8 янва­ря. Собор Пре­свя­той Богородицы
Собор Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы — празд­ник Пра­во­слав­ной Церк­ви, совер­ша­ет­ся на сле­ду­ю­щий день после Рож­де­ства Христова. Вто­рой день после Рож­де­ства — назы­ва­ет­ся Собо­ром Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, т.е. собра­ни­ем, в кото­рое вхо­ди­ли лица, лич­но близ­кие Пре­свя­той Деве Марии, Иоси­фу Обруч­ни­ку, а так­же и Гос­по­ду…

Собор Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы — празд­ник Пра­во­слав­ной Церк­ви, совер­ша­ет­ся на сле­ду­ю­щий день после Рож­де­ства Христова.

Вто­рой день после Рож­де­ства — назы­ва­ет­ся Собо­ром Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, т.е. собра­ни­ем, в кото­рое вхо­ди­ли лица, лич­но близ­кие Пре­свя­той Деве Марии, Иоси­фу Обруч­ни­ку, а так­же и Гос­по­ду Иису­су Христу.

В соста­ве Собо­ра Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы совер­ша­ет­ся память тех, кто по пло­ти был бли­зок к Хри­сту: — свя­то­го Иоси­фа Обруч­ни­ка; — царя Дави­да (пре­док по пло­ти Иису­са Хри­ста); — свя­то­го апо­сто­ла Иако­ва, бра­та Гос­под­ня (сын от пер­во­го бра­ка Иоси­фа Обруч­ни­ка). Свя­той Иаков сопро­вож­дал вме­сте с отцом сво­им Иоси­фом Матерь Божию и Богом­ла­ден­ца Иису­са при бег­стве в Еги­пет. Память их свя­тая Цер­ковь совер­ша­ет в 1‑е вос­кре­се­ние после Рож­де­ства Иису­са Христа.

Будучи 80-лет­ним стар­цем, Иосиф Обруч­ник по бла­го­сло­ве­нию пер­во­свя­щен­ни­ка при­нял Деву Марию, что­бы хра­нить ее дев­ство и чисто­ту. И хотя он был обру­чен Пре­чи­стой, все его слу­же­ние заклю­ча­лось в том, что­бы обе­ре­гать Матерь Божию.

«Но для мно­гих людей, кото­рые не зна­ли тай­ны Бого­во­пло­ще­ния, Иосиф был отцом Гос­по­да Иису­са Хри­ста», – отме­тим, что и Бого­ро­ди­ца гово­ри­ла, обра­ща­ясь к Иису­су, кото­рый в две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте остал­ся в Иеру­са­лим­ском хра­ме и поте­рял­ся для роди­те­лей, что Отрок огор­чил сво­е­го отца – ведь для окру­жа­ю­щих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2:39 – 52).

В пер­вое вос­кре­се­нье по празд­ни­ку Рож­де­ства Хри­сто­ва Цер­ковь вспо­ми­на­ет и царя, про­ро­ка, псал­мо­пев­ца Дави­да – свя­то­го чело­ве­ка, кото­рый тяж­ко согре­шил, но пока­ял­ся так, что его сло­ва­ми люди сего­дня при­зы­ва­ют имя Божие, вспо­ми­ная вели­кие обра­щен­ные к Созда­те­лю стро­ки: «Поми­луй мя, Боже, по вели­цей мило­сти Тво­ей» (Пс.50:1). «Про­рок Давид был по пло­ти пред­ком Гос­по­да и Спа­си­те­ля, пото­му что, как и над­ле­жа­ло быть, Спа­си­тель, Мес­сия, при­шел в мир из рода Давидова».

Апо­стол Иаков назы­ва­ет­ся бра­том Божи­им, пото­му что был стар­шим сыном Обруч­ни­ка Иоси­фа – от его пер­во­го бра­ка. Иаков был очень бла­го­че­сти­вым чело­ве­ком и по Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом был избран пред­сто­я­те­лем Иеру­са­лим­ской Церк­ви. Иаков, испол­няя пред­пи­са­ния Вет­хо­го Зако­на, был епи­ско­пом Заве­та Ново­го и про­воз­гла­шал Гос­по­да Иису­са Хри­ста и Мес­си­ей, и Изба­ви­те­лем Изра­и­ля. Про­по­ведь Иако­ва была неугод­на всем тем, кто при­вел Иису­са Хри­ста на Гол­го­фу, и свя­то­го апо­сто­ла Иако­ва сбро­си­ли с кры­ши Иеру­са­лим­ско­го храма.

Уста­нов­ле­ние празд­но­ва­ния Собо­ра Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы отно­сит­ся к древним вре­ме­нам Хри­сти­ан­ской Церкви.

Уже Епи­фа­ний Кипр­ский, а так­же свя­той Амвро­сий Медио­лан­ский и бла­жен­ный Авгу­стин в сво­их поуче­ни­ях на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва соеди­ня­ли хва­лу рожд­ше­му­ся Бого­че­ло­ве­ку с хва­лой рожд­шей Его Деве. Ука­за­ние на празд­но­ва­ние собо­ра Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы на сле­ду­ю­щий день по Рож­де­стве Хри­сто­вом мож­но най­ти в 79 пра­ви­ле 6 Все­лен­ско­го Собо­ра, состо­яв­ше­го­ся в 691 году.

Тро­парь, глас 4

Пречи́стая Богома́ти, Богоро́дице, /​Собо́р Твой честны́й украше́н многоразли́чными добро́тами, /​да́ры Ти прино́сят, Гос­по­же́, мно́ги мирсти́и лю́дие, /​у́зы на́ша гре́шныя раз­де­ри́ Свое́ю ми́лостию /​и спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 6

И́же пре́жде денни́цы от Отца́ без ма́тере роди́выйся, /​на зем­ли́ без отца́ воплоти́ся днесь из Тебе́. /​Те́мже звез­да́ благовеству́ет волхво́м, /​А́нгели же с па́стырьми пою́т /​несказа́нное Рож­де­ство́ Твое́, Благода́тная.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Прав. Иоси­фа Обруч­ни­ка, Дави­да царя и Иако­ва, бра­та Гос­под­ня. Сщмч. Евфи­мия, еп. Сар­дий­ско­го (ок. 840). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Трех радо­стей» (XVIII). Прп. Кон­стан­ти­на Синад­ско­го (VIII). Прп. Нико­ди­ма Тисман­ско­го (1406; румын.). Прп. Ева­ре­ста (825). Прмч. Иса­а­кия II (Боб­ра­ко­ва), архим. Оптин­ско­го (1938). Сщмч. Алек­сандра Вол­ко­ва пре­св. (1918) Сщмч. Димит­рия Чисто­сер­до­ва пре­св. (1918) Сщмч. Нико­лая Тар­бе­е­ва пре­св. (1930) Сщмч. Миха­и­ла Чель­цо­ва пре­св. (1930) Сщмч. Нико­лая Залес­ско­го пре­св. (1930) Сщмч. Миха­и­ла Смир­но­ва диак. (1930) Сщмч. Лео­ни­да, еп. Марий­ско­го (1937). Сщмч. Алек­сандра Кры­ло­ва пре­св. (1937) Прмч. Васи­лия (Мазу­рен­ко) иером. (1937) Прмц. Анфи­сы (Сысо­е­вой) мон. (1937) Прмц. Мака­рии (Сапры­ки­ной) мон. (1937) Сщмч. Гри­го­рия Сер­ба­ри­но­ва пре­св. (1938) Прмц. Авгу­сты (Защук) схим. (1938) Прмц. Марии (Лак­ти­о­но­вой) посл. (1938) Мц. Агрип­пи­ны Леси­ной (1938). Вилен­ской-Остробрам­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (XV). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Мило­сти­вая». Бар­лов­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри «Бла­жен­ное Чре­во» (1392).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму