6 сен­тяб­ря. Явле­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы пре­по­доб­но­му Сер­гию Радонежскому
Явле­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы пре­по­доб­но­му Сер­гию Радо­неж­ско­му. Одна­жды, глу­бо­кой ночью, пре­по­доб­ный Сер­гий (1314 – 1392) читал ака­фист Божи­ей Мате­ри. Совер­шив обыч­ное пра­ви­ло, он сел немно­го отдох­нуть, но вдруг ска­зал сво­е­му келей­ни­ку, пре­по­доб­но­му Михею († 6 мая 1385): “Бодр­ствуй, чадо,…

Явле­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы пре­по­доб­но­му Сер­гию Радо­неж­ско­му. Одна­жды, глу­бо­кой ночью, пре­по­доб­ный Сер­гий (1314 – 1392) читал ака­фист Божи­ей Мате­ри. Совер­шив обыч­ное пра­ви­ло, он сел немно­го отдох­нуть, но вдруг ска­зал сво­е­му келей­ни­ку, пре­по­доб­но­му Михею († 6 мая 1385): “Бодр­ствуй, чадо, мы будем иметь чуд­ное посе­ще­ние”. Едва он про­из­нес эти сло­ва, как был услы­шан голос: “Пре­чи­стая гря­дет”. Пре­по­доб­ный Сер­гий поспе­шил из кел­лии в сени, и вне­зап­но его оси­ял яркий свет, силь­нее сол­неч­но­го. Он уви­дел бли­ста­ю­щую в неиз­ре­чен­ной сла­ве Божию Матерь, сопро­вож­да­е­мую апо­сто­ла­ми Пет­ром и Иоан­ном. Не в силах выне­сти чуд­но­го све­та, пре­по­доб­ный Сер­гий бла­го­го­вей­но скло­нил­ся перед Божи­ей Мате­рью, и Она ска­за­ла ему: “Не бой­ся, избран­ни­че Мой! Я при­шла посе­тить тебя. Не скор­би более об уче­ни­ках сво­их и об этом месте. Молит­ва твоя услы­ша­на. Отныне всем будет изоби­ло­вать твое житель­ство, и не толь­ко в дни тво­ей жиз­ни, но и после тво­е­го отше­ствия к Богу неот­ступ­но буду от тво­ей оби­те­ли, пода­вая ей неоскуд­но все потреб­ное и покры­вая ее во всех нуж­дах”. Ска­зав это, Божия Матерь ста­ла неви­ди­ма. Дол­го пре­по­доб­ный Сер­гий был в неиз­ре­чен­ном вос­хи­ще­нии, а, при­дя в себя, под­нял пре­по­доб­но­го Михея. “Ска­жи мне, отче, – спро­сил келей­ник, – что это было за чудес­ное виде­ние? от ужа­са душа моя едва не раз­лу­чи­лась от тела!” Но пре­по­доб­ный Сер­гий мол­чал; толь­ко его све­тив­ше­е­ся лицо гово­ри­ло о той духов­ной радо­сти, кото­рую пере­жи­вал свя­той. “Пого­ди немно­го, – нако­нец про­мол­вил он уче­ни­ку, – пока успо­ко­ит­ся дух мой от чуд­но­го виде­ния”. Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Сер­гий при­звал двух сво­их уче­ни­ков, пре­по­доб­ных Иса­а­кия и Симо­на, и сооб­щил им общую радость и надеж­ду. Все вме­сте они совер­ши­ли молеб­ное пение Божи­ей Мате­ри. Осталь­ную часть ночи пре­по­доб­ный Сер­гий про­вел без сна, вни­мая умом Боже­ствен­но­му виде­нию. Явле­ние Божи­ей Мате­ри в кел­лии пре­по­доб­но­го Сер­гия, на месте нынеш­ней Сера­пи­о­но­вой пала­ты, было в одну из пят­ниц Рож­де­ствен­ско­го поста 1385 г. Память о посе­ще­нии Божи­ей Мате­рью Тро­иц­кой оби­те­ли и Ее обе­то­ва­нии свя­то хра­ни­лась уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия. 5 июля 1422 года были обре­те­ны его свя­тые мощи, и вско­ре на гро­бе пре­по­доб­но­го Сер­гия была постав­ле­на ико­на явле­ния Божи­ей Мате­ри. Ико­на чти­лась как вели­кая свя­ты­ня. В 1446 г. вели­кий князь Васи­лий Васи­лье­вич (1425 – 1462) был захва­чен в Тро­иц­ком мона­сты­ре вой­ска­ми кня­зей Димит­рия Шемя­ки и Иоан­на Можай­ско­го. Он запер­ся в Тро­иц­ком собо­ре, а когда услы­шал, что его ищут, взял ико­ну явле­ния Божи­ей Мате­ри и с ней встре­тил кня­зя Иоан­на в южных цер­ков­ных две­рях, гово­ря: “Брат, мы цело­ва­ли Живо­тво­ря­щий Крест и эту ико­ну в этой церк­ви Живо­на­чаль­ной Тро­и­цы у это­го же гро­ба чудо­твор­ца Сер­гия, что­бы нам не мыс­лить и не желать нико­му от бра­тии меж­ду собой ника­ко­го зла; а вот сей­час не знаю, что сбу­дет­ся надо мной”.

Царь Иоанн Гроз­ный брал ико­ну явле­ния Божи­ей Мате­ри в казан­ский поход (1552). Наи­бо­лее извест­на ико­на, напи­сан­ная в 1588 году кела­рем Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры Евста­фи­ем Голов­ки­ным (1571 – 1581; 1583 – 1593) на дос­ке от дере­вян­ной раки пре­по­доб­но­го Сер­гия, кото­рая была разо­бра­на в 1585 году в свя­зи с пере­ло­же­ни­ем мощей пре­по­доб­но­го Сер­гия в сереб­ря­ную раку (14 авгу­ста). Неод­но­крат­но Матерь Божия через эту чудо­твор­ную ико­ну охра­ня­ла рус­ские вой­ска. Царь Алек­сей Михай­ло­вич (1645 – 1676) брал ее в поль­ский поход в 1657 г. В 1703 г. ико­на участ­во­ва­ла во всех похо­дах вой­ны со швед­ским коро­лем Кар­лом ХII, а в 1812 г. мит­ро­по­лит Пла­тон послал ее мос­ков­ско­му опол­че­нию. Ико­на участ­во­ва­ла в рус­ско-япон­ской войне 1905 года и во вре­мя пер­вой миро­вой вой­ны была в Став­ке вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в 1914 году.

Над гро­бом пре­по­доб­но­го Михея была постро­е­на цер­ковь и наиме­но­ва­на при освя­ще­нии 10 декаб­ря 1734 г. в честь явле­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы со свя­ты­ми Апо­сто­ла­ми пре­по­доб­но­му отцу Сер­гию Радо­неж­ско­му. 27 сен­тяб­ря 1841 г. храм был воз­об­нов­лен и освя­щен Мос­ков­ским мит­ро­по­ли­том Фила­ре­том, кото­рый ска­зал: “Бла­го­да­тию Все­свя­то­го и Все­о­свя­ща­ю­ще­го Духа совер­ши­лось ныне обнов­ле­ние это­го хра­ма, создан­но­го преж­де нас в честь и память явле­ния Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы пре­по­доб­но­му и Бого­нос­но­му отцу наше­му Сер­гию, чему оче­вид­ным сви­де­те­лем был и пре­по­доб­ный Михей, во бла­го­уха­нии свя­ты­ни здесь почи­ва­ю­щий. Пра­вед­но было память это­го бла­го­дат­но­го собы­тия почтить освя­щен­ным хра­мом, хотя, впро­чем, вся оби­тель эта есть памят­ник это­го чуд­но­го посе­ще­ния. Пото­му что вся судь­ба ее в про­дол­же­нии веков есть испол­не­ние обе­то­ва­ния Небес­ной Посе­ти­тель­ни­цы: “Неот­ступ­на буду от это­го места”. В память посе­ще­ния Божи­ей Мате­ри в Тро­иц­ком собо­ре Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры по пят­ни­цам чита­ет­ся ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, а осо­бая служ­ба в честь явле­ния Божи­ей Мате­ри совер­ша­ет­ся в оби­те­ли 24 авгу­ста, на вто­рой день отда­ния празд­ни­ка Успе­ния Пре­свя­той Богородицы.

Тро­парь, глас 4

В пресла́внем явле́нии Твое́м, Де́во Богоро́дице, /​при­па­де́ к стопа́м Твои́м преподо́бный а́вва Се́ргий /​и моль­бу́ о святе́й оби́тели изря́дно сотво­ри́, /​да Твои́м Ма́терним ко Хри­сту́ предста́тельством /​усе́рдно при́сно хода́тайствуеши /​о всех под свяще́нный покро́в Твой прибега́ющих, /​/​прося́щи нам оставле́ния грехо́в и ве́лия ми́лости.

Кондак, глас 1

Освяти́ся Твои́м посеще́нием, /​Де́во Пречи́стая, /​оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы, /​и возра́довася возлю́бленный избра́нник Твой, /​Се́ргий Богоно́сный, /​благослове́нному обетова́нию /​/​Тво­е­го́ неотсту́пнаго заступле́ния.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Богоизбра́нная Отрокови́це, /​и чтим явле́ние Твое́, /​и́мже то́чиши обетова́ние /​/​покрыва́ти при́сно ме́сто сие́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщмч. Евти­хия, уче­ни­ка ап. Иоан­на Бого­сло­ва (I). Свт. Пет­ра, митр. Киев­ско­го, Мос­ков­ско­го и всея Руси, чуд. (пере­нес. мощей, 1479). Прп. Арсе­ния Комель­ско­го (1550). Прп. Ари­сто­к­лия, стар­ца Мос­ков­ско­го (1918). Мч. Тати­о­на (305). Мц. Сиры, девы Пер­сид­ской (558). Прп. Геор­гия Лим­ни­о­та (ок. 716). Рав­но­ап. Кос­мы Это­лий­ско­го (1779). Сщмч. Мак­си­ма Гор­лиц­ко­го пре­св. (1914) Сщмч. Миха­и­ла Вос­кре­сен­ско­го пре­св. и с ним 28 мчч. (1918) Прмч. Сера­фи­ма (Шахму­тя) иером. (1946). Пет­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (ок. 1306).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму