7 декаб­ря. Свя­тая вели­ко­му­че­ни­ца Ека­те­ри­на Александрийская
Свя­тая вели­ко­му­че­ни­ца Ека­те­ри­на была доче­рью пра­ви­те­ля Алек­сан­дрии Еги­пет­ской Кон­ста во вре­мя прав­ле­ния импе­ра­то­ра Мак­си­ми­на (305 – 313). Живя в сто­ли­це – цен­тре эллин­ской уче­но­сти, Ека­те­ри­на, обла­дав­шая ред­кой кра­со­той и умом, полу­чи­ла бле­стя­щее обра­зо­ва­ние, изу­чив про­из­ве­де­ния луч­ших антич­ных фило­со­фов…

Свя­тая вели­ко­му­че­ни­ца Ека­те­ри­на была доче­рью пра­ви­те­ля Алек­сан­дрии Еги­пет­ской Кон­ста во вре­мя прав­ле­ния импе­ра­то­ра Мак­си­ми­на (305 – 313). Живя в сто­ли­це – цен­тре эллин­ской уче­но­сти, Ека­те­ри­на, обла­дав­шая ред­кой кра­со­той и умом, полу­чи­ла бле­стя­щее обра­зо­ва­ние, изу­чив про­из­ве­де­ния луч­ших антич­ных фило­со­фов и уче­ных. Юно­ши из самых име­ни­тых семейств импе­рии иска­ли руки пре­крас­ной Ека­те­ри­ны, но ни один из них не стал ее избран­ни­ком. Она объ­яви­ла роди­те­лям, что соглас­на вый­ти замуж лишь за того, кто пре­взой­дет ее в знат­но­сти, богат­стве, кра­со­те и мудрости.

Мать Ека­те­ри­ны, тай­ная хри­сти­ан­ка, пове­ла ее за сове­том к сво­е­му духов­но­му отцу, свя­то­му стар­цу, тво­рив­ше­му молит­вен­ный подвиг в уеди­не­нии в пеще­ре неда­ле­ко от горо­да. Выслу­шав Ека­те­ри­ну, ста­рец ска­зал, что он зна­ет Юно­шу, Кото­рый пре­вос­хо­дит ее во всем, ибо “кра­со­та Его свет­лее сол­неч­но­го сия­ния, муд­рость Его управ­ля­ет всем созда­ни­ем, богат­ство Его раз­ли­ва­ет­ся по все­му миру, но это не умень­ша­ет его, а умно­жа­ет, высо­та рода Его – неиз­ре­чен­на”. Образ Жени­ха Небес­но­го родил в душе свя­той девы горя­чее жела­ние уви­деть Его. Исти­на, к кото­рой рва­лась ее душа, откры­лась ей. На про­ща­ние ста­рец вру­чил Ека­те­рине ико­ну Божи­ей Мате­ри с Богом­ла­ден­цем Иису­сом на руках и велел с верой молить­ся Цари­це Небес­ной – Мате­ри Небес­но­го Жени­ха о даро­ва­нии виде­ния Ее Сына.

Ека­те­ри­на моли­лась всю ночь и удо­сто­и­лась видеть Пре­свя­тую Деву, Кото­рая про­си­ла Сво­е­го Боже­ствен­но­го Сына посмот­реть на коле­но­пре­кло­нен­ную перед Ними Ека­те­ри­ну. Но Мла­де­нец отвра­щал Свой лик от нее, гово­ря, что Он не может смот­реть на нее, пото­му что она без­об­раз­на, худо­род­на, нища и безум­на, как и вся­кий чело­век, не омы­тый вода­ми свя­то­го Кре­ще­ния и не запе­чат­лен­ный печа­тью Духа Свя­то­го. В глу­бо­кой печа­ли Ека­те­ри­на вновь пошла к стар­цу. Он с любо­вью при­нял ее, наста­вил вере Хри­сто­вой, запо­ве­дал хра­нить чисто­ту и цело­муд­рие и непре­стан­но молить­ся, и совер­шил над ней таин­ство свя­то­го Кре­ще­ния. И вновь свя­той Ека­те­рине было виде­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы с Мла­ден­цем. Теперь Гос­подь лас­ко­во смот­рел на нее и дал ей пер­стень, обру­чив ее Себе. Когда виде­ние кон­чи­лось и свя­тая про­бу­ди­лась от сна, на руке ее све­ти­лось коль­цо – див­ный дар Небес­но­го Жени­ха. В это вре­мя в Алек­сан­дрию на язы­че­ское празд­не­ство при­был сам импе­ра­тор Мак­си­мин. По это­му слу­чаю празд­ник был осо­бен­но пыш­ным и мно­го­люд­ным. Кри­ки жерт­вен­ных живот­ных, дым и смрад жерт­вен­ни­ков, пылав­ших непре­стан­но, гомон тол­пы на риста­ли­щах напол­ня­ли Алек­сан­дрию. При­но­си­лись и чело­ве­че­ские жерт­вы – на смерть в огне обре­ка­ли испо­вед­ни­ков Хри­ста, не отсту­пив­ших от Него под пыт­ка­ми. Свя­тая любовь к муче­ни­кам – хри­сти­а­нам и сер­деч­ное жела­ние облег­чить их участь побу­ди­ли Ека­те­ри­ну пой­ти к глав­но­му жре­цу и вла­ды­ке импе­рии, импе­ра­то­ру-гони­те­лю Максимину.

Назвав себя, свя­тая испо­ве­да­ла свою веру во Еди­но­го Истин­но­го Бога и муд­ро обли­чи­ла заблуж­де­ния языч­ни­ков. Кра­со­та девуш­ки пле­ни­ла пра­ви­те­ля. Что­бы убе­дить ее и пока­зать тор­же­ство язы­че­ской муд­ро­сти, импе­ра­тор пове­лел созвать 50 уче­ней­ших мужей импе­рии, но свя­тая взя­ла верх над муд­ре­ца­ми, так что они сами уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Свя­тая Ека­те­ри­на осе­ни­ла муче­ни­ков крест­ным зна­ме­ни­ем, и они муже­ствен­но при­ня­ли смерть за Хри­ста и были сожже­ны по пове­ле­нию императора.

Мак­си­мин, не наде­ясь более пере­убе­дить свя­тую, попы­тал­ся соблаз­нить ее обе­ща­ни­ем богат­ства и сла­вы. Полу­чив гнев­ный отказ, импе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­тую жесто­ким муче­ни­ям, а затем бро­сить в тем­ни­цу. Импе­ра­три­ца Авгу­ста, кото­рая мно­го слы­ша­ла о свя­той Ека­те­рине, поже­ла­ла видеть ее. Уго­во­рив вое­во­ду Пор­фи­рия с отря­дом вои­нов сопро­вож­дать ее, Авгу­ста при­шла в тем­ни­цу. Импе­ра­три­ца была пора­же­на силой духа свя­той Ека­те­ри­ны, лицо кото­рой сия­ло Боже­ствен­ной бла­го­да­тью. Свя­тая муче­ни­ца рас­кры­ла при­шед­шим хри­сти­ан­ское уче­ние, и они, уве­ро­вав, обра­ти­лись ко Христу.

На сле­ду­ю­щий день муче­ни­цу вновь при­ве­ли на суди­ли­ще, где под угро­зой коле­со­ва­ния пред­ло­жи­ли ей отречь­ся от хри­сти­ан­ской веры и при­не­сти жерт­ву богам. Свя­тая непре­клон­но испо­ве­да­ла Хри­ста и сама подо­шла к коле­сам, но Ангел сокру­шил ору­дия каз­ни, и они раз­ле­те­лись на кус­ки, пере­бив мно­гих языч­ни­ков. Уви­дев это чудо, импе­ра­три­ца Авгу­ста и царе­дво­рец Пор­фи­рий с 200 вои­на­ми перед все­ми испо­ве­да­ли свою веру во Хри­ста и были обез­глав­ле­ны. Мак­си­мин вновь попы­тал­ся пре­льстить свя­тую муче­ни­цу, пред­ло­жив ей супру­же­ство, и вновь полу­чил отказ. Свя­тая Ека­те­ри­на твер­до испо­ве­да­ла вер­ность сво­е­му Небес­но­му Жени­ху – Хри­сту и с молит­вой к Нему сама поло­жи­ла голо­ву на пла­ху под меч пала­ча. Мощи свя­той Ека­те­ри­ны были пере­не­се­ны Анге­ла­ми на Синай­скую гору. В VI веке по откро­ве­нию были обре­те­ны чест­ная гла­ва и левая рука свя­той муче­ни­цы и с поче­стя­ми пере­не­се­ны в ново­со­здан­ный храм Синай­ско­го мона­сты­ря, постро­ен­но­го свя­тым импе­ра­то­ром Иусти­ни­а­ном (527 – 565; память 14/​28 ноября).

Тро­парь, глас 4

Добpоде́тельми, я́ко луча́ми со́лнечными, /​пpосвети́ла еси́ неве́pныя мудpе­цы́. /​И, я́коже пpесве́тлая луна́ ходя́щим в нощи́ /​неве́pия тьму отгна́ла еси́, /​и цаpи́цу уве́pила еси́, /​вку́пе же и мучи́теля обличи́ла еси́, /​Богозва́нная неве́сто блаже́нная Екатеpи́но, /​жела́нием востек­ла́ еси́ в Небе́сный чеpто́г /​к пpекpа́сному Жени­ху́ Хpи­сту́, /​и от Него́ ца́pским венце́м венча́лася еси́: /​Ему́же, со А́нгелы пpедстоя́щи, /​за ны моли́ся, /​/​твоpя́щия пpечестну́ю па́мять твою́.

Кондак, глас 2

Лик честны́й Боже́ственне мучениколю́бцы, /​воздви́гните ны́не, почита́юще всему́друю Екатери́ну, /​сия́ бо в три́знищи Хри­ста́ пропове́да, /​/​и зми́я попра́, ри́торов ра́зумы укроти́вши.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпице Христо́ва Екатери́но, /​и чтим честно́е страда́ние твое́, /​е́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ла еси́.

Молит­ва вели­ко­му­че­ни­це Ека­те­рине Александрийской

О свята́я Екатери́но, де́во и му́ченице и́стинная Христо́ва неве́сто! Мо́лим тя чрез особли́вую благода́ть, е́юже пред­ва­ри́ тя Жени́х твой, Сладча́йший Иису́с: я́коже посрами́вши пре́лести мучи́теля, му́дростию твое́ю пятдеся́т вети́й победи́ла еси́ и, напои́вши их Небе́сным уче́нием, к све́ту и́стинныя ве́ры наста́вила еси́, та́ко испро­си́ и нам о́ную Бо́жию му́дрость, да и мы, расто́ргнувше вся ко́зни а́дскаго мучи́теля и презре́в ми́ра и пло́ти собла́зны, досто́йны яви́мся Боже́ственныя сла́вы и к разшире́нию святы́я на́шея правосла́вныя ве́ры сосу́ды досто́йны соде́лаемся, и с тобо́ю в Небе́сной ски́нии Го́спода и Влады́ку на́шего Иису́са Хри­ста́ хва́лим и прославля́ем во вся ве́ки. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Вмч. Мер­ку­рия (III). Мч. Мер­ку­рия Смо­лен­ско­го (1238 – 1239). Мц. Авгу­сты, мчч. Пор­фи­рия Стра­ти­ла­та и 200 вои­нов (305 – 313). Прп. Мастри­дии Алек­сан­дрий­ской. Мц. Фило­феи (1060; румын.). Прп. Мер­ку­рия, пост­ни­ка Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XIV) Прп. Симо­на Сой­гин­ско­го (1562). Сщмч. Евгра­фа Ева­ре­сто­ва пре­св. (1919) Сщмч. Евге­ния Яко­вле­ва пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Бого­ро­диц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Левиц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Тютю­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Николь­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Кор­ни­лия Уди­ло­ви­ча пре­св. (1937) Сщмч. Мит­ро­фа­на Кор­ниц­ко­го пре­св. (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму