Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких.
Родители его в середине ХVI века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия.
В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота.
В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры.
14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе “духовной особе, великому господину”, как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам.
Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность – все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы – монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.
В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. “Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день”. 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.
В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви.
Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году.
С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября/9 декабря, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери “Знамение”.
Тропарь, глас 3
Свети́льниче Це́ркве пресве́тлый, /озари́вый луча́ми добро́т твои́х страну́ сию, /и исцеле́ньми мно́гими притека́ющих к тебе с ве́рою /Бо́га просла́вивый, /мо́лим тя, святи́телю о́тче Инноке́нтие, /огражда́й моли́твами твои́ми град сей //от всех бед и печа́ли.
Кондак, глас 4
Непоро́чности соиме́ннаго па́стыря, /пропове́дника ве́ры в язы́цех Монго́льских, /сла́ву и украше́ние Ирку́тския па́ствы, /любо́вию восхва́лим, вси ве́рнии: /той бо есть храни́тель страны́ Сиби́рския //и моли́твенник о душа́х на́ших.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Инноке́нтие, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
К тебе́, свя́тче Бо́жий, я́ко к ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о спасе́нии мое́м, аз недосто́йный и гре́шный припа́дая молю́ся: не пре́зри мене́ уны́лаго, не́мощнаго, во мно́гая беззако́ния впа́дшаго, и по вся дни и часы́ согреша́ющаго, но вонми́ души́ мое́й, я́ко скорблю́, и умоли́ Го́спода Бо́га всея́ тва́ри Соде́теля, Ему́же ны́не предстои́ши в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгелов, поми́ловати мя и извести́ из темни́цы грехо́вныя ду́шу мою́, пре́жде да́же не отъиду́ отсю́ду и ктому́ не угото́в явлю́ся на суд Его́. Ей, о́тче! не посрами́ мене́, к тебе́ с ве́рою притека́ющаго, а́ще бо и недосто́ин есмь твоего́ хода́тайства и заступле́ния, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя досто́йна чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́, да та́ко душе́ю и те́лом здрав быв, сла́влю и пою́ ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего и твое́ те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051 – 1054). Прпп. Афана́сия и Феодо́сия Черепове́цких (ок. 1388). Прп. Иакова отшельника (457). Прп. Стилиана Пафлагонского (V – VI). Сщмч. Николая Замараева пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Виноградова пресв. (1937) Сщмч. Георгия Колоколова пресв. (1937) Сщмч. Назария Грибкова пресв. (1937) Сщмч. Василия Агафоникова пресв. (1937) Сщмч. Василия Колосова пресв. (1937) Сщмч. Илии Зачатейского пресв. (1937) Сщмч. Василия Студницына пресв. (1937) Сщмч. Даниила Мещанинова пресв. (1937) Сщмч. Михаила Зеленцовского пресв. (1937) Прмч. Тихона (Бузова) архим. (1937) Мч. Петра Царапкина (после 1937).