7 октяб­ря. Мирож­ская ико­на Божи­ей Матери
В Спас­ском Мирож­ском мона­сты­ре, осно­ван­ном при устье реки Миро­жи на Псков­щине в 1156 году пре­по­доб­ным Авра­ами­ем Мирож­ским и свя­ти­те­лем Нифон­том, архи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским, хра­ни­лась Мирож­ская чудо­твор­ная ико­на Божи­ей Мате­ри. Явле­ние ее про­изо­шло в 1198 году. Почти четы­ре…

В Спас­ском Мирож­ском мона­сты­ре, осно­ван­ном при устье реки Миро­жи на Псков­щине в 1156 году пре­по­доб­ным Авра­ами­ем Мирож­ским и свя­ти­те­лем Нифон­том, архи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским, хра­ни­лась Мирож­ская чудо­твор­ная ико­на Божи­ей Мате­ри. Явле­ние ее про­изо­шло в 1198 году. Почти четы­ре сто­ле­тия спу­стя, в 1567 году, в день памя­ти пре­по­доб­но­го Авра­амия, в горо­де Пско­ве, во вре­мя сви­реп­ство­вав­ше­го моро­во­го повет­рия, от этой ико­ны, как гла­сит пре­да­ние, “таин­ство совер­ши­ся Гос­по­жи Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии чест­на­го Ее зна­ме­ния: от пре­чи­с­та­го обра­за ико­ны сле­зы из обою очию, яко струя, теча­ху, и мно­га бла­го­да­ре­ния и цель­бы быва­ху чело­ве­ком от обра­за Мате­ре Гос­под­ня”. Тогда из Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра Мирож­ско­го мона­сты­ря ико­ну пере­нес­ли, “…поста­ви­ша ю в собор­ной церк­ви свя­тыя Живо­на­чаль­ныя Тро­и­цы воз­ле алта­ря… чест­но, и от того вре­ме­ни нача­ша мно­га и раз­лич­на исце­ле­ния чело­ве­ком быв­ши…”. С тех пор в память мно­го­чис­лен­ных бла­го­де­я­ний Бого­ма­те­ри, явлен­ных через Ее свя­той образ, было уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Мирож­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри 24 сентября.

Чудо­твор­ная ико­на напи­са­на по чину Оран­ты – “Моля­щей­ся”. Божи­ей Мате­ри пред­сто­ят Псков­ские свя­тые: спра­ва – свя­той бла­го­вер­ный князь Дов­монт, в ино­че­стве – Тимо­фей (память 20 мая), сле­ва – в молит­вен­ном поло­же­нии его супру­га, пре­по­доб­ная Мар­фа, в миру Мария Димит­ри­ев­на. Не без осно­ва­ния пред­по­ла­га­ют, что изоб­ра­же­ния кня­зя и его супру­ги появи­лись на иконе поз­же, так как ико­на яви­лась в 1198 г., а князь скон­чал­ся в 1299 г.

Царь Иоанн Гроз­ный увез чудо­твор­ный Мирож­ский образ из Пско­ва (он не сохра­нил­ся), а в мона­сты­ре остал­ся спи­сок – так назы­ва­е­мая “Вели­кая Пана­гия” Спа­со-Мирож­ско­го монастыря.

Чудо­твор­ный образ Божи­ей Мате­ри пре­бы­вал в оби­те­ли вплоть до тра­ги­че­ских собы­тий нача­ла XX века. В 1922 году Мирож­ский мона­стырь был закрыт боль­ше­ви­ка­ми, а “Вели­кая Пана­гия” через четы­ре года попа­ла в област­ной худо­же­ствен­ный и исто­ри­ко-архи­тек­тур­ный музей, в хра­ни­ли­щах кото­ро­го нахо­дит­ся и сейчас.

В 1998 году чудо­твор­ный образ на вре­мя поки­нул свое музей­ное зато­че­ние – по слу­чаю 800-летия явле­ния Мирож­ской ико­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Пско­ве про­шел тор­же­ствен­ный крест­ный ход от Свя­то-Тро­иц­ко­го собо­ра в Мирож­ский мона­стырь – туда, где и подо­ба­ет нахо­дить­ся свя­то­му чудо­твор­но­му образу.

Тро­парь, глас 4

Я́ко звез­да́ пре­све́т­лая /​воз­си­я́ в Рос­си́й­ской зем­ли́ /​от ико́­ны чест­на́­го о́бра­за Тво­е­го́, Бого­ро́­ди­це Де́во, /​из обо­ю́ о́чию теко́­ша сле́­зы Тво­я́, я́ко река́, /​и ви́­дев­ше наро́­ди пско́в­скии, му́­жи и жены́ и со ча́­ды, /​с пла́­чем моля́­ще­ся о́бра­зу Тво­е­му́, си́­це гла­го́­ла­ху: /​о Пре­свя­та́я Вла­ды­́­чи­це Бого­ро́­ди­це, /​не забу́­ди гре́ш­ных раб Тво­и́х, /​/​моля́­щи­ся Хри­сту́ Бо́­гу на́­ше­му спа­сти́­ся нам.

Кондак, глас 7

Засту́п­ни­це хри­сти­а́­ном непо­сты­́д­ная /​и Пред­ста́­тель­ни­це гра́­ду на́­ше­му Пско́ву, /​не пре́зри моле́­ния нас, гре́ш­ных, /​ви́­дя­щих от Тво­е­го́ чест­на́­го о́бра­за сле́­зы теку́­ща из обо­ю́ о́чию, /​и моля́­щих­ся при­ле́ж­но, /​но пред­ва­ри́ я́ко Бла­га́я, на по́­мощь нам, ве́р­но к Тебе́ при­бе­га́­ю­щим, /​услы­́­ши на́­ша моле́­ния, Бого­ро́­ди­це, /​и изба́ви нас от нахож­де́­ния пога́­ных ‚/​уско­ри́ же на моли́тву на́­шу и пот­щи́­ся на умо­ле́­ние, /​засту­па́­ю­щи при­́с­но, Бого­ро́­ди­це, чту́­щих Тя; /​/​ра́­дуй­ся, Де́во, хри­сти­а́­ном похвало́.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем Тя, /​Пре­свя­та́я Де́во, /​Бого­из­бра́н­ная Отро­ко­ви́­це, /​и чтим о́браз Твой чест­ны­́й, /​/​и́м­же пока­за­́­ла еси́ пре­чу́д­ное зна́мение.

Молит­ва перед ико­ной Божи­ей Мате­ри “Мирож­ская”

О Пре­свя­тая Вла­ды­чи­це Бого­ро­ди­це, Небес­на­го Царя Мати, Бого­из­бран­ная Отро­ко­ви­це! Нена­деж­ных наде­я­ние, боль­ных исце­ле­ние, сирым Пред­ста­тель­ни­це, скор­бя­щим уте­ше­ние и радость, оби­ди­мым Покро­ви­тель­ни­це и всем, в бедах и напа­стях сущим, ско­рое помо­же­ние и заступ­ле­ние! Помо­зи, о Мати Божия, и нам греш­ным в скор­би нашей, воз­ве­се­ли радо­стию серд­ца людей Тво­их; упра­ви в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отча­я­ние вла­сти. Ты бо еди­на еси паче всех свя­тых и паче всех Гор­них умов Пред­ста­тель­ни­ца наша к Богу, яко Все­б­ла­га­го Царя Бла­гая Мати. Тем­же мы, греш­нии, на Пре­чи­стый Твой образ «Зна­ме­ние» взи­ра­ю­ще, уми­лен­но пре­кло­ня­ем коле­на и, бла­го­го­вей­но лобы­за­ю­ще, молим Тя, Бла­го­сер­дая Мати: не отрй­ни сми­рен­на­го моле­ния наше­го и яви нам зна­ме­ние мило­сти Тво­ей: ник­то­же бо, к Тебе при­бе­гая со упо­ва­ни­ем, исхо­дит от Тебе посрам­лен, но про­сит бла­го­да­ти и при­ем­лет дар к полез­но­му про­ше­нию, про­слав­ляя Сына Тво­е­го и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пер­во­мц. рав­но­ап. Фек­лы (I). Прп. Никанд­ра пустын­но­жи­те­ля, Псков­ско­го чуд. (1581) Прмч. Галак­ти­о­на Воло­год­ско­го (1612). Св. Вла­ди­сла­ва, коро­ля Серб­ско­го (после 1264). Прп. Коприя (530). Прпмч.Галактиона Воло­год­ско­го. Сщмч. Васи­лия Вос­кре­сен­ско­го диак. (1918) Сщмч. Андрея Быст­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пав­ла Бере­зи­на пре­св. (1937) Прмч. Вита­лия (Коко­ре­ва) иером. (1937) Мч. Васи­лия Вино­гра­до­ва (1937). Мч. Сер­гия Михай­ло­ва (1937). Мч. Спи­ри­до­на Саве­лье­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму