7 фев­ра­ля. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, архи­епи­скоп Константинопольский
Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, все­лен­ский отец и учи­тель Церк­ви, родил­ся в хри­сти­ан­ской семье знат­но­го рода, в 329 году, в Ари­ан­зе (неда­ле­ко от горо­да Нази­ан­за Кап­па­до­кий­ско­го). Отец его, так­же свя­ти­тель Гри­го­рий, был епи­ско­пом Нази­ан­ским. Мать, свя­тая…

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, все­лен­ский отец и учи­тель Церк­ви, родил­ся в хри­сти­ан­ской семье знат­но­го рода, в 329 году, в Ари­ан­зе (неда­ле­ко от горо­да Нази­ан­за Кап­па­до­кий­ско­го). Отец его, так­же свя­ти­тель Гри­го­рий, был епи­ско­пом Нази­ан­ским. Мать, свя­тая Нон­на, моли­ла Бога о сыне, дав обет посвя­тить его Господу.

Бла­го­че­стию научен был сво­ей мате­рью Нон­ной. Свет­ским нау­кам учил­ся сна­ча­ла на родине, у дяди сво­е­го, учи­те­ля крас­но­ре­чия Амфи­ло­хия, а потом в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, Кеса­рии Пале­стин­ской, Алек­сан­дрии и Афи­нах, где жил вме­сте со сво­им зна­ме­ни­тым дру­гом, Васи­ли­ем Вели­ким. Друж­ба, зало­жен­ная еще в шко­ле Кеса­рии, вырос­ла в глу­бо­кие духов­ные узы. Вме­сте с ними учил­ся и Юли­ан — буду­щий импе­ра­тор-отступ­ник от хри­сти­ан­ской веры.

В 358 году свя­той Гри­го­рий поки­нул Афи­ны и вер­нул­ся к роди­те­лям в Нази­анз. Здесь он почти в 30-лет­нем воз­расте при­нял от сво­е­го отца свя­тое кре­ще­ние. Вско­ре по при­гла­ше­нию свя­то­го Васи­лия он уда­лил­ся в пусты­ню, что­бы под­ви­зать­ся рядом с ним.

По тре­бо­ва­нию отца свя­той Гри­го­рий в 361 году вер­нул­ся в Нази­анз и про­тив сво­ей воли при­нял сан пре­сви­те­ра. Чув­ствуя, что для него неиз­ме­ри­мо бли­же уеди­не­ние и без­молв­ная молит­ва, чем пас­тыр­ская дея­тель­ность, свя­той Гри­го­рий сно­ва поспе­шил в пусты­ню к свя­то­му Васи­лию. Там, в уеди­не­нии, он укре­пил­ся духом, нашел силы вер­нуть­ся к пастве и с честью испол­нять свой долг.

Когда отец его по про­сто­те под­пи­сал полу­а­ри­ан­ский сим­вол и тем воз­бу­дил про­тив себя пра­во­слав­ную паст­ву, Гри­го­рий явил­ся при­ми­ри­те­лем ее с епископом.

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий поста­вил свя­то­го Гри­го­рия епи­ско­пом горо­да Саси­ма, но, что­бы под­дер­жать пре­ста­ре­ло­го отца, свя­ти­тель Гри­го­рий остал­ся в Нази­ан­зе и, после смер­ти отца, неко­то­рое вре­мя управ­лял паст­вой это­го горо­да, предо­ста­вив власть в Саси­ме дру­го­му епископу.

Затем он оста­вил Нази­анз и уда­лил­ся в Селевкию.

По смер­ти импе­ра­то­ра Вален­та II (+ 378), груп­па кон­стан­ти­но­поль­ских пра­во­слав­ных, не желав­шая при­ни­мать епи­ско­па Демо­фи­ла, при­гла­си­ла свя­ти­те­ля Гри­го­рия воз­гла­вить их. Полу­чив согла­сие свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го, свя­ти­тель Гри­го­рий при­был в Кон­стан­ти­но­поль на пред­сто­я­тель­ский пре­стол. Повсю­ду гос­под­ство­ва­ли ере­ти­ки — ари­ане и апол­ли­на­ри­сты. И чем гром­че зву­ча­ла его про­по­ведь, тем более уве­ли­чи­ва­лось собра­ние хра­ма и тем силь­нее рос­ло сопро­тив­ле­ние еретиков.

Во вре­мя болез­ни свя­ти­те­лю был нане­сен удар. Тот, кого он счи­тал сво­им дру­гом, фило­соф Мак­сим, был тай­но посвя­щен на место свя­ти­те­ля Гри­го­рия в самом Кон­стан­ти­но­по­ле. Пора­жен­ный небла­го­дар­но­стью Мак­си­ма, свя­ти­тель решил оста­вить кафед­ру, но вер­ная паства удер­жа­ла его. Народ изгнал само­зван­ца из горо­да. 24 нояб­ря 380 года в сто­ли­цу при­был свя­той царь Фео­до­сий I Вели­кий и, под­твер­див свой указ про­тив ере­ти­ков, вер­нул пра­во­слав­ным глав­ный храм, куда тор­же­ствен­но ввел свя­ти­те­ля Гри­го­рия. Вско­ре на жизнь свя­ти­те­ля было под­го­тов­ле­но поку­ше­ние, но тот, кто дол­жен был стать убий­цей, сам явил­ся к свя­то­му со сле­за­ми раскаяния.

В 381 году на Вто­ром Все­лен­ском Собо­ре свя­ти­тель Гри­го­рий был утвер­жден в сане Кон­стан­ти­но­поль­ско­го архи­епи­ско­па. По кон­чине свя­ти­те­ля Меле­тия Антио­хий­ско­го пред­се­да­тель­ство­вал на Собо­ре. Но когда при­бы­ли те, кто и ранее дей­ство­вал про­тив свя­ти­те­ля Гри­го­рия в поль­зу Мак­си­ма, мно­гие, осо­бен­но еги­пет­ский и маке­дон­ский епи­ско­пат, отка­за­лись при­зна­вать вос­ше­ствие Гри­го­рия на Кон­стан­ти­но­поль­скую кафед­ру. Свя­ти­тель решил пожерт­во­вать собою для мира Церк­ви. Объ­явив импе­ра­то­ру о сво­ем жела­нии оста­вить сто­ли­цу, свя­ти­тель Гри­го­рий еще раз явил­ся на Собор, в про­щаль­ном сло­ве попро­сив отпу­стить его с миром. По воз­вра­ще­нии на роди­ну уда­лил­ся в любез­ное сво­е­му серд­цу уеди­не­ние в Арианз.

Скон­чал­ся 25 янва­ря 389 года и был погре­бён в Назианзе.

За свои заме­ча­тель­ные бого­слов­ские тво­ре­ния св. Гри­го­рий полу­чил от Церк­ви почет­ное наиме­но­ва­ние Бого­сло­ва и все­лен­ско­го учи­те­ля, а за спо­соб­ность про­ни­кать мыс­лью до самых глу­бо­ких тайн веры и выра­жать непо­сти­жи­мые ее исти­ны с про­зрач­ной ясно­стью и стро­гой точ­но­стью Цер­ковь в одной из молитв назы­ва­ет его умом самым высо­ким. Про­по­ве­ди его насы­ще­ны такой поэ­зи­ей, что мно­гие фра­зы из них были исполь­зо­ва­ны (свя­тым Иоан­ном Дамас­ки­ным и дру­ги­ми) для празд­нич­ных песнопений.

Тро­парь, глас 1

Па́стырская свире́ль богосло́вия твоего́/ ри́торов побе­ди́ тру­бы́, /​я́коже бо глу­би­ны́ ду́ха изыска́вшу, /​и добро́ты веща́ния приложи́шася тебе́. /​Но моли́ Хри­ста́ Бога, о́тче Григо́рие, /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне, /​Правосла́вия оде́ждею свы́ше истка́нною Це́рковь украси́л еси́, /​ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т твои́ми ча́ды: /​ра́дуйся, о́тче, /​/​богосло́вия у́ме кра́йнейший.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Григо́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Гри­го­рию Богослову

О, пре­чест­ная и свя­щен­ная гла­во и бла­го­да­ти Свя­та­го Духа испол­нен­ная, Спа­со­во со Отцем оби­та­ли­ще, вели­кий архи­ерее, теп­лый наш заступ­ни­че, свя­ти­те­лю Гри­го­рие! Пред­стоя у Пре­сто­ла всех Царя и насла­жда­я­ся све­та Еди­но­сущ­ныя Тро­и­цы и херу­вим­ски со анге­лы воз­гла­шая песнь три­свя­тую вели­кое и неиз­сле­до­ван­ное дерз­но­ве­ние имея ко Все­ми­ло­сти­во­му Вла­ды­це, моли­ся паст­вы Хри­сто­вы спа­сти людей, бла­го­сто­я­ние свя­тых церк­вей утвер­ди, архи­ереи бла­го­ле­пи­ем свя­ти­тель­ства укра­си, мона­ше­ству­ю­щих к подви­гам добра­го тече­ния укре­пи, цар­ству­ю­щий град и вся гра­ды и стра­ны доб­ре сохра­ни, и веру свя­тую непо­роч­ну соблю­сти умо­ли, мир весь уми­ри, от гла­да и пагу­бы изба­ви ны, и от напа­де­ния ино­пле­мен­ных сохра­ни, ста­рыя уте­ши, юныя наста­ви, безум­ныя умуд­ри, вдо­ви­цы поми­луй, сиро­ты засту­пи, мла­ден­цы воз­рас­ти, пле­нен­ныя воз­вра­ти, немо­ще­ству­ю­щия исце­ли, и вез­де теп­ле при­зы­ва­ю­щих тя и с верою при­те­ка­ю­щих к тебе и усерд­но при­па­да­ю­щих и моля­щих­ся от вся­ких напа­стей и бед хода­тай­ством тво­им сво­бо­ди. Моли о нас Все­щед­ра­го и Чело­ве­ко­лю­би­ва­го Хри­ста Бога наше­го, да и в день страш­на­го при­ше­ствия Его шуи­я­го сто­я­ния изба­вит нас, и радо­сти свя­тых при­част­ни­ки сотво­рит со все­ми свя­ты­ми во веки. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Моисе́я, архи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го (1362). Сщмч. Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Киев­ско­го и Галиц­ко­го (1918). Мч. Фили­ца­ты и сыно­вей ее: мчч. Иан­ну­рия, Фелик­са, Филип­па, Силь­ва­на, Алек­сандра, Вита­лия и Мар­ци­а­ла (ок. 164). Свт. Касти­на, еп. Визан­тий­ско­го (III). Прпп. Поплия Сирий­ско­го (ок. 380); Апол­ло­са (IV), Мара пев­ца (ок 430), Димит­рия Ске­во­фи­лак­са (VIII). Мчч. Меду­лы и Аксен­тия (1720). Прп. Ана­то­лия I, стар­ца Оптин­ско­го (1894). Сщмчч. Пет­ра, архи­еп. Воро­неж­ско­го (1929) и Васи­лия, еп. При­лук­ско­го (1930). Мч. Бори­са (1938). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мая «Уто­ли моя печали».

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму