6 фев­ра­ля. Бла­жен­ная Ксе­ния Петербургская
Бла­жен­ная Ксе­ния (Ксе­ния Гри­го­рьев­на Пет­ро­ва), роди­лась меж­ду 1719 и 1731 года­ми в Петер­бур­ге. О дет­стве ее прак­ти­че­ски ниче­го не извест­но. В два­дцать два года она вышла замуж за Андрея Федо­ро­ви­ча Пет­ро­ва, при­двор­но­го пев­че­го в чине пол­ков­ни­ка.…

Бла­жен­ная Ксе­ния (Ксе­ния Гри­го­рьев­на Пет­ро­ва), роди­лась меж­ду 1719 и 1731 года­ми в Петер­бур­ге. О дет­стве ее прак­ти­че­ски ниче­го не извест­но. В два­дцать два года она вышла замуж за Андрея Федо­ро­ви­ча Пет­ро­ва, при­двор­но­го пев­че­го в чине пол­ков­ни­ка. Брак ока­зал­ся очень корот­ким. Через три с поло­ви­ной года горя­чо люби­мый супруг Ксе­нии Гри­го­рьев­ны скон­чал­ся. По одним источ­ни­кам, Андрей Федо­ро­вич дол­го болел, по дру­гим – умер вне­зап­но и даже не успел испо­ве­до­вать­ся и при­об­щить­ся Свя­тых Таин. Потря­сен­ная горем, моло­дая вдо­ва в день похо­рон мужа наде­ла его одеж­ду (кам­зол, рей­ту­зы, кар­туз) и в таком виде пошла за гро­бом. На клад­би­ще она ска­за­ла: “Андрей Федо­ро­вич не умер. Умер­ла Ксе­ния Гри­го­рьев­на, а Андрей Федо­ро­вич здесь, перед вами, он жив и будет еще дол­го жить”, – а потом при­ня­лась про­сить молить­ся за упо­кой души “рабы Божи­ей Ксении”.

Свя­тая отрек­лась от богат­ства, поло­жен­ной пен­сии, более того, она отрек­лась от сво­е­го соб­ствен­но­го име­ни, и во имя люб­ви к ближ­не­му, при­ня­ла на себя тяже­лей­ший подвиг юрод­ства Хри­ста ради.

Мило­сти­вый Гос­подь хра­нил избран­ни­цу, осе­няя Сво­ей бла­го­да­тью. Вско­ре люди ста­ли заме­чать, что за стран­ны­ми реча­ми бла­жен­ной скры­ва­ет­ся глу­бо­кий смысл.

Про­ро­че­ский дар бла­жен­ной повер­гал петер­бурж­цев в изум­ле­ние. Одна­жды юро­ди­вая при­шла к сво­ей хоро­шей зна­ко­мой Парас­ке­ве Анто­но­вой и заме­ти­ла: “Вот ты тут сидишь и не веда­ешь, что тебе Бог сына послал. Беги ско­рее на Смо­лен­ское клад­би­ще”. Парас­ке­ва не посме­ла ослу­шать­ся Андрея Федо­ро­ви­ча и пошла к клад­би­щу. На одной из улиц она уви­де­ла шумев­шую тол­пу. В раз­го­во­ре выяс­ни­лось, что извоз­чик сбил бере­мен­ную жен­щи­ну, кото­рая раз­ре­ши­лась маль­чи­ком и тут же скон­ча­лась. Так без­дет­ная Парас­ке­ва нашла сына. За свою дол­гую жизнь бла­го­че­сти­вая негра­мот­ная жен­щи­на с бла­го­сло­ве­ния бла­жен­ной Ксе­нии вырас­ти­ла и выве­ла в люди пяте­рых сирот.

Но самым извест­ным пред­ска­за­ни­ем угод­ни­цы Божи­ей была смерть импе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Петровны.

24 декаб­ря 1761 года нака­нуне Рож­де­ства Хри­сто­ва бла­жен­ная Ксе­ния бега­ла по горо­ду и гром­ко кри­ча­ла: “Пеки­те бли­ны! Ско­ро вся Рос­сия Матуш­ка будет печь бли­ны!” Наут­ро раз­нес­лась весть о кон­чине бла­го­че­сти­вой импе­ра­три­цы, более всех свя­тых почи­тав­шей Пре­свя­тую Богородицу.

Мол­ва о пред­ска­за­тель­ни­це быст­ро разо­шлась по Петер­бур­гу. Бла­жен­ную Ксе­нию ста­ли почи­тать, при­слу­ши­вать­ся к ее мнению.

Вокруг бла­жен­ной все­гда тол­пи­лись люди, желая послу­шать ее настав­ле­ния. Она была немно­го­слов­на, свя­тая ста­ра­лась помо­гать страж­ду­щим делом, молит­вою, а не сло­ва­ми. Когда на Смо­лен­ском клад­би­ще стро­и­ли цер­ковь, бла­жен­ная по ночам тас­ка­ла наверх кир­пи­чи, что­бы облег­чить и уско­рить камен­щи­кам рабо­ту. Она по-преж­не­му ходи­ла в обнос­ках, ела, что пода­дут, спа­ла, где придется.

Такой аске­ти­че­ский образ жиз­ни бла­жен­ная Ксе­ния вела сорок пять лет, до самой сво­ей смер­ти, око­ло 1803 года. Похо­ро­ни­ли Угод­ни­цу Божию на Смо­лен­ском клад­би­ще, и сра­зу же нача­лось палом­ни­че­ство к ее могиле.

По молит­ве бла­жен­ной про­ис­хо­ди­ли мно­гие чуде­са – в семьях пре­кра­ща­лись раз­до­ры, муж пере­ста­вал пить, отча­яв­ший­ся полу­чал хоро­шее место, боль­ные исце­ля­лись. Так в моло­дом Петер­бур­ге появи­лась своя свя­тая, кото­рую почи­та­ли все боль­ше и боль­ше. Со вре­ме­нем над ее моги­лой была постро­е­на часов­ня. Мол­ва о посмерт­ных дея­ни­ях бла­жен­ной Ксе­нии раз­нес­лась по зем­ле Рус­ской, и в 1988 году она была про­слав­ле­на как все­рос­сий­ская свя­тая, по опре­де­ле­нию Собо­ра, “за свя­тость жиз­ни, про­явив­шу­ю­ся в глу­бо­кой люб­ви к ближ­ним, в сми­ре­нии, тер­пе­нии, кро­то­сти и про­зор­ли­во­сти, на осно­ва­нии боль­шо­го коли­че­ства чудес, совер­ша­ю­щих­ся по молит­вам бла­жен­ной, а так­же непре­кра­ща­ю­ще­го­ся народ­но­го почитания”.

“Не делай­те нико­му зла в жиз­ни. Вра­ги и зло­ба люд­ская муча­ют меня и застав­ля­ют стра­дать”. Навер­ное, про­из­но­ся эти сло­ва, свя­тая Ксе­ния виде­ла перед собой образ рас­пя­то­го Хри­ста, без­ро­пот­но отдав­ше­го Свою жизнь во искуп­ле­ние гре­хов человеческих.

Тро­парь, глас 7

Нище­ту́ Хри­сто́ву воз­лю­би́в­ши, /​без­сме́рт­ныя тра­пе­́­зы ны́не насла­жда́е­ши­ся, /​безу́­ми­ем мни́­мым безу́­мие ми́­ра обли­чи́в­ши, /​сми­ре́­ни­ем кре́ст­ным си́­лу Бо́­жию вос­при­я́­ла еси́, /​сего ра́­ди дар чудо­де́й­ствен­ныя по́­мо­щи стя­жа́в­шая, /​Ксе́­ние бла­же́н­ная, /​моли́ Хри­ста́ Бо́­га /​/​изба́ви­ти­ся нам от вся́ка­го зла покая́нием.

Кондак, глас 3

Днесь све́т­ло лику́ет град свя­та́­го Пет­ра́, /​я́ко мно́­же­ство скор­бя́­щих обре­та́­ют уте­ше́­ние, /​на тво­я́ моли́т­вы наде́­ю­ще­ся, /​Ксе́­ние все­б­ла­же́н­ная, /​/​ты бо еси́ гра́­ду сему́ похва­ла́ и утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​свя­та́я бла­же́н­ная ма́ти Ксе́­ние, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва бла­жен­ной Ксе­нии Петер­бург­ской, Хри­ста ради юродивой

О пре­сла́в­ная свя­та́я бла­же́н­ная ма́ти на́­ша Ксе́­ние, те́­п­лая о нас пред Бо́­гом моли́твен­ни­це! Яко­же пре́ж­де к над­гро́­бию тво­е­му́ при­па́­дав­шии, си́­це ны́не и мы по про­слав­ле́­нии тво­е́м к моще́м тво­и́м при­бе­га́­ю­ще, про́­сим: помо­ли́­ся Го́с­по­ду, да освя­ти́т на́­ши ду́­ши и теле­са́, да про­све­ти́т ум, очи́­стит со́­весть от вся́кия скве́р­ны, нечи́­стых помыс­ло́в, лука́­вых и ху́ль­ных умыш­ле́­ний и от вся́ка­го пре­воз­но­ше́­ния, го́р­до­сти же и киче́­ния, высо­ко­у́­мия же и де́р­зо­сти, от вся́ка­го фари­се́й­ска­го лице­ме́рия, и от вся́ка­го сту́д­на­го и лука́­ва­го обы­́­чия на́­ше­го; да да́ру­ет нам и́скрен­нее пока­я́­ние, сокру­ше́­ние сер­де́ц на́­ших, сми­рен­но­му́д­рие, кро́тость же и ти́­хость, бла­го­го­ве́­ние, ра́­зум же духо́в­ный со вся́ким бла­го­ра­зу́­ми­ем и бла­го­да­ре́­ни­ем. Ута­и́в­шая себе́ от му́д­рых ве́ка сего́, но Бо́­гу зна́е­мая, испро­си́ же стра­не́ на́­шей Рос­си́й­стей от бед лю́тых избав­ле́­ние, все­го́ на́­ше­го жити­я́ обнов­ле́­ние и исправ­ле́­ние, соблю­ди́ нас во вся́ком бла­го­че­сти́вом пра­во­сла́в­ном испо­ве́­да­нии ве́­ры хри­сти­а́н­ския, я́ко да убла­жа́­ю­ще тя спо­до́­бим­ся во вся дни вос­пе­ва́ти, бла­го­да­ри́ти и сла́ви­ти Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, Тро́и­цу Еди­но­су́щ­ную, Живо­тво­ря́­щую и Нераз­де́ль­ную во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Ксе­нии (в миру Евсе­́вии) Милас­ской, диа­ко­ни­сы (V). Мчч. Вави­лы Сици­лий­ско­го и уче­ни­ков его Тимо­фея и Ага­пия (III); Пав­ла, Пав­си­рия и Фео­ди­ти­о­на (III); Хри­со­пло­ки. Прпп. Маке­до­ния, сирий­ско­го пустын­ни­ка (ок. 420); Фило­на, епи­ско­па Кол­па­стий­ско­го (V); Зоси­мы, мона­ха Синай­ско­го. Прп­мч. Ана­ста­сия Пер­сид­ско­го (VII) (пере­не­се­ние мощей). Сщмч. Филип­пи­ка и муче­ни­ка Вар­си­мы с дву­мя бра­тья­ми. Свт. Гера­си­ма Вели­ко­перм­ско­го (Усть­вым­ско­го) (1441). Мч. Иоан­на Казан­ско­го (1529). Прп. Дио­ни­сия Олим­пий­ско­го (XVI). Мч. Нико­лая (Цику­ры) Омско­го (1918).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму