Блаженная Ксения (Ксения Григорьевна Петрова), родилась между 1719 и 1731 годами в Петербурге. О детстве ее практически ничего не известно. В двадцать два года она вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего в чине полковника. Брак оказался очень коротким. Через три с половиной года горячо любимый супруг Ксении Григорьевны скончался. По одним источникам, Андрей Федорович долго болел, по другим – умер внезапно и даже не успел исповедоваться и приобщиться Святых Таин. Потрясенная горем, молодая вдова в день похорон мужа надела его одежду (камзол, рейтузы, картуз) и в таком виде пошла за гробом. На кладбище она сказала: “Андрей Федорович не умер. Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить”, – а потом принялась просить молиться за упокой души “рабы Божией Ксении”.
Святая отреклась от богатства, положенной пенсии, более того, она отреклась от своего собственного имени, и во имя любви к ближнему, приняла на себя тяжелейший подвиг юродства Христа ради.
Милостивый Господь хранил избранницу, осеняя Своей благодатью. Вскоре люди стали замечать, что за странными речами блаженной скрывается глубокий смысл.
Пророческий дар блаженной повергал петербуржцев в изумление. Однажды юродивая пришла к своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой и заметила: “Вот ты тут сидишь и не ведаешь, что тебе Бог сына послал. Беги скорее на Смоленское кладбище”. Параскева не посмела ослушаться Андрея Федоровича и пошла к кладбищу. На одной из улиц она увидела шумевшую толпу. В разговоре выяснилось, что извозчик сбил беременную женщину, которая разрешилась мальчиком и тут же скончалась. Так бездетная Параскева нашла сына. За свою долгую жизнь благочестивая неграмотная женщина с благословения блаженной Ксении вырастила и вывела в люди пятерых сирот.
Но самым известным предсказанием угодницы Божией была смерть императрицы Елизаветы Петровны.
24 декабря 1761 года накануне Рождества Христова блаженная Ксения бегала по городу и громко кричала: “Пеките блины! Скоро вся Россия Матушка будет печь блины!” Наутро разнеслась весть о кончине благочестивой императрицы, более всех святых почитавшей Пресвятую Богородицу.
Молва о предсказательнице быстро разошлась по Петербургу. Блаженную Ксению стали почитать, прислушиваться к ее мнению.
Вокруг блаженной всегда толпились люди, желая послушать ее наставления. Она была немногословна, святая старалась помогать страждущим делом, молитвою, а не словами. Когда на Смоленском кладбище строили церковь, блаженная по ночам таскала наверх кирпичи, чтобы облегчить и ускорить каменщикам работу. Она по-прежнему ходила в обносках, ела, что подадут, спала, где придется.
Такой аскетический образ жизни блаженная Ксения вела сорок пять лет, до самой своей смерти, около 1803 года. Похоронили Угодницу Божию на Смоленском кладбище, и сразу же началось паломничество к ее могиле.
По молитве блаженной происходили многие чудеса – в семьях прекращались раздоры, муж переставал пить, отчаявшийся получал хорошее место, больные исцелялись. Так в молодом Петербурге появилась своя святая, которую почитали все больше и больше. Со временем над ее могилой была построена часовня. Молва о посмертных деяниях блаженной Ксении разнеслась по земле Русской, и в 1988 году она была прославлена как всероссийская святая, по определению Собора, “за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, кротости и прозорливости, на основании большого количества чудес, совершающихся по молитвам блаженной, а также непрекращающегося народного почитания”.
“Не делайте никому зла в жизни. Враги и злоба людская мучают меня и заставляют страдать”. Наверное, произнося эти слова, святая Ксения видела перед собой образ распятого Христа, безропотно отдавшего Свою жизнь во искупление грехов человеческих.
Тропарь, глас 7
Нищету́ Христо́ву возлюби́вши, /безсме́ртныя трапе́зы ны́не наслажда́ешися, /безу́мием мни́мым безу́мие ми́ра обличи́вши, /смире́нием кре́стным си́лу Бо́жию восприя́ла еси́, /сего ра́ди дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая, /Ксе́ние блаже́нная, /моли́ Христа́ Бо́га //изба́витися нам от вся́каго зла покая́нием.
Кондак, глас 3
Днесь све́тло лику́ет град свята́го Петра́, /я́ко мно́жество скорбя́щих обрета́ют утеше́ние, /на твоя́ моли́твы наде́ющеся, /Ксе́ние всеблаже́нная, //ты бо еси́ гра́ду сему́ похвала́ и утвержде́ние.
Величание
Ублажа́ем тя, /свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой
О пресла́вная свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, те́плая о нас пред Бо́гом моли́твеннице! Якоже пре́жде к надгро́бию твоему́ припа́давшии, си́це ны́не и мы по прославле́нии твое́м к моще́м твои́м прибега́юще, про́сим: помоли́ся Го́споду, да освяти́т на́ши ду́ши и телеса́, да просвети́т ум, очи́стит со́весть от вся́кия скве́рны, нечи́стых помысло́в, лука́вых и ху́льных умышле́ний и от вся́каго превозноше́ния, го́рдости же и киче́ния, высокоу́мия же и де́рзости, от вся́каго фарисе́йскаго лицеме́рия, и от вся́каго сту́днаго и лука́ваго обы́чия на́шего; да да́рует нам и́скреннее покая́ние, сокруше́ние серде́ц на́ших, смиренному́дрие, кро́тость же и ти́хость, благогове́ние, ра́зум же духо́вный со вся́ким благоразу́мием и благодаре́нием. Утаи́вшая себе́ от му́дрых ве́ка сего́, но Бо́гу зна́емая, испроси́ же стране́ на́шей Росси́йстей от бед лю́тых избавле́ние, всего́ на́шего жития́ обновле́ние и исправле́ние, соблюди́ нас во вся́ком благочести́вом правосла́вном испове́дании ве́ры христиа́нския, я́ко да ублажа́юще тя сподо́бимся во вся дни воспева́ти, благодари́ти и сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную, Животворя́щую и Неразде́льную во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Ксении (в миру Евсе́вии) Миласской, диаконисы (V). Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III); Павла, Павсирия и Феодитиона (III); Хрисоплоки. Прпп. Македония, сирийского пустынника (ок. 420); Филона, епископа Колпастийского (V); Зосимы, монаха Синайского. Прпмч. Анастасия Персидского (VII) (перенесение мощей). Сщмч. Филиппика и мученика Варсимы с двумя братьями. Свт. Герасима Великопермского (Устьвымского) (1441). Мч. Иоанна Казанского (1529). Прп. Дионисия Олимпийского (XVI). Мч. Николая (Цикуры) Омского (1918).