7 нояб­ря. Свя­тые муче­ни­ки Мар­ки­ан и Мар­ти­рий Константинопольские
Свя­тые муче­ни­ки Мар­ки­ан и Мар­ти­рий слу­жи­ли в Кон­стан­ти­но­поль­ском собо­ре. Мар­ки­ан был чте­цом, а Мар­ти­рий ипо­ди­а­ко­ном; оба они нес­ли так­же послу­ша­ние в каче­стве нота­ри­ев, то есть сек­ре­та­рей у пат­ри­ар­ха Пав­ла Исповедника. Импе­ра­тор Кон­стан­ций II сто­ял за ари­ан,…

Свя­тые муче­ни­ки Мар­ки­ан и Мар­ти­рий слу­жи­ли в Кон­стан­ти­но­поль­ском собо­ре. Мар­ки­ан был чте­цом, а Мар­ти­рий ипо­ди­а­ко­ном; оба они нес­ли так­же послу­ша­ние в каче­стве нота­ри­ев, то есть сек­ре­та­рей у пат­ри­ар­ха Пав­ла Исповедника.

Импе­ра­тор Кон­стан­ций II сто­ял за ари­ан, в то вре­мя как его бра­тья Кон­стан­тин и Кон­стант были на сто­роне хри­сти­ан-сто­рон­ни­ков Никей­ско­го сим­во­ла веры. После смер­ти бра­тьев и вой­ны с Маг­не­ци­ем Кон­стан­ций II утвер­жда­ет ари­ан­ство как един­ствен­ное вер­ное веро­ис­по­ве­да­ние в империи.

Павел Испо­вед­ник в 350 году был изгнан из сто­ли­цы и отправ­лен в ссыл­ку в Арме­нию, в город Кукуз, где он при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну; когда он совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию, ворва­лись ари­ане и заду­ши­ли Пав­ла его свя­ти­тель­ским омофором.

На Милан­ском цер­ков­ном собо­ре Афа­на­сий был осуж­дён и изгнан из Алек­сан­дрии в 356 году. При­мер­но в это же вре­мя были схва­че­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле Мар­ки­ан и Мар­ти­рий, испо­ве­до­вав­шие Никей­ский Сим­вол веры, за что эпарх Филипп их мучил, а затем отру­бил их голо­вы мечом.

Веру­ю­щие взя­ли мощи и похо­ро­ни­ли их у Мелан­дий­ских ворот в Константинополе.

После пора­же­ния ере­ти­ков Мар­ки­ан и Мар­ти­рий ста­ли почи­тать­ся как свя­тые муче­ни­ки в импе­рии. Иоанн Зла­то­уст постро­ил в память их церковь.

Им была состав­ле­на служ­ба, канон для кото­рой напи­сал Иосиф Пес­но­пи­сец. Служ­ба поме­ще­на в Минеи 25 октября.

В прав­ле­ние пат­ри­ар­ха Луки Хри­зо­вер­га, по его ини­ци­а­ти­ве на собо­ре, был запре­щен сле­ду­ю­щий соблаз­ни­тель­ный обы­чай: в празд­ник свя­тых нота­ри­ев Мар­ки­а­на и Мар­ти­рия учи­те­ля, учив­шие детей чисто­пи­са­нию (нота­рии), име­ли обык­но­ве­ние наде­вать сце­ни­че­ские мас­ки и в таком виде появ­лять­ся в пуб­лич­ных местах. Пат­ри­арх запре­тил делать это на буду­щее время.

Мар­ки­ан и Мар­ти­рий явля­ют­ся свя­ты­ми покро­ви­те­ля­ми юристов.

Тро­парь, глас 1

Му́ченик дво́ица единонра́вная, /​Маркиа́н с Марти́рием сла́вным, А́риево нече́стие разруши́ша /​и Соприсносу́щна Сы́на Отцу́ и Ду́хови ве́ровати научи́ша, /​Па́влу повину́ющеся и́стинных повеле́ний учи́телю, /​те́мже мече́м убие́ни, умро́ша; /​и при́сно со Христо́м живу́ще, /​о нас Того́ мо́лят /​/​спа­сти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Подви́гшеся до́бре от младе́нства, /​Маркиа́не с му́дрым Марти́рием, /​отсту́пника А́рия низложи́сте, /​невре́дно сохра́нше Правосла́вную ве́ру, /​Па́влу после́дующе, му́дрому учи́телю, /​те́мже с ним обрето́сте живо́т, /​/​я́ко Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​страстоте́рпцы святи́и Маркиа́не и Марти́рие, /​и чтим честна́я страда́ния ва́ша, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ли есте́.

Молит­ва муче­ни­кам Мар­ки­а­ну и Мар­ти­рию Константинопольским

О, явяти́и му́ченицы Хри­сто­вы, Маркиа́не и Марти́рие! При́зрите с Небе́снаго черто́га на тре́бующих ва́шей по́мощи и не отве́ргните проше́ний на́ших; но я́ко при́снии благоде́тели и хода́таи на́ши, моли́те Хри­ста́ Бо́га, да человеколюби́в и многоми́лостив сый, сохрани́т нас от вся́каго лю́таго обстоя́ния: от тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни. Да не осу́дит нас гре́шных по беззако́ниям на́шим, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго ва́шего заступле́ния. Да моли́твами ва́шими даст нам Госпо́дь мир по́мыслов, воздержа́ние от па́губных страсте́й и от вся́кия скве́рны; и да укрепи́т во всем ми́ре Свою́ еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь, ю́же стяжа́л есть честно́ю Свое́ю кро́вию. Моли́теся приле́жно, святи́и му́ченицы, да утверди́т Христо́с Бог во Святе́й Свое́й Правосла́вной Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и благоче́стия; да вси чле́ны ея́, чи́стии от суему́дрия и суеве́рия, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́ и усе́рдно пеку́тся о соблюде́нии Его́ за́поведей; да мы вси в ми́ре и благоче́стии поживе́м в настоя́щем ве́це и дости́гнем блаже́нныя ве́чныя жи́зни на Небе­си́, благода́тию Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прав. Тавифы Иоп­пий­ской (I). Прпп. Мар­ти­рия диак. и Мар­ти­рия затв., Печер­ских, в Дальн. пещ. (XIII – XIV). Мч. Ана­ста­сия (III). При­спц. Мат­ро­ны (Вла­со­вой) ин. (1963). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Вал­ку­рий­ская” (II).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму