6 нояб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Всех скор­бя­щих Радость”
Этот образ про­сла­вил­ся в 1688 году после чудес­но­го исце­ле­ния сест­ры пат­ри­ар­ха Иоаки­ма Евфи­мии Пет­ро­вой Папи­ной, дол­гое вре­мя стра­дав­шей от не зажи­вав­шей раны в боку. Пер­во­на­чаль­но ико­на нахо­ди­лась в мос­ков­ской Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви на Ордын­ке (позд­нее извест­на как…

Этот образ про­сла­вил­ся в 1688 году после чудес­но­го исце­ле­ния сест­ры пат­ри­ар­ха Иоаки­ма Евфи­мии Пет­ро­вой Папи­ной, дол­гое вре­мя стра­дав­шей от не зажи­вав­шей раны в боку. Пер­во­на­чаль­но ико­на нахо­ди­лась в мос­ков­ской Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви на Ордын­ке (позд­нее извест­на как Скор­бя­щен­ская), при­хо­жан­кой кото­рой была Евфи­мия. Ее напи­са­ние, по-види­мо­му, надо отно­сить ко вре­ме­ни пере­строй­ки хра­ма в камне в 1683 – 1685 гг. Служ­ба иконе “Всех скор­бя­щих Радость” по образ­цу служ­бы иконе Божи­ей Мате­ри “Оди­гит­рия” и ска­за­ние были состав­ле­ны сра­зу после про­слав­ле­ния обра­за, осо­бый ака­фист напи­сан в 1863 г. проф. МДА П.С. Казанским.

В 1711 г., при пере­ез­де цар­ско­го дво­ра в Санкт-Петер­бург, царев­на Ната­лия Алек­се­ев­на увез­ла с собой из церк­ви на Ордын­ке ико­ну “Всех скор­бя­щих радость”. Точ­но неиз­вест­но, был ли это ори­ги­нал или спи­сок с него, кото­рый так­же пре­бы­вал в церк­ви. Суще­ству­ет 2 вер­сии отно­си­тель­но того, какой образ, мос­ков­ский или петер­бург­ский, явил чудо в 1688 г. Обе ико­ны в рав­ной сте­пе­ни почи­та­лись как чудо­твор­ные, и в мос­ков­ской, и в петер­бург­ской церк­вах хра­ни­лись ран­ние руко­пис­ные спис­ки служ­бы и ска­за­ния об иконе.

Цер­ков­ные исто­ри­ки уже к нача­лу XX сто­ле­тия затруд­ня­лись отве­тить, какая из икон — на Боль­шой Ордын­ке в Москве или на Шпа­лер­ной в Санкт-Петер­бур­ге — явля­лась пер­вым обра­зом. Но судя по тому, что петер­бург­ская ико­на напи­са­на на кипа­рис­ной дос­ке на загрун­то­ван­ном хол­сте, она моло­же мос­ков­ской. Ана­лиз же ико­но­гра­фии дает осно­ва­ния счи­тать, что мос­ков­ский образ явля­ет­ся спис­ком с петербургского.

Остав­ша­я­ся в Москве ико­на “Всех скор­бя­щих радость” с 1713 г. нахо­ди­лась в устро­ен­ном для нее при­де­ле. Чудо­тво­ре­ния от нее пись­мен­но не фик­си­ро­ва­лись. Храм был закрыт в 30‑х гг. XX в., служ­ба в нем воз­об­нов­ле­на в 1948 г. Судь­ба обра­за в пери­од, когда храм был закрыт и в нем нахо­ди­лось фон­до­хра­ни­ли­ще ГТГ, досто­вер­но неиз­вест­на. Счи­та­ет­ся, что нахо­дя­щий­ся там в насто­я­щее вре­мя чти­мый образ Божи­ей Мате­ри тот же, что был до закры­тия церк­ви. Но есть све­де­ния, что чудо­твор­ная ико­на изы­ма­лась, а образ, кото­рый нахо­дит­ся в церк­ви, был пода­рен Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси Алек­си­ем I в свя­зи с воз­об­нов­ле­ни­ем цер­ков­ной служ­бы и явля­ет­ся точ­ным спис­ком с чудо­твор­но­го обра­за, создан­ным во 2‑й пол. XVIII в.

Ико­на “Всех скор­бя­щих радость”, выве­зен­ная в Санкт-Петер­бург, была поме­ще­на царев­ной Ната­ли­ей Алек­се­ев­ной в домо­вой церк­ви Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва при ее двор­це за Литей­ным дво­ром на Шпа­лер­ной ул. При Ната­лии Алек­се­евне на иконе были закреп­ле­ны части­цы релик­вий и мощей свя­тых, выпол­нен сереб­ря­ный оклад, укра­шен­ный фамиль­ны­ми дра­го­цен­но­стя­ми царе­вен. В 1713 г. при двор­це была устро­е­на бога­дель­ня, к кото­рой храм стал отно­сить­ся после смер­ти царев­ны (1716 г.). Во вре­мя эпи­де­мии оспы в 1768 г. импе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II ходи­ла к иконе на бого­мо­лье, перед тем как сде­лать при­вив­ку от болез­ни себе и наслед­ни­ку Пав­лу Пет­ро­ви­чу. В 1817 – 1818 гг. цер­ковь была пол­но­стью пере­стро­е­на (архи­тек­тор Л.Руска), ико­на уста­нов­ле­на в осо­бой нише спра­ва от иконостаса.

Пись­мен­ной фик­са­ции чудо­тво­ре­ний от ико­ны в хра­ме не велось, но в лите­ра­ту­ре упо­ми­на­ет­ся о том, что в 1848 г. исце­ли­лась уми­рав­шая деви­ца-дво­рян­ка, к одру кото­рой был при­не­сен образ (в память об этом к окла­ду был при­ло­жен боль­шой брил­ли­ант), в 1849 г. выздо­ро­вел забо­лев­ший холе­рой врач Выборг­ской боль­ни­цы, в 50‑х гг. по молит­ве отца перед ико­ной в хра­ме попра­вил­ся сын чиновника.

Образ был напи­сан на кипа­рис­ной дос­ке (69,0х51,2 см). При импе­ра­три­це Ека­те­рине II был выпол­нен 2‑й оклад, в 1858 г.- 3‑й, золо­той, по рис. Ф. Г.Солнцева. В хра­ме име­лось 3 спис­ка с чудо­твор­но­го обра­за. 1‑й ико­но­гра­фи­че­ски соот­вет­ство­вал иконе, и на него был нало­жен оклад царев­ны Ната­лии Алексеевны.

В 1847 г. этот образ, но без окла­да был пере­дан в полоц­кий Спа­со-Евфро­си­ни­ев мона­стырь и заме­нен копи­ей рабо­ты П.М.Шамшина.

Два дру­гих выпол­не­ны в живо­пис­ной мане­ре с изме­не­ни­ем ико­но­гра­фии (добав­ле­ны страж­ду­щие). Один (293,4х226,7 см), напи­сан­ный в 1858 г. худож­ни­ком Ф.А. Брон­ни­ко­вым, нахо­дил­ся на хорах хра­ма. Вто­рой (213,5х124,5 см), выпол­нен­ный худож­ни­ком Тюри­ным на мед­ной дос­ке в озна­ме­но­ва­ние 50-летия хра­ма в 1869 г., был уста­нов­лен в нише на наруж­ной стене хра­ма. Ни один спи­сок не сохранился.

В 1932 г. храм был закрыт, после чего судь­ба ико­ны неиз­вест­на. Вер­сия о том, что она была пере­не­се­на в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский собор Санкт-Петер­бур­га, невер­на. Ико­на “Всех скор­бя­щих радость”, в насто­я­щее вре­мя нахо­дя­ща­я­ся в нем и счи­та­ю­ща­я­ся под­лин­ной, не соот­вет­ству­ет сохра­нив­шим­ся опи­са­ни­ям, лито­гра­фи­че­ским изоб­ра­же­ни­ям и фото­гра­фи­ям чудо­твор­ной иконы.

Сти­хи­ра, пое­мая вме­сто тро­па­ря, глас 2

Всех скорбя́щих Ра́досте, /​и оби́димых Засту́пнице, /​и а́лчущих Пита́тельнице, /​стра́нных Утеше́ние, /​обурева́емых Приста́нище, /​больны́х посеще́ние, /​не́мощных покpо́в и засту́пнице, /​Же́зл ста́рости, /​Ма́ти Бо́га Вы́шняго Ты еси́, Пречи́стая: /​/​потщи́ся, мо́лимся, спасти́ся рабо́м Твои́м.

Кондак, глас 4

Не и́мамы ины́я по́мощи, /​не и́мамы ины́я наде́жды, /​ра́зве Тебе́, Влады́чице, /​Ты нам помо­зи́: /​на Тебе́ наде́емся /​и Тобо́ю хва́лимся, /​Твои́ бо есмы́ раби́, /​да не постыди́мся.

Вели­ча­ние

Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице, /​честне́йшую Херуви́м /​и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.

Молит­ва пред ико­ной Божи­ей Мате­ри “Всех скор­бя­щих Радость”

О Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глу­би­ны́ грехо́вныя, про­све­ти́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спа­си́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Аре­фы и с ним 4299 мчч. (523). Свт. Афа­на­сия, патр. Царе­град­ско­го (ок. 1315). Прпп. Аре­фы (XII), Сисоя (XIII) и Фео­фи­ла (XII – XIII), затвор­ни­ков Печер­ских, в Ближ. пещ. (тро­парь, кондак) Блж. Елез­воя, царя Ефи­оп­ско­го (ок. 553 – 555). Мц. Синклитики́и и двух дще­рей ее (VI). При­сп. Геор­гия (1959). Сщмч. Лав­рен­тия, еп. Балах­нин­ско­го (1918). Сщмч. Алек­сия Пор­фи­рье­ва пре­св. (1918). Мч. Алек­сия Нейдгард­та (1918). При­сп. Аре­фы (Мит­ре­ни­на) иером. (1932) Сщмч. Иоан­на Смир­но­ва пре­св. (1937). Сщмч. Нико­лая Николь­ско­го пре­св. (1937). Сщмч. Пет­ра Бого­род­ско­го пре­св. (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму