8 декаб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент, папа Римский8 декаб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент, папа Римский
Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент, папа Рим­ский, родил­ся в Риме в бога­той и знат­ной семье. Силой обсто­я­тельств с дет­ства раз­лу­чен­ный с роди­те­ля­ми, Кли­мент вос­пи­ты­вал­ся у чужих людей. Живя в Риме, юно­ша полу­чил пре­крас­ное обра­зо­ва­ние, был окру­жен рос­ко­шью, при­бли­жен к…

Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент, папа Рим­ский, родил­ся в Риме в бога­той и знат­ной семье. Силой обсто­я­тельств с дет­ства раз­лу­чен­ный с роди­те­ля­ми, Кли­мент вос­пи­ты­вал­ся у чужих людей. Живя в Риме, юно­ша полу­чил пре­крас­ное обра­зо­ва­ние, был окру­жен рос­ко­шью, при­бли­жен к импе­ра­тор­ско­му дво­ру. Но его не радо­ва­ли уте­хи, язы­че­ская пре­муд­рость не увле­ка­ла его. Он стал заду­мы­вать­ся над смыс­лом жиз­ни. Когда в сто­ли­цу дошли вести о Хри­сте и Его уче­нии, свя­той Кли­мент оста­вил дом и име­ние и отпра­вил­ся в те зем­ли, где про­по­ве­до­ва­ли апостолы.

В Алек­сан­дрии Кли­мент встре­тил свя­то­го апо­сто­ла Вар­на­ву, сло­ва кото­ро­го слу­шал с глу­бо­ким вни­ма­ни­ем, всем серд­цем вос­при­ни­мая силу и исти­ну Сло­ва Божия. При­быв в Пале­сти­ну, свя­той Кли­мент при­нял Кре­ще­ние от свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра и стал его рев­ност­ным уче­ни­ком и посто­ян­ным спут­ни­ком, раз­де­ляя с ним его тру­ды и стра­да­ния. Свя­той апо­стол Петр неза­дол­го до сво­их стра­да­ний руко­по­ло­жил свя­то­го Кли­мен­та во епи­ско­па горо­да Рима. После кон­чи­ны апо­сто­ла, а за ним свя­то­го Лина, епи­ско­па Рим­ско­го (67 – 79), и его пре­ем­ни­ка, свя­то­го епи­ско­па Ана­кле­та (79 – 91), на Рим­ской кафед­ре нахо­дил­ся свя­той Кли­мент (с 92 по 101 год).

Доб­ро­де­тель­ная жизнь, мило­сер­дие и молит­вен­ный подвиг свя­то­го папы Кли­мен­та обра­ти­ли мно­гих ко Хри­сту. Так, одна­жды в день Пас­хи им были кре­ще­ны сра­зу 424 чело­ве­ка. Сре­ди кре­ще­ных были люди всех сосло­вий: рабы, пра­ви­те­ли, чле­ны импе­ра­тор­ской семьи. Языч­ни­ки, видя успе­хи его апо­столь­ской про­по­ве­ди, донес­ли на свя­ти­те­ля Кли­мен­та импе­ра­то­ру Тра­я­ну (98 – 117), обви­нив свя­то­го в том, что он хулит язы­че­ских богов. Импе­ра­тор изгнал свя­то­го Кли­мен­та из сто­ли­цы, отпра­вив его в Крым, на рабо­ты в инкер­ман­ские каме­но­лом­ни неда­ле­ко от горо­да Хер­со­не­са. Мно­гие из уче­ни­ков свя­ти­те­ля после­до­ва­ли за ним, пред­по­чтя доб­ро­воль­ное изгна­ние раз­лу­ке с духов­ным отцом. При­быв на место ссыл­ки, свя­той Кли­мент встре­тил мно­го веру­ю­щих хри­сти­ан, осуж­ден­ных рабо­тать в тяже­лых усло­ви­ях, совер­шен­но без воды. Он помо­лил­ся вме­сте с осуж­ден­ны­ми, и Гос­подь в обра­зе Агн­ца явил ему место источ­ни­ка, из кото­ро­го изли­лась целая река. Это чудо при­влек­ло к свя­ти­те­лю Кли­мен­ту мно­же­ство людей. Слу­шая рев­ност­но­го про­по­вед­ни­ка, сот­ни языч­ни­ков обра­ща­лись ко Хри­сту. Каж­дый день кре­сти­лось по 500 чело­век и более. И там, в каме­но­лом­нях, был выруб­лен храм, в кото­ром он священнодействовал.

Апо­столь­ская дея­тель­ность свя­то­го вызва­ла гнев импе­ра­то­ра Тра­я­на, и он при­ка­зал уто­пить свя­то­го Кли­мен­та. Муче­ни­ка вверг­ли в море с яко­рем на шее. Это про­изо­шло в 101 году.

По молит­вам вер­ных уче­ни­ков свя­ти­те­ля, Кор­ни­лия и Фивы и все­го наро­да море ото­шло, и люди нашли на дне в неру­ко­твор­ном хра­ме (“Ангель­ской церк­ви”) нетлен­ное тело сво­е­го пас­ты­ря. После это­го еже­год­но в день муче­ни­че­ской кон­чи­ны свя­ти­те­ля Кли­мен­ты море отсту­па­ло и в тече­ние семи дней хри­сти­ане мог­ли покло­нять­ся свя­тым его мощам. Толь­ко в IX веке, во вре­мя цар­ство­ва­ния Кон­стан­ти­но­поль­ско­го импе­ра­то­ра Ники­фо­ра (802 – 811), по Божи­е­му попу­ще­нию, мощи свя­то­го Кли­мен­та ста­ли недо­ступ­ны для покло­не­ния на 50 лет.

При импе­ра­то­ре Миха­и­ле и мате­ри его Фео­до­ре (855 – 867) Хер­со­нес посе­ти­ли рав­ноап­о­столь­ные Кирилл и Мефо­дий. Узнав о сокры­тых мощах свя­то­го Кли­мен­та, они побу­ди­ли епи­ско­па Хер­со­нес­ско­го Геор­гия к собор­ной молит­ве ко Гос­по­ду об откры­тии мощей свя­щен­но­му­че­ни­ка. После собор­но­го слу­же­ния свя­тых Кирил­ла и Мефо­дия и при­быв­ше­го с ними из Царь­гра­да духо­вен­ства и усерд­ной молит­вы все собрав­ших­ся на поверх­но­сти моря в пол­ночь чудес­но появи­лись свя­тые мощи епи­ско­па Кли­мен­та. Их тор­же­ствен­но пере­нес­ли в город в цер­ковь свя­тых Апо­сто­лов. Часть мощей была при­не­се­на свя­ты­ми Кирил­лом и Мефо­ди­ем в Рим, а свя­тая гла­ва впо­след­ствии при­не­се­на в Киев свя­тым рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром († 1015) и поло­же­на в Деся­тин­ной церк­ви вме­сте с моща­ми свя­то­го Фивы, где был устро­ен при­дел во имя свя­то­го Кли­мен­та. Память свя­щен­но­му­че­ни­ка свя­то чтит­ся в Рос­сии. Издрев­ле ему посвя­ща­лись мно­гие храмы.

Свя­ти­тель Кли­мент, кото­ро­го отно­сят к мужам апо­столь­ским, оста­вил нам духов­ное насле­дие – два посла­ния к Корин­фя­нам – пер­вые после писа­ний свя­тых Апо­сто­лов пись­мен­ные памят­ни­ки хри­сти­ан­ско­го уче­ния. (Они изда­ны в рус­ском пере­во­де в “Писа­ни­ях мужей апостольских”.)

Тро­парь, глас 4

И́же от Бо́га чудоде́йствы /​пресла́вно удивля́я вселе́нныя кон­цы́ ми́ра, /​свяще́нный страда́льче, /​па́че есте­ства́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние /​в честне́й па́мяти твое́й /​все­гда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти це́рковь /​чуде́сным твои́м моще́м, /​и по всенаро́дном хожде́нии /​мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши, /​Кли́менте преди́вный, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна /​всем лоза́ яви́ся, /​ка́плющи сла́дость прему́дрости, /​моли́твами твои́ми, всече́стне, /​да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ песнь мы́сленную принесе́м, /​Кли́менте свя́те, /​/​спа­си́ рабы́ твоя́.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Кли́менте, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Кли­мен­ту, папе Римскому

О вели́кий чудотво́рче, священному́чениче Кли́менте! Приклони́ся ны́не к на́шим воздыха́нием серде́чным и помо­зи́ нам во вре́менном житии́ сем твори́ти вся в зако́не Бо́жии предло́женная, вся́каго же гре­ха́ отмета́тися. Ты, вели́кий подви́жниче, от ю́ности тво­ея́ кле­ве­ты́ претерпе́вый, мно́гия же боле́зни душе́вныя и тру­ды́ понесы́й, помоли́ся ко Го́споду Бо́гу о нас, гре́шных и недосто́йных раб Бо́жиих (име­на), да твои́м предста́тельством и заступле́нием пода́ст Всеблаги́й и нам, гре́шным, си́лу и кре́пость во благоду́шии претерпева́ти кле­ве­ты́ челове́ческия и я́же на зем­ли́ ско́рби и сохрани́ти за́поведи Его́, да просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Го́спода Бо́га и Его́ благода́ть, да́нную тебе́, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Отда­ние празд­ни­ка Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Сщмч. Пет­ра, архи­еп. Алек­сан­дрий­ско­го (311). Свт. Кли­мен­та, архи­еп. Охрид­ско­го, про­све­ти­те­ля Слове́нского, Бол­гар­ско­го (916). Сщмч. Сера­фи­ма (Ост­ро­умо­ва), архи­еп. Смо­лен­ско­го (1937). Прп. Пет­ра мол­чаль­ни­ка (ок. 429). Прмц. Маг­да­ли­ны (Забе­ли­ной) ин. (1931) Сщмч. Гри­го­рия Вои­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Вла­ди­мир­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Парий­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Кос­мы Корот­ких пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Тара­со­ва пре­св. (1937) Сщмч. Симео­на Афонь­ки­на пре­св. (1937) Сщмч. Ила­ри­о­на Соло­вье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Яро­сла­ва Савиц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Вер­шин­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Яну­ше­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вик­то­ра Смир­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Андрея Шерш­не­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вар­ла­а­ма Попо­ва пре­св. (1937) Мч. Пав­ла Кузов­ко­ва (1937). Мч. Нико­лая Коп­нин­ско­го (1938). Икон Божи­ей Мате­ри Двин­ской (в Циг­ло­мине); Иса­а­ков­ской (1661).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму