9 декаб­ря. Свя­ти­тель Инно­кен­тий, епи­скоп Иркутский
Свя­ти­тель Инно­кен­тий, епи­скоп Иркут­ский, в миру Иоанн, про­ис­хо­дил из дво­рян­ско­го рода Кульчицких. Роди­те­ли его в сере­дине ХVI века пере­се­ли­лись с Волы­ни в Чер­ни­гов­скую губер­нию. Свя­ти­тель родил­ся око­ло 1680 года, обу­чал­ся в Киев­ской духов­ной ака­де­мии. Мона­ше­ский постриг…

Свя­ти­тель Инно­кен­тий, епи­скоп Иркут­ский, в миру Иоанн, про­ис­хо­дил из дво­рян­ско­го рода Кульчицких.

Роди­те­ли его в сере­дине ХVI века пере­се­ли­лись с Волы­ни в Чер­ни­гов­скую губер­нию. Свя­ти­тель родил­ся око­ло 1680 года, обу­чал­ся в Киев­ской духов­ной ака­де­мии. Мона­ше­ский постриг при­нял в 1710 году и был назна­чен пре­по­да­ва­те­лем в Сла­вя­но-гре­ко-латин­скую ака­де­мию пре­фек­том и про­фес­со­ром Богословия.

В 1719 году свя­ти­тель Инно­кен­тий был пере­ве­ден в Санкт-Петер­бург­скую Алек­сан­дро-Нев­скую Лав­ру с назна­че­ни­ем обер-иеро­мо­на­хом флота.

В 1720 году нес послу­ша­ние намест­ни­ка Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры.

14 фев­ра­ля 1721 года иеро­мо­нах Инно­кен­тий был посвя­щен в сан епи­ско­па Пере­я­с­лав­ско­го и назна­чен в Пекин­скую духов­ную мис­сию в Китай. Но китай­ское пра­ви­тель­ство отка­за­ло в визе “духов­ной осо­бе, вели­ко­му гос­по­ди­ну”, как его неосто­рож­но оха­рак­те­ри­зо­ва­ла сенат­ская комис­сия по ино­стран­ным делам.

Три года вынуж­ден был про­ве­сти свя­ти­тель в Селен­гин­ске у китай­ской гра­ни­цы, пере­но­ся мно­го лише­ний из-за неопре­де­лен­но­сти сво­е­го поло­же­ния и скор­бей от неустрой­ства граж­дан­ско­го управ­ле­ния в Сиби­ри. Дипло­ма­ти­че­ские про­ма­хи рус­ско­го посла в Китае гра­фа Рагу­зин­ско­го и интри­ги Иркут­ско­го архи­манд­ри­та Анто­ния Плат­ков­ско­го при­ве­ли к тому, что в Китай был назна­чен архи­манд­рит Анто­ний, а свя­ти­тель Инно­кен­тий ука­зом Свя­тей­ше­го Сино­да в 1727 году был наиме­но­ван епи­ско­пом Иркут­ским и Нер­чин­ским и при­сту­пил к управ­ле­нию ново­об­ра­зо­ван­ной епархией.

Бли­зость китай­ской гра­ни­цы, обшир­ность и мало­на­се­лен­ность епар­хии, боль­шое коли­че­ство раз­лич­ных народ­но­стей (бурят, мон­го­лов и др.), не про­све­щен­ных Хри­сто­вой верой, без­до­ро­жье и бед­ность – все это дела­ло пас­тыр­ский труд свя­ти­те­ля Инно­кен­тия тяже­лым и жизнь его пол­ной лише­ний. По стран­но­му недо­смот­ру Сена­та он не полу­чал жало­ва­ния до самой смер­ти и тер­пел край­ний недо­ста­ток в сред­ствах. В этих труд­ных усло­ви­ях на скуд­ные сред­ства иркут­ско­го Воз­не­сен­ско­го мона­сты­ря еще содер­жа­лись две откры­тые при нем шко­лы – мон­голь­ская и рус­ская. Неустан­ные забо­ты свя­ти­те­ля были обра­ще­ны на их устрой­ство – под­бор достой­ных учи­те­лей, обес­пе­че­ние уче­ни­ков нуж­ны­ми кни­га­ми, одеж­дой, про­до­воль­стви­ем. Свя­ти­тель неуто­ми­мо тру­дил­ся над устрой­ством епар­хии, укреп­ле­ни­ем ее духов­ной жиз­ни, о чем сви­де­тель­ству­ют его мно­го­чис­лен­ные про­по­ве­ди, пас­тыр­ские посла­ния и пред­пи­са­ния. В тру­дах и лише­ни­ях свя­ти­тель Инно­кен­тий обре­тал духов­ную твер­дость, сми­ре­ние, прозорливость.

В 1728 году вес­ной в При­бай­ка­лье нача­лась засу­ха. Епар­хии гро­зил голод от недо­ро­да хле­ба, начав­ше­го­ся еще в 1727 году. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля, с мая в церк­вах Иркут­ска и Иркут­ской деся­ти­ны к каж­дой Литур­гии ста­ли при­со­еди­нять моле­бен о пре­кра­ще­нии засу­хи, по суб­бо­там пели ака­фист Божи­ей Мате­ри, а в вос­крес­ные дни слу­жи­ли собор­ный моле­бен. “Моле­ния, – гово­рил свя­ти­тель, – долж­ны окон­чить­ся в Ильин день”. 20 июля в Иркут­ске раз­ра­зи­лась буря с таким силь­ным дождем, что по ули­цам горо­да сто­я­ла вода по коле­но, – засу­ха прекратилась.

Тру­да­ми свя­ти­те­ля Инно­кен­тия было нача­то стро­и­тель­ство в Воз­не­сен­ской оби­те­ли камен­но­го хра­ма вза­мен дере­вян­но­го, рас­ши­ре­ны гра­ни­цы епар­хии, вклю­чив­шей не толь­ко Селен­гин­ский, но еще Якут­ский и Илим­ский окру­ги. Свя­ти­тель, не отли­чав­ший­ся креп­ким здо­ро­вьем, под вли­я­ни­ем суро­во­го кли­ма­та и невзгод рано ото­шел ко Гос­по­ду. Он пре­ста­вил­ся утром 27 нояб­ря 1731 года.

В 1764 году тело свя­ти­те­ля обре­ли нетлен­ным во вре­мя ремонт­ных работ в мона­стыр­ской Тих­вин­ской церкви.

Мно­же­ство чудес совер­ши­лось не толь­ко в Иркут­ске, но и в отда­лен­ных местах Сиби­ри при молит­вен­ном обра­ще­нии к свя­ти­те­лю. Это побу­ди­ло Свя­тей­ший Синод к откры­тию мощей и про­слав­ле­нию свя­ти­те­ля в 1800 году.

С 1804 года уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние его памя­ти по всей Рос­сии 26 ноября/​9 декаб­ря, так как в день пре­став­ле­ния совер­ша­ет­ся празд­но­ва­ние иконе Божи­ей Мате­ри “Зна­ме­ние”.

Тро­парь, глас 3

Свети́льниче Це́ркве пресве́тлый, /​озари́вый луча́ми добро́т твои́х стра­ну́ сию, /​и исцеле́ньми мно́гими притека́ющих к тебе с ве́рою /​Бо́га просла́вивый, /​мо́лим тя, святи́телю о́тче Инноке́нтие, /​огражда́й моли́твами твои́ми град сей /​/​от всех бед и печа́ли.

Кондак, глас 4

Непоро́чности соиме́ннаго па́стыря, /​пропове́дника ве́ры в язы́цех Монго́льских, /​сла́ву и украше́ние Ирку́тския па́ствы, /​любо́вию восхва́лим, вси ве́рнии: /​той бо есть храни́тель стра­ны́ Сиби́рския /​/​и моли́твенник о душа́х на́ших.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Инноке́нтие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Инно­кен­тию, епи­ско­пу Иркутскому

К тебе́, свя́тче Бо́жий, я́ко к ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о спасе́нии мое́м, аз недосто́йный и гре́шный припа́дая молю́ся: не пре́зри мене́ уны́лаго, не́мощнаго, во мно́гая беззако́ния впа́дшаго, и по вся дни и часы́ согреша́ющаго, но вон­ми́ души́ мое́й, я́ко скорб­лю́, и умо­ли́ Го́спода Бо́га всея́ тва́ри Соде́теля, Ему́же ны́не предстои́ши в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгелов, поми́ловати мя и изве­сти́ из темни́цы грехо́вныя ду́шу мою́, пре́жде да́же не отъ­и­ду́ отсю́ду и кто­му́ не угото́в явлю́ся на суд Его́. Ей, о́тче! не посра­ми́ мене́, к тебе́ с ве́рою притека́ющаго, а́ще бо и недосто́ин есмь тво­е­го́ хода́тайства и заступле́ния, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотво­ри́ мя досто́йна чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́, да та́ко душе́ю и те́лом здрав быв, сла́влю и пою́ ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего и твое́ те́плое заступле́ние, все­гда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Али­пия столп­ни­ка (640). Освя­ще­ние церк­ви вмч. Геор­гия в Кие­ве (1051 – 1054). Прпп. Афана́сия и Феодо́сия Черепове́цких (ок. 1388). Прп. Иако­ва отшель­ни­ка (457). Прп. Сти­ли­а­на Пафла­гон­ско­го (V – VI). Сщмч. Нико­лая Зама­ра­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Вино­гра­до­ва пре­св. (1937) Сщмч. Геор­гия Коло­ко­ло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Наза­рия Гриб­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Ага­фо­ни­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Коло­со­ва пре­св. (1937) Сщмч. Илии Зача­тей­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Студ­ни­цы­на пре­св. (1937) Сщмч. Дани­и­ла Меща­ни­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Зелен­цов­ско­го пре­св. (1937) Прмч. Тихо­на (Бузо­ва) архим. (1937) Мч. Пет­ра Царап­ки­на (после 1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму