9 фев­ра­ля. Пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, архи­епи­ско­па Константинопольского
Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст – вели­кий все­лен­ский учи­тель и иерарх, скон­чал­ся в 407 году в горо­де Кома­ны на пути к месту ссыл­ки, осуж­ден­ный по про­ис­кам импе­ра­три­цы Евдок­сии за сме­лое обли­че­ние поро­ков, царив­ших в Кон­стан­ти­но­по­ле. Пере­не­се­ние его чест­ных…

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст – вели­кий все­лен­ский учи­тель и иерарх, скон­чал­ся в 407 году в горо­де Кома­ны на пути к месту ссыл­ки, осуж­ден­ный по про­ис­кам импе­ра­три­цы Евдок­сии за сме­лое обли­че­ние поро­ков, царив­ших в Кон­стан­ти­но­по­ле. Пере­не­се­ние его чест­ных мощей из Коман в Кон­стан­ти­но­поль совер­ши­лось в 438 году, через 30 лет после смер­ти свя­ти­те­ля, при сыне Евдок­сии импе­ра­то­ре Фео­до­сии II (408 – 450).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст поль­зо­вал­ся горя­чей любо­вью и глу­бо­ким ува­же­ни­ем наро­да, и скорбь о его без­вре­мен­ной кон­чине жила в серд­цах хри­сти­ан. Уче­ник свя­ти­те­ля Иоан­на, свя­той Про­кл, Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (434 – 447), совер­шая Бого­слу­же­ние в хра­ме Свя­той Софии, про­из­нес про­по­ведь, в кото­рой, про­слав­ляя свя­ти­те­ля Иоан­на, гово­рил: “О Иоанн! Жизнь твоя мно­го­труд­на, но смерть слав­на, гроб твой бла­жен и воз­да­я­ние обиль­но по бла­го­да­ти и мило­сер­дию Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. О бла­го­дать, пре­по­беж­да­ю­щая пре­де­лы, место и вре­мя! Место пре­по­бе­ди­ла любовь, пре­дел уни­что­жи­ла неза­бвен­ная память, и местом не огра­ни­чи­лись чуде­са свя­ти­те­ля”. При­сут­ство­вав­шие в хра­ме, глу­бо­ко тро­ну­тые сло­вом свя­ти­те­ля Прок­ла, не дали даже ему окон­чить про­по­ведь и ста­ли еди­но­душ­но умо­лять Пат­ри­ар­ха хода­тай­ство­вать перед импе­ра­то­ром, что­бы мощи свя­ти­те­ля Иоан­на были пере­не­се­ны в Константинополь.

Импе­ра­тор, убеж­ден­ный свя­ти­те­лем Про­к­лом, дал согла­сие и пове­лел пере­не­сти мощи свя­ти­те­ля Иоан­на, но послан­ные им люди никак не мог­ли под­нять свя­тые мощи до тех пор, пока импе­ра­тор, поняв свою ошиб­ку, не при­слал посла­ние к свя­ти­те­лю Иоан­ну, сми­рен­но про­ся у него про­ще­ния за себя и за свою мать Евдоксию.

Посла­ние зачи­та­ли у гро­ба свя­ти­те­ля Иоан­на и после это­го лег­ко под­ня­ли мощи, внес­ли их на корабль и доста­ви­ли в Константинополь.

Рака с моща­ми была постав­ле­на в церк­ви свя­той муче­ни­цы Ири­ны. Пат­ри­арх открыл гроб: тело свя­ти­те­ля Иоан­на ока­за­лось нетлен­ным. Царь, при­пав к гро­бу со сле­за­ми, про­сил про­ще­ния. Народ весь день и ночь не отхо­дил от раки.

Наут­ро рака с моща­ми свя­ти­те­ля была пере­не­се­на в цер­ковь свя­тых Апо­сто­лов. Народ вос­клик­нул: “При­и­ми пре­стол твой, отче!” Тогда Пат­ри­арх Про­кл и кли­ри­ки, сто­яв­шие у раки, уви­де­ли, что свя­ти­тель Иоанн открыл уста и про­из­нес: “Мир всем”.

В IХ веке на празд­ник в честь пере­не­се­ния мощей свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста напи­са­ны цер­ков­ные песнопения.

Тро­парь, глас 8

Уст твои́х я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть, /​вселе́нную про­све­ти́: /​не сребролю́бия ми́рови сокро́вища снис­ка́, /​высо­ту́ нам смиренному́дрия пока­за́. /​Но твои́ми сло­ве­сы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте, /​/​моли́ Сло́ва Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, пере­не­се­нию мощей, глас 1

Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь /​возвраще́нием честны́х тво­их моще́й, /​и, сия́ сокры́вши, я́ко зла́то многоце́нное, /​пою́щим тя неоску́дно подава́ет /​моли́твами твои́ми исцеле́ний благода́ть, /​Иоа́нне Златоу́сте.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Иоа́нне, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Иоан­ну Златоусту

О святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Ты еси́ отроко́м — послуша́ния о́браз, ю́ным — целому́дрия свети́ло, муже́м — трудолю́бия наста́вник, ста́рым — незло́бия учи́тель, и́ноком — воздержа́ния пра́вило, моля́щимся — вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим — ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым — сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим — милосе́рдия звез­да́, нача́льствующим — правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем — дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым — терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши. Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть сою́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во враж­ду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отже­ни́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по сло­ве­си́ тво­е­му́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Пет­ра Еги­пет­ско­го (ок. 400). Мчч. Поли­хро­ния, Вар­да­ния и Ермо­ге­на; Димит­рия (1784). Св. Мар­ки­а­ны цари­цы. Свв. бра­тий Хилен­дар­ских на Афоне (пере­не­се­ние мощей). Прп. Тита вои­на, Печер­ско­го, в Даль­них (Фео­до­си­е­вых) пеще­рах (XIV). Прп­мч. Леон­тия (Ста­се­ви­ча) архим., Ива­нов­ско­го (1972). Сщмч. Пав­ла (Доб­ро­мыс­ло­ва) про­то­и­е­рея, Алма-Атин­ско­го (1940). Мц. Анны (Иваш­ки­ной) Рязан­ской (1948).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму