Иона, впо­след­ствии Суз­даль­ский епи­скоп, и Успен­ско­го собо­ра про­то­и­е­рей Гурий для повер­ки доне­се­ния и пере­не­се­ния мощей в храм. Так же, как и в пер­вый раз свя­щен­но­слу­жи­те­ли преж­де все­го отпе­ли моле­бен в собор­ной Пре­об­ра­жен­ской церк­ви, и потом с цер­ков­ным ходом при сте­че­нии мно­же­ства наро­да пошли к церк­ви свя­ти­те­ля Нико­лая. И сви­де­тель­ство­ва­ли мощи свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя и пели над ними панихиду.

Веро­ят­но, в это вре­мя при­над­ле­жав­шие свя­то­му кня­зю Андрею зла­тая цепь, грив­на и пер­стень взя­ты были к царю Иоан­ну Васи­лье­ви­чу Гроз­но­му на бла­го­сло­ве­ние цар­ско­го дома. А царем Иоан­ном пове­ле­но за это выдать Николь­ской церк­ви жалованье.

Тро­парь, глас 8

Блаже́нство Ева́нгельское возлюби́в, /​Богому́дре кня́же Андре́е, /​чисто­ту́ се́рдца де́вством почти́л еси́, /​и суе­ту́ ми́ра сего́ пре­зр’ев, /​устреми́лся еси́ зре́ти Бо́га, /​И́же тя́ просла́ви чуде­сы́ во врачева́нии разли́чне стра́ждущих. /​Сего́ ра́ди мо́лим тя́: /​про­си́ на́м у Хри­ста́ Го́спода /​от вся́ких ско́рбей избавле́ния /​/​и получе́ния Ца́рствия Небе́снаго.

Кондак, глас 8

Насажде́н во дво́рех Госпо́дних, /​свои́ми преподо́бными де́тельми /​в дому́ свята́го Чудотво́рца Никола́я /​кра́сно процве́л еси́, /​ми́ра кра­со­ту́ и сла́ву сего́ све­та ни во что́ вмени́в, /​Еди́наго Хри­ста́ возлюби́л еси́; /​сле́з твои́х тече́нием напая́ем, /​уязви́лся еси жела́нием бу́дущих даро́в. /​Те́мже зове́м ти́: /​радуй­ся, свя́те кня́же Андре́е Смоле́нский, /​гра́ду Переясла́влю похва­ло́ /​/​и все́й Росси́йстей зем­ли вели́кое утверждение.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя́, /​благове́рный вели́кий кня́же Андре́е, /​и чти́м святу́ю па́мять твою́; /​ты́ бо мо́лиши о на́с /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Несто­ра Солун­ско­го (ок. 306). Прп. Несто­ра Лето­пис­ца, Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (ок. 1114) Прп. Несто­ра, некниж­но­го, Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XIV). Мцц. Капи­то­ли­ны и Еро­ти­иды (304). Мч. Мар­ка и иже с ним. Прмч. Сер­гия (Чер­ну­хи­на) игум. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму