8 октяб­ря. Пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Гер­ма­на, архи­епи­ско­па Казанского
Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский, жил в XVI веке, родил­ся в горо­де Ста­ри­це, про­ис­хо­дил из древ­не­го бояр­ско­го рода Поле­вых. В моло­дые годы Гри­го­рий (так его зва­ли в миру) при­нял постриг в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ском мона­сты­ре от игу­ме­на Гурия, впо­след­ствии…

Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский, жил в XVI веке, родил­ся в горо­де Ста­ри­це, про­ис­хо­дил из древ­не­го бояр­ско­го рода Поле­вых. В моло­дые годы Гри­го­рий (так его зва­ли в миру) при­нял постриг в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ском мона­сты­ре от игу­ме­на Гурия, впо­след­ствии свя­то­го архи­епи­ско­па Казан­ско­го († 1563). (Свя­той Гурий был насто­я­те­лем оби­те­ли с 1542 до 1551 года.) В мона­сты­ре свя­той зани­мал­ся кни­го­пи­са­ни­ем, был бли­зок с жив­шим там в заклю­че­нии пре­по­доб­ным Мак­си­мом Гре­ком. В 1551 году бра­тия Ста­риц­ко­го Успен­ско­го мона­сты­ря, узнав о бла­го­че­стии сво­е­го сооте­че­ствен­ни­ка, избра­ла его архимандритом.

Всту­пив в управ­ле­ние мона­сты­рем, свя­той Гер­ман с пас­тыр­ской рев­но­стью забо­тил­ся о его бла­го­устрой­стве – как внеш­нем, так и внут­рен­нем. Для ино­ков он был образ­цом сми­ре­ния и кро­то­сти. Он уве­ще­вал всех стро­го соблю­дать ино­че­ские обя­зан­но­сти, а для руко­вод­ства ввел в сво­ей оби­те­ли устав пре­по­доб­но­го Иоси­фа Волоц­ко­го († 1515).

Но через два с поло­ви­ной года архи­манд­рит Гер­ман оста­вил Ста­риц­кий мона­стырь, пере­дав началь­ство в нем сво­е­му постри­же­ни­ку, свя­щен­но­и­но­ку Иову, впо­след­ствии пер­во­му пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му, подвиж­ни­ку и стра­даль­цу за Рус­скую зем­лю. Любовь к уеди­нен­ным подви­гам вер­ну­ла его в род­ной Воло­ко­лам­ский мона­стырь, где свя­той Гер­ман спа­сал­ся как про­стой инок. Когда же в Москве появил­ся новый ере­тик Мат­фей Баш­кин, не при­зна­вав­ший Свя­тых Таин и отри­цав­ший веру в Свя­тую Тро­и­цу, свя­той Гер­ман вме­сте со сво­им отцом (при­няв­шим постриг в Воло­ко­лам­ской оби­те­ли с име­нем Фило­фей) был вызван на Мос­ков­ский Собор 1553 г. Собор осу­дил ере­ти­ка Баш­ки­на и поста­но­вил послать его для вра­зум­ле­ния в Воло­ко­лам­скую оби­тель к свя­то­му Гер­ма­ну, извест­но­му свя­той жиз­нью рев­ни­те­лю Хри­сто­вой веры.

В 1555 году, после поко­ре­ния Каза­ни, там была учре­жде­на архи­ерей­ская кафед­ра, на кото­рую назна­чи­ли архи­епи­ско­пом быв­ше­го игу­ме­на Воло­ко­лам­ско­го мона­сты­ря свя­ти­те­ля Гурия. Ему было пору­че­но устро­ить в мис­си­о­нер­ских целях Успен­скую оби­тель в горо­де Сви­яж­с­ке. Насто­я­те­лем новой оби­те­ли Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в г. Сви­яж­с­ке по ука­за­нию свя­ти­те­ля Гурия был назна­чен свя­той Гер­ман. Был выстро­ен камен­ный собор с коло­коль­ней и мона­ше­ские кел­лии. Сам насто­я­тель жил весь­ма скром­но, в тес­ной кел­лии под собор­ной коло­коль­ней. Свя­той Гер­ман осо­бен­но забо­тил­ся о соби­ра­нии мона­стыр­ской библиотеки.

Вско­ре мона­стырь его про­сла­вил­ся широ­кой бла­го­тво­ри­тель­но­стью и стал цен­тром про­све­ще­ния Казан­ско­го края.

12 мар­та 1564 года, по пре­став­ле­нии свя­ти­те­ля Гурия, свя­той Гер­ман был посвя­щен во епи­ско­па Казан­ско­го. Непро­дол­жи­тель­ное вре­мя его управ­ле­ния кафед­рой отме­че­но забо­той о постро­е­нии хра­мов и о про­све­ще­нии края. В 1566 году свя­ти­те­ля Гер­ма­на вызвал в Моск­ву Иоанн Гроз­ный и пове­лел избрать его на мит­ро­по­ли­чью кафед­ру. Свя­ти­тель Гер­ман сна­ча­ла отка­зы­вал­ся от воз­ла­га­е­мо­го на него бре­ме­ни. Царь не тер­пел воз­ра­же­ний, и свя­ти­тель дол­жен был посе­лить­ся в мит­ро­по­ли­чьих поко­ях до воз­ве­де­ния в сан мит­ро­по­ли­та. Видя неспра­вед­ли­во­сти со сто­ро­ны цар­ско­го окру­же­ния, свя­ти­тель Гер­ман, вер­ный сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу, попы­тал­ся вра­зу­мить царя сво­и­ми уве­ща­ни­я­ми. “Ты еще не воз­ве­ден на мит­ро­по­лию, а уже отни­ма­ешь у меня сво­бо­ду”, – пере­дал царь архи­епи­ско­пу через сво­их любим­цев и при­ка­зал изгнать свя­ти­те­ля Гер­ма­на с мит­ро­по­ли­чье­го дво­ра и дер­жать в Москве под над­зо­ром. Око­ло двух лет свя­ти­тель про­был в опа­ле и 6 нояб­ря 1567 года скон­чал­ся. Его похо­ро­ни­ли в церк­ви свя­ти­те­ля Нико­лая Гостун­ско­го. По прось­бе жите­лей горо­да Сви­яжск мощи свя­ти­те­ля в 1592 году были пере­не­се­ны из Моск­вы в Сви­яж­ский Успен­ский мона­стырь. Гроб его встре­чал свя­ти­тель Ермо­ген, тогда мит­ро­по­лит Казанский.

Пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Гер­ма­на, архи­епи­ско­па Казан­ско­го, из Моск­вы в Сви­яж­ский Успен­ский мона­стырь про­изо­шло в 1592 году.

Тро­парь, глас 4

Я́ко вели́ким па́стырем единонра́вна /​и учи́телем вселе́нныя единомы́сленна, /​Це́ркве Бо́жия служи́теля усе́рдна /​и строи́теля та́ин Христо́вых благогове́йна, /​сте́кшеся благове́рнни лю́дие Свия́жския оби́тели богому́драго основа́теля /​и Каза́нския новопросвеще́нныя па́ствы святи́теля Ге́рмана /​пе́сньми и пе́нии восхва́лим, глаго́люще: /​не преста́й присеща́ти моли́твами твои́ми на всю па́ству твою́, /​/​и в ве́ре и благоче́стии блю­ди́ невреди́мо.

Кондак, глас 4

Бо́дрствуя в моли́твах, /​послуша́ния до́брый рачи́тель быв, /​в терпе́нии стяжа́л еси́ ду́шу твою́, /​де́лы смиренному́дрия и кро́тости изря́дствуя, /​престо́л святи́тельства благове́рием и благоче́стием украси́л еси́, /​о́тче священнонача́льниче Ге́рмане, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га о всем ста́де твое́м, /​я́ко па́ствы твое́й утвержде́ние /​/​и су́щим по тебе́ святи́телем све́тлое украше́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Ге́рмане, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Гер­ма­ну, архи­епи­ско­пу Казан­ско­му 

О святи́телю Ге́рмане, вели́кий уго́дниче Христо́в, оби́тели сей богому́дрый основа́телю, мона́шествующих наста́вниче и гра́да сего́ недре́млемый блюсти́телю, свято́ю душе́ю твое́ю на Небе­си́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы предстоя́й, нетле́нным же те́лом зде во оби́тели твое́й почива́яй и многоразли́чная чуде­са́ моли́твами соверша́яй! При́зри на ны и на вся лю́ди, к цельбоно́сному тво­е­му́ гро́бу притека́ющия и тво­е­го́ ко Го́споду хода́тайства во обдержа́щих ну́ждех прося́щия. Поне́же мы, по мно́жеству грехо́в на́ших, не то́чию недосто́йни при­не­сти́ со дерзнове́нием моле́бный глас, но ниже́ воз­ве­сти́ оче́с на́ших на Не́бо; ты же, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, при­не­си́ за всех, к честне́й ра́це твое́й приходя́щих, те́плыя моли́твы ко Го́споду, е́же изба́витися нам от гла́да, пото́па, тру́са, огня́, ме́ча, бра́ни, от люде́й и диа́вола быва́ющия, и от вся́кия душе́вныя и теле́сныя боле́зни; да изба́вльшеся сих и рабо́тающе Го́споду, Ему́же предстои́ши, вни́дем в несконча́емый поко́й и вку́пе с тобо́ю просла́вим всех благи́х пода́теля Бо́га, все­гда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Евфро­си­нии Алек­сан­дрий­ской (V). Свя­тых Про­хо­ра (I‑II), уче­ни­ка апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва; Паф­ма. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Паф­ну­тия Егип­тя­ни­на и с ним 546-ти муче­ни­ков (ок. 284 – 305). Прп. Сер­гия, игум. Радо­неж­ско­го, чуд. (пре­став­ле­ние, 1392). Свя­ти­те­ля Фео­фи­ла Испо­вед­ни­ка, епи­ско­па Ефес­ско­го (IX). Муче­ни­ков Пав­ла, Тат­ты и детей их: Сави­ни­а­на, Мак­си­ма, Руфа и Евге­ния, в Дамас­ке постра­дав­ших; Рома­на. Пре­по­доб­ных Евста­фия, мона­ха Рим­ско­го; Нико­лая Трик­ко­ки­та; Афа­на­сия, Желез­ный посох (1388), и Фео­до­сия (XIV) Чере­по­вец­ких, уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го. Свя­то­го Нико­лая (Розо­ва) испо­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея, Яро­слав­ско­го (1941). Память зем­ле­тря­се­ния при бла­го­вер­ном царе Фео­до­сии Млад­шем (ок. 438).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму