Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.
В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67 – 79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79 – 91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).
Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98 – 117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.
Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.
По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме (“Ангельской церкви”) нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802 – 811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.
При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855 – 867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы все собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром († 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.
Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в “Писаниях мужей апостольских”.)
Тропарь, глас 4
И́же от Бо́га чудоде́йствы /пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра, /свяще́нный страда́льче, /па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние /в честне́й па́мяти твое́й /всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти це́рковь /чуде́сным твои́м моще́м, /и по всенаро́дном хожде́нии /мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши, /Кли́менте преди́вный, //моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2
Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна /всем лоза́ яви́ся, /ка́плющи сла́дость прему́дрости, /моли́твами твои́ми, всече́стне, /да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ песнь мы́сленную принесе́м, /Кли́менте свя́те, //спаси́ рабы́ твоя́.
Величание
Велича́ем тя, /священному́чениче Кли́менте, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва священномученику Клименту, папе Римскому
О вели́кий чудотво́рче, священному́чениче Кли́менте! Приклони́ся ны́не к на́шим воздыха́нием серде́чным и помози́ нам во вре́менном житии́ сем твори́ти вся в зако́не Бо́жии предло́женная, вся́каго же греха́ отмета́тися. Ты, вели́кий подви́жниче, от ю́ности твоея́ клеветы́ претерпе́вый, мно́гия же боле́зни душе́вныя и труды́ понесы́й, помоли́ся ко Го́споду Бо́гу о нас, гре́шных и недосто́йных раб Бо́жиих (имена), да твои́м предста́тельством и заступле́нием пода́ст Всеблаги́й и нам, гре́шным, си́лу и кре́пость во благоду́шии претерпева́ти клеветы́ челове́ческия и я́же на земли́ ско́рби и сохрани́ти за́поведи Его́, да просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Го́спода Бо́га и Его́ благода́ть, да́нную тебе́, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмч. Петра, архиеп. Александрийского (311). Свт. Климента, архиеп. Охридского, просветителя Слове́нского, Болгарского (916). Сщмч. Серафима (Остроумова), архиеп. Смоленского (1937). Прп. Петра молчальника (ок. 429). Прмц. Магдалины (Забелиной) ин. (1931) Сщмч. Григория Воинова пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Владимирского пресв. (1937) Сщмч. Василия Парийского пресв. (1937) Сщмч. Космы Коротких пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Тарасова пресв. (1937) Сщмч. Симеона Афонькина пресв. (1937) Сщмч. Илариона Соловьева пресв. (1937) Сщмч. Ярослава Савицкого пресв. (1937) Сщмч. Александра Вершинского пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Янушева пресв. (1937) Сщмч. Виктора Смирнова пресв. (1937) Сщмч. Андрея Шершнева пресв. (1937) Сщмч. Варлаама Попова пресв. (1937) Мч. Павла Кузовкова (1937). Мч. Николая Копнинского (1938). Икон Божией Матери Двинской (в Цигломине); Исааковской (1661).