6 янва­ря. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Евге­ния Рим­ская, дева
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Евге­ния, родом рим­лян­ка, жила в Алек­сан­дрии, куда ее отец, Филипп, был послан импе­ра­то­ром Ком­мо­дом (180 – 192) в каче­стве намест­ни­ка Егип­та. Евге­ния полу­чи­ла пре­крас­ное обра­зо­ва­ние и отли­ча­лась доб­рым нра­вом и кра­со­той. Мно­гие знат­ные юно­ши доби­ва­лись ее руки,…

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Евге­ния, родом рим­лян­ка, жила в Алек­сан­дрии, куда ее отец, Филипп, был послан импе­ра­то­ром Ком­мо­дом (180 – 192) в каче­стве намест­ни­ка Егип­та. Евге­ния полу­чи­ла пре­крас­ное обра­зо­ва­ние и отли­ча­лась доб­рым нра­вом и кра­со­той. Мно­гие знат­ные юно­ши доби­ва­лись ее руки, но всту­пать в брак она не хотела.

Позна­ко­мив­шись с Посла­ни­я­ми апо­сто­ла Пав­ла, она всей душой устре­ми­лась к хри­сти­ан­ству и тай­но от роди­те­лей, в сопро­вож­де­нии сво­их двух рабов, Про­та и Иак­ин­фа, пере­одев­шись в муж­скую одеж­ду, уда­ли­лась в муж­ской мона­стырь. Там она со сво­и­ми раба­ми и спут­ни­ка­ми при­ня­ла свя­тое Кре­ще­ние от епи­ско­па Юлия, кото­ро­му было откры­то о ней в виде­нии, и он бла­го­сло­вил ее под­ви­зать­ся в мона­сты­ре в обра­зе ино­ка Евгения.

Сво­и­ми подви­га­ми свя­тая Евге­ния стя­жа­ла дар исце­ле­ния. Одна­жды к ней за помо­щью обра­ти­лась бога­тая моло­дая вдо­ва Мела­ния. Уви­дев юно­го ино­ка, эта жен­щи­на вос­пы­ла­ла нечи­стой стра­стью, но будучи отверг­ну­та, она измыс­ли­ла кле­ве­ту о попыт­ке наси­лия. Свя­тая Евге­ния пред­ста­ла на суд к пра­ви­те­лю Егип­та, т. е. к сво­е­му отцу, и была вынуж­де­на открыть свою тай­ну. Ее род­ные обра­до­ва­лись, най­дя ту, кото­рую дол­го опла­ки­ва­ли. Через неко­то­рое вре­мя все они при­ня­ли свя­тое Крещение.

Но Филипп, по доно­су языч­ни­ков, был сме­щен с поста пра­ви­те­ля. Алек­сан­дрий­ские хри­сти­ане избра­ли его сво­им епи­ско­пом. Новый пра­ви­тель, опа­са­ясь народ­но­го гне­ва, не стал откры­то каз­нить Филип­па, а подо­слал убийц. Во вре­мя уеди­нен­ной молит­вы епи­ско­па ему были нане­се­ны раны, от кото­рых он через три дня муче­ни­че­ски скончался.

Овдо­вев, Клав­дия с доче­рью и слу­га­ми уеха­ла в свое поме­стье, нахо­див­ше­е­ся в окрест­но­стях Рима. Там Евге­ния про­дол­жа­ла ино­че­скую жизнь. Она при­ве­ла ко Хри­сту мно­гих дев, а Клав­дия устро­и­ла стран­но­при­им­ный дом и слу­жи­ла вдовам.

По про­ше­ствии несколь­ких спо­кой­ных лет импе­ра­тор Гал­ли­ен (260 – 268) вновь начал гоне­ние на хри­сти­ан, и мно­гие из них нашли убе­жи­ще у свя­тых Клав­дии и Евгении.

В то вре­мя оси­ро­тев­шая моло­дая рим­лян­ка из цар­ско­го рода, Васил­ла, услы­шав о хри­сти­а­нах и о свя­той Евге­нии, захо­те­ла встре­тить­ся со свя­той и напи­са­ла ей пись­мо. В ответ свя­тая Евге­ния при­сла­ла сво­их дру­зей и спо­движ­ни­ков, Про­та и Иак­ин­фа, кото­рые про­све­ти­ли Васил­лу, и она при­ня­ла свя­тое Крещение.

Слу­жан­ка Васил­лы рас­ска­за­ла ее жени­ху Пом­пею, что его неве­ста ста­ла хри­сти­ан­кой, и Пом­пей пожа­ло­вал­ся импе­ра­то­ру на хри­сти­ан, про­по­ве­ду­ю­щих без­бра­чие. При­вле­чен­ная к отве­ту, Васил­ла отка­за­лась всту­пать с Пом­пе­ем в брак, и за это ее зако­ло­ли мечом.

Свя­тых Про­та и Иак­ин­фа пота­щи­ли в идоль­ский храм для при­не­се­ния жерт­вы, но едва они всту­пи­ли туда, идол упал и раз­бил­ся. Свя­тые муче­ни­ки Прот и Иак­инф были обезглавлены.

Свя­тую Евге­нию тоже насиль­но при­ве­ли в храм Диа­ны, но не успе­ла она еще всту­пить в него, как все капи­ще вме­сте с идо­лом раз­ру­ши­лось. Свя­тую муче­ни­цу бро­си­ли в Тибр с кам­нем на шее, но камень сва­лил­ся, и она оста­лась невре­ди­ма. Невре­ди­мой оста­лась она и в огне. Тогда ее бро­си­ли в ров, где она нахо­ди­лась 10 дней. В это вре­мя ей явил­ся Сам Спа­си­тель и воз­ве­стил, что она вой­дет в Цар­ство Небес­ное в день Рож­де­ства Христова.

Когда в 262 году насту­пил этот свет­лый празд­ник, палач умерт­вил свя­тую муче­ни­цу мечом. Вско­ре при­ня­ла муче­ни­че­ский венец и свя­тая Клав­дия. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Евге­ния пре­ду­пре­ди­ла ее о дне смерти.

Тро­парь, глас 4

Агни­ца Твоя́, Иису́се, Евге́ния /​зове́т ве́лиим гла́сом: /​Тебе́, Жени­ше́ мой, люб­лю́, /​и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую, /​и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Тво­е­му́, /​и страж­ду́ Тебе́ ра́ди, /​я́ко да ца́рствую в Тебе́, /​и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, /​но, я́ко же́ртву непоро́чную, при­и­ми́ мя с любо́вию поже́ршуюся Тебе́. /​/​Тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Благоро́дия нра́вом тя честноподо́бне украси́в обожи́вый Госпо́дь, /​в ра́бии о́бразе от Де́вы нам соедини́ся, /​И́же тя в лик дев свещено́сиц вчи­ни́ /​и с му́ченики соче­та́, Евге́ние, /​/​я́ко вои́стинну благоро́дия Боже́ственныя сла́вы вене́ц улучи́.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​преподобному́ченице Евге́ние, /​и чтим честно́е страда́ние твое́, /​е́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ла еси́.

Молит­ва свя­той пре­по­доб­но­му­че­ни­це Евге­нии Римской

Де́вственниц похва­ло́ и му́чениц сла́во, Евге́ние преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц припа́даем и заступле́ния тво­е­го́ у Го́спода про́сим! Ты́ бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие дерзнове́ние ко Влады́це все́х стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой душе́ твое́й и теле­си́ твое́м страда́льчестем, зане́, вся́ прельще́ния вра­га́ и преще́ния мучи́теля презре́вши, вся́ терпя́щи, вопия́ла еси́: «Христо́с е́сть бога́тство мое́ и похва­ла́!» Те́мже от того́ бога́тства и на́шей нище­те́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний на́с предста́тельством твои́м огра­ди́, дру́г ко дру́гу на́с в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших все­гда́ воз­во­ди́, во е́же при́сно сла́вити на́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. На́вечерие Рож­де­ства Хри­сто­ва (Рож­де­ствен­ский сочель­ник). Мчч. Филип­па, Про­та, Иак­ин­фа и Клав­дии (ок. 262); Аха­и­ка. Прпп. Вити­ми­о­на (V); Афро­ди­сия (VI); Антио­ха (ок. 635); Нико­лая мона­ха (IX). Свя­тых Евсузия и Ага­фы. Муче­ни­ка Ахме­да (1682). Прп­мч. Инно­кен­тия (Беды) архим., Воро­неж­ско­го (1928). Сщмч. Сер­гия (Мечё­ва) про­то­и­е­рея, Мос­ков­ско­го (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму