8 нояб­ря. Свя­той вели­ко­му­че­ник Димит­рий Солунский
Свя­той вели­ко­му­че­ник Димит­рий Солун­ский был сыном рим­ско­го про­кон­су­ла в Фес­са­ло­ни­ках (совре­мен­ные Сало­ни­ки, сла­вян­ское назва­ние – Солунь). Отец и мать свя­то­го Димит­рия были тай­ны­ми хри­сти­а­на­ми. В тай­ной домо­вой церк­ви, быв­шей в доме про­кон­су­ла, маль­чик был кре­щен и…

Свя­той вели­ко­му­че­ник Димит­рий Солун­ский был сыном рим­ско­го про­кон­су­ла в Фес­са­ло­ни­ках (совре­мен­ные Сало­ни­ки, сла­вян­ское назва­ние – Солунь). Отец и мать свя­то­го Димит­рия были тай­ны­ми хри­сти­а­на­ми. В тай­ной домо­вой церк­ви, быв­шей в доме про­кон­су­ла, маль­чик был кре­щен и настав­лен в хри­сти­ан­ской вере. Суще­ству­ет мне­ние, что и роди­те­ли Димит­рия были сла­вян­ско­го происхождения.

Когда умер отец, а Димит­рий уже достиг совер­шен­но­ле­тия, импе­ра­тор Гале­рий Мак­си­ми­ан, всту­пив­ший на пре­стол в 305 году, вызвал его к себе и, убе­див­шись в его обра­зо­ван­но­сти и воен­но-адми­ни­стра­тив­ных спо­соб­но­стях, назна­чил его на место отца про­кон­су­лом Фес­са­ло­ни­кий­ской обла­сти. В отно­ше­нии к хри­сти­а­нам воля импе­ра­то­ра была выра­же­на одно­знач­но: “Пре­да­вай смер­ти каж­до­го, кто при­зы­ва­ет имя Распятого”.

Импе­ра­тор не подо­зре­вал, назна­чая Димит­рия, какую широ­кую сте­зю испо­вед­ни­че­ских подви­гов предо­став­ля­ет он тай­но­му подвижнику.

Когда Мак­си­ми­ан узнал, что вновь назна­чен­ный им про­кон­сул – хри­сти­а­нин, и мно­гих рим­ских под­дан­ных, увле­чен­ных его при­ме­ром, обра­тил в хри­сти­ан­ство, гне­ву импе­ра­то­ра не было гра­ниц. Воз­вра­ща­ясь из похо­да в При­чер­но­мо­рье, импе­ра­тор решил вести армию через Фес­са­ло­ни­ки, пол­ный жела­ния рас­пра­вить­ся с солун­ски­ми христианами.

Узнав об этом, свя­той Димит­рий забла­го­вре­мен­но пове­лел сво­е­му вер­но­му слу­жи­те­лю Луп­пу раз­дать име­ние нищим со сло­ва­ми: “Раз­де­ли богат­ство зем­ное меж­ду ними – будем искать себе богат­ства небес­но­го”. А сам пре­дал­ся посту и молит­ве, гото­вя себя к при­ня­тию муче­ни­че­ско­го венца.

Когда импе­ра­тор вошел в город, вызва­ли к нему Димит­рия, и он сме­ло испо­ве­дал себя хри­сти­а­ни­ном и обли­чил неправ­ду и сует­ность рим­ско­го мно­го­бо­жия. Мак­си­ми­ан при­ка­зал заклю­чить испо­вед­ни­ка в тем­ни­цу, и Ангел сошел к нему в узи­ли­ще, уте­шая и укреп­ляя в подвиге.

На рас­све­те 26 октяб­ря 306 года в под­зем­ную тем­ни­цу свя­то­го узни­ка яви­лись вои­ны и прон­зи­ли его копья­ми. Вер­ный слу­жи­тель свя­той Лупп собрал на поло­тен­це кровь свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия, снял с его паль­ца импе­ра­тор­ский пер­стень, знак высо­ко­го досто­ин­ства его, и так­же омо­чил в кро­ви. Перст­нем и дру­ги­ми свя­ты­ня­ми, освя­щен­ны­ми кро­вью свя­то­го Димит­ри­ям, свя­той Лупп стал исце­лять недуж­ных. Импе­ра­тор пове­лел схва­тить и умерт­вить его.

Тело свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия было выбро­ше­но на съе­де­ние диким зве­рям, но солун­ские хри­сти­ане взя­ли его и тай­но пре­да­ли земле.

Имя свя­то­го Димит­рия Солун­ско­го осо­бен­но почи­та­е­мо в сла­вян­ских наро­дах после про­све­ще­ния их све­том Еван­гель­ской исти­ны. С дру­гой сто­ро­ны, гре­ки счи­та­ли свя­то­го Димит­рия как бы сла­вян­ским свя­тым по преимуществу.

С име­нем свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия Солун­ско­го свя­за­ны, по пре­ду­ка­за­нию Божию, пер­вые же стра­ни­цы рус­ской летописи.

Память свя­то­го Димит­рия Солун­ско­го издрев­ле свя­зы­ва­лась на Руси с воин­ским подви­гом, пат­ри­о­тиз­мом и защи­той Оте­че­ства. Свя­той изоб­ра­жа­ет­ся на ико­нах в виде вои­на в пер­на­тых доспе­хах, с копьем и мечом в руках. На свит­ке (в более позд­них изоб­ра­же­ни­ях) писа­ли молит­ву, с кото­рой свя­той Димит­рий обра­щал­ся к Богу о спа­се­нии род­ной Солу­ни: “Гос­по­ди, не погу­би град и людей. Если град спа­сешь и людей – с ними и я спа­сен буду, если погу­бишь – с ними и я погибну”.

В духов­ном опы­те Рус­ской Церк­ви почи­та­ние свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия Солун­ско­го тес­но свя­за­но с памя­тью защит­ни­ка Роди­ны и Церк­ви, вели­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Димит­рия Донского.

Князь Димит­рий Дон­ской был вели­ким почи­та­те­лем свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия. В 1380 году, нака­нуне Кули­ков­ской бит­вы, он тор­же­ствен­но пере­нес из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву глав­ную свя­ты­ню Вла­ди­мир­ско­го Димит­ри­ев­ско­го собо­ра – ико­ну вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия Солун­ско­го, напи­сан­ную на дос­ке гро­ба свя­то­го. В Мос­ков­ском Успен­ском собо­ре был устро­ен при­дел во имя вели­ко­му­че­ни­ка Димитрия.

В память вои­нов, пав­ших в Кули­ков­ской бит­ве, уста­нов­ле­на была для обще­цер­ков­но­го поми­но­ве­ния Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суббота.

В пер­вый раз эта пани­хи­да была совер­ше­на в Тро­и­це-Сер­ги­е­вом мона­сты­ре 20 октяб­ря 1380 года пре­по­доб­ным Сер­ги­ем, игу­ме­ном Радо­неж­ским, в при­сут­ствии само­го вели­ко­го кня­зя Димит­рия Дон­ско­го. С тех пор она еже­год­но совер­ша­ет­ся в оби­те­ли с тор­же­ствен­ным поми­на­ни­ем геро­ев Кули­ков­ской бит­вы, в том чис­ле схи­мо­на­хов-вои­нов Алек­сандра (Пере­све­та) и Андрея (Осля­би).

Тро­парь, глас 3

Вели́ка обpе́те в беда́х /​тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче, /​язы́ки побежда́юща. /​Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню, /​и на по́двиг деpзнове́нна сотвоpи́в Не́стоpа, /​та́ко, свя́те Дими́тpие, /​Хpи­сту́ Бо́гу моли́ся /​/​даpова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие, /​Це́рковь Бог обаг­ри́, /​да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую, /​и соблюда́я град твой невреди́м: /​/​того́ бо еси́ утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпче святы́й вели­ко­му­че­ние Дими́трие, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

Молит­ва вели­ко­му­че­ни­ку Димит­рию Солунскому 

Святы́й и сла́вный великому́чениче Христо́в Дими́трие, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче с ве́рою притека́ющих к тебе́! Пред­стоя́ с дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испро­си́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам от всегуби́тельныя я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити град сей, оби́тель сию́ и вся́кую стра­ну́ христиа́нскую. Исхода́тайствуй у Царя́ ца́рствующих на вра­ги́ побе́ду и одоле́ние правосла́вным христиа́нам, всей держа́ве правосла́вной мир, тиши­ну́, тве́рдость в ве́ре и преспе́яние во благоче́стии; нам же, чту́щим честну́ю па́мять твою́, испро­си́ благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоутро́бное Влады́це на́шему Хри­сту́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное для ве́чнаго прославле́ния Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Луп­па (ок. 306). Вос­по­ми­на­ние вели­ко­го и страш­но­го тря­се­ния (зем­ле­тря­се­ния), быв­ше­го в Царь­гра­де (740). Прп. Фео­фи­ла Печер­ско­го, архи­еп. Нов­го­род­ско­го, в Дальн. пещ. (1482) Свт. Анто­ния Воло­год­ско­го (1588). Прп. Афа­на­сия Миди­кий­ско­го (ок. 814). Прп. Димит­рия Басар­бов­ско­го, Бол­гар­ско­го (1685).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму