8 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Фео­дор, игу­мен Сту­дий­ский (Пере­не­се­ние мощей, 845)
Родил­ся в 758 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле и полу­чил широ­кое и раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Глу­бо­ко изу­чив Св. Писа­ние, свя­той Фео­дор успеш­но про­ти­во­сто­ял ере­ти­кам-ико­но­бор­цам в дис­пу­тах о пра­во­слав­ной вере. При­няв ино­че­ство, под­ви­зал­ся в устро­ен­ной его дядей Пла­то­ном, оби­те­ли Саку­ди­он…

Родил­ся в 758 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле и полу­чил широ­кое и раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Глу­бо­ко изу­чив Св. Писа­ние, свя­той Фео­дор успеш­но про­ти­во­сто­ял ере­ти­кам-ико­но­бор­цам в дис­пу­тах о пра­во­слав­ной вере. При­няв ино­че­ство, под­ви­зал­ся в устро­ен­ной его дядей Пла­то­ном, оби­те­ли Саку­ди­он (неда­ле­ко от горы Олимп в Вифи­нии), в кото­рой поз­же стал насто­я­те­лем, пода­вая сво­ей жиз­нью высо­кий при­мер доб­ро­де­те­ли. В 796 г. за рев­ность о хра­не­нии цер­ков­ных пра­вил и обли­че­ние без­за­ко­ния импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Баг­ря­но­род­но­го после жесто­ких муче­ний был сослан в зато­че­ние в г. Солунь.

В цар­ство­ва­ние импе­ра­три­цы Ири­ны пре­по­доб­ный был воз­вра­щен из ссыл­ки и полу­чил в управ­ле­ние запу­стев­ший Сту­дий­ский мона­стырь. Ско­ро в оби­те­ли собра­лось до тыся­чи ино­ков. Для управ­ле­ния мона­сты­рем пре­по­доб­ный Фео­дор соста­вил обще­жи­тель­ный устав мона­ше­ской жиз­ни, полу­чив­ший назва­ние Сту­дий­ско­го, а бла­жен­ный насто­я­тель — наиме­но­ва­ние Сту­ди­та (ок. 1065 г этот устав был при­нят пре­по­доб­ным Фео­до­си­ем в в (27 авгу­ста — пере­не­се­ние мощей) Печер­ском мона­сты­ре и отсю­да рас­про­стра­нил­ся по всем рус­ским оби­те­лям). Перу пре­по­доб­но­го так­же при­над­ле­жит нема­ло душе­по­лез­ных книг, похваль­ные сло­ва на Гос­под­ские и Бого­ро­дич­ные празд­ни­ки, мно­гие кано­ны и трипеснцы.

При импе­ра­то­рах Ники­фо­ре I (802 – 811 гг.) и Льве Армя­нине (813 – 820 гг.) св. Фео­дор мно­го постра­дал за ико­но­по­чи­та­ние и пре­тер­пел зато­че­ние сна­ча­ла в Илли­рии, в кре­по­сти Мето­па, а затем в Ана­то­лии, в Бони­те. После смер­ти Льва Армя­ни­на пре­по­доб­ный Фео­дор, осво­бож­ден­ный из зато­че­ния, посе­лил­ся в г. Хер­со­не­се (Вифи­ния).

Несмот­ря на тяже­лый недуг, он еже­днев­но совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию и поучал бра­тию. Здесь он мир­но скон­чал­ся в 826 г. В тот же час пре­по­доб­но­му Илла­ри­о­ну Дал­мат­ско­му (память 6/​19 июня) была откры­та Гос­по­дом бла­жен­ная кон­чи­на угод­ни­ка Божия. Он уви­дел, как вос­си­ял свет небес­ный, послы­ша­лось ангель­ское пение и голос: «Это душа пре­по­доб­но­го Фео­до­ра, постра­дав­ше­го даже до кро­ви за свя­тые ико­ны, отхо­дит ко Господу».

В 845 г. мощи пре­по­доб­но­го Фео­до­ра были пере­не­се­ны в Сту­дий­ский мона­стырь. Его брат, пре­по­доб­ный Иосиф, епи­скоп Солун­ский тоже постра­дал от ико­но­бор­цев, и скон­чал­ся в 830 г. в Сту­дий­ском мона­сты­ре, где почи­ва­ют и мощи его.

Пре­по­доб­ный Фео­дор как при жиз­ни, так и по кон­чине совер­шил мно­го чудес. При­зы­ва­ю­щие имя его избав­ля­лись от пожа­ров, от напа­де­ния диких зве­рей, полу­ча­ли исце­ле­ние недугов.

Тро­парь, глас 8

Пра­во­сла́вия наста́в­ни­че, /​бла­го­че́­стия учи́­те­лю и чисто­ты́, /​все­ле́н­ныя све­ти́ль­ни­че, /​мона́­ше­ству­ю­щих Бого­дух­но­ве́н­ное удоб­ре́­ние, /​Фео­́­до­ре пре­му́д­ре, /​уче́нь­ми тво­и́­ми вся про­све­ти́л еси́, /​цев­ни́­це духо́в­ная, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́­га спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

По́ст­ни­че­ское и рав­но­а́н­гель­ное жити­е́ тво­е́ /​стра­да́ль­че­ски­ми уяс­ни́л еси́ по́­дви­ги /​и А́н­ге­лом совсе­́ль­ник, Бого­бла­же́нне, яви́л­ся еси́, Фео­́­до­ре. /​С ни́­ми Хри­сту́ Бо́­гу моля́­ся /​/​не пре­ста́й о всех нас.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Фео­́­до­ре, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́хов/​/​и собе­се́д­ни­че А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Фео­до­ру Студиту

О свя­ще́н­ная гла­во́, пре­по­до́бне о́т­че, преб­ла­же́нне а́вво Фео­́­до­ре! Не забу́­ди убо́­гих тво­и́х до кон­ца́, но поми­на́й нас все­гда́ во свя­ты­́х тво­и́х и бла­го­при­я́т­ных моли́твах к Бо́­гу! Помя­ни́ ста́­до тво­е́, е́же сам упасл еси́, и не забу́­ди посе­ща́ти чад тво­и́х. Моли́ за ны, о́т­че свя­ще́н­ный, за де́ти тво­я́ духо́в­ныя, я́ко име́яй дерз­но­ве́­ние к Небе́с­но­му Царю́; не пре­мол­чи́ за ны ко Го́с­по­ду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́­щих тя. Поми­на́й нас недо­сто́й­ных у Пре­сто́­ла Все­дер­жи́­те­ля, и не пре­ста́й моля́­ся о нас ко Хри­сту́ Бо́­гу: и́бо дана́ тебе́ бысть бла­го­да́ть за ны моли́ти­ся. Не мним бо тя су́­ща ме́рт­ва: а́ще бо те́­лом и пре­ста́вил­ся еси́ от нас, но и по сме́р­ти жив сый пре­бы­ва́е­ши. Не отсту­па́й от нас ду́­хом, сохра­ня́я нас от стрел вра́­жи­их и вся́кия пре́ле­сти бесо́в­ския и ко́з­ней диа́воль­ских, па́­сты­рю наш до́брый. А́ще бо и моще́й тво­и́х ра́ка пред очи́­ма на́­ши­ма ви́­ди­ма есть все­гда́, но свя­та́я тво­я́ душа́ со А́н­гель­ски­ми во́ин­ства­ми, со Без­п­ло́т­ны­ми ли́ки, с Небе́с­ны­ми си́­ла­ми, у Пре­сто́­ла Все­дер­жи́­те­ле­ва пред­сто­я́­щи, досто́й­но весе­ли́т­ся. Ве́­ду­ще у́бо тя вои́­стин­ну и по сме́р­ти жи́­ва су́­ща, тебе́ при­па́­да­ем и тебе́ мо́­лим­ся: моли́­ся о нас Все­си́ль­но­му Бо́­гу, о по́ль­зе душ на́­ших, и испро­си́ нам вре́­мя на пока­я́­ние, да невоз­бра́н­но пре́й­дем от зем­ли́ на Не́­бо, от мыта́рств же го́рь­ких, бесо́в, воз­ду́ш­ных кня­зе́й и от ве́ч­ныя му́ки да изба́вим­ся, и Небе́с­на­го Ца́р­ствия насле́д­ни­цы да бу́­дем со все­́­ми пра́вед­ны­ми, от ве́ка уго­ди́в­ши­ми Бо́­гу на́­ше­му Иису́­су Хри­сту́; Ему́­же подо­ба́ет вся́кая сла́­ва, честь и покло­не́­ние, со Без­на­ча́ль­ным Его́ Отце́м и с Пре­свя­ты­́м и Бла­ги́м и Живо­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прпп. Ксе­но­фон­та, супру­ги его Марии и сыно­вей их Арка­дия и Иоан­на (V – VI). Мчч. Ана­нии пре­сви­те­ра, Пет­ра, тем­нич­но­го стра­жа, и с ними 7‑ми вои­нов (295); 2‑х муче­ни­ков, во Фри­гии постра­дав­ших. Прп. Симео­на Вет­хо­го (ок. 390). Свя­той Пав­лы вдо­вы (404). Свтт. Аммо­на (IV); Иоси­фа (830), еп. Солун­ско­го. Гав­ри­и­ла, иг. Иеру­са­лим­ско­го (V); Кли­мен­та Столп­ни­ка (1111). Блгв. Дави­да III, Воз­об­но­ви­те­ля, царя Иве­рии и Абха­зии (1125). Прп. Ксе­но­фон­та Робей­ско­го (1262). Мч. Иоан­на (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму