8 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Фео­дор, игу­мен Сту­дий­ский (Пере­не­се­ние мощей, 845)
Родил­ся в 758 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле и полу­чил широ­кое и раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Глу­бо­ко изу­чив Св. Писа­ние, свя­той Фео­дор успеш­но про­ти­во­сто­ял ере­ти­кам-ико­но­бор­цам в дис­пу­тах о пра­во­слав­ной вере. При­няв ино­че­ство, под­ви­зал­ся в устро­ен­ной его дядей Пла­то­ном, оби­те­ли Саку­ди­он…

Родил­ся в 758 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле и полу­чил широ­кое и раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Глу­бо­ко изу­чив Св. Писа­ние, свя­той Фео­дор успеш­но про­ти­во­сто­ял ере­ти­кам-ико­но­бор­цам в дис­пу­тах о пра­во­слав­ной вере. При­няв ино­че­ство, под­ви­зал­ся в устро­ен­ной его дядей Пла­то­ном, оби­те­ли Саку­ди­он (неда­ле­ко от горы Олимп в Вифи­нии), в кото­рой поз­же стал насто­я­те­лем, пода­вая сво­ей жиз­нью высо­кий при­мер доб­ро­де­те­ли. В 796 г. за рев­ность о хра­не­нии цер­ков­ных пра­вил и обли­че­ние без­за­ко­ния импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Баг­ря­но­род­но­го после жесто­ких муче­ний был сослан в зато­че­ние в г. Солунь.

В цар­ство­ва­ние импе­ра­три­цы Ири­ны пре­по­доб­ный был воз­вра­щен из ссыл­ки и полу­чил в управ­ле­ние запу­стев­ший Сту­дий­ский мона­стырь. Ско­ро в оби­те­ли собра­лось до тыся­чи ино­ков. Для управ­ле­ния мона­сты­рем пре­по­доб­ный Фео­дор соста­вил обще­жи­тель­ный устав мона­ше­ской жиз­ни, полу­чив­ший назва­ние Сту­дий­ско­го, а бла­жен­ный насто­я­тель — наиме­но­ва­ние Сту­ди­та (ок. 1065 г этот устав был при­нят пре­по­доб­ным Фео­до­си­ем в в (27 авгу­ста — пере­не­се­ние мощей) Печер­ском мона­сты­ре и отсю­да рас­про­стра­нил­ся по всем рус­ским оби­те­лям). Перу пре­по­доб­но­го так­же при­над­ле­жит нема­ло душе­по­лез­ных книг, похваль­ные сло­ва на Гос­под­ские и Бого­ро­дич­ные празд­ни­ки, мно­гие кано­ны и трипеснцы.

При импе­ра­то­рах Ники­фо­ре I (802 – 811 гг.) и Льве Армя­нине (813 – 820 гг.) св. Фео­дор мно­го постра­дал за ико­но­по­чи­та­ние и пре­тер­пел зато­че­ние сна­ча­ла в Илли­рии, в кре­по­сти Мето­па, а затем в Ана­то­лии, в Бони­те. После смер­ти Льва Армя­ни­на пре­по­доб­ный Фео­дор, осво­бож­ден­ный из зато­че­ния, посе­лил­ся в г. Хер­со­не­се (Вифи­ния).

Несмот­ря на тяже­лый недуг, он еже­днев­но совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию и поучал бра­тию. Здесь он мир­но скон­чал­ся в 826 г. В тот же час пре­по­доб­но­му Илла­ри­о­ну Дал­мат­ско­му (память 6/​19 июня) была откры­та Гос­по­дом бла­жен­ная кон­чи­на угод­ни­ка Божия. Он уви­дел, как вос­си­ял свет небес­ный, послы­ша­лось ангель­ское пение и голос: «Это душа пре­по­доб­но­го Фео­до­ра, постра­дав­ше­го даже до кро­ви за свя­тые ико­ны, отхо­дит ко Господу».

В 845 г. мощи пре­по­доб­но­го Фео­до­ра были пере­не­се­ны в Сту­дий­ский мона­стырь. Его брат, пре­по­доб­ный Иосиф, епи­скоп Солун­ский тоже постра­дал от ико­но­бор­цев, и скон­чал­ся в 830 г. в Сту­дий­ском мона­сты­ре, где почи­ва­ют и мощи его.

Пре­по­доб­ный Фео­дор как при жиз­ни, так и по кон­чине совер­шил мно­го чудес. При­зы­ва­ю­щие имя его избав­ля­лись от пожа­ров, от напа­де­ния диких зве­рей, полу­ча­ли исце­ле­ние недугов.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и чисто­ты́, /​вселе́нныя свети́льниче, /​мона́шествующих Богодухнове́нное удобре́ние, /​Фео́доре прему́дре, /​уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, /​цевни́це духо́вная, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́ /​страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги /​и А́нгелом совсе́льник, Богоблаже́нне, яви́лся еси́, Фео́доре. /​С ни́ми Хри­сту́ Бо́гу моля́ся /​/​не преста́й о всех нас.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Фео́доре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Фео­до­ру Студиту

О свяще́нная гла­во́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Фео́доре! Не забу́ди убо́гих твои́х до кон­ца́, но помина́й нас все­гда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу! Помя­ни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́; не пре­мол­чи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́теля, и не преста́й моля́ся о нас ко Хри­сту́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть все­гда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствами, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испро­си́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от зем­ли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Бо́гу на́шему Иису́су Хри­сту́; Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прпп. Ксе­но­фон­та, супру­ги его Марии и сыно­вей их Арка­дия и Иоан­на (V – VI). Мчч. Ана­нии пре­сви­те­ра, Пет­ра, тем­нич­но­го стра­жа, и с ними 7‑ми вои­нов (295); 2‑х муче­ни­ков, во Фри­гии постра­дав­ших. Прп. Симео­на Вет­хо­го (ок. 390). Свя­той Пав­лы вдо­вы (404). Свтт. Аммо­на (IV); Иоси­фа (830), еп. Солун­ско­го. Гав­ри­и­ла, иг. Иеру­са­лим­ско­го (V); Кли­мен­та Столп­ни­ка (1111). Блгв. Дави­да III, Воз­об­но­ви­те­ля, царя Иве­рии и Абха­зии (1125). Прп. Ксе­но­фон­та Робей­ско­го (1262). Мч. Иоан­на (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму