7 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Никандр Псковский
Пре­по­доб­ный Никандр Псков­ский (в кре­ще­нии Никон) родил­ся 24 июля 1507 года в семье кре­стьян Филип­па и Ана­ста­сии в селе Виде­ле­бье на Псковщине. С дет­ства он меч­тал про­дол­жить подви­ги сво­е­го одно­сель­ча­ни­на – пре­по­доб­но­го Евфро­си­на Спа­со­е­ле­аза­ров­ско­го, началь­ни­ка Псков­ских…

Пре­по­доб­ный Никандр Псков­ский (в кре­ще­нии Никон) родил­ся 24 июля 1507 года в семье кре­стьян Филип­па и Ана­ста­сии в селе Виде­ле­бье на Псковщине.

С дет­ства он меч­тал про­дол­жить подви­ги сво­е­го одно­сель­ча­ни­на – пре­по­доб­но­го Евфро­си­на Спа­со­е­ле­аза­ров­ско­го, началь­ни­ка Псков­ских пустын­но­жи­те­лей (память 15 мая). Пер­вым в семье Нико­на при­нял мона­ше­ство его стар­ший брат Арсе­ний. После смер­ти отца сем­на­дца­ти­лет­ний Никон сумел убе­дить и мать раз­дать име­ние и уда­лить­ся в мона­стырь, где она жила до самой кон­чи­ны. Обой­дя оби­те­ли Псков­ской зем­ли, покло­нив­шись мощам пре­по­доб­но­го Евфро­си­на и его уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го, он окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в стрем­ле­нии к отшель­ни­че­ской жизни.

Что­бы иметь воз­мож­ность читать Сло­во Божие, Никон нанял­ся в работ­ни­ки к псков­ско­му жите­лю Филип­пу, кото­рый за усер­дие отдал его на обу­че­ние к опыт­но­му учи­те­лю. Видя рев­ность юно­ши, Гос­подь Сам ука­зал ему место подви­га. Горя­чо молясь в одной из псков­ских церк­вей, он услы­шал глас из алта­ря, пове­ле­вав­ший ему идти в пустынь, кото­рую Гос­подь ука­жет через Сво­е­го раба Фео­до­ра. Кре­стья­нин Фео­дор отвел его на реч­ку Демьян­ку, меж­ду Пско­вом и Пор­хо­вом. (Впо­след­ствии Филипп и Фео­дор, кото­рые помог­ли пре­по­доб­но­му достичь сво­ей завет­ной цели, по его молит­вам, так­же всту­пи­ли на путь ино­че­ства и ста­ли постри­же­ни­ка­ми Кры­пец­ко­го мона­сты­ря с име­на­ми Фила­рет и Феодосий.)

Про­ве­дя несколь­ко лет в без­мол­вии и суро­вых подви­гах, иссу­шив­ших его плоть, Никон при­шел в мона­стырь, осно­ван­ный пре­по­доб­ным Сав­вой Кры­пец­ким. Игу­мен, видя его телес­ную немощь, не сра­зу согла­сил­ся при­нять его, опа­са­ясь, что труд­но­сти мона­ше­ской жиз­ни будут ему не по силам. Тогда Никон, при­пав к раке пре­по­доб­но­го Сав­вы, стал, как живо­го, умо­лять его взять в свою оби­тель. Игу­мен смяг­чил­ся и постриг Нико­на с име­нем Никандр.

Мно­го иску­ше­ний и бед пере­жил на тес­ном пути подвиж­ни­че­ства пре­по­доб­ный Никандр

В Кры­пец­ком мона­сты­ре пре­по­доб­ный Никандр жил недол­го и с бла­го­сло­ве­ния вер­нул­ся в свою пустынь. Впо­след­ствии он еще раз при­хо­дил на житель­ство в Кры­пец­кую оби­тель, где испол­нял послу­ша­ния устав­щи­ка и кела­ря, и сно­ва ушел в пустынь и жил там в посте и молит­ве, пости­гая Сло­во Божие. Еже­год­но Вели­ким постом пре­по­доб­ный Никандр ходил в Дами­а­нов­ский мона­стырь, где испо­ве­до­вал­ся и при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Таин. За восемь лет до кон­чи­ны он при­нял там вели­кую схи­му. К пре­по­доб­но­му ста­ло при­хо­дить мно­го наро­да “поль­зы ради”, ибо, по сло­ву пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка, “мона­ше­ское житие – свет для всех человеков”.

Пре­по­доб­ный Никандр до кон­ца жиз­ни оста­вал­ся пустын­ни­ком (его так и вели­ча­ют – пре­по­доб­ный Никандр пустын­но­жи­тель), но заве­щал не остав­лять место его тру­дов после сво­ей кон­чи­ны, обе­щая свое покро­ви­тель­ство насель­ни­кам буду­ще­го мона­сты­ря. Диа­ко­ну Пор­хов­ско­го жен­ско­го мона­сты­ря Пет­ру пре­по­доб­ный запо­ве­дал на его моги­ле поста­вить цер­ковь и пере­не­сти туда ико­ну Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы из пого­ста Тишан­ки. Он пред­ви­дел свою смерть, пред­ска­зав, что умрет, когда на оте­че­ство напа­дут вра­ги, пред­ре­кая им при этом ско­рое пора­же­ние. 24 сен­тяб­ря 1581 года, во вре­мя наше­ствия войск поль­ско­го коро­ля Сте­фа­на Бато­рия, один кре­стья­нин нашел его скон­чав­шим­ся: он лежал на рогож­ке с кре­сто­об­раз­но сло­жен­ны­ми на гру­ди рука­ми. Из Пско­ва при­шли духо­вен­ство и народ, почи­та­те­ли пре­по­доб­но­го, сре­ди кото­рых был и диа­кон Петр, и совер­ши­ли обряд хри­сти­ан­ско­го погребения.

В 1584 году на бла­го­дат­ном месте подви­га пре­по­доб­но­го Никанд­ра, освя­щен­ном его почти полу­ве­ко­вой молит­вой, была созда­на оби­тель, кото­рую ста­ли назы­вать Никан­дро­вой пусты­нью. Стро­и­те­лем мона­сты­ря был инок Иса­ия, исце­лив­ший­ся по молит­ве святому.

В 1686 году при Пат­ри­ар­хе Иоаки­ме состо­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Никанд­ра и было уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние его памя­ти 24 сен­тяб­ря, в день кон­чи­ны, и в хра­мо­вой празд­ник оби­те­ли – Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. При пере­строй­ке собо­ра мона­сты­ря были обре­те­ны мощи пре­по­доб­но­го Никанд­ра, скры­тые в стене, и 29 июня празд­ну­ет­ся как день обре­те­ния его чест­ных мощей. И сей­час креп­ка молит­вен­ная связь веру­ю­щих с пре­по­доб­ным Никан­дром, кото­ро­го глу­бо­ко чтят на псков­ской земле.

Тро­парь, глас 4

Глас Боже́ственный, /​и́же во Ева́нгелии, услы́шав, /​преподо́бне о́тче Ника́ндре: /​прииди́те ко Мне вси тружда́ющиися и обремене́ннии, /​и Аз упоко́ю вы,/ и прие́м крест, после́довал еси́ Хри­сту́, /​мир оставль, в пусты́ню всели́лся еси́, /​поще́нием же и бде́нием Небе́сный дар восприи́м, /​и ду́ши неду́жных приходя́щих к тебе́ с ве́рою исцеля́еши: /​/​те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне, дух твой.

Кондак, глас 1

Я́ко лучу́ тя со́лнечную Христо́с пока­за́, преподо́бне, /​сия́еши бо в зем­ли́ Росси́йстей чуде́с благода́тию, /​и отгоня́еши тьму страсте́й же и скорбе́й, от приходя́щих к тебе́ с ве́рою. /​Те́мже почита́ем твою́ па́мять, Ника́ндре о́тче наш, и вопие́м ти: /​ра́дуйся пустынножи́телей кра­со­то́, /​/​и стране́ на́шей похва­ло́ и утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Ника́ндре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Никан­д­ру Псковскому

О преподо́бне и достоблаже́нне о́тче наш Ника́ндре, по́стниче терпеливоду́шный, безмо́лвия рачи́телю предо́блий, учи́телю спасти́ся хотя́щим прему́дрый, наказа́телю лени́вым прети́хий, разреши́телю тлетво́рных страсте́й незло́бивый, му́жу жела́ний, прозорли́вства проро́ческаго испо́лненне, предвозгла́сная бу́дущих благ цевни́це, адама́нте ве́ры во Хри­ста́ несеко́мый, незы́блемый терпе́ния сто́лпе, за́поведей Твор­ца́ тво­е­го́ соверши́телю благопослушли́вый, плотоно́сный А́нгеле и Ду́ха Свята́го вмести́лище благово́нное, жи́телю пусты́нный и бесо́в прогони́телю, исполни́телю всех доброде́телей смиренному́дрый, Небе́сный челове́че и сожи́телю го́рним чинонача́лием, кро́тостию ду́ха зе́млю кро́тких насле́довавый, дру́же Христо́в и уго́дниче Пресвяты́я Богоро́дицы, Я́же и ра́ку цельбоно́сных моще́й твои́х во хра́ме Свое́м просла́вити благоизво́ли, изоби́льно от нея́ чуде́сному дождю́ на ве́рных излива́тися повеле́вши! К не́йже припа́дающе с любо́вию, мо́лим тя, досточу́дне: не преста́й моли́ти Пресвяту́ю и Живонача́льную Тро́ицу, низпосла́ти стране́ на́шей мир и благоде́нствие, на вра­ги́ же побе́ду и одоле́ние, и от наве́т вра́жиих во́инству на́шему сохрани́тися в ми́ре, Це́рквам согла́сие и всем лю́дем тиши­ну́ и изоби́лие благи́х дарова́ти. И уга­си́, блаже́нне, моли́твами твои́ми, паря́щия на ны разжже́нныя бесо́вския стре́лы, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная. И, всем вся ми́лостивне да́руя, при́зри и на мя, смире́ннаго раба́: свя́зан бо есмь лю́те плени́цами прегреше́ний и влеко́мь, увы́ мне! в пучи́ну стра́стнаго мо́ря неодержа́нно. Сего́ ра́ди приле́жно молю́ святы́ню твою́, пребога́те, и припа́даю к ра́це моще́й твои́х со слеза́ми: предста́ни мне на пути́ бе́дственнаго жития́ сего́, расто́ргни у́зы, отже­ни́ стра́сти, осла́би от грехо́вных вери́г, изба́ви мя от належа́щия ско́рби и от вся́каго зла, раз­ре­ши́ мя от боле́зненных уз и спасе́ние души́ умо­ли́ мне, я́ко да вос­пою́ и просла́влю в Тро́ице сла́вимаго Еди́наго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пер­во­мц. рав­но­ап. Фек­лы (I). Прмч. Галак­ти­о­на Воло­год­ско­го (1612). Миро́жской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1198). Св. Вла­ди­сла­ва, коро­ля Серб­ско­го (после 1264).

Прп. Коприя (530). Прпмч.Галактиона Воло­год­ско­го. Сщмч. Васи­лия Вос­кре­сен­ско­го диак. (1918) Сщмч. Андрея Быст­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пав­ла Бере­зи­на пре­св. (1937) Прмч. Вита­лия (Коко­ре­ва) иером. (1937) Мч. Васи­лия Вино­гра­до­ва (1937). Мч. Сер­гия Михай­ло­ва (1937). Мч. Спи­ри­до­на Саве­лье­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму