Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского († 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом.
Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве – как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого († 1515).
Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.
В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.
Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.
12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырскому долгу, попытался вразумить царя своими увещаниями. “Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу”, – передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Около двух лет святитель пробыл в опале и 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.
Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского, из Москвы в Свияжский Успенский монастырь произошло в 1592 году.
Тропарь, глас 4
Я́ко вели́ким па́стырем единонра́вна /и учи́телем вселе́нныя единомы́сленна, /Це́ркве Бо́жия служи́теля усе́рдна /и строи́теля та́ин Христо́вых благогове́йна, /сте́кшеся благове́рнни лю́дие Свия́жския оби́тели богому́драго основа́теля /и Каза́нския новопросвеще́нныя па́ствы святи́теля Ге́рмана /пе́сньми и пе́нии восхва́лим, глаго́люще: /не преста́й присеща́ти моли́твами твои́ми на всю па́ству твою́, //и в ве́ре и благоче́стии блюди́ невреди́мо.
Кондак, глас 4
Бо́дрствуя в моли́твах, /послуша́ния до́брый рачи́тель быв, /в терпе́нии стяжа́л еси́ ду́шу твою́, /де́лы смиренному́дрия и кро́тости изря́дствуя, /престо́л святи́тельства благове́рием и благоче́стием украси́л еси́, /о́тче священнонача́льниче Ге́рмане, /моли́ Христа́ Бо́га о всем ста́де твое́м, /я́ко па́ствы твое́й утвержде́ние //и су́щим по тебе́ святи́телем све́тлое украше́ние.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Ге́рмане, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителю Герману, архиепископу Казанскому
О святи́телю Ге́рмане, вели́кий уго́дниче Христо́в, оби́тели сей богому́дрый основа́телю, мона́шествующих наста́вниче и гра́да сего́ недре́млемый блюсти́телю, свято́ю душе́ю твое́ю на Небеси́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы предстоя́й, нетле́нным же те́лом зде во оби́тели твое́й почива́яй и многоразли́чная чудеса́ моли́твами соверша́яй! При́зри на ны и на вся лю́ди, к цельбоно́сному твоему́ гро́бу притека́ющия и твоего́ ко Го́споду хода́тайства во обдержа́щих ну́ждех прося́щия. Поне́же мы, по мно́жеству грехо́в на́ших, не то́чию недосто́йни принести́ со дерзнове́нием моле́бный глас, но ниже́ возвести́ оче́с на́ших на Не́бо; ты же, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, принеси́ за всех, к честне́й ра́це твое́й приходя́щих, те́плыя моли́твы ко Го́споду, е́же изба́витися нам от гла́да, пото́па, тру́са, огня́, ме́ча, бра́ни, от люде́й и диа́вола быва́ющия, и от вся́кия душе́вныя и теле́сныя боле́зни; да изба́вльшеся сих и рабо́тающе Го́споду, Ему́же предстои́ши, вни́дем в несконча́емый поко́й и вку́пе с тобо́ю просла́вим всех благи́х пода́теля Бо́га, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Евфросинии Александрийской (V). Святых Прохора (I‑II), ученика апостола Иоанна Богослова; Пафма. Преподобномученика Пафнутия Египтянина и с ним 546-ти мучеников (ок. 284 – 305). Прп. Сергия, игум. Радонежского, чуд. (преставление, 1392). Святителя Феофила Исповедника, епископа Ефесского (IX). Мучеников Павла, Татты и детей их: Савиниана, Максима, Руфа и Евгения, в Дамаске пострадавших; Романа. Преподобных Евстафия, монаха Римского; Николая Триккокита; Афанасия, Железный посох (1388), и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Святого Николая (Розова) исповедника, протоиерея, Ярославского (1941). Память землетрясения при благоверном царе Феодосии Младшем (ок. 438).