8 октяб­ря. Пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Гер­ма­на, архи­епи­ско­па Казанского
Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский, жил в XVI веке, родил­ся в горо­де Ста­ри­це, про­ис­хо­дил из древ­не­го бояр­ско­го рода Поле­вых. В моло­дые годы Гри­го­рий (так его зва­ли в миру) при­нял постриг в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ском мона­сты­ре от игу­ме­на Гурия, впо­след­ствии…

Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский, жил в XVI веке, родил­ся в горо­де Ста­ри­це, про­ис­хо­дил из древ­не­го бояр­ско­го рода Поле­вых. В моло­дые годы Гри­го­рий (так его зва­ли в миру) при­нял постриг в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ском мона­сты­ре от игу­ме­на Гурия, впо­след­ствии свя­то­го архи­епи­ско­па Казан­ско­го († 1563). (Свя­той Гурий был насто­я­те­лем оби­те­ли с 1542 до 1551 года.) В мона­сты­ре свя­той зани­мал­ся кни­го­пи­са­ни­ем, был бли­зок с жив­шим там в заклю­че­нии пре­по­доб­ным Мак­си­мом Гре­ком. В 1551 году бра­тия Ста­риц­ко­го Успен­ско­го мона­сты­ря, узнав о бла­го­че­стии сво­е­го сооте­че­ствен­ни­ка, избра­ла его архимандритом.

Всту­пив в управ­ле­ние мона­сты­рем, свя­той Гер­ман с пас­тыр­ской рев­но­стью забо­тил­ся о его бла­го­устрой­стве – как внеш­нем, так и внут­рен­нем. Для ино­ков он был образ­цом сми­ре­ния и кро­то­сти. Он уве­ще­вал всех стро­го соблю­дать ино­че­ские обя­зан­но­сти, а для руко­вод­ства ввел в сво­ей оби­те­ли устав пре­по­доб­но­го Иоси­фа Волоц­ко­го († 1515).

Но через два с поло­ви­ной года архи­манд­рит Гер­ман оста­вил Ста­риц­кий мона­стырь, пере­дав началь­ство в нем сво­е­му постри­же­ни­ку, свя­щен­но­и­но­ку Иову, впо­след­ствии пер­во­му пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му, подвиж­ни­ку и стра­даль­цу за Рус­скую зем­лю. Любовь к уеди­нен­ным подви­гам вер­ну­ла его в род­ной Воло­ко­лам­ский мона­стырь, где свя­той Гер­ман спа­сал­ся как про­стой инок. Когда же в Москве появил­ся новый ере­тик Мат­фей Баш­кин, не при­зна­вав­ший Свя­тых Таин и отри­цав­ший веру в Свя­тую Тро­и­цу, свя­той Гер­ман вме­сте со сво­им отцом (при­няв­шим постриг в Воло­ко­лам­ской оби­те­ли с име­нем Фило­фей) был вызван на Мос­ков­ский Собор 1553 г. Собор осу­дил ере­ти­ка Баш­ки­на и поста­но­вил послать его для вра­зум­ле­ния в Воло­ко­лам­скую оби­тель к свя­то­му Гер­ма­ну, извест­но­му свя­той жиз­нью рев­ни­те­лю Хри­сто­вой веры.

В 1555 году, после поко­ре­ния Каза­ни, там была учре­жде­на архи­ерей­ская кафед­ра, на кото­рую назна­чи­ли архи­епи­ско­пом быв­ше­го игу­ме­на Воло­ко­лам­ско­го мона­сты­ря свя­ти­те­ля Гурия. Ему было пору­че­но устро­ить в мис­си­о­нер­ских целях Успен­скую оби­тель в горо­де Сви­яж­с­ке. Насто­я­те­лем новой оби­те­ли Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в г. Сви­яж­с­ке по ука­за­нию свя­ти­те­ля Гурия был назна­чен свя­той Гер­ман. Был выстро­ен камен­ный собор с коло­коль­ней и мона­ше­ские кел­лии. Сам насто­я­тель жил весь­ма скром­но, в тес­ной кел­лии под собор­ной коло­коль­ней. Свя­той Гер­ман осо­бен­но забо­тил­ся о соби­ра­нии мона­стыр­ской библиотеки.

Вско­ре мона­стырь его про­сла­вил­ся широ­кой бла­го­тво­ри­тель­но­стью и стал цен­тром про­све­ще­ния Казан­ско­го края.

12 мар­та 1564 года, по пре­став­ле­нии свя­ти­те­ля Гурия, свя­той Гер­ман был посвя­щен во епи­ско­па Казан­ско­го. Непро­дол­жи­тель­ное вре­мя его управ­ле­ния кафед­рой отме­че­но забо­той о постро­е­нии хра­мов и о про­све­ще­нии края. В 1566 году свя­ти­те­ля Гер­ма­на вызвал в Моск­ву Иоанн Гроз­ный и пове­лел избрать его на мит­ро­по­ли­чью кафед­ру. Свя­ти­тель Гер­ман сна­ча­ла отка­зы­вал­ся от воз­ла­га­е­мо­го на него бре­ме­ни. Царь не тер­пел воз­ра­же­ний, и свя­ти­тель дол­жен был посе­лить­ся в мит­ро­по­ли­чьих поко­ях до воз­ве­де­ния в сан мит­ро­по­ли­та. Видя неспра­вед­ли­во­сти со сто­ро­ны цар­ско­го окру­же­ния, свя­ти­тель Гер­ман, вер­ный сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу, попы­тал­ся вра­зу­мить царя сво­и­ми уве­ща­ни­я­ми. “Ты еще не воз­ве­ден на мит­ро­по­лию, а уже отни­ма­ешь у меня сво­бо­ду”, – пере­дал царь архи­епи­ско­пу через сво­их любим­цев и при­ка­зал изгнать свя­ти­те­ля Гер­ма­на с мит­ро­по­ли­чье­го дво­ра и дер­жать в Москве под над­зо­ром. Око­ло двух лет свя­ти­тель про­был в опа­ле и 6 нояб­ря 1567 года скон­чал­ся. Его похо­ро­ни­ли в церк­ви свя­ти­те­ля Нико­лая Гостун­ско­го. По прось­бе жите­лей горо­да Сви­яжск мощи свя­ти­те­ля в 1592 году были пере­не­се­ны из Моск­вы в Сви­яж­ский Успен­ский мона­стырь. Гроб его встре­чал свя­ти­тель Ермо­ген, тогда мит­ро­по­лит Казанский.

Пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Гер­ма­на, архи­епи­ско­па Казан­ско­го, из Моск­вы в Сви­яж­ский Успен­ский мона­стырь про­изо­шло в 1592 году.

Тро­парь, глас 4

Я́ко вели́ким па́­сты­рем еди­но­нра́в­на /​и учи́­те­лем все­ле́н­ныя еди­но­мы­́с­лен­на, /​Це́ркве Бо́­жия слу­жи́­те­ля усе́рд­на /​и стро­и́­те­ля та́ин Хри­сто́­вых бла­го­го­ве́й­на, /​сте́к­ше­ся бла­го­ве́рн­ни лю́­дие Сви­я́ж­ския оби́­те­ли бого­му́дра­го осно­ва́­те­ля /​и Каза­́н­ския ново­про­све­ще́н­ныя па́ст­вы свя­ти́­те­ля Ге́р­ма­на /​пе́с­нь­ми и пе́­нии вос­хва́­лим, гла­го́лю­ще: /​не пре­ста́й при­се­ща́ти моли́тва­ми тво­и́­ми на всю па́ству тво­ю́, /​/​и в ве́­ре и бла­го­че́­стии блю­ди́ невреди́мо.

Кондак, глас 4

Бо́др­ствуя в моли́твах, /​послу­ша́­ния до́брый рачи́­тель быв, /​в тер­пе­́­нии стя­жа́л еси́ ду́­шу тво­ю́, /​де́­лы сми­рен­но­му́д­рия и кро́то­сти изря́д­ствуя, /​пре­сто́л свя­ти́­тель­ства бла­го­ве́ри­ем и бла­го­че́­сти­ем укра­си́л еси́, /​о́т­че свя­щен­но­на­ча́ль­ни­че Ге́р­мане, /​моли́ Хри­ста́ Бо́­га о всем ста́­де тво­е́м, /​я́ко па́ст­вы тво­е́й утвер­жде́­ние /​/​и су́­щим по тебе́ свя­ти́­те­лем све́т­лое украше́ние.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Ге́р­мане, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Гер­ма­ну, архи­епи­ско­пу Казан­ско­му 

О свя­ти́­те­лю Ге́р­мане, вели́кий уго́д­ни­че Хри­сто́в, оби́­те­ли сей бого­му́д­рый осно­ва́­те­лю, мона́­ше­ству­ю­щих наста́в­ни­че и гра́­да сего́ нед­ре́м­ле­мый блю­сти́­те­лю, свя­то́ю душе́ю тво­е́ю на Небе­си́ Пре­сто́­лу Свя­ты­́я Тро́и­цы пред­сто­я́й, нетле́н­ным же те́­лом зде во оби́­те­ли тво­е́й почи­ва́яй и мно­го­раз­ли́ч­ная чуде­са́ моли́тва­ми совер­ша́яй! При­́зри на ны и на вся лю́­ди, к цель­бо­но́с­но­му тво­е­му́ гро́­бу при­те­ка́­ю­щия и тво­е­го́ ко Го́с­по­ду хода́тай­ства во обдер­жа́­щих ну́ж­дех про­ся́­щия. Поне́­же мы, по мно́­же­ству гре­хо́в на́­ших, не то́­чию недо­сто́й­ни при­не­сти́ со дерз­но­ве́­ни­ем моле́б­ный глас, но ниже́ воз­ве­сти́ оче́с на́­ших на Не́­бо; ты же, я́ко стя­жа́­вый дерз­но­ве́­ние, при­не­си́ за всех, к чест­не́й ра́­це тво­е́й при­хо­дя́­щих, те́­плыя моли́т­вы ко Го́с­по­ду, е́же изба́ви­ти­ся нам от гла́­да, пото́­па, тру́­са, огня́, ме́­ча, бра́­ни, от люде́й и диа́во­ла быва́­ю­щия, и от вся́кия душе́в­ныя и теле́с­ныя боле́з­ни; да изба́в­ль­ше­ся сих и рабо́та­ю­ще Го́с­по­ду, Ему́­же пред­сто­и́­ши, вни́­дем в нескон­ча́е­мый поко́й и вку́­пе с тобо́ю про­сла́вим всех бла­ги́х пода́­те­ля Бо́­га, все­гда́, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Евфро­си­нии Алек­сан­дрий­ской (V). Свя­тых Про­хо­ра (I‑II), уче­ни­ка апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва; Паф­ма. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Паф­ну­тия Егип­тя­ни­на и с ним 546-ти муче­ни­ков (ок. 284 – 305). Прп. Сер­гия, игум. Радо­неж­ско­го, чуд. (пре­став­ле­ние, 1392). Свя­ти­те­ля Фео­фи­ла Испо­вед­ни­ка, епи­ско­па Ефес­ско­го (IX). Муче­ни­ков Пав­ла, Тат­ты и детей их: Сави­ни­а­на, Мак­си­ма, Руфа и Евге­ния, в Дамас­ке постра­дав­ших; Рома­на. Пре­по­доб­ных Евста­фия, мона­ха Рим­ско­го; Нико­лая Трик­ко­ки­та; Афа­на­сия, Желез­ный посох (1388), и Фео­до­сия (XIV) Чере­по­вец­ких, уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го. Свя­то­го Нико­лая (Розо­ва) испо­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея, Яро­слав­ско­го (1941). Память зем­ле­тря­се­ния при бла­го­вер­ном царе Фео­до­сии Млад­шем (ок. 438).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму