7 фев­ра­ля. Свя­ти­тель Мои­сей, архи­епи­скоп Новгородский
Свя­ти­тель Мои­сей, архи­епи­скоп Нов­го­род­ский, м миру Мит­ро­фан родил­ся в Нов­го­ро­де. В юно­сти он тай­но поки­нул роди­тель­ский дом и посту­пил в Твер­ской Отрочь мона­стырь, где при­нял ино­че­ский постриг. Роди­те­ли нашли его, и по их насто­я­нию он пере­шел…

Свя­ти­тель Мои­сей, архи­епи­скоп Нов­го­род­ский, м миру Мит­ро­фан родил­ся в Нов­го­ро­де. В юно­сти он тай­но поки­нул роди­тель­ский дом и посту­пил в Твер­ской Отрочь мона­стырь, где при­нял ино­че­ский постриг. Роди­те­ли нашли его, и по их насто­я­нию он пере­шел в Кол­мов мона­стырь близ Нов­го­ро­да. В этой оби­те­ли он был руко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха, а затем был воз­ве­ден в архи­манд­ри­та в Юрье­ве монастыре.

После смер­ти архи­епи­ско­па Дави­да свя­ти­тель Петр Мос­ков­ский посвя­тил его в 1325 году в сан архи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Одна­ко свя­ти­тель Мои­сей недол­го управ­лял нов­го­род­ской паст­вой. Раз­до­ры и меж­до­усоб­ные рас­при, пожа­ры и дру­гие бед­ствия тяго­ти­ли его душу, искав­шую ино­че­ско­го уеди­не­ния. В 1330 году свя­ти­тель уда­лил­ся в Кол­мов мона­стырь на покой. Но и здесь он оста­вал­ся недолго.

Отыс­кав пустын­ное место на Дере­вя­ни­це, он постро­ил там камен­ную цер­ковь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. В этом месте свя­ти­тель про­вел в ино­че­ских подви­гах более два­дца­ти лет.

Усту­пив насто­я­тель­ным прось­бам нов­го­род­цев, он сно­ва воз­вра­тил­ся к сво­ей пастве. Древ­ний лето­пи­сец так опи­сы­ва­ет свя­ти­те­ля Мои­сея: “Он пас Цер­ковь свою, как пас­тырь доб­рый; защи­щал оби­жен­ных, берег бед­ных вдов; собрав мно­же­ство пис­цов, на свой счет напи­сал мно­го книг, мно­гих он утвер­дил в бла­го­че­стии сво­и­ми настав­ле­ни­я­ми”. В 1354 году Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Фило­фей Кок­кин (1354 – 1355; 1362 – 1376) в знак глу­бо­ко­го почи­та­ния свя­ти­те­ля Мои­сея раз­ре­шил ему поль­зо­вать­ся древним пре­иму­ще­ством Нов­го­род­ских свя­ти­те­лей — носить кре­ст­ча­тые ризы, кото­рые и при­слал сам. Он так­же поз­во­лил свя­ти­те­лю Мои­сею само­му непо­сред­ствен­но обра­щать­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му патриарху.

Семь лет про­дол­жа­лось вто­рич­ное свя­ти­тель­ство архи­епи­ско­па Мои­сея, озна­ме­но­вав­ше­е­ся стро­и­тель­ством мно­гих церк­вей в Нов­го­ро­де и его окрест­но­стях. В 1352 году свя­ти­те­лем был постро­ен камен­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы на Боло­то­ве; в 1355 году устро­ен мона­стырь в мест­но­сти, назы­ва­е­мой Ско­во­род­кой, с камен­ным хра­мом в честь свя­то­го Архи­стра­ти­га Божия Миха­и­ла; в 1357 году постро­е­ны хра­мы еще в трех мона­сты­рях: в Радо­го­ви­цах при Воло­тов­ском Успен­ском хра­ме, в Духо­вом мона­сты­ре и в жен­ском мона­сты­ре во имя свя­то­го Иоан­на Бого­сло­ва (пер­вый и послед­ний мона­сты­ри были осно­ва­ны святителем).

В 1359 году, почув­ство­вав сла­бость и болезнь, свя­ти­тель уда­лил­ся в осно­ван­ную им Ско­во­род­скую оби­тель во имя свя­то­го Архи­стра­ти­га Божия Миха­и­ла и под­ви­зал­ся в ней до самой кон­чи­ны, насту­пив­шей 25 янва­ря 1362 года. Он был погре­бен в собор­ном храме.

Архи­епи­скоп Нов­го­род­ский Сер­гий в 1484 году, ехав­ший на кафед­ру из Моск­вы, велел свя­щен­ни­ку открыть гроб свя­ти­те­ля Мои­сея. “Не смею, вла­ды­ка, дерз­нуть открыть мощи свя­ти­те­ля. Это твое дело, свя­ти­тель­ское, откры­вать гроб свя­ти­те­ля”, — отве­тил свя­щен­ник. “Что на это­го смер­да и смот­реть!” ска­зал раз­гне­ван­ный архи­епи­скоп, но был вско­ре нака­зан. Лишив­шись рас­суд­ка, он не смог управ­лять кафед­рой и не выздо­ро­вел, пока не при­нял схи­му в Хутын­ском мона­сты­ре (+ 1504 в Тро­и­це-Сер­ги­е­вом монастыре).

Тро­парь, глас 8

Чисто­ты́ ра́ди жития́ тво­е­го́, /​поще́ния же, и моли́тв, и трудо́в, /​сосу́д благопотре́бен был еси́ Влады́це Хри­сту́, /​И́же даро­ва́ тя ста́ду тво­е­му́, /​я́ко сокро́вище неотъе́млемо, чуде­сы́ всех обогаща́юща. /​Тем и мы, соше́дшеся в па́мять твою́, /​ве́рою и любо́вию вопие́м: /​/​моли́ о нас, пречестны́й архиере́ю Моисе́е, о́тче наш.

Кондак, глас 3

Я́ко венце́м пресве́тлым украси́вся днесь, вели́кий Но́вград /​лику́ет в па́мять па́стыря сво­е­го́ и учи́теля, /​и, я́ко диади́му ца́рскую возложи́вши, /​честна́я о́на оби́тель све́тло ра́дуется: /​просла́ви бо тя Бог, уго́дника Сво­е­го́, /​и про­яви́ после́днему ро́ду на́шему цельбоно́сныя мо́щи твоя́, /​святи́телю Моисе́е, /​Це́рковь же Бо́жия весели́тся, /​созыва́ющи и́нок сосло́вие велегла́сно вопи́ти: /​ра́дуйся, гра́ду тво­е­му́ и оби́тели похва­ло́ /​/​и всея́ Росси́йския стра­ны́ пресве́тлый свети́льниче.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Моисе́е, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Мои­сею, архи­епи­ско­пу Новгородскому 

О свяще́ннейший о́тче, святи́телю Христо́в Моисе́е, па́стырю и учи́телю наш, не отри́ни нас, с ве́рою притека́ющих к моще́м твои́м и тво­ему́ заступле́нию и те́плою моли́твою тя призыва́ющих, но ско́ро потщи́ся помоли́тися Царю́ ца́рствующих и Го́споду госпо́дствующих, да изба́вит ста́до Свое́ от волко́в, гу́бящих е́, и вся́кую стра­ну́ христиа́нскую огра­ди́ и сохра­ни́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа и тру́са, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да же и губи́тельства, пото́па, и меча́, и огня́, и напра́сныя сме́рти, и, я́коже поми́ловал еси́ гряду́щаго ку́плю де́яти от потопле́­ния и от разбо́йников, спасл еси́ святу́ю оби́тель твою́, та́ко поми́луй и нас, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́вней су́щих, и изба́ви нас гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию, Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст нам пожи́ти в ве́це сем и изба́вит нас шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Григо́рия Бого­сло­ва, архи­еп. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (389). Сщмч. Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Киев­ско­го и Галиц­ко­го (1918). Мч. Фили­ца­ты и сыно­вей ее: мчч. Иан­ну­рия, Фелик­са, Филип­па, Силь­ва­на, Алек­сандра, Вита­лия и Мар­ци­а­ла (ок. 164). Свт. Касти­на, еп. Визан­тий­ско­го (III). Прпп. Поплия Сирий­ско­го (ок. 380); Апол­ло­са (IV), Мара пев­ца (ок 430), Димит­рия Ске­во­фи­лак­са (VIII). Мчч. Меду­лы и Аксен­тия (1720). Прп. Ана­то­лия I, стар­ца Оптин­ско­го (1894). Сщмчч. Пет­ра, архи­еп. Воро­неж­ско­го (1929) и Васи­лия, еп. При­лук­ско­го (1930). Мч. Бори­са (1938). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мая «Уто­ли моя печали».

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму