7 апре­ля. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Бла­го­ве­ще­ние – это день бла­гой вести о том, что нашлась во всем мире люд­ском Дева, так веру­ю­щая Богу, так глу­бо­ко спо­соб­ная к послу­ша­нию и к дове­рию, что от Нее может родить­ся Сын Божий. Вопло­ще­ние Сына Божия,…

Бла­го­ве­ще­ние – это день бла­гой вести о том, что нашлась во всем мире люд­ском Дева, так веру­ю­щая Богу, так глу­бо­ко спо­соб­ная к послу­ша­нию и к дове­рию, что от Нее может родить­ся Сын Божий. Вопло­ще­ние Сына Божия, с одной сто­ро­ны, дело Божи­ей люб­ви – крест­ной, лас­ко­вой, спа­са­ю­щей – и Божи­ей силы; но вме­сте с этим вопло­ще­ние Сына Божия есть дело чело­ве­че­ской сво­бо­ды. Св. Гри­го­рий Пала­ма гово­рит, что Вопло­ще­ние было бы так же невоз­мож­но без сво­бод­но­го чело­ве­че­ско­го согла­сия Божи­ей Мате­ри, как оно было бы невоз­мож­но без твор­че­ской воли Божи­ей. И в этот день Бла­го­ве­ще­ния мы в Божи­ей Мате­ри созер­ца­ем Деву, Кото­рая всем серд­цем, всем умом, всей душой, всей Сво­ей кре­по­стью суме­ла дове­рить­ся Богу до конца.

А бла­гая весть была поис­ти­не страш­ная: явле­ние Анге­ла, это при­вет­ствие: Бла­го­сло­вен­на Ты в женах, и бла­го­сло­вен плод чре­ва Тво­е­го, не мог­ли не вызвать не толь­ко изум­ле­ния, не толь­ко тре­пе­та, но и стра­ха в душе девы, не знав­шей мужа, – как это мог­ло быть?..

И тут мы улав­ли­ва­ем раз­ни­цу меж­ду колеб­лю­щей­ся – хотя и глу­бо­кой – верой Заха­рии, отца Пред­те­чи, и верой Божи­ей Мате­ри. Заха­рии тоже воз­ве­ще­но, что у его жены родит­ся сын – есте­ствен­ным обра­зом, несмот­ря на ее пре­клон­ный воз­раст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Это­го не может слу­чить­ся! Чем Ты можешь это дока­зать? Какое заве­ре­ние Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ста­вит вопрос толь­ко так: Как это может слу­чить­ся со мной – я же дева?.. И на ответ Анге­ла, что это будет, Она отве­ча­ет толь­ко сло­ва­ми пол­ной отда­чи Себя в руки Божии; Ее сло­ва: Се, Раба Гос­под­ня; буди Мне по гла­го­лу твоему…

Сло­во «раба» в тепе­реш­нем нашем сло­во­упо­треб­ле­нии гово­рит о пора­бо­щен­но­сти; в сла­вян­ском язы­ке рабом назы­вал себя чело­век, кото­рый свою жизнь, свою волю отдал дру­го­му. И Она дей­стви­тель­но отда­ла Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судь­бу, при­няв верой – то есть непо­сти­жи­мым дове­ри­ем – весть о том, что Она будет Мате­рью вопло­щен­но­го Сына Божия. О Ней пра­вед­ная Ели­за­ве­та гово­рит: Бла­жен­на веро­вав­шая, ибо будет Ей речен­ное Ей от Господа…

В Божи­ей Мате­ри мы нахо­дим изу­ми­тель­ную спо­соб­ность дове­рить­ся Богу до кон­ца; но спо­соб­ность эта не при­род­ная, не есте­ствен­ная: такую веру мож­но в себе выко­вать подви­гом чисто­ты серд­ца, подви­гом люб­ви к Богу. Подви­гом, ибо отцы гово­рят: Про­лей кровь, и при­мешь Дух… Один из запад­ных писа­те­лей гово­рит, что Вопло­ще­ние ста­ло воз­мож­ным, когда нашлась Дева изра­иль­ская, Кото­рая всей мыс­лью, всем серд­цем, всей жиз­нью Сво­ей смог­ла про­из­не­сти Имя Божие так, что Оно ста­ло пло­тью в Ней.

Вот бла­го­ве­стие, кото­рое мы сей­час слы­ша­ли в Еван­ге­лии: род чело­ве­че­ский родил, при­нес Богу в дар Деву, Кото­рая была спо­соб­на в Сво­ей цар­ствен­ной чело­ве­че­ской сво­бо­де стать Мате­рью Сына Божия, сво­бод­но отдав­ше­го Себя для спа­се­ния мира. Аминь.

Тро­парь, глас 4

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна, /​и е́же от ве́ка та́инства явле́ние: /​Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет, /​и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет. /​Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: /​ра́дуйся, Благода́тная, /​/​Госпо́дь с Тобо́ю.

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, /​я́ко изба́вльшеся от злых, /​благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, /​но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, /​от вся́ких нас бед сво­бо­ди́, да зове́м Ти́: /​/​ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Вели­ча­ние

Арха́нгельский глас /​вопие́м Ти, Чи́стая: /​Ра́дуйся, /​Благода́тная, /​/​Госпо́дь с Тобо́ю.

Молит­ва Бла­го­ве­ще­нию Пре­свя­той Богородицы 

При­и­ми́, Всеблагомо́щная, Пречи́стая Гос­по­же́ Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ной прикла́дныя от на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, от все́х родо́в избра́нная, все́х тва́рей небе́сных и земны́х вы́шшая я́вльшаяся. Поне́же бо Тебе́ ра́ди бы́сть Госпо́дь си́л с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом, и сподо́бихомся Свята́го Те́ла Его́ и Пречи́стыя Кро́ве Его́. Те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, Всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися на́м от вся́каго сове́та лука́ваго и от вся́каго обстоя́ния: и сохрани́тися на́м неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго. Но да́же до кон­ца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных на́с соблю­ди́: я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хва­лу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся́ в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и все́х Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пре­став­ле­ние свт. Тихо­на, патр. Мос­ков­ско­го и всея Руси (1925). Прп. Сав­вы Ново­го (1948). Ико­ны Божи­ей Мате­ри “Бла­го­ве­ще­ние” (XVI).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму