7 октяб­ря. Пре­по­доб­но­му­че­ник Галак­ти­он Вологодский
Опа­са­ясь гне­ва царя Иоан­на Гроз­но­го, род­ствен­ни­ки опаль­но­го кня­зя Ива­на Ива­но­ви­ча Бель­ско­го тай­но увез­ли его семи­лет­не­го сына Гав­ри­и­ла в город Ста­ри­цу. В зре­лые годы моло­дой князь, видя неми­лость царя к его роду, уда­лил­ся в Волог­ду и посе­лил­ся…

Опа­са­ясь гне­ва царя Иоан­на Гроз­но­го, род­ствен­ни­ки опаль­но­го кня­зя Ива­на Ива­но­ви­ча Бель­ско­го тай­но увез­ли его семи­лет­не­го сына Гав­ри­и­ла в город Ста­ри­цу. В зре­лые годы моло­дой князь, видя неми­лость царя к его роду, уда­лил­ся в Волог­ду и посе­лил­ся у чебо­та­ря, у кото­ро­го научил­ся сапож­но­му реме­с­лу. Супру­же­ство его было недол­гим, вско­ре жена умер­ла, и князь Гав­ри­ил вос­пи­ты­вал малень­кую дочь.

Пре­врат­но­сти зем­ной жиз­ни укре­пи­ли в кня­зе Гав­ри­и­ле наме­ре­ние посвя­тить себя Богу. Испро­сив место на реке Соди­ме, он око­пал его рвом, поста­вил кел­лию око­ло хра­ма во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы и, при­няв ино­че­ский постриг с име­нем Галак­ти­он, стал под­ви­зать­ся в пост­ни­че­стве и молит­ве. Подвиж­ник не остав­лял сво­е­го ремес­ла, а день­ги, полу­чен­ные за рабо­ту, делил на три части: одну посвя­щал Богу, дру­гую отда­вал нищим, а на тре­тью кор­мил­ся сам. Воз­рас­тая в духов­ной жиз­ни, пре­по­доб­ный Галак­ти­он затво­рил­ся в кел­лии, при­ко­вав себя к стене цепью. Бого­бо­яз­нен­ные хри­сти­ане пода­ва­ли ему пищу через окош­ко. Отды­хал подвиж­ник мало, стоя на коле­нях и дер­жась за цепь, питал­ся толь­ко сухим хле­бом и водой. В кел­лии пре­по­доб­но­го Галак­ти­о­на не было ниче­го, кро­ме вет­хой рого­жи, кото­рой он покрывался.

Ско­ро к затвор­ни­ку ста­ли при­хо­дить за духов­ны­ми сове­та­ми, и он рав­но при­ни­мал и бога­тых, и бед­ных, сло­во его было испол­не­но силы духа, уте­ша­ло скор­бя­щих и вра­зум­ля­ло гор­дых. В молит­ве пре­по­доб­ный Галак­ти­он достиг осо­бой духов­ной бла­го­да­ти. Одна­жды, когда в воло­год­ской зем­ле дол­гое вре­мя было без­до­ж­дие, епи­скоп Анто­ний с крест­ным ходом при­шел ко хра­му Свя­той Тро­и­цы и послал про­сить затвор­ни­ка помо­лить­ся вме­сте со все­ми об избав­ле­нии от обще­го бед­ствия. Пре­по­доб­ный Галак­ти­он послуш­но оста­вил кел­лию и молил­ся в хра­ме, и Гос­подь послал обиль­ный дождь иссох­шей зем­ле. Подвиж­ни­ку было откры­то Богом о пред­сто­яв­ших Волог­де бед­стви­ях. Он вышел из кел­лии и, зако­ван­ный в цепи, при­шел в зем­скую избу и объ­явил: “Гре­хи при­зва­ли на нас ляхов и лит­ву. Пусть нач­нут пост и молит­ву и поспе­шат постро­ить храм в честь Зна­ме­ния Божи­ей Мате­ри, и Небес­ная Цари­ца, как преж­де Нов­го­род (память ико­ны Божи­ей Мате­ри Зна­ме­ния Нов­го­род­ской 27 нояб­ря), изба­вит Волог­ду от гне­ва Божия”. Один из при­сут­ство­вав­ших, Нечай Проску­ров, ска­зал: “Не о нас, а о себе хло­по­чет он, хочет толь­ко храм иметь вбли­зи себя. А что будет с хра­мом, когда ты умрешь, ста­рец?” Пре­по­доб­ный Галак­ти­он стро­го отве­тил: “Гнев бли­зок к Волог­де. Что до меня, то на моем месте про­сла­вит­ся Бог – постро­е­на будет оби­тель”, – и ска­зал, что Тро­иц­кий храм, постро­ен­ный Неча­ем, будет сожжен и дом Нечая запу­сте­ет. Про­хо­дя мимо хра­ма в честь пре­по­доб­но­го Димит­рия При­луц­ко­го (память 11 фев­ра­ля), он ска­зал: “Чудо­тво­рец Димит­рий молил Спа­си­те­ля за город, но его оскор­би­ли – вокруг хра­ма его настро­и­ли лавок и заве­ли тор­го­вый шум. И этот храм разо­рен будет”.

Про­ро­че­ство пра­вед­ни­ка вско­ре испол­ни­лось. В сен­тяб­ре 1612 года поля­ки и литов­цы ворва­лись в Волог­ду, пере­би­ли мно­го жите­лей, осквер­ни­ли и огра­би­ли хра­мы Божии, а затем подо­жгли город и поса­ды. Как пред­ска­зы­вал пре­по­доб­ный Галак­ти­он, дом и храм, постро­ен­ные Неча­ем, были сожже­ны, как и город­ской храм во имя пре­по­доб­но­го Димитрия.

Пре­по­доб­ный Галак­ти­он был убит заво­е­ва­те­ля­ми 24 сен­тяб­ря 1612 года. Бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане погреб­ли тело пре­по­доб­но­му­че­ни­ка в его кел­лии. Над местом погре­бе­ния ста­ли совер­шать­ся чудес­ные исце­ле­ния. При епи­ско­пе Вар­ла­а­ме (1627 – 1645) над моща­ми пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Галак­ти­о­на был постро­ен храм в честь Зна­ме­ния Божи­ей Мате­ри и осно­ва­на оби­тель. По бла­го­сло­ве­нию архи­епи­ско­па Мар­кел­ла (1645 – 1663) в оби­те­ли был постро­ен собор­ный храм во Имя Свя­то­го Духа, и мона­стырь стал име­но­вать­ся по это­му храму.

Тро­парь, глас 5

Днесь град Во́логда тобо́ю всеми́рне хва́лится, /​возсия́л бо еси́ пресве́тло я́ко со́лнце /​и чуде­сы́ твои́ми град и ве́си, преподо́бне Галактио́не, озари́л еси́. /​И ны́не моли́ся Го́сподеви /​изба́витися душа́м на́шим от пре́лести вра́жия/ спасти́ся гра́ду на́шему от пога́нскаго и всех проти́вных наи́тия, /​и испро­си́ у Хри­ста́ Бо́га любо́вию чту́щим тя /​прегреше́ний проще́ния /​и прося́щим тво­ея́ по́мощи от вся́кия ско́рби избавле́ние, /​и вопию́щим к тебе́: /​/​Бог наш с на́ми, просла́вивый уго́дника Сво­е­го́, я́ко же благоволи́.

Кондак, глас 4

Благоче́стно на зем­ли́ пожи́в /​и муче́ния вене́ц прия́л еси́, прече́стне, /​дре́вом во гла­ву́ от наше́дших градоразори́телей убие́н /​я́ко до́брый учени́к Спа́са Хри­ста́, /​оста́вив оте́чественный свой град и дру́ги /​стра́нствовати люб­ве́ ра́ди Христо́вы ева́нгельски изво́ливый. /​Сего́ ра́ди тя почита́ем, пе́сньми вопию́ще: /​от бед изба́ви нас при́сно моли́твами твои́ми, /​/​уго́дниче Бо́жий Галактио́не, о́тче наш.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Галактио́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му­че­ни­ку Галак­ти­о­ну Вологодскому

Преподо́бне о́тче наш Галактио́не, свети́льниче стране́ на́шей, подвигополо́жников удобре́ние, Во́логды гра́да засту́пниче те́плый и неусы́пный, за ны гре́шныя ко Всеми́лостивому Бо́гу на́шему Иису́су Христу́и ко Святе́й Пречи́стей Ма́тери Его́, Влады́чице на́шей Богоро́дице, Присноде́ве Мари́и моли́твенниче, мо́лим твою́ честну́ю святы́ню мы, недосто́йнии раби́ твои́, зря на святочудотво́рный о́браз твой духо́вными взо́ры стоя́ще во огра́де селе́ния тво­е­го́, не забу́ди нас, си́рых, но я́ко оте́ц чадолюби́вый посе­ти́ ду́хом душ на́ших не́мощь и испро­си́ моли́твами твои́ми у Хри­ста́ Бо́га на́шего, да освяти́т ду́ши на́ши и ум наш просве­ти́т, и вразуми́т, и со́вести на́ша от вся­́кия скве́рны очи́стит, и от нечи́стых помышле́ний, и вре́дный разуме́ний, и губи́тельнаго уны́ния, и изба́вит нас от бесо́вских наве́тов, и дневны́х и нощны́х озлобле́ний, и да́рует нам и́скреннее покая́ние, се́рдцу сокруше́ние, сле́зы и умиле́ние, воздержа́ние и тре́звость, смиренному́дрие и кро́тость, чисто­ту́ душе́вную и теле́сную, нищелю́бие же и страннолю́бие, и друг дру́гу нелицеме́рную любо́вь, и милосе́рдие, и вся́кое благоволе́ние. О всеблаже́нне о́тче наш Галактио́не, сподо́би ны после́довати по си́ле пути́ спасе́ния, я́ко да твои́ми моли́твами Преблаги́й Христо́с, Бог наш, пока́жет нам, гре́шным, благода́ть и ми́лость Свою́, и вся́ких зол и бу́дущаго муче́ния нас свободи́т, и сподо́бит насле́дником Ца́рствия Сво­е­го́ Небе́сного, сла́вящих Его́ и велича́ющих ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пер­во­мц. рав­но­ап. Фек­лы (I). Прп. Никанд­ра пустын­но­жи­те­ля, Псков­ско­го чуд. (1581) Прмч. Галак­ти­о­на Воло­год­ско­го (1612). Миро́жской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1198). Св. Вла­ди­сла­ва, коро­ля Серб­ско­го (после 1264). Прп. Коприя (530). Сщмч. Васи­лия Вос­кре­сен­ско­го диак. (1918) Сщмч. Андрея Быст­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пав­ла Бере­зи­на пре­св. (1937) Прмч. Вита­лия (Коко­ре­ва) иером. (1937) Мч. Васи­лия Вино­гра­до­ва (1937). Мч. Сер­гия Михай­ло­ва (1937). Мч. Спи­ри­до­на Саве­лье­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму