Святитель Моисей, архиепископ Новгородский, м миру Митрофан родился в Новгороде. В юности он тайно покинул родительский дом и поступил в Тверской Отрочь монастырь, где принял иноческий постриг. Родители нашли его, и по их настоянию он перешел в Колмов монастырь близ Новгорода. В этой обители он был рукоположен в сан иеромонаха, а затем был возведен в архимандрита в Юрьеве монастыре.
После смерти архиепископа Давида святитель Петр Московский посвятил его в 1325 году в сан архиепископа Новгородского. Однако святитель Моисей недолго управлял новгородской паствой. Раздоры и междоусобные распри, пожары и другие бедствия тяготили его душу, искавшую иноческого уединения. В 1330 году святитель удалился в Колмов монастырь на покой. Но и здесь он оставался недолго.
Отыскав пустынное место на Деревянице, он построил там каменную церковь Воскресения Христова. В этом месте святитель провел в иноческих подвигах более двадцати лет.
Уступив настоятельным просьбам новгородцев, он снова возвратился к своей пастве. Древний летописец так описывает святителя Моисея: “Он пас Церковь свою, как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных вдов; собрав множество писцов, на свой счет написал много книг, многих он утвердил в благочестии своими наставлениями”. В 1354 году Константинопольский патриарх Филофей Коккин (1354 – 1355; 1362 – 1376) в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом Новгородских святителей — носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно обращаться к Константинопольскому патриарху.
Семь лет продолжалось вторичное святительство архиепископа Моисея, ознаменовавшееся строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях. В 1352 году святителем был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Болотове; в 1355 году устроен монастырь в местности, называемой Сковородкой, с каменным храмом в честь святого Архистратига Божия Михаила; в 1357 году построены храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Волотовском Успенском храме, в Духовом монастыре и в женском монастыре во имя святого Иоанна Богослова (первый и последний монастыри были основаны святителем).
В 1359 году, почувствовав слабость и болезнь, святитель удалился в основанную им Сковородскую обитель во имя святого Архистратига Божия Михаила и подвизался в ней до самой кончины, наступившей 25 января 1362 года. Он был погребен в соборном храме.
Архиепископ Новгородский Сергий в 1484 году, ехавший на кафедру из Москвы, велел священнику открыть гроб святителя Моисея. “Не смею, владыка, дерзнуть открыть мощи святителя. Это твое дело, святительское, открывать гроб святителя”, — ответил священник. “Что на этого смерда и смотреть!” сказал разгневанный архиепископ, но был вскоре наказан. Лишившись рассудка, он не смог управлять кафедрой и не выздоровел, пока не принял схиму в Хутынском монастыре (+ 1504 в Троице-Сергиевом монастыре).
Тропарь, глас 8
Чистоты́ ра́ди жития́ твоего́, /поще́ния же, и моли́тв, и трудо́в, /сосу́д благопотре́бен был еси́ Влады́це Христу́, /И́же дарова́ тя ста́ду твоему́, /я́ко сокро́вище неотъе́млемо, чудесы́ всех обогаща́юща. /Тем и мы, соше́дшеся в па́мять твою́, /ве́рою и любо́вию вопие́м: //моли́ о нас, пречестны́й архиере́ю Моисе́е, о́тче наш.
Кондак, глас 3
Я́ко венце́м пресве́тлым украси́вся днесь, вели́кий Но́вград /лику́ет в па́мять па́стыря своего́ и учи́теля, /и, я́ко диади́му ца́рскую возложи́вши, /честна́я о́на оби́тель све́тло ра́дуется: /просла́ви бо тя Бог, уго́дника Своего́, /и прояви́ после́днему ро́ду на́шему цельбоно́сныя мо́щи твоя́, /святи́телю Моисе́е, /Це́рковь же Бо́жия весели́тся, /созыва́ющи и́нок сосло́вие велегла́сно вопи́ти: /ра́дуйся, гра́ду твоему́ и оби́тели похвало́ //и всея́ Росси́йския страны́ пресве́тлый свети́льниче.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Моисе́е, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас /Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителю Моисею, архиепископу Новгородскому
О свяще́ннейший о́тче, святи́телю Христо́в Моисе́е, па́стырю и учи́телю наш, не отри́ни нас, с ве́рою притека́ющих к моще́м твои́м и твоему́ заступле́нию и те́плою моли́твою тя призыва́ющих, но ско́ро потщи́ся помоли́тися Царю́ ца́рствующих и Го́споду госпо́дствующих, да изба́вит ста́до Свое́ от волко́в, гу́бящих е́, и вся́кую страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа и тру́са, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да же и губи́тельства, пото́па, и меча́, и огня́, и напра́сныя сме́рти, и, я́коже поми́ловал еси́ гряду́щаго ку́плю де́яти от потопле́ния и от разбо́йников, спасл еси́ святу́ю оби́тель твою́, та́ко поми́луй и нас, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́вней су́щих, и изба́ви нас гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию, Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст нам пожи́ти в ве́це сем и изба́вит нас шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Свт. Григо́рия Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Мч. Филицаты и сыновей ее: мчч. Ианнурия, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Свт. Кастина, еп. Византийского (III). Прпп. Поплия Сирийского (ок. 380); Аполлоса (IV), Мара певца (ок 430), Димитрия Скевофилакса (VIII). Мчч. Медулы и Аксентия (1720). Прп. Анатолия I, старца Оптинского (1894). Сщмчч. Петра, архиеп. Воронежского (1929) и Василия, еп. Прилукского (1930). Мч. Бориса (1938). Иконы Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали».