7 октяб­ря. Мирож­ская ико­на Божи­ей Матери
В Спас­ском Мирож­ском мона­сты­ре, осно­ван­ном при устье реки Миро­жи на Псков­щине в 1156 году пре­по­доб­ным Авра­ами­ем Мирож­ским и свя­ти­те­лем Нифон­том, архи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским, хра­ни­лась Мирож­ская чудо­твор­ная ико­на Божи­ей Мате­ри. Явле­ние ее про­изо­шло в 1198 году. Почти четы­ре…

В Спас­ском Мирож­ском мона­сты­ре, осно­ван­ном при устье реки Миро­жи на Псков­щине в 1156 году пре­по­доб­ным Авра­ами­ем Мирож­ским и свя­ти­те­лем Нифон­том, архи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским, хра­ни­лась Мирож­ская чудо­твор­ная ико­на Божи­ей Мате­ри. Явле­ние ее про­изо­шло в 1198 году. Почти четы­ре сто­ле­тия спу­стя, в 1567 году, в день памя­ти пре­по­доб­но­го Авра­амия, в горо­де Пско­ве, во вре­мя сви­реп­ство­вав­ше­го моро­во­го повет­рия, от этой ико­ны, как гла­сит пре­да­ние, “таин­ство совер­ши­ся Гос­по­жи Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии чест­на­го Ее зна­ме­ния: от пре­чи­с­та­го обра­за ико­ны сле­зы из обою очию, яко струя, теча­ху, и мно­га бла­го­да­ре­ния и цель­бы быва­ху чело­ве­ком от обра­за Мате­ре Гос­под­ня”. Тогда из Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра Мирож­ско­го мона­сты­ря ико­ну пере­нес­ли, “…поста­ви­ша ю в собор­ной церк­ви свя­тыя Живо­на­чаль­ныя Тро­и­цы воз­ле алта­ря… чест­но, и от того вре­ме­ни нача­ша мно­га и раз­лич­на исце­ле­ния чело­ве­ком быв­ши…”. С тех пор в память мно­го­чис­лен­ных бла­го­де­я­ний Бого­ма­те­ри, явлен­ных через Ее свя­той образ, было уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Мирож­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри 24 сентября.

Чудо­твор­ная ико­на напи­са­на по чину Оран­ты – “Моля­щей­ся”. Божи­ей Мате­ри пред­сто­ят Псков­ские свя­тые: спра­ва – свя­той бла­го­вер­ный князь Дов­монт, в ино­че­стве – Тимо­фей (память 20 мая), сле­ва – в молит­вен­ном поло­же­нии его супру­га, пре­по­доб­ная Мар­фа, в миру Мария Димит­ри­ев­на. Не без осно­ва­ния пред­по­ла­га­ют, что изоб­ра­же­ния кня­зя и его супру­ги появи­лись на иконе поз­же, так как ико­на яви­лась в 1198 г., а князь скон­чал­ся в 1299 г.

Царь Иоанн Гроз­ный увез чудо­твор­ный Мирож­ский образ из Пско­ва (он не сохра­нил­ся), а в мона­сты­ре остал­ся спи­сок – так назы­ва­е­мая “Вели­кая Пана­гия” Спа­со-Мирож­ско­го монастыря.

Чудо­твор­ный образ Божи­ей Мате­ри пре­бы­вал в оби­те­ли вплоть до тра­ги­че­ских собы­тий нача­ла XX века. В 1922 году Мирож­ский мона­стырь был закрыт боль­ше­ви­ка­ми, а “Вели­кая Пана­гия” через четы­ре года попа­ла в област­ной худо­же­ствен­ный и исто­ри­ко-архи­тек­тур­ный музей, в хра­ни­ли­щах кото­ро­го нахо­дит­ся и сейчас.

В 1998 году чудо­твор­ный образ на вре­мя поки­нул свое музей­ное зато­че­ние – по слу­чаю 800-летия явле­ния Мирож­ской ико­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Пско­ве про­шел тор­же­ствен­ный крест­ный ход от Свя­то-Тро­иц­ко­го собо­ра в Мирож­ский мона­стырь – туда, где и подо­ба­ет нахо­дить­ся свя­то­му чудо­твор­но­му образу.

Тро­парь, глас 4

Я́ко звез­да́ пресве́тлая /​воз­сия́ в Росси́йской зем­ли́ /​от ико́ны честна́го о́браза Тво­е­го́, Богоро́дице Де́во, /​из обою́ о́чию теко́ша сле́зы Твоя́, я́ко река́, /​и ви́девше наро́ди пско́вскии, му́жи и жены́ и со ча́ды, /​с пла́чем моля́щеся о́бразу Тво­е­му́, си́це глаго́лаху: /​о Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, /​не забу́ди гре́шных раб Твои́х, /​/​моля́щися Хри­сту́ Бо́гу на́шему спасти́ся нам.

Кондак, глас 7

Засту́пнице христиа́ном непосты́дная /​и Предста́тельнице гра́ду на́шему Пско́ву, /​не пре́зри моле́ния нас, гре́шных, /​ви́дящих от Тво­е­го́ честна́го о́браза сле́зы теку́ща из обою́ о́чию, /​и моля́щихся приле́жно, /​но пред­ва­ри́ я́ко Блага́я, на по́мощь нам, ве́рно к Тебе́ прибега́ющим, /​услы́ши на́ша моле́ния, Богоро́дице, /​и изба́ви нас от нахожде́ния пога́ных ‚/​уско­ри́ же на моли́тву на́шу и потщи́ся на умоле́ние, /​заступа́ющи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя; /​/​ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Богоизбра́нная Отрокови́це, /​и чтим о́браз Твой честны́й, /​/​и́мже показа́ла еси́ пречу́дное зна́мение.

Молит­ва перед ико­ной Божи­ей Мате­ри “Мирож­ская”

О Пре­свя­тая Вла­ды­чи­це Бого­ро­ди­це, Небес­на­го Царя Мати, Бого­из­бран­ная Отро­ко­ви­це! Нена­деж­ных наде­я­ние, боль­ных исце­ле­ние, сирым Пред­ста­тель­ни­це, скор­бя­щим уте­ше­ние и радость, оби­ди­мым Покро­ви­тель­ни­це и всем, в бедах и напа­стях сущим, ско­рое помо­же­ние и заступ­ле­ние! Помо­зи, о Мати Божия, и нам греш­ным в скор­би нашей, воз­ве­се­ли радо­стию серд­ца людей Тво­их; упра­ви в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отча­я­ние вла­сти. Ты бо еди­на еси паче всех свя­тых и паче всех Гор­них умов Пред­ста­тель­ни­ца наша к Богу, яко Все­б­ла­га­го Царя Бла­гая Мати. Тем­же мы, греш­нии, на Пре­чи­стый Твой образ «Зна­ме­ние» взи­ра­ю­ще, уми­лен­но пре­кло­ня­ем коле­на и, бла­го­го­вей­но лобы­за­ю­ще, молим Тя, Бла­го­сер­дая Мати: не отрй­ни сми­рен­на­го моле­ния наше­го и яви нам зна­ме­ние мило­сти Тво­ей: ник­то­же бо, к Тебе при­бе­гая со упо­ва­ни­ем, исхо­дит от Тебе посрам­лен, но про­сит бла­го­да­ти и при­ем­лет дар к полез­но­му про­ше­нию, про­слав­ляя Сына Тво­е­го и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пер­во­мц. рав­но­ап. Фек­лы (I). Прп. Никанд­ра пустын­но­жи­те­ля, Псков­ско­го чуд. (1581) Прмч. Галак­ти­о­на Воло­год­ско­го (1612). Св. Вла­ди­сла­ва, коро­ля Серб­ско­го (после 1264). Прп. Коприя (530). Прпмч.Галактиона Воло­год­ско­го. Сщмч. Васи­лия Вос­кре­сен­ско­го диак. (1918) Сщмч. Андрея Быст­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пав­ла Бере­зи­на пре­св. (1937) Прмч. Вита­лия (Коко­ре­ва) иером. (1937) Мч. Васи­лия Вино­гра­до­ва (1937). Мч. Сер­гия Михай­ло­ва (1937). Мч. Спи­ри­до­на Саве­лье­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму