8 июля. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фев­ро­ния дева
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фев­ро­ния дева постра­да­ла в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на (284 – 305). Она вос­пи­ты­ва­лась в мона­сты­ре в горо­де Сива­по­ле (Асси­рий­ская область). Насто­я­тель­ни­цей оби­те­ли была игу­ме­ния Ври­ен­на, тет­ка свя­той Фев­ро­нии. Игу­ме­ния, забо­тясь о спа­се­нии свя­той Фев­ро­нии, назна­чи­ла ей более стро­гий образ…

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фев­ро­ния дева постра­да­ла в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на (284 – 305). Она вос­пи­ты­ва­лась в мона­сты­ре в горо­де Сива­по­ле (Асси­рий­ская область). Насто­я­тель­ни­цей оби­те­ли была игу­ме­ния Ври­ен­на, тет­ка свя­той Фев­ро­нии. Игу­ме­ния, забо­тясь о спа­се­нии свя­той Фев­ро­нии, назна­чи­ла ей более стро­гий образ жиз­ни, чем осталь­ным ино­ки­ням. По уста­ву оби­те­ли, по пят­ни­цам сест­ры остав­ля­ли свои послу­ша­ния и весь день про­во­ди­ли в молит­ве и чте­нии Свя­щен­но­го Писа­ния. Обыч­но игу­ме­ния пору­ча­ла чте­ние свя­той Февронии.

Сла­ва о ее бла­го­че­сти­вой жиз­ни рас­про­стра­ни­лась по горо­ду. Знат­ная моло­дая вдо­ва Иерия, языч­ни­ца, ста­ла посе­щать свя­тую Фев­ро­нию. Под вли­я­ни­ем ее настав­ле­ний и молитв она при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние и при­ве­ла к Хри­сто­вой вере сво­их роди­те­лей и родственников.

И вот насту­пи­ло вре­мя, когда Дио­кли­ти­ан напра­вил в Асси­рию для истреб­ле­ния хри­сти­ан отряд вои­нов во гла­ве с Лиси­ма­хом, Сели­ном и При­мом. Вое­на­чаль­ник Селин, дядя Лиси­ма­ха, отли­чал­ся жесто­ко­стью в отно­ше­нии хри­сти­ан, а Лиси­мах был рас­по­ло­жен к ним, так как его мать ста­ра­лась вну­шить сыну любовь к хри­сти­ан­ской вере и умер­ла хри­сти­ан­кой. Лиси­мах дого­во­рил­ся со сво­им род­ствен­ни­ком При­мом по мере воз­мож­но­сти избав­лять хри­сти­ан от рук мучителей.

Когда отряд при­был на место, где он дол­жен выпол­нить при­каз Дио­кли­ти­а­на, то Прим с отря­дом вои­нов не нашел нико­го, кро­ме двух ста­риц и свя­той Фев­ро­нии. Он сожа­лел, что и они не скры­лись, и пред­ло­жил ино­ки­ням уйти. Но ино­ки­ни реши­ли не поки­дать места сво­их подви­гов и поло­жить­ся на волю Господню.

Когда свя­тую Фев­ро­нию со свя­зан­ны­ми рука­ми и цепью на шее при­ве­ли к Сели­ну, то он пред­ло­жил ей отка­зать­ся от веры во Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским богам, а вза­мен пообе­щал поче­сти, награ­ды и брак с Лиси­ма­хом. В ответ свя­тая дева твер­до и неустра­ши­мо отве­ти­ла, что име­ет Бес­смерт­но­го Жени­ха и не про­ме­ня­ет Его ни на какие зем­ные бла­га. Селин под­верг ее жесто­ким мукам. Свя­тая моли­лась: «Спа­си­тель мой, не покинь меня в этот страш­ный час!» Муче­ни­цу дол­го били, кровь ручья­ми тек­ла из ран. Что­бы уве­ли­чить стра­да­ния свя­той Фев­ро­нии, ее под­ве­си­ли на дере­ве и разо­жгли под ней огонь.

Муче­ния были так бес­че­ло­веч­ны, что народ стал кри­ком тре­бо­вать пре­кра­ще­ния истя­за­ния ни в чем не повин­ной девуш­ки. Но Селин про­дол­жал изде­вать­ся и насме­хать­ся над муче­ни­цей. Свя­тая Фев­ро­ния мол­ча­ла. От сла­бо­сти она не мог­ла гово­рить ни сло­ва. В яро­сти Селин при­ка­зал вырвать ей язык, выбить зубы, отре­зать гру­ди и, нако­нец, отсечь обе руки и ноги. Люди не выно­си­ли ужас­но­го зре­ли­ща и ухо­ди­ли с места муче­ния, про­кли­ная Дио­кли­ти­а­на и его богов. Нако­нец, свя­той муче­ни­це Фев­ро­нии отсек­ли голову.

Со сле­за­ми Лизи­мах смот­рел на казнь Фев­ро­нии и, рас­по­ря­див­шись, что­бы охра­ня­ли ее остан­ки, с глу­бо­кой скор­бью уда­лил­ся. Селе­ний воз­вра­щал­ся домой так­же в сму­ще­нии. Сна­ча­ла на него напал страх, а потом в поры­ве бешен­ства он уда­рил­ся голо­вой в мра­мор­ный столб и упал замерт­во. Пора­жен­ный смер­тью дяди, Лизи­мах воскликнул:
- Велик Бог христианский!

Потом, при­звав При­му­са, про­сил устро­ить почет­ное погре­бе­ние заму­чен­ной хри­сти­ан­ки. Оно совер­ши­лось в тот же вечер в оби­те­ли, при мно­го­чис­лен­ном сте­че­нии наро­да, сла­вив­ше­го Бога, кото­рый дал силу муче­ни­це совер­шить до кон­ца страш­ный подвиг. При­мус и Лизи­мах при­ня­ли хри­сти­ан­скую веру.

Еже­год­но, в день муче­ни­че­ской кон­чи­ны свя­той Фев­ро­нии, в оби­те­ли совер­ша­лось тор­же­ство. Во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния сест­ры оби­те­ли все­гда виде­ли свя­тую Фев­ро­нию, кото­рая зани­ма­ла свое обыч­ное место в хра­ме. От мощей свя­той муче­ни­цы совер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чуде­са и исце­ле­ния. Житие свя­той Фев­ро­нии было напи­са­но сви­де­тель­ни­цей ее подви­га ино­ки­ней Фомаидой.

В 363 году мощи свя­той Фев­ро­нии были пере­не­се­ны в Константинополь.

Тро­парь, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Февро́ния /​зове́т ве́лиим гла́сом: /​Тебе́, Жени­ше́ мой, люб­лю́, /​и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую, /​и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Тво­е­му́, /​и страж­ду́ Тебе́ ра́ди, /​я́ко да ца́рствую в Тебе́, /​и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, /​но, я́ко же́ртву непоро́чную, при­и­ми́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́. /​/​Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 6

Жени­ше́ мой, сладча́йший Хри­сте́, — взыва́ше Февро́ния, — /​не тру́дно ми тещи́ во след Тебе́, /​и́бо сла́дость люб­ве́ Тво­ея́ ду́шу мою́ наде́ждею впе­ри́ /​и кра­со­та́ ми́лости Тво­ея́ се́рдце мое́ усла­ди́ /​испи́ти ча́шу страда́ний по Тебе́, /​да досто́йну мя в черто́зе с му́дрыми де́вами ликовствова́ти о Тебе́ сопричте́ши. /​Те́мже, преподо́бная страстоте́рпице, /​почита́юще по́двиги трудо́в твои́х, мо́лим тя: /​/​моли́ не затвори́тися и нам черто́га две́рем.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпице свя­тая Февро́ние, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши за нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Блгв. кн. Пет­ра, в ино­че­стве Дави­да, и кн. Фев­ро­нии, в ино­че­стве Евфро­си­нии, Муром­ских, чудо­твор­цев (1228). Мцц. Евфро­си­нии и Фео­до­ры. Свв. Кон­стан­ти­на и Фео­до­ра. Прмц. Лео­ни­ды, Ливии и Евтро­пии. Прпп. Симео­на; Дио­ни­сия и Доме­тия, спо­движ­ни­ка его, Афон­ских. Прп. Дал­ма­та Исет­ско­го, Перм­ско­го (1697). Пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Про­ко­пия Смирн­ско­го. Сщмчч. Нико­лая (Брян­це­ва) и Васи­лия пре­сви­те­ров. Прп. Нико­на Беля­е­ва, исп., Оптин­ско­го, (1931). свя­щен­но­му­че­ни­ка Васи­лия пре­сви­те­ра. Сщмч. Васи­лия Мили­ци­на пре­сви­те­ра (1918). Сщмч. Васи­лия Про­то­по­по­ва пре­сви­те­ра (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму