Желая спасти род людской, Сын Божий стал Сыном Человеческим. В царствование императора Октавиана Августа Христос воплотился от Духа Святого и Пресвятой Девы Марии в иудейском Вифлееме. В то время император повелел сделать всенародную перепись по всей империи. Для этого люди должны были идти в те места, откуда они были родом. Поэтому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода царя Давида, пришли в Вифлеем — город Давида, чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В городе они не нашли ни одного свободного места в гостинице. Так в известняковой пещере, служившей стойлом, в обстановке, лишенной не только земного величия, но и самого простого уюта, родился Богочеловек, Спаситель мира. Почтили Рождество Богочеловека только Ангелы, пастухи и волхвы.
Праздник Рождества Христова возник в первые века христианства, до IV века отмечался 6 января и вначале относился ко Крещению Господню. Главной целью праздника было воспоминание и прославление явления во плоти Сына Божия. При этом Православная Церковь особо выделяла значение Рождества Христова в противоположность распространенным тогда ересям, отрицавшим Божественную природу Иисуса Христа и утверждавшим, что лишь при Крещении произошло «истечение Божества» на Спасителя.
Праздник был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в 1‑й половине IV века (при папе Юлии) и перенесен на 25 декабря с целью создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Восточная Церковь ввела эту традицию немногим позже, около 377 года.
По мнению отцов Церкви, 25 декабря и исторически более соответствует дню самого Рождения Господа Иисуса Христа.
В праздничные дни Рождества Христова православные христиане приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».
Тропарь, глас 4
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, /возсия́ ми́рови свет ра́зума, /в нем бо звезда́м служа́щии /звездо́ю уча́хуся /Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды, /и Тебе́ ве́дети с высоты́ восто́ка. /Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 3
Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, /и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит. /А́нгели с па́стырьми славосло́вят, /волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют: /нас бо ра́ди роди́ся /Oтроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.
Величание
Велича́ем Тя, /Живода́вче Христе́, /нас ра́ди ны́не пло́тию ро́ждшагося /от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.
Молитва ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу
О Сладча́йший Иису́се, Сло́ве Бо́жий, Сы́не Де́вы, Тебе́ нас ра́ди на земли́ я́вльшагося вся тварь испове́да бы́ти Творца́ и Влады́ку вся́ческих, во́лны морски́я смиря́хуся под но́зе Твои́, умолка́ху ве́тры Твои́м повеле́нием, ме́ртвии сло́вом Твои́м возстава́ху, со́лнце Тебе́ умира́ющу поме́рче, земля́ о Тебе́ потрясе́ся, не́бо Тебе́ восходя́щу отве́рзеся. Тем у́бо и ны́не мо́лим Тя, раби́ Твои́, Влады́ко, ути́ши вся на́ша помышле́ния и чу́вства серде́чная, запрети́ волне́нию страсте́й, возста́ви ны от сме́рти грехо́вныя, сотвори́, да пред све́том любве́ Твоея́ поме́ркнут нам вся сла́вная и кра́сная су́етнаго ми́ра, да потрясу́тся тре́петом ду́ши на́ша и отве́рзутся сердца́ прия́ти Тя Невече́рняго Све́та, просвеща́ющаго вся́каго челове́ка, гряду́щаго в мир. Сподо́би ны́не изы́ти любо́вию в сре́тение Тебе́, низходя́щему на зе́млю нас ра́ди, и в день исхо́да на́шего от вре́меннаго жития́ сего́ усря́щи нас, восходя́щих от земли́, милосе́рдием Твои́м, приими́ в Небе́сная Твоя́ селе́ния и сотвори́ прича́стники сла́внаго Ца́рствия Твоего́, да со А́нгелы святы́ми пое́м и сла́вим Тя, Спа́са душ на́ших, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом, Еди́наго в Тро́ице Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.