9 июля. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Тих­вин­ская”
По пре­да­нию, одна из икон, напи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и Еван­ге­ли­стом Лукой. В V в. из Иеру­са­ли­ма была пере­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль, где для нее был постро­ен Вла­херн­ский храм. В 1383 году, за 70 лет до взя­тия тур­ка­ми Кон­стан­ти­но­по­ля,…

По пре­да­нию, одна из икон, напи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и Еван­ге­ли­стом Лукой. В V в. из Иеру­са­ли­ма была пере­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль, где для нее был постро­ен Вла­херн­ский храм.

В 1383 году, за 70 лет до взя­тия тур­ка­ми Кон­стан­ти­но­по­ля, ико­на исчез­ла из хра­ма и в луче­зар­ном све­те яви­лась над вода­ми Ладож­ско­го озе­ра. Чудес­но носи­мая с места на место, она оста­но­ви­лась близ горо­да Тих­ви­на. На месте явле­ния ико­ны был постро­ен дере­вян­ный храм в честь Успе­ния Бого­ро­ди­цы. Усер­ди­ем вели­ко­го кня­зя Васи­лия Ива­но­ви­ча (1505 – 1533) вме­сто дере­вян­но­го хра­ма был воз­ве­ден камен­ный. В 1560 году по при­ка­зу царя Иоан­на Гроз­но­го при хра­ме был устро­ен муж­ской мона­стырь, обне­сен­ный камен­ной сте­ной. В 1613 – 1614 годах швед­ские вой­ска, захва­тив Нов­го­род, не раз пыта­лись уни­что­жить мона­стырь, но заступ­ле­ни­ем Божи­ей Мате­ри оби­тель была спасена.

Так, одна­жды, в виду при­бли­жав­ше­го­ся швед­ско­го вой­ска, ино­ки реши­ли бежать из мона­сты­ря, взяв чудо­твор­ную ико­ну, но не мог­ли сдви­нуть ее с места. Это чудо оста­но­ви­ло мало­душ­ных, и они оста­лись в мона­сты­ре, упо­вая на защи­ту Божи­ей Мате­ри. Незна­чи­тель­ные по чис­лу защит­ни­ки мона­сты­ря успеш­но отра­жа­ли ата­ки намно­го пре­вос­хо­див­ших их сил про­тив­ни­ка. Насту­па­ю­щим шве­дам то пред­став­ля­лась мно­го­чис­лен­ная рать рус­ских, иду­щая от Моск­вы, то какое-то небес­ное воин­ство, и они обра­ща­лись в бегство.

После чудес­ной побе­ды над шве­да­ми в мона­стырь при­бы­ли цар­ские послы. Сняв спи­сок с чудо­твор­ной ико­ны, они отпра­ви­лись в дерев­ню Стол­бо­во, в 50 вер­стах от Тих­ви­на, где 10 фев­ра­ля 1617 года был заклю­чен мир со шве­да­ми. Глав­ною пору­кою мира с рус­ской сто­ро­ны был при­не­сен­ный спи­сок с чудо­твор­ной иконы.

Впо­след­ствии этот спи­сок был при­не­сен в Моск­ву и постав­лен в Успен­ском собо­ре, а затем по прось­бе нов­го­род­цев, участ­ни­ков вой­ны со шве­да­ми, отправ­лен в Нов­го­род и постав­лен в Софий­ском собо­ре. Все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние Тих­вин­ской иконе Божи­ей Мате­ри, про­слав­лен­ной неис­чис­ли­мы­ми чудо­тво­ре­ни­я­ми, уста­нов­ле­но Цер­ко­вью в память ее чудес­но­го явле­ния и одо­ле­ния вра­гов пред­ста­тель­ством Богородицы.

Тро­парь, глас 4

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое, /​воз­сия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице, /​луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи, /​ю́же вели́кая Росси́я, /​я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши, /​пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу, /​и от Тебе́ pо́ждшагося Хpи­ста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно. /​Ему́же моли́ся, о Гос­по­же́ Цаpи́це Богоpо́дице, /​да сохpани́т вся гpа́ды и стpа­ны́ хpистиа́нския /​невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих /​и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному /​и Тво­е­му́ пpечи́стому о́бpазу, /​/​Де́во Неискусобpа́чная.

Кондак, глас 8

Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це, /​благодаря́ще Хри­ста́ Бо́га, /​и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей: /​о Влады́чице Мари́е, /​присети́вше стра­ну́ сию́ Тво­е­го́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно, /​спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны, /​насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни, /​Тебе́ бо ве́рно зове́м: /​/​ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Вели­ча­ние

Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице, /​честне́йшую Херуви́м /​и сла́внейшую /​/​без сравне́ния Серафи́м.

Молит­ва перед Тих­вин­ской ико­ной Божи­ей Матери

Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Хри­ста́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Тво­ея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую стра­ну́. Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спа­си́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся вра­ги́ их, и сохра­ни́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и стра­ны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Тво­е­му́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Дави­да Солун­ско­го (ок. 540). Мчч. Пет­ра и Пав­ла бра­тьев и Гал­ли­ка­на Рим­ских. Обре́тение мощей прп. Тихо­на Лу́ховского, Костром­ско­го (1569). Св. Фера­пон­та. Прп. Иоан­на, еп. Готф­ско­го (VIII). Свт. Дио­ни­сия, архи­еп. Суз­даль­ско­го (1385). Пере­не­се­ние мощей прп. Нила Столобе́нского (1995). Сщмч. Геор­гия (Сте­па­ню­ка) пре­сви­те­ра, Алма-Атин­ско­го (1918). Нямец­кой (1399), Сед­ми­е­зер­ной (XVII) и Лиддской (Рим­ской) (I) икон Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму