9 фев­ра­ля. Пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, архи­епи­ско­па Константинопольского
Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст – вели­кий все­лен­ский учи­тель и иерарх, скон­чал­ся в 407 году в горо­де Кома­ны на пути к месту ссыл­ки, осуж­ден­ный по про­ис­кам импе­ра­три­цы Евдок­сии за сме­лое обли­че­ние поро­ков, царив­ших в Кон­стан­ти­но­по­ле. Пере­не­се­ние его чест­ных…

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст – вели­кий все­лен­ский учи­тель и иерарх, скон­чал­ся в 407 году в горо­де Кома­ны на пути к месту ссыл­ки, осуж­ден­ный по про­ис­кам импе­ра­три­цы Евдок­сии за сме­лое обли­че­ние поро­ков, царив­ших в Кон­стан­ти­но­по­ле. Пере­не­се­ние его чест­ных мощей из Коман в Кон­стан­ти­но­поль совер­ши­лось в 438 году, через 30 лет после смер­ти свя­ти­те­ля, при сыне Евдок­сии импе­ра­то­ре Фео­до­сии II (408 – 450).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст поль­зо­вал­ся горя­чей любо­вью и глу­бо­ким ува­же­ни­ем наро­да, и скорбь о его без­вре­мен­ной кон­чине жила в серд­цах хри­сти­ан. Уче­ник свя­ти­те­ля Иоан­на, свя­той Про­кл, Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (434 – 447), совер­шая Бого­слу­же­ние в хра­ме Свя­той Софии, про­из­нес про­по­ведь, в кото­рой, про­слав­ляя свя­ти­те­ля Иоан­на, гово­рил: “О Иоанн! Жизнь твоя мно­го­труд­на, но смерть слав­на, гроб твой бла­жен и воз­да­я­ние обиль­но по бла­го­да­ти и мило­сер­дию Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. О бла­го­дать, пре­по­беж­да­ю­щая пре­де­лы, место и вре­мя! Место пре­по­бе­ди­ла любовь, пре­дел уни­что­жи­ла неза­бвен­ная память, и местом не огра­ни­чи­лись чуде­са свя­ти­те­ля”. При­сут­ство­вав­шие в хра­ме, глу­бо­ко тро­ну­тые сло­вом свя­ти­те­ля Прок­ла, не дали даже ему окон­чить про­по­ведь и ста­ли еди­но­душ­но умо­лять Пат­ри­ар­ха хода­тай­ство­вать перед импе­ра­то­ром, что­бы мощи свя­ти­те­ля Иоан­на были пере­не­се­ны в Константинополь.

Импе­ра­тор, убеж­ден­ный свя­ти­те­лем Про­к­лом, дал согла­сие и пове­лел пере­не­сти мощи свя­ти­те­ля Иоан­на, но послан­ные им люди никак не мог­ли под­нять свя­тые мощи до тех пор, пока импе­ра­тор, поняв свою ошиб­ку, не при­слал посла­ние к свя­ти­те­лю Иоан­ну, сми­рен­но про­ся у него про­ще­ния за себя и за свою мать Евдоксию.

Посла­ние зачи­та­ли у гро­ба свя­ти­те­ля Иоан­на и после это­го лег­ко под­ня­ли мощи, внес­ли их на корабль и доста­ви­ли в Константинополь.

Рака с моща­ми была постав­ле­на в церк­ви свя­той муче­ни­цы Ири­ны. Пат­ри­арх открыл гроб: тело свя­ти­те­ля Иоан­на ока­за­лось нетлен­ным. Царь, при­пав к гро­бу со сле­за­ми, про­сил про­ще­ния. Народ весь день и ночь не отхо­дил от раки.

Наут­ро рака с моща­ми свя­ти­те­ля была пере­не­се­на в цер­ковь свя­тых Апо­сто­лов. Народ вос­клик­нул: “При­и­ми пре­стол твой, отче!” Тогда Пат­ри­арх Про­кл и кли­ри­ки, сто­яв­шие у раки, уви­де­ли, что свя­ти­тель Иоанн открыл уста и про­из­нес: “Мир всем”.

В IХ веке на празд­ник в честь пере­не­се­ния мощей свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста напи­са­ны цер­ков­ные песнопения.

Тро­парь, глас 8

Уст тво­и́х я́ко­же све́т­лость огня́ воз­си­я́в­ши бла­го­да́ть, /​все­ле́н­ную про­све­ти́: /​не среб­ро­лю́­бия ми́ро­ви сокро́ви­ща снис­ка́, /​высо­ту́ нам сми­рен­но­му́д­рия пока­за́. /​Но тво­и́­ми сло­ве­сы́ нака­зу́я, о́т­че Иоа́нне Зла­то­у́­сте, /​/​моли́ Сло́­ва Хри­ста́ Бо́­га спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, пере­не­се­нию мощей, глас 1

Воз­ве­се­ли́­ся та́ин­ствен­но чест­на́я Це́р­ковь /​воз­вра­ще́­ни­ем чест­ны­́х тво­их моще́й, /​и, сия́ сокры­́в­ши, я́ко зла́то мно­го­це́н­ное, /​пою́­щим тя неоску́д­но пода­ва́ет /​моли́тва­ми тво­и́­ми исце­ле́­ний бла­го­да́ть, /​Иоа́нне Златоу́сте.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Иоа́нне, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Иоан­ну Златоусту

О свя­ти́­те­лю вели́кий Иоа́нне Зла­то­у́­сте! Мно́­гая и раз­ли́ч­ная даро­ва́­ния от Го́с­по­да при­я́л еси́ и, я́ко раб бла­ги́й и ве́р­ный, вся да́н­ныя тебе́ тала́н­ты до́б­ре умно́­жил еси́: сего́ ра́­ди вои́­сти­ну все­ле́н­ский учи́­тель был еси́, я́ко всяк во́з­раст и вся́ко зва́­ние от тебе́ поуча́ет­ся. Ты еси́ отро­ко́м — послу­ша́­ния о́браз, ю́ным — цело­му́д­рия све­ти́­ло, муже́м — тру­до­лю́­бия наста́в­ник, ста́­рым — незло́­бия учи́­тель, и́но­ком — воз­дер­жа́­ния пра́ви­ло, моля́­щим­ся — вождь от Бо́­га вдох­но­ве́н­ный, му́д­ро­сти и́щу­щим — ума́ про­све­ти́­тель, вити́ям доб­ро­гла­го́­ли­вым — сло́­ва жива́­го исто́ч­ник неис­чер­па́е­мый, бла­го­тво­ря́­щим — мило­се́р­дия звез­да́, нача́ль­ству­ю­щим — прав­ле́­ния му́дра­го о́браз, пра́в­ды рев­ни́­те­лем — дерз­но­ве́­ния вдох­но­ви́­тель, пра́в­ды ра́­ди гони́­мым — тер­пе­́­ния наста́в­ник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спа­се́­ши. Над все­́­ми же си́­ми стя­жа́л еси́ любо́вь, я́же есть сою́з совер­ше́н­ства, и то́ю, я́ко си́­лою Боже́ствен­ною, вся даро­ва́­ния во еди́­нем лице́ тво­е́м во еди́­но сово­ку­пи́л еси́, и ту́­юж­де любо́вь, раз­де­ле́н­ная при­ми­ря́­ю­щую, в тол­ко­ва́­нии сло­ве́с апо́столь­ских всем ве́р­ным про­по­ве́­дал еси́. Мы же гре́ш­нии, по еди́­но­му ки́йж­до сво­е́ даро­ва́­ние иму́­ще, еди­не́­ния ду́­ха в сою́­зе ми́­ра не и́ма­мы, быва́ем тще­сла́в­ни, друг дру́­га раз­дра­жа́­ю­ще, друг дру́­гу зави́­дя­ще: сего́ ра́­ди даро­ва́­ния на́­ша раз­де­ле́н­ная не в мир и спа­се́­ние, но во враж­ду́ и осуж­де́­ние нам явля́­ют­ся. Те́м­же к тебе́, свя­ти́­те­лю Бо́­жий, при­па́­да­ем, раз­до́ром обу­ре­ва́е­ми, и в сокру­ше́­нии се́рд­ца про́­сим: моли́тва­ми тво­и́­ми, отже­ни́ от сер­де́ц на́­ших вся́ку го́р­дость и за́висть, нас раз­де­ля́­ю­щия, да во мно́­зех у́дех еди́­но те́­ло цер­ко́в­ное бу́­дет, да по сло­ве­си́ тво­е­му́ моли́твен­но­му воз­лю́­бим друг дру́­га и еди­но­мы­́с­ли­ем испо­ве́­мы Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, Тро́и­цу Еди­но­су́щ­ную и Нераз­де́ль­ную, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Пет­ра Еги­пет­ско­го (ок. 400). Мчч. Поли­хро­ния, Вар­да­ния и Ермо­ге­на; Димит­рия (1784). Св. Мар­ки­а­ны цари­цы. Свв. бра­тий Хилен­дар­ских на Афоне (пере­не­се­ние мощей). Прп. Тита вои­на, Печер­ско­го, в Даль­них (Фео­до­си­е­вых) пеще­рах (XIV). Прп­мч. Леон­тия (Ста­се­ви­ча) архим., Ива­нов­ско­го (1972). Сщмч. Пав­ла (Доб­ро­мыс­ло­ва) про­то­и­е­рея, Алма-Атин­ско­го (1940). Мц. Анны (Иваш­ки­ной) Рязан­ской (1948).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму