7 октяб­ря. Пре­по­доб­но­му­че­ник Галак­ти­он Вологодский
Опа­са­ясь гне­ва царя Иоан­на Гроз­но­го, род­ствен­ни­ки опаль­но­го кня­зя Ива­на Ива­но­ви­ча Бель­ско­го тай­но увез­ли его семи­лет­не­го сына Гав­ри­и­ла в город Ста­ри­цу. В зре­лые годы моло­дой князь, видя неми­лость царя к его роду, уда­лил­ся в Волог­ду и посе­лил­ся…

Опа­са­ясь гне­ва царя Иоан­на Гроз­но­го, род­ствен­ни­ки опаль­но­го кня­зя Ива­на Ива­но­ви­ча Бель­ско­го тай­но увез­ли его семи­лет­не­го сына Гав­ри­и­ла в город Ста­ри­цу. В зре­лые годы моло­дой князь, видя неми­лость царя к его роду, уда­лил­ся в Волог­ду и посе­лил­ся у чебо­та­ря, у кото­ро­го научил­ся сапож­но­му реме­с­лу. Супру­же­ство его было недол­гим, вско­ре жена умер­ла, и князь Гав­ри­ил вос­пи­ты­вал малень­кую дочь.

Пре­врат­но­сти зем­ной жиз­ни укре­пи­ли в кня­зе Гав­ри­и­ле наме­ре­ние посвя­тить себя Богу. Испро­сив место на реке Соди­ме, он око­пал его рвом, поста­вил кел­лию око­ло хра­ма во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы и, при­няв ино­че­ский постриг с име­нем Галак­ти­он, стал под­ви­зать­ся в пост­ни­че­стве и молит­ве. Подвиж­ник не остав­лял сво­е­го ремес­ла, а день­ги, полу­чен­ные за рабо­ту, делил на три части: одну посвя­щал Богу, дру­гую отда­вал нищим, а на тре­тью кор­мил­ся сам. Воз­рас­тая в духов­ной жиз­ни, пре­по­доб­ный Галак­ти­он затво­рил­ся в кел­лии, при­ко­вав себя к стене цепью. Бого­бо­яз­нен­ные хри­сти­ане пода­ва­ли ему пищу через окош­ко. Отды­хал подвиж­ник мало, стоя на коле­нях и дер­жась за цепь, питал­ся толь­ко сухим хле­бом и водой. В кел­лии пре­по­доб­но­го Галак­ти­о­на не было ниче­го, кро­ме вет­хой рого­жи, кото­рой он покрывался.

Ско­ро к затвор­ни­ку ста­ли при­хо­дить за духов­ны­ми сове­та­ми, и он рав­но при­ни­мал и бога­тых, и бед­ных, сло­во его было испол­не­но силы духа, уте­ша­ло скор­бя­щих и вра­зум­ля­ло гор­дых. В молит­ве пре­по­доб­ный Галак­ти­он достиг осо­бой духов­ной бла­го­да­ти. Одна­жды, когда в воло­год­ской зем­ле дол­гое вре­мя было без­до­ж­дие, епи­скоп Анто­ний с крест­ным ходом при­шел ко хра­му Свя­той Тро­и­цы и послал про­сить затвор­ни­ка помо­лить­ся вме­сте со все­ми об избав­ле­нии от обще­го бед­ствия. Пре­по­доб­ный Галак­ти­он послуш­но оста­вил кел­лию и молил­ся в хра­ме, и Гос­подь послал обиль­ный дождь иссох­шей зем­ле. Подвиж­ни­ку было откры­то Богом о пред­сто­яв­ших Волог­де бед­стви­ях. Он вышел из кел­лии и, зако­ван­ный в цепи, при­шел в зем­скую избу и объ­явил: “Гре­хи при­зва­ли на нас ляхов и лит­ву. Пусть нач­нут пост и молит­ву и поспе­шат постро­ить храм в честь Зна­ме­ния Божи­ей Мате­ри, и Небес­ная Цари­ца, как преж­де Нов­го­род (память ико­ны Божи­ей Мате­ри Зна­ме­ния Нов­го­род­ской 27 нояб­ря), изба­вит Волог­ду от гне­ва Божия”. Один из при­сут­ство­вав­ших, Нечай Проску­ров, ска­зал: “Не о нас, а о себе хло­по­чет он, хочет толь­ко храм иметь вбли­зи себя. А что будет с хра­мом, когда ты умрешь, ста­рец?” Пре­по­доб­ный Галак­ти­он стро­го отве­тил: “Гнев бли­зок к Волог­де. Что до меня, то на моем месте про­сла­вит­ся Бог – постро­е­на будет оби­тель”, – и ска­зал, что Тро­иц­кий храм, постро­ен­ный Неча­ем, будет сожжен и дом Нечая запу­сте­ет. Про­хо­дя мимо хра­ма в честь пре­по­доб­но­го Димит­рия При­луц­ко­го (память 11 фев­ра­ля), он ска­зал: “Чудо­тво­рец Димит­рий молил Спа­си­те­ля за город, но его оскор­би­ли – вокруг хра­ма его настро­и­ли лавок и заве­ли тор­го­вый шум. И этот храм разо­рен будет”.

Про­ро­че­ство пра­вед­ни­ка вско­ре испол­ни­лось. В сен­тяб­ре 1612 года поля­ки и литов­цы ворва­лись в Волог­ду, пере­би­ли мно­го жите­лей, осквер­ни­ли и огра­би­ли хра­мы Божии, а затем подо­жгли город и поса­ды. Как пред­ска­зы­вал пре­по­доб­ный Галак­ти­он, дом и храм, постро­ен­ные Неча­ем, были сожже­ны, как и город­ской храм во имя пре­по­доб­но­го Димитрия.

Пре­по­доб­ный Галак­ти­он был убит заво­е­ва­те­ля­ми 24 сен­тяб­ря 1612 года. Бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане погреб­ли тело пре­по­доб­но­му­че­ни­ка в его кел­лии. Над местом погре­бе­ния ста­ли совер­шать­ся чудес­ные исце­ле­ния. При епи­ско­пе Вар­ла­а­ме (1627 – 1645) над моща­ми пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Галак­ти­о­на был постро­ен храм в честь Зна­ме­ния Божи­ей Мате­ри и осно­ва­на оби­тель. По бла­го­сло­ве­нию архи­епи­ско­па Мар­кел­ла (1645 – 1663) в оби­те­ли был постро­ен собор­ный храм во Имя Свя­то­го Духа, и мона­стырь стал име­но­вать­ся по это­му храму.

Тро­парь, глас 5

Днесь град Во́­лог­да тобо́ю все­ми­́рне хва́­лит­ся, /​воз­си­я́л бо еси́ пре­све́т­ло я́ко со́лн­це /​и чуде­сы́ тво­и́­ми град и ве́­си, пре­по­до́бне Галак­тио́не, оза­ри́л еси́. /​И ны́не моли́­ся Го́с­по­де­ви /​изба́ви­ти­ся душа́м на́­шим от пре́ле­сти вра́жия/​спа­сти́­ся гра́­ду на́­ше­му от пога́н­ска­го и всех про­ти́в­ных наи́тия, /​и испро­си́ у Хри­ста́ Бо́­га любо́вию чту́­щим тя /​пре­гре­ше́­ний про­ще́­ния /​и про­ся́­щим тво­е­я́ по́­мо­щи от вся́кия ско́р­би избав­ле́­ние, /​и вопи­ю́­щим к тебе́: /​/​Бог наш с на́­ми, про­сла́ви­вый уго́д­ни­ка Сво­е­го́, я́ко же благоволи́.

Кондак, глас 4

Бла­го­че́ст­но на зем­ли́ пожи́в /​и муче́­ния вене́ц при­я́л еси́, пре­че́стне, /​дре́вом во гла­ву́ от наше́д­ших гра­до­ра­зо­ри́­те­лей уби­е́н /​я́ко до́брый уче­ни́к Спа́­са Хри­ста́, /​оста́вив оте́­че­ствен­ный свой град и дру́­ги /​стра́н­ство­ва­ти люб­ве́ ра́­ди Хри­сто́­вы ева́н­гель­ски изво́­ли­вый. /​Сего́ ра́­ди тя почи­та́ем, пе́с­нь­ми вопи­ю́­ще: /​от бед изба́ви нас при­́с­но моли́тва­ми тво­и́­ми, /​/​уго́д­ни­че Бо́­жий Галак­тио́не, о́т­че наш.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Галак­тио́не, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му­че­ни­ку Галак­ти­о­ну Вологодскому

Пре­по­до́бне о́т­че наш Галак­тио́не, све­ти́ль­ни­че стра­не́ на́­шей, подви­го­по­ло́ж­ни­ков удоб­ре́­ние, Во́­лог­ды гра́­да засту́п­ни­че те́п­лый и неусы­́п­ный, за ны гре́ш­ныя ко Все­ми­́­ло­сти­во­му Бо́­гу на́­ше­му Иису́­су Хри­сту́и ко Свя­те́й Пре­чи́­стей Ма́­те­ри Его́, Вла­ды­́­чи­це на́­шей Бого­ро́­ди­це, Прис­но­де́ве Мари́и моли́твен­ни­че, мо́­лим тво­ю́ чест­ну́ю свя­ты­́­ню мы, недо­сто́й­нии раби́ тво­и́, зря на свя­то­чу­до­тво́р­ный о́браз твой духо́в­ны­ми взо́­ры сто­я́­ще во огра́­де селе́­ния тво­е­го́, не забу́­ди нас, си́рых, но я́ко оте́ц чадо­лю­би́­вый посе­ти́ ду́­хом душ на́­ших не́­мощь и испро­си́ моли́тва­ми тво­и́­ми у Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, да освя­ти́т ду́­ши на́­ши и ум наш просве­ти́т, и вра­зу­ми́т, и со́­ве­сти на́­ша от вся­́кия скве́р­ны очи́­стит, и от нечи́­стых помыш­ле́­ний, и вре́д­ный разу­ме́­ний, и губи́­тель­на­го уны­́­ния, и изба́вит нас от бесо́в­ских наве́тов, и днев­ны­́х и нощ­ны­́х озлоб­ле́­ний, и да́ру­ет нам и́скрен­нее пока­я́­ние, се́рд­цу сокру­ше́­ние, сле́­зы и уми­ле́­ние, воз­дер­жа́­ние и тре́з­вость, сми­рен­но­му́д­рие и кро́тость, чисто­ту́ душе́в­ную и теле́с­ную, нище­лю́­бие же и стран­но­лю́­бие, и друг дру́­гу нели­це­ме́р­ную любо́вь, и мило­се́р­дие, и вся́кое бла­го­во­ле́­ние. О все­б­ла­же́нне о́т­че наш Галак­тио́не, спо­до́­би ны после́­до­ва­ти по си́­ле пути́ спа­се́­ния, я́ко да тво­и́­ми моли́тва­ми Пре­б­ла­ги́й Хри­сто́с, Бог наш, пока́­жет нам, гре́ш­ным, бла­го­да́ть и ми́­лость Сво­ю́, и вся́ких зол и бу́­ду­ща­го муче́­ния нас сво­бо­ди́т, и спо­до́­бит насле́д­ни­ком Ца́р­ствия Сво­е­го́ Небе́с­но­го, сла́­вя­щих Его́ и вели­ча́­ю­щих ку́п­но со Без­на­ча́ль­ным Его́ Отце́м, и Пре­свя­ты­́м, и Бла­ги́м, и Живо­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пер­во­мц. рав­но­ап. Фек­лы (I). Прп. Никанд­ра пустын­но­жи­те­ля, Псков­ско­го чуд. (1581) Прмч. Галак­ти­о­на Воло­год­ско­го (1612). Миро́ж­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1198). Св. Вла­ди­сла­ва, коро­ля Серб­ско­го (после 1264). Прп. Коприя (530). Сщмч. Васи­лия Вос­кре­сен­ско­го диак. (1918) Сщмч. Андрея Быст­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пав­ла Бере­зи­на пре­св. (1937) Прмч. Вита­лия (Коко­ре­ва) иером. (1937) Мч. Васи­лия Вино­гра­до­ва (1937). Мч. Сер­гия Михай­ло­ва (1937). Мч. Спи­ри­до­на Саве­лье­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму