8 янва­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Евфи­мий, епи­скоп Сардийский
Евфи­мий родил­ся в мало­азий­ском горо­де Уза­ре. В юно­сти при­нял мона­ше­ский постриг и меж­ду 784 и 787 года­ми был руко­по­ло­жен во мит­ро­по­ли­та Сард­ско­го кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Тарасием. В 787 году Евфи­мий при­нял уча­стие в рабо­те Седь­мо­го Все­лен­ско­го собо­ра,…

Евфи­мий родил­ся в мало­азий­ском горо­де Уза­ре. В юно­сти при­нял мона­ше­ский постриг и меж­ду 784 и 787 года­ми был руко­по­ло­жен во мит­ро­по­ли­та Сард­ско­го кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Тарасием.

В 787 году Евфи­мий при­нял уча­стие в рабо­те Седь­мо­го Все­лен­ско­го собо­ра, вос­ста­но­вив­ше­го ико­но­по­чи­та­ние. На собо­ре он высту­пил про­вод­ни­ком поли­ти­ки пат­ри­ар­ха Тара­сия. На 3‑м засе­да­нии Собо­ра Евфи­мий с дру­ги­ми иерар­ха­ми ана­фем­ство­вал ико­но­бор­цев, а на 4‑м засе­да­нии ему было пору­че­но зачи­тать сви­де­тель­ства свя­тых отцов в поль­зу ико­но­по­чи­та­ния. На 7‑м засе­да­нии Собо­ра Евфи­мий под­пи­сал его постановления.

Соглас­но житию, напи­сан­но­му пат­ри­ар­хом Мефо­ди­ем, в прав­ле­ние импе­ра­три­цы Ири­ны Евфи­мий при­нял уча­стие в посоль­стве ко дво­ру баг­дад­ско­го хали­фа, но факт дан­но­го посоль­ства не нахо­дит под­твер­жде­ния в дру­гих источ­ни­ках и явля­ет­ся мало­ве­ро­ят­ным. При импе­ра­то­ре Ники­фо­ре I в кон­це 803 — нача­ле 804 года по обви­не­нию в под­держ­ке вос­ста­ния Вар­да­на Тур­ка Евфи­мий с рядом мало­азий­ских епи­ско­пов был сослан на ост­ров Пан­тел­ле­рия. Был воз­вра­щён из ссыл­ки по насто­я­нию пат­ри­ар­ха Тар­сия, но не был воз­вра­щён на свою кафед­ру, про­жи­вал на покое в феме Опсикий.

На Рож­де­ство 814 года Евфи­мий был на ауди­ен­ции у импе­ра­то­ра Льва V, где с дру­ги­ми иерар­ха­ми высту­пил про­тив импе­ра­тор­ско­го наме­ре­ния устро­ить дис­пут меж­ду ико­но­по­чи­та­те­ля­ми и ико­но­бор­ца­ми. Перед этим в тече­ние двух меся­цев дея­те­ли ико­но­бор­че­ства Иоанн Грам­ма­тик и Анто­ний Силей­ский уго­ва­ри­ва­ли Евфи­мия занять их сто­ро­ну, обе­щая ему патриаршество.

После нача­ла вто­ро­го пери­о­да ико­но­бор­че­ства в 815 году Евфи­мий был сослан на ост­ров Фасос. В 821 году импе­ра­тор Миха­ил II вер­нул его из ссыл­ки и при­гла­сил с дру­ги­ми епи­ско­па­ми на ауди­ен­цию. На ней Евфи­мий рез­ко отверг пред­ло­же­ние импе­ра­то­ра о ком­про­мис­се с иконоборцами.

В прав­ле­ние импе­ра­то­ра Фео­фи­ла Евфи­мий был аре­сто­ван, под­верг­нут допро­су, избит и затем сослан на ост­ров Свя­то­го Андрея у мыса Акрит в Вифи­нии. Соглас­но Житию свя­тых Дави­да, Симео­на и Геор­гия на ост­ро­ве Евфи­мий был под­верг­нут жесто­ко­му допро­су неким Кос­мой и через 8 дней после пере­не­сён­ных пыток скон­чал­ся. По Димит­рию Ростов­ско­му, «его рас­тя­ну­ли на четы­рёх стол­бах и били воло­вьи­ми жила­ми, так что тело его покры­лось мно­же­ством ран и распухло».

По сооб­ще­нию Нико­ди­ма Свя­то­гор­ца мощи свя­щен­но­му­че­ни­ка Евфи­мия нахо­дят­ся в горо­де Анхи­ал (совре­мен­ный Помо­рие в Болгарии).

Евфи­ми­ем был напи­сан трак­тат «Об избра­нии епи­ско­пов», кото­рый сохра­нил­ся под име­нем «Евфи­мия Сард­ско­го святейшего».

Тро­парь, глас 4

И нpа́вом пpича́стник, /​и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв, /​дея́ние обpе́л еси́, Богодухнове́нне, /​в виде́ния восхо́д, /​сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я, /​и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве, /​священному́чениче Евфи́мие, /​моли́ Хpи­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Во святи́телех благоче́стно пожи́в, /​и муче́ния путь проше́д, /​и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, /​и побо́рник быв тво­е­му́ ста́ду Богому́дре. /​Те́мже тя почита́юще та́йно вопие́м ти: /​от бед изба́ви ны при́сно твои́ми моли́твами, /​/​о́тче наш Евфи́мие.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Евфи́мие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Собор Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Прав. Иоси­фа Обруч­ни­ка, Дави­да царя и Иако­ва, бра­та Гос­под­ня. Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Трех радо­стей» (XVIII). Прп. Кон­стан­ти­на Синад­ско­го (VIII). Прп. Нико­ди­ма Тисман­ско­го (1406; румын.). Прп. Ева­ре­ста (825). Прмч. Иса­а­кия II (Боб­ра­ко­ва), архим. Оптин­ско­го (1938). Сщмч. Алек­сандра Вол­ко­ва пре­св. (1918) Сщмч. Димит­рия Чисто­сер­до­ва пре­св. (1918) Сщмч. Нико­лая Тар­бе­е­ва пре­св. (1930) Сщмч. Миха­и­ла Чель­цо­ва пре­св. (1930) Сщмч. Нико­лая Залес­ско­го пре­св. (1930) Сщмч. Миха­и­ла Смир­но­ва диак. (1930) Сщмч. Лео­ни­да, еп. Марий­ско­го (1937). Сщмч. Алек­сандра Кры­ло­ва пре­св. (1937) Прмч. Васи­лия (Мазу­рен­ко) иером. (1937) Прмц. Анфи­сы (Сысо­е­вой) мон. (1937) Прмц. Мака­рии (Сапры­ки­ной) мон. (1937) Сщмч. Гри­го­рия Сер­ба­ри­но­ва пре­св. (1938) Прмц. Авгу­сты (Защук) схим. (1938) Прмц. Марии (Лак­ти­о­но­вой) посл. (1938) Мц. Агрип­пи­ны Леси­ной (1938). Вилен­ской-Остробрам­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (XV). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Мило­сти­вая». Бар­лов­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри «Бла­жен­ное Чре­во» (1392).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму