Этот образ прославился в 1688 году после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683 – 1685 гг. Служба иконе “Всех скорбящих Радость” по образцу службы иконе Божией Матери “Одигитрия” и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П.С. Казанским.
В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону “Всех скорбящих радость”. Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе.
Церковные историки уже к началу XX столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской. Анализ же иконографии дает основания считать, что московский образ является списком с петербургского.
Оставшаяся в Москве икона “Всех скорбящих радость” с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе. Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30‑х гг. XX в., служба в нем возобновлена в 1948 г. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна. Считается, что находящийся там в настоящее время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, который находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2‑й пол. XVIII в.
Икона “Всех скорбящих радость”, вывезенная в Санкт-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой церкви Воскресения Христова при ее дворце за Литейным двором на Шпалерной ул. При Наталии Алексеевне на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 г. при дворце была устроена богадельня, к которой храм стал относиться после смерти царевны (1716 г.). Во время эпидемии оспы в 1768 г. императрица Екатерина II ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817 – 1818 гг. церковь была полностью перестроена (архитектор Л.Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса.
Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50‑х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.
Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2‑й оклад, в 1858 г.- 3‑й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1‑й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны.
В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина.
Два других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А. Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.
В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона “Всех скорбящих радость”, в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.
Стихира, поемая вместо тропаря, глас 2
Всех скорбя́щих Ра́досте, /и оби́димых Засту́пнице, /и а́лчущих Пита́тельнице, /стра́нных Утеше́ние, /обурева́емых Приста́нище, /больны́х посеще́ние, /не́мощных покpо́в и засту́пнице, /Же́зл ста́рости, /Ма́ти Бо́га Вы́шняго Ты еси́, Пречи́стая: //потщи́ся, мо́лимся, спасти́ся рабо́м Твои́м.
Кондак, глас 4
Не и́мамы ины́я по́мощи, /не и́мамы ины́я наде́жды, /ра́зве Тебе́, Влады́чице, /Ты нам помози́: /на Тебе́ наде́емся /и Тобо́ю хва́лимся, /Твои́ бо есмы́ раби́, /да не постыди́мся.
Величание
Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице, /честне́йшую Херуви́м /и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.
Молитва пред иконой Божией Матери “Всех скорбящих Радость”
О Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мч. Арефы и с ним 4299 мчч. (523). Свт. Афанасия, патр. Цареградского (ок. 1315). Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII – XIII), затворников Печерских, в Ближ. пещ. (тропарь, кондак) Блж. Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553 – 555). Мц. Синклитики́и и двух дщерей ее (VI). Присп. Георгия (1959). Сщмч. Лаврентия, еп. Балахнинского (1918). Сщмч. Алексия Порфирьева пресв. (1918). Мч. Алексия Нейдгардта (1918). Присп. Арефы (Митренина) иером. (1932) Сщмч. Иоанна Смирнова пресв. (1937). Сщмч. Николая Никольского пресв. (1937). Сщмч. Петра Богородского пресв. (1938).