Преподобномученица Феврония дева пострадала в царствование Диоклитиана (284 – 305). Она воспитывалась в монастыре в городе Сиваполе (Ассирийская область). Настоятельницей обители была игумения Вриенна, тетка святой Февронии. Игумения, заботясь о спасении святой Февронии, назначила ей более строгий образ жизни, чем остальным инокиням. По уставу обители, по пятницам сестры оставляли свои послушания и весь день проводили в молитве и чтении Священного Писания. Обычно игумения поручала чтение святой Февронии.
Слава о ее благочестивой жизни распространилась по городу. Знатная молодая вдова Иерия, язычница, стала посещать святую Февронию. Под влиянием ее наставлений и молитв она приняла Святое Крещение и привела к Христовой вере своих родителей и родственников.
И вот наступило время, когда Диоклитиан направил в Ассирию для истребления христиан отряд воинов во главе с Лисимахом, Селином и Примом. Военачальник Селин, дядя Лисимаха, отличался жестокостью в отношении христиан, а Лисимах был расположен к ним, так как его мать старалась внушить сыну любовь к христианской вере и умерла христианкой. Лисимах договорился со своим родственником Примом по мере возможности избавлять христиан от рук мучителей.
Когда отряд прибыл на место, где он должен выполнить приказ Диоклитиана, то Прим с отрядом воинов не нашел никого, кроме двух стариц и святой Февронии. Он сожалел, что и они не скрылись, и предложил инокиням уйти. Но инокини решили не покидать места своих подвигов и положиться на волю Господню.
Когда святую Февронию со связанными руками и цепью на шее привели к Селину, то он предложил ей отказаться от веры во Христа и принести жертву языческим богам, а взамен пообещал почести, награды и брак с Лисимахом. В ответ святая дева твердо и неустрашимо ответила, что имеет Бессмертного Жениха и не променяет Его ни на какие земные блага. Селин подверг ее жестоким мукам. Святая молилась: «Спаситель мой, не покинь меня в этот страшный час!» Мученицу долго били, кровь ручьями текла из ран. Чтобы увеличить страдания святой Февронии, ее подвесили на дереве и разожгли под ней огонь.
Мучения были так бесчеловечны, что народ стал криком требовать прекращения истязания ни в чем не повинной девушки. Но Селин продолжал издеваться и насмехаться над мученицей. Святая Феврония молчала. От слабости она не могла говорить ни слова. В ярости Селин приказал вырвать ей язык, выбить зубы, отрезать груди и, наконец, отсечь обе руки и ноги. Люди не выносили ужасного зрелища и уходили с места мучения, проклиная Диоклитиана и его богов. Наконец, святой мученице Февронии отсекли голову.
Со слезами Лизимах смотрел на казнь Февронии и, распорядившись, чтобы охраняли ее останки, с глубокой скорбью удалился. Селений возвращался домой также в смущении. Сначала на него напал страх, а потом в порыве бешенства он ударился головой в мраморный столб и упал замертво. Пораженный смертью дяди, Лизимах воскликнул:
- Велик Бог христианский!
Потом, призвав Примуса, просил устроить почетное погребение замученной христианки. Оно совершилось в тот же вечер в обители, при многочисленном стечении народа, славившего Бога, который дал силу мученице совершить до конца страшный подвиг. Примус и Лизимах приняли христианскую веру.
Ежегодно, в день мученической кончины святой Февронии, в обители совершалось торжество. Во время всенощного бдения сестры обители всегда видели святую Февронию, которая занимала свое обычное место в храме. От мощей святой мученицы совершались многочисленные чудеса и исцеления. Житие святой Февронии было написано свидетельницей ее подвига инокиней Фомаидой.
В 363 году мощи святой Февронии были перенесены в Константинополь.
Тропарь, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Февро́ния /зове́т ве́лиим гла́сом: /Тебе́, Женише́ мой, люблю́, /и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую, /и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́, /и стражду́ Тебе́ ра́ди, /я́ко да ца́рствую в Тебе́, /и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, /но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́. //Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 6
Женише́ мой, сладча́йший Христе́, — взыва́ше Февро́ния, — /не тру́дно ми тещи́ во след Тебе́, /и́бо сла́дость любве́ Твоея́ ду́шу мою́ наде́ждею впери́ /и красота́ ми́лости Твоея́ се́рдце мое́ услади́ /испи́ти ча́шу страда́ний по Тебе́, /да досто́йну мя в черто́зе с му́дрыми де́вами ликовствова́ти о Тебе́ сопричте́ши. /Те́мже, преподо́бная страстоте́рпице, /почита́юще по́двиги трудо́в твои́х, мо́лим тя: //моли́ не затвори́тися и нам черто́га две́рем.
Величание
Велича́ем тя, /страстоте́рпице святая Февро́ние, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши за нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228). Мцц. Евфросинии и Феодоры. Свв. Константина и Феодора. Прмц. Леониды, Ливии и Евтропии. Прпп. Симеона; Дионисия и Дометия, сподвижника его, Афонских. Прп. Далмата Исетского, Пермского (1697). Преподобномученика Прокопия Смирнского. Сщмчч. Николая (Брянцева) и Василия пресвитеров. Прп. Никона Беляева, исп., Оптинского, (1931). священномученика Василия пресвитера. Сщмч. Василия Милицина пресвитера (1918). Сщмч. Василия Протопопова пресвитера (1940).